НАЧАЛО МАТУШКИ РУСИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
НАЧАЛО МАТУШКИ РУСИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА |
23.1.2010, 22:06
Сообщение
#21
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
"Близ Псковского озера находится урочище Вольгин (Ольгин) крест, упомянутое в летописи под 1629 г. В 7 км к востоку от берега Псковского оз. находится д. Ольгино Поле, а в ней — часовня с камнем-следовиком внутри; с камнем связана легенда, согласно которой Ольга шла воевать, наступила на камень и от этого образовался след." А.А.Александров В принципе легенда о княгине Ольге здесь уже изложена - можно догадаться. Почему России нужна легенда? Все же не Китай мы - там философий достаточно. А мы же в греческой культуре все же живем - нам нужна легенда. О той матери, которая и есть Родина. И не Киев ее главный град, а Псков и Волгоград. Псков остановил поляков еще при Грозном, Волгоград (иначе тогда он назывался, но не важно это) - немцев во вторую мировую. За Родину-мать дрался там народ. Считай, что за княгиню Ольгу, что Россию творила и создала. И пусть Русью тогда Россия называлась - это ведь не важно тоже. Русские ведь потому, что земле русской и принадлежат. А не она им. А путь русским на Волгу княгиня подарила. И символичность есть в том, что Псков на реке Великой, а Волгоград - на великой Волге. Такие вот пути господни, как ни странно. |
|
|
30.1.2010, 7:05
Сообщение
#22
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Различие названий городов в индоевропейских языках.
"Древнейшим из этих названий «города» является, по-видимому, то, которое в южно-славянском церковно-славянском языке русского извода имеет форму – град(ъ), соответствующую восточно-славянскому русскому –город (например, в таких старинных названиях, как Нов-город, Бел-город, Уж-город, Китай-город). Можно думать, что слово в этом значении, реконструируемое в двух фонетических вариантах как *gher-dh-/*gher-t(h)- «обнесенный оградой= огороженный, город»[15], восходит к древнейшему состоянию индоевропейского праязыка (так называемому «индо-хеттскому»), которое датируется временем, предшествовавшим отделению от него (около V- го тыс. до н.э.) прасеверноанатолийского (из последнего позднее развивается хеттский язык). В хеттском языке указанным славянским словам и их индоевропейскому прототипу соответствует хет. gurta- «крепость, укрепленный город, цитадель, акрополь» с производными от него словами gurta-wanni - «относяшися к крепости (о человеке)», gurta-lli- «имеюший свой храм в акрополе (о боге)»[16]. В тохарском, отделение которого от раннего индоевропейского по лексикостатистическим и диалектологическим выводам предположительно следовало за анатолийским, слово сохранилось как тох.Б kercci «дворец» (Pluralia tantum)[17]. В значении «город» в тохарском используется другая по корню основа - тох.Б rīye, A ri (cр. сложное слово индоевропейского типа тох.А ri-pāşe «защитник= спаситель города») <*wri-, родственная палеобалканскому фракийскому bria «город»[18]. С древнебалканскими индоевропейскими диалектами сходно и приведенное тохарское наименование «дворца». Праформа тохарского Б названия «дворца» *gher-dh-iyo- точно соответствует фригийскому названию города Gordium, образованному от фриг. – gordum «город»[19]. Фриг. gordum «город», как и родственное славянское слово в производных с конечными -город, -град, учаcтвовало в качестве второй части в названиях городов, являвшихся словосложениями, как фриг. Mane-gordum «город Манеса (или город людей?)»[20]. Семантическое различие между фригийским, хеттским и славянским, с одной стороны, тохарским, с другой, подобно смысловой разнице между греч. πόλις «город, крепость= акрополь» (по Фукидиду)[21], санскрит. pūr- «город» (в ведийском «крепость») и литовским pilis «дворец», латышск. pils «дворец», pil-set- «город», др.-прусск.-pil(l)e как вторая часть названий мест Sassen-pile= Hasen-berg, Wosis-pile ”Cigin-burg”, Nawan-pile[22] (=Νεαπόλις, Нов-город), ср. также чешск. hrad «крепость, замок, кремль, дворец», употребляемое и как название пражского акрополя. Кроме хеттского, фригийского и славянского из других индоевропейских диалектов древнее значение основы *gher-dh-сохранял индо-иранский: родственное древнеиранское слово, из-за религиозных новшеств в авестийском приобретшее иное значение ( «убежище - логово или жилище дэвовских злых существ»[23]) оставило след в заимствованиях в финно-угорском: удмуртск. gurt «селение, деревня, родина» [24]. В других индоевропейских диалектах основа *gher-dh- сохраняет значение «огороженное место», но без отнесения его к «городу»: значение «дом»[25] есть в санскрите (gŗha) и готском (gards), в других языках разные виды ограды и огороженного: литовск.gгrdas «огороженное место, загородка, загон, стойло »[26], албанск. gardh «огороженное место, изгородь, забор» , др.-исландск. garđr «ограда, двор», др.-англ. geard «загородка, сад, огород» (откуда современное yard), др.-в.