ЭВОЛЮЦИЯ ЭТНОСОВ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЭВОЛЮЦИЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
ЭВОЛЮЦИЯ ЭТНОСОВ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЭВОЛЮЦИЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. |
![]()
Сообщение
#1
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
Целью настоящей работы является выявление связи эволюции цивилизаций с процессами этногенеза. В настоящее время концепции, рассматривающие эволюцию цивилизаций, существуют отдельно от концепций, рассматривающих эволюцию этносов. В качестве базовой для эволюции цивилизаций мы возьмем концепцию А.Тойнби, а для эволюции этносов – Л.Гумилева. Выявление достоинств и недостатков концепции А.Тойнби мы будем вести с позиции этнического подхода к эволюции человеческих сообществ.
Но сама базовая концепция эволюции этносов Л.Гумилева нуждается в существенной доработке, потому что содержит ряд существенных недостатков. Первый недостаток связан с представлением об этносе как замкнутой системе дискретного типа, имеющей у него в качестве модели обычную печь [Л.Гумилев, 1997. С.60]. Ни этносы, ни цивилизации не являются системами замкнутого типа, это открытые системы. Они требуют постоянной подпитки энергией, а не разового ее вброса в виде пассионарного толчка. Поэтому его кривая изменения пассионарного напряжения этнической системы вряд ли может точно отражать график ее активности в течение срока существования этноса. Зенит активности этноса должен находиться в начале фазы надлома, соответствующей революционным эпохам и наиболее значительным гражданским войнам, происходящим как раз вследствие переполнения этноса «пассионарностью». У Л.Гумилева его «пассионарная энергия» (которая гипотетична и не может быть обнаружена пока никакими методами) получается этносом в самом начале, а потом расходуется им в течение всей его жизни. Поэтому у него пик кривой приходится на предшествующую надлому акматическую фазу, в большей степени даже на ее начало. Что, в общем, расходится с эмпирическими данными исторических этногенезов. Второй существенный недостаток связан с пониманием причин образования новых этносов. Гумилев основную причину видел как раз в вбросе энергии в человеческие сообщества во время пассионарных толчков, тогда как процессам метисации старых этнических образований отводил подчиненную роль. На наш взгляд, новые этносы образуются в результате смешения старых этносов, находящихся в конце своего витка этногенеза. Обычно это происходило в результате завоевания одним этносом территорий другого этноса. Для наступления фазы метисации этнос-завоеватель должен быть несколько моложе покоренного этноса, но тоже близко к концу своего цикла этногенеза, примерно в инерционной фазе по терминологии Гумилева. Когда этнос-завоеватель переходил в фазу обскурации, то тогда и наступали интенсивные процессы метисации старых этнических образований, в результате которых и мог образоваться новый этнос, начинавший заново свой цикл этногенеза. Если же этнос-завоеватель еще достаточно молод, то процессы метисации не приводят к образованию нового этноса, а обычно происходит ассимиляция покоренного населения этносом-завоевателем. Либо завоеванный этнос начинает вести ущербное, неполноценное существование под главенством этноса-завоевателя, не растворяясь полностью в завоевателях. Образованию же новых этносов предшествует период этнического хаоса, когда старые этнические образования находятся на стадии распада, а новые еще незначительны и только начинают формироваться. Этот период и логично назвать фазой хаоса, вполне в духе современных представлений синергетики, когда порядок образуется из хаоса, при этом, «источником порядка является неравновесность» [ И.Пригожин, И.Стенгерс, 1986. С.357]. Когда этнос-завоеватель еще не стар и у него достаточно энергии для поддержания своей этнической системы в нормальном состоянии, то это состояние и стоит охарактеризовать как стабильное, поэтому новых этносов взамен старых и не образуется. Когда же наступают процессы распада старых этнических систем, то система из стабильного состояния переходит в нестабильное, хаотическое. И образование новых этнических систем оказывается возможным только в таких хаотических условиях в результате воздействия неравновесности, которую следует понимать в этом случае как уход этнической системы от состояния стабильности. Для смещения из равновесного состояния с природой (по Гумилеву гомеостаза) в неравновесное действительно требуется вброс некой «энергии» в человеческое сообщество. Только природа этой «пассионарной энергии» до сих пор непонятна, однако понятен результат воздействия неравновесности – в человеческом сообществе стартуют процессы самоорганизации, которые и приводят к формированию новых этнических образований. С нашей точки зрения, более важен сам переход этнических систем в хаотическое состояние, нежели вброс «пассионарной энергии». Был бы переход, а энергия «найдется». Третий существенный недостаток концепции Л.Гумилева связан уже не с теоретической моделью, а с интерпретацией им исторически различимых этногенезов. Теоретически Гумилев утверждал, что весь цикл этногенеза занимает около 1500 лет. Однако рассмотрение конкретных этногенезов в его работах дало очень отличающиеся от этой цифры данные. Продолжительность активных фаз этногенеза (за исключением фазы гомеостаза, составляющей около 300 лет) колеблется у него от 300 до 1200 лет. Эти разночтения с теоретической цифрой оказались обусловлены неточными датировками начал и окончаний этногенезов. Наше исследование [О. Пыльцын, 2003] показало, что для подавляющего количества исторически выделяемых этногенезов цифра 1500 лет соответствует реальности для полного цикла этногенеза. У Гумилева теоретической модели соответствует только византийский и меньшей степени римский этногенез, при этом именно византийский и выступил в качестве прообраза теоретической модели. Но он весьма специфичен, так как формирование новых этносов в этом этногенезе происходило под сенью римской государственности, но сами римляне отношения к нему не имели. Поэтому брать его в качестве «идеального» случая, прообраза теоретической модели, весьма сомнительно. В намного большей степени подходит на эту роль римский этногенез, но в нем Гумилевым и не была выделена фаза хаоса, т.