Европа |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Европа |
Гость_YB_* |
23.6.2006, 13:53
Сообщение
#1
|
Гости |
О фильме "Европа"
К сожалению, не был на обсуждении фильма. Но так как фильм понравился - умный, серьезный, порой ироничный и лиричный - хочется обсудить. Но сразу скажу - не буду оценивать художественные достоинства фильма (хотя их много). Интереснее, на мой взгляд, политическая подоплека. И самый интересный вопрос - почему с самого начала фильма все персонажи заинтересованы в главном герое? Тут своих хлопот полон рот (разрушенная, разделенная на зоны страна, голод, население, фактически сочувствующее недобитым фашистам, надо налаживать промышленность) - отчего же все завращалось вокруг какого-то американского идеалиста ("надо всем вместе трудиться на благо Германии")? Ну, американскому генералу (похоже, коменданту оккупационной зоны или начальнику контрразведки) по штату положено. А что так рвется с ним знакомиться семья главы ж/д транспорта страны (!)? На взгляд, так сказать, конспирологический - его просто хотели использовать. И те, и другие. Но может быть правомерным и другой взгляд. Так же, как поезд "Франкфурт - Берлин", в котором герой работает проводником спального вагона, есть символ Германии, так и персонажей можно рассматривать как символы политических сил того времени. Первая - "вервольфы", не сдавшиеся и продолжающие борьбу фашисты (Кэт и ее белобрысый помощник, мальчики, совершившие теракт в поезде). Вторая - американцы. Причем не вообще американцы, а именно военные, то есть те, кто воевал против фашизма (не будем сейчас оценивать меру вклада американцев в эту борьбу). Условно - рузвельтовские силы. Потому что, как мы знаем, Америка была вовсе не едина по отношению к фашистской Германии. Кроме сил, которые лишь благодаря авторитету Рузвельта заставили США вступить в войну, были: - прямо фашистские силы, - были силы, считавшие, что фашистов надо не добивать, а использовать в борьбе против СССР (вспомним известные по "17 мгновениям весны" переговоры А.Даллеса с генералом Вольфом - так вот Даллес действовал вопреки прямому приказу Рузвельта) - именно они после войны собирали фашистских спецов для работы на США, - были очень мощные корпорации, которые вели бизнес с фашистами (в фильме есть фраза о том, что промышленники США инвестировали в экономику фашистской Германии), а по окончании войны стояли за "планом Маршалла" для Германии, - были пацифисты, которые не хотели воевать из либеральных убеждений (позже, в период вьетнамской войны они составили костяк антивоенного движения США), - были коммунисты (и немало, их потом уже вырезали в ходе "охоты на ведьм", развязанной Гувером, который постоянно пугал публику кознями большевиков). В ходе войны рузвельтовские силы (в основном, военные) как-то цементировали американскую политику по отношению к Германии, но сейчас-то уже поздняя осень 45-го года (по фильму), в Америке Трумэн, и на пороге уже "холодная война". Итак, "вервольфы" и американские военные противостоят друг другу. Теперь, какие силы есть в Германии? Есть некая сотрудничающая с американцами условно антифашистская сила. Она символизируется образом еврея, которого приводит американский генерал, чтобы тот подтвердил лояльность Макса - отца героини. Кстати, сам Ларс фон Триер, который блистательно сыграл эту роль, относится к этой силе весьма иронично (очень смешная сцена, когда дюжие сопровождающие вносят разборный столик, раскладывают листы - и появляется с важным видом маленький бритый еврей). Но эта сила в борьбе себя реально никак не проявляет. Мы знаем также, что есть русские. Но интересно - фон Триер эту силу из фильма исключает. Он никак не показывает русских - ни русскую зону оккупации, ни противостояние американцев и русских (есть только надпись на повешенных "вервольф" на двух языках: русском и немецком). Его задача - показать взаимоотношения Германии (а шире - Европы, потому и фильм называется "Европа") с Америкой. Вроде бы других ярко выраженных сил нет, но еще есть сама Германия. Она разная. Одна - нормальные люди, обыватели, и ей Ларс фон Триер вполне сочувствует (вспомним изможденные лица пассажиров, когда герой проходит по вагонам третьего класса, вспомним семью, которой герой помогает выйти из поезда - и город, и их дом полностью