-нем. garto (откуда современное Garten); те же значения в словах, происходящей от фонетически дублетной основы *gher-t(h)- : греч. гомеровск. χόρτος «огороженное место, ограда»; лат. hortus «сад», co –hors «огороженное место, двор, скотный двор»[27], валлийск. garth « огороженное место». Речь идет об основе, которая для раннего индоевропейского восстанавливается в форме *bherg’h-; она выступает как глагол и как гетероклитическое прилагательное[28] или производные от них в хеттском (глагол park-/ park-iya- «подниматься, расти», итератив к нему park-ešk--, прилагательные park-u- «высокий»; park-i- «поднятый вверх; возвышенный, вознесенный»; производные от оcновы на –u- итератив parg-aw-ešk-, parg-anu- «делать высоким», parg-ašti «высота», parg-eššar «вышина»[29]), лувийском ( parri-<*bh[o]rg’h-i «высокий» c закономерным для лувийского исчезновением звонкого придыхательного палатального ) и тохарском : тох. А и Б pдrk- «вставать, подниматься (о небесных светилах)», тох. Б pдrk-дlсe «начало, восход», kaum-parki «восход солнца», pдrk-are «длинный», тох.А pдrk-дr«длинный» , kaum-parkдnt-«восход солнца». В некоторых диалектах собственно индоевропейского после выделения из него анатолийского и тохарского от этой основы были образованы новые названия «крепости, города»: готск. baurgs «город» c cоответствиями в других германских языках; к этой горманской основ и восходит –бург в названии Петербурга Петербурга. Сходное слово с фонетическими чертами индоевропейского диалекта, близкого к германскому (так называемого «догреческого» или «пеласгского»), было заимствовано в древнегреческий в форме πύργος. Основа, фонетически близкая к этой диалектной индоевропейской, известна как название троянского акрополя Περγαμος. Ко времени несколько позже Троянской войны относится датируемое началом I-го тыс. до н.э. заимствование похожего названия «замка, крепости» burgana- в урартский язык и в некоторые другие языки Ближнего Востока. Сходным было и происхождение заимствованного в древнеармянский названия «городской башни» burgn. " Вячеслав Вс.Иванов Переименовываемый город. Отсюда, в принципе, следует, что древнеславянский должен быть близок к фригийскому и, возможно, хеттскому. Хетты, скорее всего - прямые потомки Трипольской культуры, по крайней мере, там много общего в обряде похорон. Тогда древние славяне представляют ту ветвь индоевропейских племен, которая занималась земледелием и жила в поселениях - деревнях. А скотоводством, по преимуществу, занимались остальные. И еще один забавный исторический факт тут получает толкование. Гардарики - так звали Северную Русь скандинавы. И это название было не скандинавским, а славянским, потому как град в значении огороженный город у славян ведь было, а не у скандинавов. У скандинавов - только дом, не огороженный к тому же. Грады же возводить начали на Руси при княгине Ольге. По крайней мере Великий Новгород - её творенье. Так что княгиня заложила еще одну традицию на Руси-России - строить грады. |
|
|
30.1.2010, 7:34
Сообщение
#23
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Про угров стоит здесь сказать.
Название угры угорские народы получили, по-видимому, от славян. Тут Даль мне указующим явился: " Угры жили по карпатскому угорью" (статья у В.И.Даля "Угорь") Значение у Даля: Угорь - место, идущее в гору, подъем круче изволока; матерый кряж на берегу реки, уступ, увал вдоль речного раздолу, венец; крутой, высокий берег реки. Угорье - подножие гор, спуск, склон, подъем близ гор, вся полоса между плоскостью и горами. Угорок - пригорок, высокое место на равнине. Угорный - к угору и угорью относящийся. (Угорная дорога, идущая вдоль угорья.) Карпатские угры - несомненно венгры. Ханты, манси - обские угры. "Угры, этническое имя, называющее ханты, манси и венгров. Впервые У. упомянуты в хрониках как участники похода вестготского короля Алариха на Рим в 410 г. н.э. Коми-зыряне одними из первых познакомились с предками ханты и манси, назвав их ёгра, егра. Этот термин заимствовали русские, озвучившие его как югра. Этноним сохранился в названии речки Угра, притока Оки. Различаются угры обские (ханты и манси) и дунайские (венгры). В русских летописях упоминаются чёрные У. (мадьяры) и белые У. (гунны). Это слово, вероятно, связано с лат. (hungarus), англ. (Hungarian), фр. (Hongrois) названиями венгров (которые сами себя называют magyar — мадьяры). З. П. Соколова Источник: Энциклопедия "Югория" http://letopisi.ru/index.php/%D0%A3%D0%B3%D1%80%D1%8B Однако основное историческое место проживания угров, все-таки, Урал. Там их названия наверняка и сегодня сохранились. В русских летописях однако, белые угры - наверное, авары-обры все же, а не гунны. Но те и те, вышли, видимо, с Урала. |
|
|
2.2.2010, 18:09
Сообщение
#24
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Однако основное историческое место проживания угров, все-таки, Урал. Там их названия наверняка и сегодня сохранились. В русских летописях однако, белые угры - наверное, авары-обры все же, а не гунны. Но те и те, вышли, видимо, с Урала. Загадочный народ - эти угры. Остались ведь осколки. Да и венгры уже совсем не те угры, что когда то были. А ханты, манси - просто мало. Правда, есть историки, что зачисляют в угры чуть не все народы, происхождение которых неоднозначно - булгар, хазар, гуннов и аваров, и прочих берендеев. Здесь толика правды, наверное, все же есть. Каким то образом угры ведь поучаствовали в становлении этих народов. Но каким? Булгары первоначально, все же больше индоевропейцы из Средней Азии, черпанули и тюркской крови, и угорской тоже. Хотя ведь те же начальные то тюрки, создавшие Тюркский каганат, черпанули и иранской крови в Восточном