е. период до основания Рима. Соответственно, стадиальное разбиение этногенеза оказалось не точным как с точки зрения датировки его начала, так и теоретической точки его зенита. Этим, во многом, и обусловлены его ошибки при датировках начал и окончаний этногенезов. Кроме того, у него и длительность фаз этногенеза существенно плавает, тогда как наше исследование показало, что их длительность мало отличается от длительности фаз римского этногенеза, который и стоит рассматривать как базовый для теоретической модели этногенеза. Перейдем теперь к анализу эволюции цивилизаций в концепции А.Тойнби. Он в своих рассуждениях искал некую самодостаточную целостность, которую он нашел в собственной цивилизации, членом которой он являлся. Рамки национального государства показались ему узкими, так как процессы, происходившие в Великобритании, начиная с принятия христианства, невозможно анализировать оторвано от истории других западноевропейских государств. Расширив целое до понятия «западное христианство», он тут же оговорился, что Реформация внесла дифференциацию в прежде единую религиозную целостность, и более точно говорить о «Западе», «западном мире». Этот мир стал у Тойнби той моделью цивилизации, по которой он вычленял все остальные. Л.Гумилев тоже искал некую целостность, только этническую. Рамки одного этноса также показались ему узкими, поэтому он и предложил термин суперэтнос, который у него обнимал ряд родственных этносов, рожденных, по его мнению, одновременно. В итоге получилось так, что стартовав в своих рассуждениях от разных типов социальных образований (Тойнби – государственного, а Гумилев – этнического), оба автора концепций социальной эволюции пришли почти к одинаковым целостностям, по крайней мере, на территории Европы. Только обозначили их по разному: цивилизации у Тойнби, суперэтносы у Гумилева. При этом и стадиальная разбивка эволюции этих образований оказались достаточно схожими. Но причины эволюции у них оказались различными – изменение пассионарной энергии у Гумилева и действие принципа Вызова-и-Ответа в концепции Тойнби. К обсуждению действия этого принципа мы сейчас и перейдем. «Вызов» побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию» [А.Тойнби, 1991. С.119-120]. В этой концепции получается, что стимул к созданию цивилизации приходит извне, тогда как образование новых этносов происходит «по внутренним причинам». Это первое серьезное разночтение в цивилизационном и этническом подходах. Действие принципа Вызова-и-Ответа в истории Запада Тойнби иллюстрирует созданием Австро-Венгерской империи, которая возникла существенно позже формирования западной цивилизации, и это государственное образование не играло уж очень значительной роли в судьбе западной цивилизации. Поэтому даже на примере самой западной цивилизации видно, что действие этого принципа отнюдь не стоит абсолютизировать, эта цивилизация начала формироваться во многом по внутренним причинам, а не как ответ на внешний Вызов. Далее на основе выделенного принципа Вызова-и-Ответа Тойнби формулирует представление о росте цивилизации: «Серия успешных ответов на последовательные вызовы должна истолковываться как проявление роста, если по мере развертывания процесса наблюдается тенденция к смещению действия из области внешнего окружения – физического или человеческого – в область внутреннюю. По мере роста все меньше и меньше возникает вызовов, идущих из внешней среды, и все больше и больше появляется вызовов, рожденных внутри действующей системы и личности. Рост означает, что растущая личность или цивилизация стремиться создать свое собственное окружение, породить своего собственного возмутителя спокойствия и создать свое собственное поле действия» [А.Тойнби, 1991. С.250]. По мере роста цивилизации она набирает силу, и роль внешнего окружения, являвшегося первоначальным стимулом для формирования цивилизации, существенно падает. Набухшая мощью цивилизация требует все новых и новых вызовов, которые она порождает уже внутри себя. Но как только она становится неспособна порождать вызовы, начинается процесс надлома и распада. Однако вразумительного ответа на вопрос о внутренних вызовах в концепции Тойнби нет. Внешние вызовы приводят к самодетерминации общества, но к чему приводят внутренние вызовы? Ни к чему другому, кроме как к эскалации столкновений уже внутри цивилизации они не ведут в реальности. Тойнби сам пишет по этому поводу: «… по мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста. Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к надлому, который, усиливаясь, переходит в распад… Ключ к пониманию обнаруживается в расколе и разногласии, исходящих из самих глубин социального тела, ибо, как мы уже показали, основной критерий и фундаментальная причина надломов цивилизаций – внутренний взрыв, через который общество утрачивает свойство самодетерминации» [А.