разрушен). Ради помощи этой Германии, собственно, и приезжает из Америки герой. Есть и другая Германия - средний класс, тупо дисциплинированный (дядя героя, экзаменаторы). Он презирает обывателей и пресмыкается перед высшими (начальство, американцы). Но главное для него - порядок, который превыше всего. Потому что интервенты приходят и уходят, а "орднунг" - он в душе. Наконец, есть и третья Германия - высшие классы. В фильме это семья героини. Для них, немногих, в состав поезда включают спальный вагон (фон Триер показывает почти сакральное отношение к нему), им фактически служит герой. Эта семья - в центре внимания как некий слепок мыслящей Германии, которой в новых условиях выбирать - как жить? Дочь (героиня) выбор сделала (хотя и в ней есть сомнения, "дневная" и "ночная" сторона"). Брат - вроде бы не конформист, но инфантил: и выбора не делает, и может жить. В ситуации внутренней катастрофы - отец, сильная и чувствующая личность. Он разрывается между виной за прошлое, за то, что служил фашистам (любовь к профессии в нем победила нравственность) и тем, что сегодня надо помогать американцам, идти против собственного народа. Он искупает вину и, одновременно, отказывается от предательства - смертью. Но в целом, вся показанная в фильме Германия - фон, а не действующая сила. Так кем в этом раскладе является герой? Похоже, он символизирует либеральную Америку (или его принимают за эту силу, но это непринципиально). Он не принимал участия в войне (чтобы не воевать против своих), но с тем большим рвением он стремится помочь Германии после войны. А силы, действующие в Германии, стремятся привлечь его на свою сторону: К сожалению, он не понимает Германию, которую приехал прекраснодушно спасать, не понимает ни расклада политических сил, ни меры и накала их конфликтности. Но герою все равно приходится определиться - на чьей он стороне. А дальше - рушатся иллюзии героя, и он проходит путь от идеализма до ненависти. И в конце фильма он взрывает всю эту Германию - и правых, и виноватых, без разбора. Считает ли режиссер, что он прав, и так и надо поступить? Или это слабость героя, и он ее осуждает? Это вопрос, но мне кажется, что фон Триер своего героя отнюдь не переоценивает. |
|
|
7.10.2011, 2:54
Сообщение
#2
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 1 Регистрация: 10.3.2011 Пользователь №: 3065 |
Хочу написать свои ответы на вопросы возникшие в ходе обсуждения фильма на Киноклубе 07.10.11
(так как они не совсем совпадают с тем, что я слышал) Мне кажется фашизма фильм касается лишь опосредованно, показывая его следствия. Война проиграна и Германия в руинах, такие же руины в душах людей. Это видно во всём. Хотя не все люди разрушены до основания - есть ещё "фанатики" - организация Вервольф, которая не отошла от своих идеалов. Что защищает эта организация? Фашизм? Старую систему? Ни в коей мере! Они защищают свою Родину. Свою Родину от США. Именно ради идеала Родины один из главарей организации жертвует двумя мальчиками. И пастор говорит о борьбе за свои идеалы, но пусть и враг сражается за идеалы тоже. Борьба за высокое - оправдана. Я сказал бы что это фильм о покаянии и о любви. О высокой любви, о снисхождении, о прощении, о доброте. Германия просит о прощении, о толике тепла. Кто-то говорил, что главная героиня "цинично манипулировала" наивным американцем - категорически нет. Любила ли она его? В обычном понимании этого слова - нет. Но скажите горячо ли вы любите солнечный свет? А если представить что это последний луч, последний раз когда вы его ощущаете, сидя при этом в глубокой яме, выхода из которой нет и не будет? Такой луч света вы будете пить, словно последние глотки воды в пустыне. Именно это и просит героиня - хоть толику тепла, хоть каплю доброты. При этом отчётливо осознавая, что на ней как на немке, опосредованно - все жертвы войны, все евреи загубленные в лагерях. И непосредственно ею убит тоже наверняка не один человек. Она в глубокой яме греха, выхода нет. Но и не защищать Родину, которую рвут на части США она не может. (с причастием, считаю тоже самое - она искренна, хоть и не верит что заслуживает прощения, но кается искренне) Она просто хочет надеяться, что хоть где-то она ещё Человек, после всего того, что происходило с её страной. Тут стоит разделять Германию и