Туркестане (Турфан), и тохарской тоже там же. Перед переселением на Алтай. Там все намешано в те времена в этом регионе - поэтому не разобрать кто есть кто ведь до конца. В конце концов большинство народов, так или иначе связанных со степью, превратились в тюрок. Остались ираноязычные осколки в Таджикистане и Афганистане, да упомянутые осколки угров. Но про Урал особо все же стоит рассказать. Там потомки угров живут и до сих пор. Но имя им - башкиры. Хотя смешались нынешние башкиры и с половецкой степью. И многие монголовидны стали. Но не в этом дело - угорские названия все же сохранились на Урале. Про них в дальнейшем будет речь. Однако стоит отступление еще одно здесь сделать. Про Аркаим. На Южном что Урале. Ныне говорят, что целая страна городов там была в первой половине 2 тыс. до н.э. И вроде колесницы появились даже там. Но сей вопрос для нас не принципиален. Для нашего же рассмотрения только важно, что угры оказались впоследствии ведь там, где и была этих городов страна. Они пришли на место индоевропейцев (точнее восточных иранцев) когда закончилась Андроновская культура. И есть они наследники её. Такая вот история случилась. А тюрки много позже здесь появились и многие названия вряд ли ведь от них. Достаточно на некоторые обратить внимание. Туранская низменность, Арал, Урал - разве не созвучны? Туран была противоположность Ирану но тогда, когда иранские народы в обоих жили. В Иране западные иранцы, в Туране - восточные. Скифы, сарматы отнесены к восточным. Однако скифы первоначально на Алтае жили - этот факт признан за научный. В Туране же - парфяне, саки и прочие. В Средней Азии на место этих всех иранцев и пришли потом тюркские народы. Но что было на Урале? Здесь много раньше тюрок появились угры и Ар- сменился на Ур-. Но кое где Ар- ведь сохранился! О том дальнейший мой рассказ. |
|
|
2.2.2010, 20:47
Сообщение
#25
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Загадочный народ - эти угры. Но что было на Урале? Здесь много раньше тюрок появились угры и Ар- сменился на Ур-. Но кое где Ар- ведь сохранился! О том дальнейший мой рассказ. Помимо перечисленных названий на Ар- или Ур- в Челябинской области есть Аргаяшевский район, где сам райцентр Аргаяш начинается на Ар-, а также озеро - Аргази. Как переводят с башкирского Аргаяш: Яр - берег, Гояш - солнечный берег; получается красивое название - Солнечный берег. А вот Аргази - через Аргужа: Ар - добрый, хороший, порядочный, Хужа - хозяин. В общем Добрый Хозяин. Однако натяжки видны сразу - почему в одном случае используется для объяснения Яр, а в другом Ар? И Аргази, видоизмененное в Аргужу - тоже очень странно. Названия явно связаны, но явно через Ар. Так что не годятся такие объяснения. Арабское Гази здесь тоже не годится - явно раньше арабской экспансии название произошло, да и не добирались сюда арабы. В общем надо думать - как расшифровать эти наименования теперь. Названия по легенде были связаны с озером Увильды, которая расшифровывается как голубая жемчужина вроде. Вода там сине-голубая, но жемчужина ли она? Не бывало вроде жемчуга в тех местах - откуда же тогда такая расшифровка? Опять вопрос стоит ребром. В общем, надо разбираться. |
|
|
2.2.2010, 22:21
Сообщение
#26
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Что означает Ар в части индоевропейских языков (и не только).
Нашел две основные версии. 1) Википедия. "Этимология слова «арий» идёт от санскр. आर्य и перс. آریا ārya — «благородный». БСЭ: «В древнейших памятниках индоиранских народов эти народы называют себя арийцами, что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних или покорённых народов». Слово «Иран», известное уже из надписей Ахеменидов, этимологически связано с названием ариев и обозначает «страна достойных». http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%B8 2) "В санскрите, например, «ар» – это эпитет Бога, он означает «упорядочивающий». Его можно перевести и как «первоначальный порядок» или просто «порядок». В скифском (скифы – иранское племя) «ард» означало «божество». В большинстве европейских языков «арт» – это «порядок» или «искусство» (кстати, в Коми Республике выходит журнал «Арт», что по-коми значит «лад»). В немецком слово «порядок» звучит как «орднунг». В греческом «ар», «арт» звучат как «арх», что означает «старший», «наводящий порядок». http://www.rusvera.mrezha.ru/406/10.htm "„Ар” в ностратических языках передаёт понятие старейшинства, превосходства: арии, аристократия, ареопаг — Ар-Рус, Ар-Рут." http://wsyachina.narod.ru/history/peoples_heart.html В общем версия Википедии выглядит как производная от более общей версии - старший, наводящий порядок. Однако слово Ар встречается и у тюркских народов. 1) "Так, своего верховного Бога якуты называют Аар Тойон, между тем как это слово – «ар» (иногда оно звучит, как арт, ард, орд и т.д.) – очень характерно для индоевропейских языков." http://www.rusvera.mrezha.ru/406/10.htm 2) "М.Жираи и В.К.Кельмаков считают, «...что этноним ар этимологически восходит к тюркским словам eri, er, ir «человек», «мужчина», вернее к варианту с заднерядным вокализмом (ср. чув. аr)», ссылаясь на то, что слово со значением «человек, мужчина» очень часто служит для образования этнонимов у самых разных народов мира... Определенный интерес представляет попытка В. И. Алатырева связать происхождение этнонима ar с некоторыми индоиранс¬кими лексемами. «Термин ар явно напрашивается на сравнение c индоиранским словом *ari;*arja «чужой, чужак, посторонний» и иногда «дикий»: вед. ari- «чужой, чужак, посторонний», др.