Тойнби, 1991 С.335-336]. В истории западноевропейской цивилизации войны между странами – ее участницами – происходили на всем протяжении истории, более того, конкуренцию между этими странами и можно считать внутренними вызовами в этой цивилизации. За счет чего внутренние вызовы привели в конце концов к надлому – не ясно из концепции Тойнби. В истории этой цивилизации было два значительных разрушительных внутренних вызова, первый из них привел к религиозным войнам в начале Нового времени, второй привел к двум мировым войнам в 20 веке. Первый из них не привел в итоге к надлому всей цивилизации (в данном случае религиозные войны привели к надлому итальянских и пиренейских государств, после них роль этих государств в истории Запада резко падает, а мощь этносов иссякает), разделение Запада на протестантов и католиков оказалось во многом и конструктивным, позволив протестантским странам (и Франции) совершить два типа революции – парламентскую (обычно именуемую буржуазной) и промышленную. Тогда как две мировых войны действительно можно классифицировать как надлом и протестантских стран, и всей западноевропейской цивилизации. Существенное различие во времени надлома для южных католических стран и северных протестантских (Францию, несмотря на католическую веру, следует отнести к северной части Западной Европы, потому что в ней и доминирует север – район Иль-де-Франса с центром в Париже), позволяет утверждать, что и время формирования этносов юга существенно отличается от времени рождения этносов севера для Западной Европы, южные этносы сформировались раньше. Ответить на вопрос о причинах надлома гораздо логичнее в этническом подходе к эволюции человеческих сообществ. Для этого мы переформулируем понимание процессов, происходящих в этносах в течение их эволюции, в терминах концепции Тойнби. Пассионарии Гумилева во многом аналогичны «активному меньшинству» Тойнби и представляют собой лидерский тип людей. Именно благодаря им оказываются возможны процессы самоорганизации в обществе. Пока количество лидеров в обществе растет, то происходит усложнение общества в виде самоорганизации коллективов людей вокруг лидеров. Это соответствует процессам дифференциации и роста по Тойнби. В терминах Гумилева это соответствует росту количества этнических образований внутри формирующегося этноса – субэтносов и консорций. Собственно эти самоорганизующиеся коллективы людей и способны давать Ответ на Вызов любого типа. Надлом же в обществе происходит тогда, когда количество лидеров превышает некую допустимую норму, эти лидеры вступают в смертельную схватку между собой, в результате которой и происходят «горизонтальные» разломы в обществе. «Вертикальные» же разломы возникают тогда, когда «территориальные общности» не могут без больших войн сосуществовать друг с другом. В России надлом произошел в виде «классового» разлома (в римском государстве он был того же типа), тогда как в западноевропейской и древнегреческой цивилизациях он произошел в виде серии войн «территориальных общин». Следующий за надломом этап эволюции цивилизации по Тойнби – установление универсального государства. В истории античной цивилизации это эллинистические государства и Римская империя. В западноевропейской истории на этот тип государства претендует нынешний Европейский Союз. Но что ведет к появлению универсальных государств? Тойнби так отвечает на этот вопрос: «На основе уже проведенного нами эмпирического анализа мы можем утверждать, что по мере роста цивилизаций все более углубляется их дифференциация. Теперь мы обнаруживаем обратное: по мере распада увеличивается степень стандартизации. Тенденция к стандартизации весьма примечательна, если учесть масштаб многообразия, которое она должна преодолеть… Тем не менее в истории цивилизации, пережившей катастрофу надлома, как мы увидим, существует стремление к некоторой стандартной форме» [ А.Тойнби, 1991. С.338]. Собственно в рамках ЕС мы сейчас можем наблюдать тенденцию к стандартизации воочию. Огромный масштаб разнообразия европейских этносов начинает нивелироваться, на смену англичанам, французам, немцам должны прийти обезличенные европейцы (правда кое-какие из народов пытаются сопротивляться этому процессу). В этот процесс уже оказались втянуты западно- и южнославянские этносы, прибалтийские народы. Для этого процесса создана и идеологическая база – общеевропейские ценности – своего рода вселенская церковь в терминологии Тойнби. Его концепция оказалась пророческой по отношению к стадии универсального государства для западноевропейской цивилизации. В этом ее несомненное достоинство. В рамках этнического подхода установление универсального государства в инерциальной фазе Гумилевым особо не выделялось. Однако почему тенденция к дифференциации меняется на тенденцию к стандартизации, почему общество утрачивает свойство самоорганизации после установления универсального государства? Само установление этого типа государства можно рассматривать как Ответ на Вызов надлома. Однако именно в условиях универсального государства у общества постепенно утрачивается способность к самоорганизации. Почему этот процесс происходит именно в этот период, у Тойнби внятного ответа нет. В этническом подходе ответить на него не сложно. В результате надлома количество лидеров резко сокращается в обществе, возникает возможность установления стабильного режима в виде универсального государства. В дальнейшем количество лидеров постепенно сокращается, что приводит к потере обществом свойства самоорганизации. В итоге общество теряет способность давать ответы на новые вызовы, идущие из внешнего окружения. В результате этносы, составлявшие цивилизацию, распадаются, а локальная цивилизация или ликвидируется, или существенным образом трансформируется. Примером такой трансформации может служить Византия, которая образовалась из восточной части Римской империи. Она сложилась на базе эллинизации проживавших здесь народов еще в эллинистическую эпоху, далее эти территории вошли в состав Римской империи. Принятие христианства с последующим закрытием философских школ и других институтов античности завершило процесс трансформации античной цивилизации в