фашизм. Родину и политику руководства. При этом, героиня не пытается оправдать ни себя, ни других - все допустили фашизм. Когда речь заходит о взрыве поезда, она говорит, что все мы тут и убивали и предавали по многу раз, просто чтобы выжить. Среди нас невиновных нет. Все грешные настолько, что от убийства большого греха не будет, лишь бы остановить этот ПОЕЗД. В какой-то момент в лице героини, мне показалось "немцы хотят самоубийства", потому что жить после фашизма и последствий такой войны .... КАК? Никак. Поезд это Германия. В начале фильма звучат слова: спальный вагон № ... снова на ходу! СНОВА НА ХОДУ! Германия снова начинает жить и работать. И немцам должно быть жутко, потому что они только что уже были "на ходу" и прекрасно ощущают последствия. Почему же так важно остановить этот поезд? Послушание и дисциплина у немцев в крови, красной нитью через весь фильм, и это сыграло свою роль в фашизме. Сейчас тоже самое: послушание и дисциплина тянет Германию на дно как страну, и немцев как нацию - ничего другого США не предлагают. Они боятся быть послушными и бездушными, но теперь не в руках фюрера, а в руках США. Как верно говорит главный герой - нужно остановить этот "поезд". После таких ошибок всегда нужно отдышаться, осознать, покаятся и изменить себя. На это нужно время, а США уже хотят снова разогнать "поезд" для своих целей (пусть пока только коммерческих). И если этот поезд невозможно остановить - его необходимо взорвать, не считаясь с жертвами - иначе будет ещё больше жертв. Из-за чего совершил самоубийство отец? Мне кажется он перешёл через край, перестал ощущать себя человеком. Сначала он сотрудничал с нацистами - послушание и дисциплина. Но у фашистов его поезда возили евреев на смерть. Теперь необходимо сотрудничать с американцами, опять запускать этот поезд и снова бездумно ПОДЧИНЯТЬСЯ. (потому он и говорит главному герою - не подчиняйся. стоило бы добавить - думай сам, чувствуй сам, открой душу) Причём, что очень важно, всё это изначально нечестно. По-честному за связи с нацистами ему полагалось бы наказание (как минимум лишение компании), но американец готов лгать и при этом хочет чтобы этот "поезд работал". Обеспечивает он это ... вынуждая лжесвидетельствовать ЕВРЕЯ! Того самого еврея, которых в предыдущей "работе поезда во лжи" уничтожена масса. Отец один раз участвовал в такой "работе поезда", к чему это привело - известно. И вот перед ним таже самая картина - "нужно чтобы поезд работал"+"ложь"+"угнетение евреев". Красноречиво. Он и так-то себя не чувствует нормальным человеком, а тут как выяснилось ему предлагают сделать тот же шаг второй раз. В первый раз он может смалодушничал, а может не понимал, но сейчас - яснее ясного. Единственный выход поступить хоть как-то по-человечески, вернув себе хоть тень идеала - самоубийство. Что он и сделал. Организация его похорон в такой разрухе, при запретах на сборища, ценой очень больших усилий и риска - долг, который живые, но допустившие фашизм, отдают мёртвому, но не пожелавшему "второго фашизма", со смертью вновь обретшему хоть часть Идеального, Человеку. И потому его гроб не бросают, при разгоне сборища, спасая свою жизнь, а пытаются уносить - пытаются не через собственную смерть, а таким образом отдать долги. Долги которые после войны есть у каждого. Вообще весь фильм говорит о том, что в жизни и такое бывает. И такое человек может натворить. И порой бывает что-то, что искупается только смертью. Но ведь нужно жить дальше. А как? Убив всех виновных? Столько же немцев, сколько они убили в лагерях? Тупик. Дальше можно жить, только если простить. Не забыть, но простить. Мы должны простить. Мир должен простить. Единственный способ не размножать зло, когда оно уже свершилось - простить. Помнить и не допускать в следующий раз, но простить. Мне кажется ещё и об этом просит героиня... изнутри понимая, сколько зла уже сделано. Не за себя просит, за Германию. И именно поэтому она просит взорвать поезд - чтобы ни в коем случае не повторить, пусть и ценой жизни своих соотечественников. Ещё один план, который мне кажется актуальным - наивный обыватель в политике. Идеалистичный обыватель в политике. (здесь за темой могу не уследить, если нужно я на еоте - http://eot.su/user/43) |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 15:06 |