-арийск. ari, arja «чужой», arjana «истинно чужой»... Слово arja (*arjana) имеет еще и другие значения: «ариец; арийский; герой, удалец: господин»... Еще добулгарские (тюрко-угорские и гуннские) родоплеменные этнические группировки, продвигаясь сВостока и Юго-Востока в район Волго-Камья, об удмуртах (арах) могли впервые узнать от древних индоиранцев. Следует также учесть, что в составе волжских булгарских этнических групп были кочевники и из «сармато-аланских племен», для которых иноязычные родоплеменные ары могли быть известны. Булгарам и кыпчакам этот термин (ар) перешел «механически» " Забавно, что так называемые тюрки Поволжья называли удмуртов этим этнонимом. "В языках тюрок Поволжья и Предуралья — татар, башкир и чувашей — существует этнический термин ар, которым вышеназванные народы именуют удмуртов: тат., баш. ар, множ. ч. арлар; чув. ар, множ. ч. арсем. От поволжских тюрок данный этноним был заимствован русскими и иногда использовался в качестве названия удмуртов в русских официальных документах и научной литературе вплоть до середины XVIII в. наряду с другим этнонимом — (в)отин / (в) отяк" http://www.udmurt.info/library/belykh/ar.htm Однако ничего странного в этом нет, если считать тех же начальных булгар преимущественно (или хотя бы значительной частью) индоевропейским народом, перешедшим на тюркский язык. Тогда похожих на индоевропейцев удмуртов они и могли назвать Ар. Само же название булгар тоже включает этот самый Ар, как и название хазАр, авАр, савАр. В общем у всех этих народов просматриваются индоевропейские корни (в смеси с народами других языковых групп, конечно). В таком раскладе легко получает своё значение и Арал: "Древний корень "АЛ" присутствует во многих индоевропейских языках, но встречается также и в тюркской семье языков. Значение слова "АЛ" - вода, влага, водяной. Сравните: старое индоевропейское "ВАР" - море, вода. В сущности, это одно из основных обозначений воды в индоевропейских языках, вариантами которого являются также "МАР" или "НАР". Общеизвестно, что древние люди, как правило, селились недалеко от воды. Таким образом, можно предположить: АЛ - "вода, водяной". " http://www.zur.ru/?action=show_id&id=640&np_id= Тогда Арал просто значит "вода ариев", а Урал - видимо, похоже. Только Арал - озеро-вода, а Урал (угорское изменение) - река-вода. Елабуга расшифровывается В.Тукмачевым так: "Общеизвестно, что древние люди, как правило, селились недалеко от воды. Таким образом, можно предположить: АЛ - "вода, водяной". АБ - "бог", очень древнее, скорее всего, первобытное слово, сходное с древнеарабским АБА - "бог". УГА - древний термин "река" с финно-угорских языков. Таким образом, получается, что гидроним АЛ-АБ-УГА имеет значение "водяной бог реки"." (там же). Можно проще - водный бог реки, а еще проще - Водяной. |
|
|
3.2.2010, 5:25
Сообщение
#27
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
1) Уральские горы по легенде. "«Урал» по-башкирски — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет." (Википедия)
Река же получила своё наименование по указу Екатерины 2, до этого называлась Яик. "Древнее название — Яи́к (башк. Яйыk, каз. Жайық). Гидроним восходит через тюркское посредство к древне-иранскому наименованию: под названием *Daiks река показана на карте Птолемея II века н.э (там же). 2) Название реки Яик и созвучные с ним Даикс, Даих, Ягак и т д. встречаются уже около двух тысяч лет. Сейчас трудно сказать, что означало слово «Даикс» во времена Птолемея, когда в бассейне Урала еще кочевали ираноязычные племена сарматов. Русская же форма «Яик» впервые встречается в русской летописи 1229 г. Ее считают производной от общетюркской основы «Жаик» со значением «широкое русло реки» или «широко разливающийся». О происхождении названия Урал есть множество противоречивых версий. Для реки оно является вторичным, производным от названия Уральских гор, где она берет начало. Не выдерживает, например, критики ставшее широко распространенным мнение, что «Урал» означает «пояс», откуда и пошло употребляемое в народе название Урала — Каменный Пояс. Слова «Урал» со значением «пояс» попросту нет в тюркских языках. Ошибочна, вероятно, версия о происхождении названия Уральских гор от имени героя башкирской легенды Урал-батыра, который совершал подвиги, воздвигая на месте поверженных врагов горы. Имя башкирского богатыря, скорее всего, вторично от названия гор. Заслуживает внимания попытка вывести название Урал от мансийского слова «ур», означающего гору, возвышенность, увал, водораздел. Но правы, наверное, те, кто связывает происхождение современного «Урал» со старым названием Южного Урала — Аралтова (Оралтова) гора, которое встречается еще в начале XVII в. в «Книге большому чертежу». Ведь Уральские горы через свое непосредственное продолжение горы Мугод - жары примыкают к Аральскому морю. http://his95.narod.ru/oren/ural_.htm Кстати, о каменных идолах вогулов - здесь - http://niceworld.su/ussr-nature/144-kamenn...ly-vogulov.html |
|
|
5.2.2010, 20:58
Сообщение
#28
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Дальше пойдем по следу Ольги на восток.