византийскую на этих землях. Тогда как на западе Римской империи преемственность выразилась лишь в сохранении христианской церкви. Здесь переход от античной цивилизации к западноевропейской выглядит намного более резким. Но и смена этносов здесь наиболее зрима. Следовательно, смена цивилизаций на конкретной территории напрямую связана со сменой этнического наполнения этих цивилизаций. Так история Китая выглядит как история одной цивилизации, однако такое впечатление складывается из-за слабой различимости этнических трансформаций на территории Китая. Чем менее заметны процессы смены этносов, тем более заметна преемственность цивилизаций на данной территории. Следовательно, именно процессы этногенеза во многом определяют эволюцию цивилизаций, а не действие принципа Вызова-и-Ответа. Внешние Вызовы могут лишь стимулировать процессы самоорганизации в этнических системах и локальных цивилизациях в целом. Сами же процессы самоорганизации в большей степени определяются внутренним течением процессов этногенеза, потому что этносы являются движущей силой цивилизаций. Когда иссякает энергетика этносов, выражающаяся в исчезновении лидеров, то и локальная цивилизация становится немощной, что приводит к процессу ее трансформации или даже смены. Подводя итог обсуждению концепции А.Тойнби эволюции цивилизаций, можно заметить, что принцип Вызова-и-Ответа не объясняет причин эволюции цивилизаций. Эти причины гораздо проще выявить с помощью этнического подхода к эволюции цивилизаций. Эволюция этносов во многом определяет и эволюцию цивилизаций. Правда, наличествует и обратное влияние локальных цивилизаций на собственное этническое наполнение. Но обсуждение этой темы выходит за рамки настоящей работы. Действие же принципа Вызова-и-Ответа стоит считать дополнительным к процессам этногенеза. Наиболее значимым действие этого принципа стоит признать в период установления универсального государства. Во многом благодаря ему устанавливается форма универсального государства. |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#161
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 685 Регистрация: 3.6.2009 Пользователь №: 1534 ![]() |
Цитата ='Пыльцын Олег' date='11.3.2010, 17:30' post='11826'] Цитата Определение этноса у Гумилёва есть. Просто вы не помните его. Чуть напомню: Этнос - это система, включающаяся в себя определенное сообщество людей, адаптировавшиеся к определенному ландшафту (могущее и изменять его в том числе, но настолько, насколько позволяет природа). Вопрос об «определении» для меня в обсуждаем нами случае не в том, есть ли словесное определение термина. Оно конечно есть, нельзя же употреблять термин, не определяя его текстом или контекстом. Вопрос в том, какой смысл термином вводиться, можно ли считать его научных понятием, т.е. понятием, определяющим некоторый объект и следования. На теоретическом уровне это должна быть некая идеальная конструкция, накладываемая на предметную реальность, тогда мы говорим о некотором объекте и его определении. Так какой же объект вводит упомянутое Вами определение и существует ли этот объект в реальном мире? Книги Гумилева для меня настольными не являются, но так случилось, что оказались на полках, как-то нельзя было пройти мимо, нужно было свое суждение составить. «Этногенеза и биосферы» нет, ограничусь статьей соавтора Гумилева (этнические процессы: два подхода к изучению) в «ритмах евразии», она вполне адекватна. Сама статья небольшая, но комментарий может быть пространным. Например, суждение «коллективность - более общее свойство жизни, нежели социальность», сказанная как нечто само собой разумеющееся, напрашивается на комментарий. Но я не могут спросить у автора, в чем он видит тонкие различия между коллективностью и социальность, но подтекст уже ясен. Можно анализировать коллективистские общности безотносительно к социальности. Так сказать, пролог к определению этноса, как чего-то независимого от социальности. Это проявится в асоциальном определении этноса, социальность окажется не нужной для его определения. Вот подтверждение: «При этом различия между коллективами одного вида вызваны прежде всего различными формами адаптации к тем или иным участкам биосферы, т.е. к ландшафтам. Это позволило одному из нас определить в свое время этнос как форму адаптации вида Homo sapiens в биоценозе своего ландшафта, причем не столько в структуре, сколько в поведении (дается ссылка на «одного из нас», т.е. на Л.Н.Гумилева). От невинного суждения о коллективности как всеобщем свойстве живого (коллективы существуют и в мире животных: стаи, колонии, стада, косяки и др. сообщества), к этносу, как чему-то биологическому, от социальности независимому, во всякому случае, социальностью не определяемому. Я оставлю в стороне проблему «социального поведения животных» у таких биологов как К. Лоренц или Н. Тинберген, которые эти самые косяки и др. сообщества называются социальностью в животном мире. Мне важно другое – этнос не социален, он в своем основание биологичен, он форма адаптации к ландшафту, форма симбиоза с ландшафтом, в том числе, с населяющими его в биоценозе животными. Например, туареги Сахары живут с симбиозе с верлюдами, а русский этнос оказался в симбиозе с коровой, что собственно, которая дает удобрение, необходимое русскому этносу в пойменно-луговой или лесостепной зоне в точности не припомню. Надо сказать, что идея симбиоза с коровой нее лишена обаяния. Но для меня главное не в этом, но в том, что определив этнос выше сказанным способом, теоретик покидает область социогенеза и может теперь укладывать историю в любые в любые этно-географические или биосферно-ценологические построения. Я же придерживаюсь (и не один я) довольно простой идеи, что вне культуры нет ни предыстории (первобытный человек), ни истории человека. А культура рождается только в рамках социальных структур, она вообще как нечто символическое биологически не наследуется, но наследуется только социогенетически, что для ее наследования всегда необходимы социальные структуры, отвечающие за эту трансляции в социогенетическом и историческом развитии. Выводя этногенез за рамки социогенеза, принимая его (гумилевский этногенез) за историческую доминанту, мы оказываемся в пространстве мифов. Занимательно, для еврейского этноса находится даже своеобразный ландшафт. Оказывается, они адаптировались к антропогенному городскому ландшафту, им, заметьте, оказались не нужными ни верблюды, ни коровы, как впрочем и иные природно-географичесские атрибуты. В общем, можно продолжать, ограничиваюсь демонстрацией моего понимания научного гумилевского определения этноса. Цитата Система здесь понимается в определении Юдина из системо-деятельностного подхода. Если вы знакомы с этим определением системы, то в дальнейшем могу её расписать У Гумилева ссылок на Э.Г. Юдина я не помню, может пропустил. Но кажется мне, это Вы сами уже дополняете «этногенез» системным подходом. Это Ваше дело, если бы кто-то спросил мое мнение, то я посоветовал бы не тратить силы, Как говорил один персонаж: пустышку тянем. Цитата А что негры в Африке живут точно также как эскимосы или чукчи? По крайней мере, до 19-20 веков их хозяйственный уклад сильно зависел от окружающей природы. Сейчас уже в меньшей степени, но негру в Арктике будет жить комфортно, как вы думаете? Связь хозяйственной деятельности с природным окружением очевидна, для осознания этой истины «этногенез» не нужен. Эта связь была особенно важной и сильной в тот исторический период, когда формировались действительные исторические этносы на пути племенных объединений. Сейчас эта зависимость далеко не столь однозначна. Бананы и киви развозят по всему миру, компьютеры и прочие столь необходимые современному миру вещички собирают чуть ли не в деревнях филиппинских и т.п. Так что негру может оказаться в Африке вполне комфортно, это уж как он будет мотивирован. Цитата А реальные силы, действующие в современной истории? Я думаю, вопрос риторический - западный суперэтнос достаточно стар и стремительно начинает терять позиции в мире. Так что закат уж близок. В Китае же начался новый виток этногенеза - эпоха, похожая на период правления династии Тан . Для меня все это фантастика. Если и есть нужда к ней обращаться, так она от вот от чего. А уже упоминал, что гумилевский этногенез ангажирован как теоретическая подпорка евразийству. Иной раз публицисты не выпячивая свое евразийство, воспроизводят идеи Гумилева, например, принимая один из гумилевских критериев образования этноса. Я имею в виду принцип «свой-чужой» как некий генеральный для конституирования этноса. Или, например, оригинальная идея о «бессмертии» цивилизаций, которые могут только переформатироваться, у меня невольно вызывает ассоциации с гумилевскими превращениями этноса. Если «суперэтнос не есть общность духовная или политическая, это - явление географическое», то историю России придется по-новому понять. Действительно, ведь географический регион не исчезнет, переформатирует свое население, только и всего. Это, конечно, мой гротеск, но ведь в войне за умы нужно видеть, чем стреляют. Цитата Этнос Гумилёва как раз структурен, у меня складывается впечатление, что вы его не читали совсем, а знаете лишь по наслышке. У Гумилёва выстроена такая типология структур: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия, консорция. Элементы делятся на три вида: пассионарии, гармоничники, субы. Для вас это не стрктуры и составляющие их элементы? Что же вы тогда понимаете под структурами? Трудно не быть не наслышанным. Но вот западная гуманитаристика, например. вполне серьезная «культурная антропология» об этногенезе совсем не наслышана. Это, конечно, не аргумент, но может стоило бы и их просветить. Из воспоминаний… Когда началась популяризация Гумилева, то мне припомнился эпизод, который я любил рассказывать. Академик Козырев ездил по Союзу с лекциями о трансформации времени в энергию. Мой хороший знакомый оказался в академической аудитории рядом с одним из слушателей, местным член-корром и спросил его мнение. Тот ответил, да чушь собачья. Так зачем Вы слушаете? – спросил приятель? Ответ замечательный: так интересно! Мне сегодня это уже даже и не интересно. И пишу я для тех кому это еще интересно. Подумать никогда не поздно. Если хотим знания об обществе и человеке, то нужна ответственная исследовательская позиция. Изобретатель «этногенеза» научной ответственностью не отличался. В обсуждение понятия «структура» можно было бы включиться. Но только не в контексте «этногенеза» |
|
|
![]()
Сообщение
#162
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 255 Регистрация: 1.11.2009 Пользователь №: 1630 ![]() |
Обсуждать исключительно только с позиции Гумилева китайский этногенез - на мой взгляд, тоже прошлогодний снег. У него этногенез китайцев точно не верен. Это я как Пыльцын Олег. Хотите чтобы ответил как Пруткокуз? Отвечать можете как заблагорассудится. Хотя не ясно , что за непременное желание то стишками отписываться, то дурацкими сокращениями персонажей, пусть и вымышленных, именовать. Если ваши имя и фамилию так исковеркать, вам не понравится, не так ли? Детский сад.Но дело не в этом. Я просто пытаюсь показать, что теория Гумилева бездоказательна, она не предполагает фиксации фактов, свидетельствующих о смене императивов сознания этноса, и, тем более, не предусматривает возможности зафиксировать изменение степени пассионарного напряжения в этносе. Так что рассуждения ЛНГ - не более чем псевдонаучная демагогия. И ваша модернизация этой "теории" - тоже вольные рассуждения, не подкрепляемые в принципе доказательствами.