За Уралом русские нашли большую реку, Обью называлась в устье, где ж был её исток? Все по порядку - названья метки! Бия - река в республике Алтай и Алтайском крае России. Вытекает из Телецкого озера и, сливаясь с Катунью, образует реку Обь. В первых донесениях русских землепроходцев (1627-1630 гг.) называется «рекой Би». В языке самодийцев – коренного населения берегов Бии – би – «река», причем в языке койбалов, одного из самодийских племен Алтая, есть слово бие – «обилие воды, потоп». Отмечается также существование термина бия – «река» - в негидальском языке тунгусо-манчжурской языковой группы. Катунь - основная водная артерия Горного Алтая. Катунь, сливаясь с Бией, в 19 км к юго-западу от Бийска, образует реку Обь. По одной из версий название реки происходит от близкого по звучанию тюркского слова со значением «женщина», но оно плохо поддается географическому осмыслению. Если прибегнуть к сравнительному методу, то в Евразии встречается много названий рек с основой кат, хат: приток Ангары Ката, несколько рек Катанга (в прошлом и сама Ангара и обе Тунгуски назывались Катангами), Катанца в бассейне Селенги, Катун в Западном Саяне, Катанас – хантыйское название Иртыша, Кать в бассейне Мологи, Катай в бассейне Ветлуги, Хатанга, Хатымы в бассейне Алдана, Хатаяха в бассейне Печоры и др. Такая частая встречаемость основы кат, хат в речных названиях Сибири и Севера позволяет предположить существование древнего термина кат, хат, языковая принадлежность и значение которого пока неизвестны. Обь - река в Западной Сибири, самая протяжённая река в России и вторая по протяжённости в Азии. Объяснения этого названия противоречивы. Убедительно мнение о происхождении названия от иранского об – «вода». Но русские познакомились с Обью севернее, в ее нижнем течении. Впервые она упоминается в Новгородской летописи в 1364 г. в связи с местом Обдор, где Об – название реки, дор – «край, местность возле чего-либо» (с языка коми). То есть Обдор – «местность у Оби». Таким образом, русские восприняли название Обь у коми, а те, вероятнее всего, у своих южных соседей. Также существует предположение, что первичным было коми название Обва – «снежная река». В этом случае требует объяснения причина утраты элемента –ва, обычного в названиях рек на языке коми (ва – «река», напр. Сосьва, Лозьва и др.) и образования названия Обдор вместо Обвадор. http://www.infoflotforum.ru/lofiversion/in...php/t20444.html Много гипотез существует и о происхождении названия реки Оби: от русского слова обе или объять (последнее мнение недавно высказывалось в «Огоньке»), от иранского аб, об—«вода», от коми-зырянских слов:обва—«тетка, бабушка» и обва—«снежная вода». Сразу оговоримся: нельзя объяснять происхождения названия этой могучей реки от русских слов, так как в Сибири нет сколько-нибудь значительных рек, названных русским именем. Из истории известно, что впервые русские упомянули Обь в Новгородской летописи в 1364 году, назвав ее Обдорой.В это время им еще ничего не было известно об истоке реки Оби (из двух рек — Бии и Катуни). В то же время топоним Обь распространен только среди русских: живущие на ее берегах малые народы называют ее по-другому: ханты — Ас, тюрки — Умар, кеты — Ю, Чу. Откуда же русские узнали, что это Обь? Некоторые ученые связывают слово Обь с иранским аб—«вода, река» (В. А. Никонов). Это не противоречит общему направлению в назывании рек, но тогда русские должны были узнать Обь в ее верхнем течении, где в названиях рек встречается иранское аб. Судя же по летописи, впервые с этой рекой познакомились новгородцы, ходящие в Югру. Значит, они встретились с Обью в ее нижнем течении. Проводниками новгородцев были коми (их русские называли зырянами). Поэтому можно предположить, что и название Оби новгородцы услышали от коми. В этом особенно убеждает нас ранняя связь слова Обь со словом дор, которое в языке коми означает «местность». Что же значит слово об в коми языке? Едва ли можно думать, что такую большую реку коми называли словом обва — «тетка, бабушка». На наш взгляд, правы те, кто связывает топоним Обь с обва в значении «снежная вода» (немецкий ученый В. Штейниц, томский профессор А. П. Дульзон). Эта этимология хорошо согласуется и с географическими особенностями реки Оби, особенно в ее нижнем течении. Из "ЗАГАДКИ НАЗВАНИЙ РЕК" Воробьева И.А. Язык земли. Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1973. |
|
|
6.2.2010, 5:30
Сообщение
#29
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Чуть чуть о Барнауле,
Название очень интересно. Оно ведь память о реке, Что о ней из Википедии известно. Наиболее ранними документами с названием реки являются пять карт, выполненных тобольским чертежником Семёном Ремезовым на рубеже XVII—XVIII веков. В их основу были положены не сохранившиеся материалы конца XVII века. На четырёх чертежах из пяти река названа Бороноур, в одном случае Боронур. В известных историкам письменных источниках второго десятилетия XVIII века упоминание реки встречается дважды. Со слов тюркоязычного населения Верхнего Приобья её название было записано русскими как Борноул (1716) и Боранаул (1717). Как и многие другие реки Сибири и Алтая, современная Барнаулка именовалась в мужском роде. Официальные документы сохранили эту традицию до XIX века, но в устной речи уже в то время существовал и вариант с женским родом. «Речка Барнаулка, которая течет ис степи з западу, из озер» упомянута в путевом описании 1735 года, а на карту река попала под таким названием в 1788 году[4]. Важные сведения о названии реки содержатся в материалах академической экспедиции, побывавшей здесь в сентябре 1734 года. В дневнике путешествия Иоганна Георга Гмелина, опубликованном в 1751 году Барнаулка из-за своих небольших размеров упоминалась как ручей — «Bach Barna aul»[5]. Наиболее полные сведения о ранних названиях Барнаулки дают бумаги спутника И. Гмелина — Герарда Фридриха Миллера, в которых река именуется как «Barnaul» Он отметил на своей карте прежнее монгольское название Барнаулки: «по-калмыцки Boro-nor». Слово nor (нор) по-монгольски означает «озеро» и пишется как нуур. Таким образом название реки реконструировалось в Боро-нуур. Тот же Миллер дал и первое научное объяснение: «Оно означает в этих словах не что иное как Серое озеро»[6]. Однако у исследователей нет единого ответа на вопрос о трансформации последней буквы в слове - «р» в «л». По одной из версий, информаторы просто исказили первоначальное монгольское название в соответствии с нормами своего тюркского языка: Боронуур/Бороноур превратилось в Боранаул/Борноул, а в русском языке превратилось в Барнаул. Однако, в этом случае название имеет не тюркское происхождение. Другой вариант предложил историк А. П. Уманский, все же считая корни названия реки телеутскими. Отмечена связь между монгольскими словами бараа(н) — «темный» и бор — «серый» с тюркскими параан/бараан — «темный» и и поро/боро — «серый»[7]. Вторая же часть слова — ул, по мнению учёного переводится как «река» или «вода». В результате Уманский предположительно восстановил тюркское название Поронгы-ул или Бороны-ул, со значением «Мутная вода»[8]. Томский профессор А. П. Дульзон предположил, что название города состоит из двух древнетюркских слов. Исходной формой этого топонима является «Бороноул», где «боро» восходит во многих тюркских и монгольских языках к слову «волк», а «ул» в тюркских языках значит «река». Таким образом, «Барнаул» — это «волчья река» или, возможно, «волчье озеро». Этот вариант подкрепляется тем, что в ленточном бору, по которому протекает Барнаулка, ранее водились волки, а в районе истоков реки расположено множество озёр. К тому же, волк считался священным животным среди жителей Алтая. Со временем, «обрусев» и приспособившись к русскому говору, слово дало название городу[9]. |
|
|
6.2.2010, 6:23
Сообщение
#30
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Река Енисей - самая многоводная река России.
РЕКА ЕНИСЕЙ (Восточная Сибирь) «...Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость». Так писал о великой сибирской реке Антон Павлович Чехов, увидевший Енисей, остановившись в Красноярске в 1890 году по пути на остров Сахалин. Пожалуй, нет на Земле реки, берега которой настолько разнообразны! Здесь и заснеженные хребты Саян, и степи Минусинской котловины, и бескрайние туруханские болота, и лесистые сопки Енисейского кряжа, причудливые скалы Красноярских Столбов и черные базальтовые утесы заполярного плато Путорана, таймырская тундра и сосновые боры Приангарья... А как красивы и непохожи друг на друга притоки Енисея! Каждый из них запоминается чем-то особенным, присущим только ему: спокойная неторопливая Нижняя Тунгуска и бешеный Большой Пит, таежная красавица Мана и сумрачный болотистый Кае, могучая Ангара и порожистая быстрая Хамсара — у каждой реки свой облик и свой норов. Енисей — самая многоводная река России. Шестьсот кубических километров воды в год выносит он в Карское море. Это в три раза больше чем сток Волги, и больше, чем выносят в моря все реки Европейской России. Однажды в Енисей заплыл кит. Он поднимался вверх по реке, время от времени пуская фонтаны. Так проплыл морской гигант четыреста километров от Карского моря и наверняка поднялся бы еще выше, но бедняге не повезло: неудачно нырнув, он распорол себе брюхо об острые камни. Так что не случайно Енисей зовут братом океана — такой он длинный и могучий, стремительный и бурный. В низовьях этой великой сибирской реки берега видны с борта теплохода только в бинокль, и то с трудом. Протекая почти строго по меридиану с юга на север, Енисей делит российскую территорию примерно пополам При этом бассейн его состоит из трех абсолютно разных частей. В верховьях река со всех сторон окружена горами, а в среднем и нижнем течении ее русло служит границей между низменной Западной Сибирью и Средне-Сибирским плоскогорьем. Истоком Енисея принято считать озеро Кара-Балык в Саянских горах. Отсюда под именем Большого Енисея, или Бий-Хема (по-тувински — «Большая река»), он мчится через пороги и перекаты к Тувинской котловине. Здесь, в межгорной впадине, у города Кызыла, БийХем сливается с Ка-Хемом (Малым Енисеем) и образует собственно Енисей. По-тувински его именуют Улуг-Хемом — Великой рекой. Такое уважительное отношение к могучему потоку свойственно всем народам, живущим на его берегах. Эвенки, например, именовали его Иоанесси («Большая вода»). У пришедших из-за Урала русских казаков это название слегка видоизменилось и стало звучать как Енисей. В таком виде оно и закрепилось в русском