|
|
|
![]()
Сообщение
#163
|
|
![]() Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 1346 Регистрация: 27.11.2006 Из: Москва Пользователь №: 60 ![]() |
Не уверен, но читал что в Китае пенсии только для тех кто работает в госструктурах. Для крестьян нет пенсий и вообще кто в частных компаниях - без пенсий. В Китае нет пенсий для большинства - и заодно есть политика сокращения деторождаемости. При этом главный официальный тезис агитации против деторождения: "Меньше детей - быстрее богатеешь"*. Естественно, что чем быстрее богатеешь, тем больше получаешь возможностей обеспечить незащищенную пенсией старость. Формула сегодняшней китайской модернизационной политики "отсутствие пенсий - желание обеспечить старость - сокращение деторождаемости" понятна. Эта же формула известна и западным странам. А вот обратная формула дорогой Натальи "отсутствие пенсий - ? - увеличение деторождаемости" не понятна вовсе. Даже если на место "?" встанет "погружение общества в глубочайшую архаику". Напомню, что и в этой архаике рождение девочек в бедных семьях воспринималось как катастрофа (в немодернизированных еще слоях Китая эту проблему до сих пор решают с примитивной жестокостью). Кто сказал дорогой Наталье, что рождение более чем двух сыновей вопринималось в русском простонародье с радостью? Напротив. Существовала пословица "Хорошо если скот с приплодом, а дите с примором". И, кстати говоря, были и многие вытекающие из подобного восприятия "прелести" (сродни упомянутым китайским). Что же до процветающего - в неких приспособленных к современному миру вариантах традиции - крестьянства, то разве где-то в России видны предпосылки к его возрождению? Само оно явно не воссоздатся. Многодетные семьи, сбежав из городов, способны в нынешних условиях лишь кое-как выживать, прильнув к земле. И то - при наличии бабушкиных пенсий. Которые, знаю это не понаслышке, являются основным источником сегодняшнего выживания в деревнях. Теоретически, лишь государство способно осуществить возрождение крестьянства - причем глубоко директивными методами. Но тогда и надо говорить о возрождении усовершенствованных колхозов, а не об отмене пенсий! ----------------------------------------------- *ИТАР-ТАСС, 5 марта 2008 В Китае на смену административному регулированию в области планового деторождения приходит материальное стимулирование. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выдвинул новый лозунг демографической политики государства: "Меньше детей - быстрее богатеешь". -------------------- |
|
|
![]()
Сообщение
#164
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
Вопрос об «определении» для меня в обсуждаем нами случае не в том, есть ли словесное определение термина. Оно конечно есть, нельзя же употреблять термин, не определяя его текстом или контекстом. Вопрос в том, какой смысл термином вводиться, можно ли считать его научных понятием, т.е. понятием, определяющим некоторый объект и следования. На теоретическом уровне это должна быть некая идеальная конструкция, накладываемая на предметную реальность, тогда мы говорим о некотором объекте и его определении. Так какой же объект вводит упомянутое Вами определение и существует ли этот объект в реальном мире? Вы что, отрицаете этнологию как гуманитарную науку? Типа её объекта в реальном мире не сущесствует? Книги Гумилева для меня настольными не являются, но так случилось, что оказались на полках, как-то нельзя было пройти мимо, нужно было свое суждение составить. «Этногенеза и биосферы» нет, ограничусь статьей соавтора Гумилева (этнические процессы: два подхода к изучению) в «ритмах евразии», она вполне адекватна. Читайте лучше указанную книгу чем популяризаторские статейки.Мне важно другое – этнос не социален, он в своем основание биологичен, он форма адаптации к ландшафту, форма симбиоза с ландшафтом, в том числе, с населяющими его в биоценозе животными. Например, туареги Сахары живут с симбиозе с верлюдами, а русский этнос оказался в симбиозе с коровой, что собственно, которая дает удобрение, необходимое русскому этносу в пойменно-луговой или лесостепной зоне в точности не припомню. Надо сказать, что идея симбиоза с коровой нее лишена обаяния. Но для меня главное не в этом, но в том, что определив этнос выше сказанным способом, теоретик покидает область социогенеза и может теперь укладывать историю в любые в любые этно-географические или биосферно-ценологические построения. Я же придерживаюсь (и не один я) довольно простой идеи, что вне культуры нет ни предыстории (первобытный человек), ни истории человека. А культура рождается только в рамках социальных структур, она вообще как нечто символическое биологически не наследуется, но наследуется только социогенетически, что для ее наследования всегда необходимы социальные структуры, отвечающие за эту трансляции в социогенетическом и историческом развитии. Выводя этногенез за рамки социогенеза, принимая его (гумилевский этногенез) за историческую доминанту, мы оказываемся в пространстве мифов. Бросьте, никакую социальность и её воздействие на жизнь людей Гумилёв не отрицает. "...этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочку. Следовательно, спор о том, что является первичным: биологическое или социальное, подобен тому, что первично в яйце - белок или скорлупа? Ясно, что одно невозможно без другого и поэтому диспут на эту тему бесспредметен." (Конец и вновь начало с.64) Никакие социальные доминанты типа культуры или производственных отношений теория этногенеза не отрицает. Просто это другой срез анализа человеческого общества, срез, действительно анализирующий связь человека с природным окружением. Или мы в таком анализе только мифами и будем пробавляться? У Гумилева ссылок на Э.Г. Юдина я не помню, может пропустил. Но кажется мне, это Вы сами уже дополняете «этногенез» системным подходом. Это Ваше дело, если бы кто-то спросил мое мнение, то я посоветовал бы не тратить силы, Как говорил один персонаж: пустышку тянем. На Юдина ссылок действительно нет, есть ссылка на Берталанфи, но системный подход в СССР формировалсся одновременно с теорией Гумилёва, поэтому есть достаточные основания утверждать, что Гумилёв был знаком с работами Юдина. И не только знаком, но и строил свою теорию согласно этому подходу. Связь хозяйственной деятельности с природным окружением очевидна, для осознания этой истины «этногенез» не нужен. Эта связь была особенно важной и сильной в тот исторический период, когда формировались действительные исторические этносы на пути племенных объединений. Сейчас эта зависимость далеко не столь однозначна. Бананы и киви развозят по всему миру, компьютеры и прочие столь необходимые современному миру вещички собирают чуть ли не в деревнях филиппинских и т.п. Так что негру может оказаться в Африке вполне комфортно, это уж как он будет мотивирован. Да, мир изменился с момента создания теории этногенеза. Но мир изменился и с момента создания марксизма, что и марксизм на вашем основании тоже в утиль? . Для меня все это фантастика. Если и есть нужда к ней обращаться, так она от вот от чего. А уже упоминал, что гумилевский этногенез ангажирован как теоретическая подпорка евразийству. Иной раз публицисты не выпячивая свое евразийство, воспроизводят идеи Гумилева, например, принимая один из гумилевских критериев образования этноса. Я имею в виду принцип «свой-чужой» как некий генеральный для конституирования этноса. Или, например, оригинальная идея о «бессмертии» цивилизаций, которые могут только переформатироваться, у меня невольно вызывает ассоциации с гумилевскими превращениями этноса. Если «суперэтнос не есть общность духовная или политическая, это - явление географическое», то историю России придется по-новому понять. Действительно, ведь географический регион не исчезнет, переформатирует свое население, только и всего. Это, конечно, мой гротеск, но ведь в войне за умы нужно видеть, чем стреляют. Принцип "свой-чужой" в плане этнической идентификации сейчас уже прочно принят в этнологии. Но Вы ведь её отрицаете как науку, не правда ли? Ничего подобного про Россию как явление исключительно географическое Гумилёв не писал, это ваши фантазии всё же. В обсуждение понятия «структура» можно было бы включиться. Но только не в контексте «этногенеза» А чего Вы тут боитесь? |
|
|
![]()
Сообщение
#165
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
Что неуспешное применение марксовой теории не отменяет ее научной состоятельности (как и успешное применение гумилевской теории не говорит о ее научной состоятельности). То есть я опять предполагаю, что Вы отвечаете не собеседнику, а тому, что Вам удобно в нем "вычитать". Иначе, зачем ломиться в открытую дверь? Ой, Тара, Вы сами то вчитываетесь в то, что Вами написано? Каков же критерий проверки теории если не её успешное применение? Тут самое время воскликнуть как Кузьма Прутков: "Если на клетке слона написано буйвол, то не верь глазам своим!" Кстати, замечу, что картинку надо всё-таки проверять, а то вдруг это просто галлюцинация. И буйвол это все-таки слон, либо вас просто разыгрывают, подсовывая буйвола вместо слона. В то же время Вы упорно хотите замутнить мое замечание о "формирующей" теории. Поверьте, принцип Гейзенберга здесь не при чем. Зачем умножать сущности, когда речь о простых вещах сродни пропаганде - о применении псевдонаучной теории заведомо в целях слома сознания, переформатирования неких его матриц? А кургиняновские "катакомбные группы" (если их, конечно, много сущесствует в реале, а не в виртуале) не есть гумилёвские разве консорции? Т.е., не идет разве в этом случае речь о попытке создания субэтноса? 2. Ваш наворот с КОЗОПРУТОМ не поняла. (Видите, я сразу признаюсь, когда не понимаю Ну если Вы всерьез воспринимаете то, что теория Гумилёва способна оказалась разрушить СССР, то это говорит только о силе этой теории, если она на такое способна. Фантом в вашем понимании так преобразил действительность, что просто диву даешься.