языке и на картах. Кызыл, между прочим, находится точно посредине азиатской части материка Евразии. Здесь установлен обелиск с надписью: «Центр Азии». В Тувинской котловине, вырвавшись ненадолго из гор, Енисей временно успокаивается и разбивается на множество рукавов Это место реки называют поэтому «Сорок Енисеев». На выходе из котловины мощная река полукилометровой ширины вынуждена вновь пробиваться через Саяны. Недаром тувинцы называли эту впадину Хан-хо-Хан («Большой мешок с маленькой дыркой»). Высокий скалистый хребет Западного Саяна оставляет Енисею лишь одну узкую щель. Раньше вся она представляла собой цепь порогов, на которых река сужалась порой до семидесяти метров. Особенно грозным был Большой порог, расположенный в самом конце ущелья. Сейчас на выходе из гор построена двухсотметровая плотина Саянской ГЭС, и весь бурный участок верхнего Енисея стал водохранилищем. Ниже плотины река выходит в Минусинскую котловину, где ее по обоим берегам окружают привольные абаканские степи. Русло Енисея опять ветвится, появляются острова, а впадающие слева и справа притоки все добавляют воды в широкий и глубокий поток. Ниже города Абакана снова начинается широкая гладь водохранилища, на этот раз Красноярской ГЭС, после которого на правом берегу появляются огромные скалы причудливого облика, то выглядывающие из зеленого моря тайги, то подступающие к самому берегу. Это знаменитые Красноярские Столбы — один из интереснейших уголков Сибири. Однако этот район настолько любопытен и необычен, что заслуживает отдельного путешествия. А плывущий на теплоходе путешественник прощается здесь с горами: ведь Столбы — это последний западный форпост Восточного Саяна. Миновав устье Кана, Енисей устремляется на север, собирая по пути воды многочисленных новых притоков и становясь поистине богатырской водной артерией. Причем основную долю в ее «снабжение» вносят правые притоки. Из почти ста рек, впадающих с востока в Енисей, шесть больше Оки, а самая длинная — Нижняя Тунгуска — лишь чуть-чуть короче Волги. http://niceworld.su/gallery/mnogolikaja-af...ografija-2.html На правом берегу могучего Енисея, почти напротив Красноярска, расположился самый, наверное, необычный район Сибири, с давних пор привлекавший внимание людей. В книгах его называли «Страной причудливых скал», «Краем каменных великанов» и другими поэтичными именами. А географы нанесли на свои карты название, данное удивительным скалам местными жителями — Красноярские Столбы. Восторженно отзывался о здешних местах уроженец Красноярска, великий русский художник Суриков. «Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не видел такой красоты, как эта...» — писал он. А за полвека до Сурикова, в 1823 году, исследователь Сибири Прохор Селезнев так описывал Столбы: «Зело превелики и пречудесны сотворены скалы. А находятся они в отдаленной пустыне верст за пятнадцать, а может, и за двадцать. Только попасть туда трудно, конный не проедет, пеший не пройдет, да и зверья дикого немало. Разно рассказывают о них. Пожалуй, правду говорят, что в других землях не увидать такого. И залезти на сии скалы никто не сможет и какие они неизвестно». Красноярские Столбы - суровые каменные великаны. В то далекое время, два века назад, населявшие долину Енисея хакасы и аборигены Саянских гор — тофалары поклонялись необычным скалам, считая их земным воплощением богов. Они приносили жертвы суровым каменным великанам, охраняющим тайгу и ее сокровища, надеясь, что их помощь принесет удачу на предстоящей охоте. Да и как было не поверить в божественную природу Столбов, если очертания их действительно напоминают то фигуры или головы людей («Дед», «Бабушка», «Внучка»,.» «Прадед»), то зверей или птиц («Большой Беркут», «Малый Беркут», «Воробушки», «Верблюд», «Кабарга», «Бегемот»). Иные скалы своими фантастическими формами вызывают совершенно неожиданные ассоциации. Одна из них, «Китайская Стена», напоминает, например, древнее укрепление, другая, «Львиные Ворота», очень похожа на циклопические Львиные Ворота в древних Микенах. А скалы «Перья» похожи на воткнувшееся в землю крыло гигантской птицы... Долгое время ученые не подозревали о существовании этого замечательного памятника природы. Только в 1842 году его изучил и описал знаменитый геолог, исследователь Саян, Алтая, Апеннин и турецких гор А. П. Чихачев. Как же образовались эти удивительные природные «скульптуры»? Над их созданием сначала потрудились титанические силы огненных недр Земли. В девонском периоде, четыреста миллионов лет назад, расплавленная магма рвалась здесь из глубины, но не смогла вырваться на поверхность и застыла в трещинах и пустотах осадочных горных пород, залегавших на поверхности. Потом за дело взялись солнце, ветер и вода, постепенно разрушившие известняки, сланцы и песчаники, вмещавшие магматическую породу. И тогда эта порода — розовый сиенит, заполнявшая самые разные по форме полости в осадочном чехле, оказалась снаружи. С прочными боками сиенитовых скал разрушительные поверхностные силы не справились, оставив их торчать в виде причудливых каменных «столбов». http://niceworld.su/ussr-nature/52-krasnoyarskie-ctolby.html |
|
|
7.2.2010, 21:00
Сообщение
#31
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Теперь вернемся несколько назад.
И выясним названия некоторых рек Сибири. Все же понимание названий создает кусочек смысла в истории её. Как все происходило, какие здесь народы жили и реки нарекали как. К названию Сибирь тоже здесь вернемся. "И все же определенную часть названий рек достаточно надежно можно объяснить на основе языков аборигенов Сибири. Для этого надо знать, как в них строится географическое название. Ученые установили, что в большинстве языков топоним состоит из двух слов, причем конечное имеет значение «река», «вода». По этому конечному слову можно узнать хантыйские, селькупские, тюркские и другие названия. Например, у ненцев «река» обозначалась словом яха: Табьяха, Мудуйяха, Еркутаяха, Хадытаяха, Мярояха; ханты передают ненецкое яха как яг, поэтому названия рек на яг в местах, где сейчас живут ханты, также имеют ненецкое происхождение: Ягыляг, Кругяк, Еголяк. У манси река обозначается словом я: Атымья, Волья, Толья, Орья, Пелья, Турья, Калья; у xaнты — словами иган, еган, юган, игай: Ларьеган, Ватъеган, Кульеган; у селькупов—словами кы, гы, превратившимися у русских в ка, га: Катальга, Корлига, Чурулька, Шуделька , Нюролька, Лозунга, Суйга; у южных самодийцев — словами, бу, чу, чаба, бы,которые у русских звучат как ба, ма, ва, ча,жа, джа, чага: Аба, Амба, Куба, Кумлова,Андарма, Кондома, Касьма, Дача, Паральжа; у тюрок—«река» обозначается словами илга, юл, су: Илгай, Мрассу, Чичкаюл и др. Кроме того, в тюркских названиях часто встречается суффикс обладания лыг с его вариантами (тыг, дыг, ту, ду), которые в русском языке превращаются в ла, та, да: Чумирта, Кондусла, Узакла, Кинда и другие. Кетские названия можно узнать по таким словам, обозначающим реки, как уль, сес, сет, тет, шет. Несколько видоизменяясь, они встречаются во многих названиях рек: Кайтес, Тартас, Китат, Майзас, Куендат, Тесат, Сулзат, Ингузет и другие. И все же довольно значительную часть нерусских сибирских названий трудно объяснить через языки ныне живущих на этой территории народов. Их создателей чаще всего уже давно здесь нет, а названия, имевшие довольно сложную судьбу, сильно изменились и теперь не соотносятся с каким-либо языком. Поэтому в Сибири и встречается еще много либо совсем не расшифрованных географических названий, либо таких, происхождение которых можно связать с несколькими причинами, причем более или менее правдоподобными. А для достоверной этимологии необходимо руководствоваться не только языковыми данными, но и принимать во внимание историю и географию территории, где встретился топоним, учитывать все однотипные названия и место распространения, согласовывать с историей первого знакомства русских с той или иной рекой или местностью. Вот, например, топоним Сибирь. Он давно уже привлек внимание ученых. Не случайно они соотносили его с самыми разными словами: с татарским словом сен-бирь —«. ты первый или главный» (В. Н. Татищев), с татарским глаголом сибирмак — «вычищать» (Н.А.Абрамов), с русским словом север (В. М. Флоринский, Н.И.Михайлов), с монгольским словом шивэр — «заболоченная чаща» ( И.В.Щеглов), с названием гуннского племени сабиров, или ceберов (И. Шафарик), с монгольским словом сэбэр — «прекрасный, красивый» (А. Г. Митрошкина) и другими.Часть этих объяснений не выдерживает ни лингвистической, ни исторической, ни географической проверок. Например, при объяснении названия Сибирь из русского север нельзя на основе русского языка доказать закономерность изменения звука в в б и перенос ударения с первого слога на второй.К тому же от русского населения Сибирь находилась не на севере, а на востоке.Точно также не обоснована наивная этимология от глагола сибирмак. Наиболее стройной представляется гипотеза томского профессора 3. Я. Бояршиновой, которая на основе исторических данных пришла к выводу, что термин Сибирь происходит от названия этнической группы сипыр (сёвыр, сабир) — предков древних угров. Позднее название шибир, сибир, по мнению 3. Я. Бояршиновой, стало относиться к тюркоязычной группе, живущей по среднему Иртышу. Начиная с XIII века, восточные авторы назьгвают Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала. В XIV—XV веках Сибирью называли укрепленный городок на берегу Иртыша. Русские летописи XV века Сибирской землей именуют лишь район по нижнему Тоболу и среднему Иртышу. Разгром Ермаком Сибирского ханства и дальнейшее продвижение русских на восток привело к тому, что термин Сибирь в русском употреблении постепенно распространился на все районы Азии — от Уральских гор до побережья Тихого океана." ЗАГАДКИ НАЗВАНИЙ РЕК Воробьева И.А. Забавно получилось: сабиры - фактически, современные чуваши, живут в Поволжье, а по ним русские назвали огромный регион - Сибирь, где сабиры когда-то жили. Неисповедимы все-таки пути господни! Но русские изменили все же историю Сибири - до них с Европой степью она соединялась. А русские по рекам всю Сибирь прошли! |
|
|
7.2.2010, 21:28
Сообщение
#32
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
В принципе, здесь можно поставить точку или многоточие всего лишь.
Идя по следу Ольги на восток, добрались мы до Енисея - дальнейшее понятно - Выход к Океану - самому большому на Земле. Но Дальний наш Восток - значительная тема, здесь не коснемся мы её. На Красном Яре остановимся пока - значительная все же остановка. Название это и так понятно без расшифровок из сибирских языков. Легенда о княгине Ольге позволяет так интерпретировать историю России - движение на восток - движение вперед, на западе мы лишь оборонялись. Легенду эту литературно надо изложить (материалы собраны почти), но нет пока ни времени, ни вдохновения. Поэтому лишь многоточие поставим... |
|
|
5.7.2010, 9:34
Сообщение
#33
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 |
Легенда о княгине Ольге позволяет так интерпретировать историю России - движение на восток - движение вперед, на западе мы лишь оборонялись. Статья "Рождение русского государства" представлена здесь: http://www.liveinternet.ru/users/3870374/ Конечно, это не литературное произведение, но новое прочтение начала русской истории изложено, я надеюсь, не тяжеловесно. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 28.12.2024, 1:08 |