![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#166
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
Отвечать можете как заблагорассудится. Хотя не ясно , что за непременное желание то стишками отписываться, то дурацкими сокращениями персонажей, пусть и вымышленных, именовать. Если ваши имя и фамилию так исковеркать, вам не понравится, не так ли? Детский сад. Кузьма Прутков всё же литературный псевдоним, а не фамилия реальная, почему бы его и не подсократить? А разве плохо пребывать в детском саду, эмоции в детстве намного ярче, не правда ли? КОЗОПРУТ - это же белый, введенный мной как раз в противоположность вашему псевдониму. Просто наименование белый показалось мне как то скучно. А без такого персонажа дискуссия здесь какая то блеклая получается. Так что ответить Вам с позиции белого перссонажа? Но дело не в этом. Я просто пытаюсь показать, что теория Гумилева бездоказательна, она не предполагает фиксации фактов, свидетельствующих о смене императивов сознания этноса, и, тем более, не предусматривает возможности зафиксировать изменение степени пассионарного напряжения в этносе. Так что рассуждения ЛНГ - не более чем псевдонаучная демагогия. И ваша модернизация этой "теории" - тоже вольные рассуждения, не подкрепляемые в принципе доказательствами. Пассионарное напряжение действительно трудно фиксировать, тем более c помощью каких то приборов. Но качесственную оценку вполне можно дать. Сравните времена революции и нынешнюю ситуацию, разве не очевидно, что сейчас пасссионариев намного меньше? То есть, теорию этногенеза Вы предлагаете отдать на откуп белым? Типа пусть развлекаются придурки с этой пустышкой? Они уже один раз поразвлекались вроде (если верить Таре), к печальным это привело для красных результатам. |
|
|
![]()
Сообщение
#167
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
"Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.[/b] Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам." В любом случае Н.Гумилев, как и А.Ахматова, был искренним патриотом, считавшим глубоко богопротивным забивать кол в горло собственной стране. Полностью с Вами согласен, нельзя забивать кол в горло собственной стране, надо забивать политическому режиму. Но в этом резюме я отнюдь не первый в России, всё пошло ещё с Лермонтова и декабристов. Однако, как я уже замечал, ничему такому кол забивать в горло я сейчас не призываю. А за справку по деятельности Н.Гумилёва до кронштадского мятежа - спасибо. |
|
|
![]()
Сообщение
#168
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 685 Регистрация: 3.6.2009 Пользователь №: 1534 ![]() |
Цитата 'Пыльцын Олег' date='13.3.2010, 5:04' post='11856'] Цитата Вы что, отрицаете этнологию как гуманитарную науку? Типа её объекта в реальном мире не сущесствует? Что за детская игра в прятки? Кажется я вполне определенно выразился в адрес гумилеского этногенеза. Чего же Вы вдруг прячетесь за этнологию (или этнографию, терминологические тонкости не обсуждаю), с которой, кстати, Гумилев боролся как с неким официозом, опирающимся на ложные постулаты. Вы сами-то владеете материалом не-гумилевской этнологии, чтобы мне слать упреки? Вот Леви-Стросс, например, нвзывал культурную антропологию (в том числе ее вариант - структурную антропологию) прямым продолжением энтологических исследований. Что, примем его суждения по этому вопросу как защиту гумилеского этногенеза? Будьте серьезнее в возражениях, зачем в фантики играть Цитата Читайте лучше указанную книгу чем популяризаторские статейки. Я сам найду, что мне читать. Что же касается упомянутой статьи, то она заявлена как совместная (Гумилев и Иванов), относится к периоду, полагаю, "осенней зрелости" Гумилева и его "учения", опубликована в "Социологических исследованиях", 1992, №1. Потом повторена в названном мною сборнике. Почему я должен ее считать неадекватной? Или это Вы решаете, что в наследии учителя правильно, а что не правильно. Но тогда хотя бы должны занть его наследие как говорится "от и до". Цитата Бросьте, никакую социальность и её воздействие на жизнь людей Гумилёв не отрицает. "...этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную социальную оболочку. Следовательно, спор о том, что является первичным: биологическое или социальное, подобен тому, что первично в яйце - белок или скорлупа? Ясно, что одно невозможно без другого и поэтому диспут на эту тему бесспредметен." (Конец и вновь начало с.64) Так разверните эту мысль о социальном в этногенезе, если Вы ученик своего учителя. Обясните какую роль играет социальность в адаптации туарегов к ландшафту Сахары в симбиозе с верблюдами, какую роль она играет в симбиозе великороссов с коровой или, наконец, какую роль играет социальность в адаптации евреев к антропогенному городскому ландшафту? Само завяление о том. что у этноса есть социальная оболчка, вопроса о природе этноса не решает. Вопрос ведь в том, социальное или природное начало является доминантой в понимании этноса? Если Вам не нравится эта дихотомия (мне она не нравится), то покажите вазимодействие. А то , Ваш учитель говорит одно, а очевидную прореху затыкает фразой о том. что нет этноса без социальности. Вроде бы: чего Вы (критики) ломитесь в открытую дверь? Так это прием с его стороны демагогический, пусть покажет соотношение того и другого. А если социальность есть продукт адаптации двуногих к тем или иным участкам биосферы, тогда пусть учитель научит нас новому понимаю социальности, которое он. видимо, имел в виду. Цитата Никакие социальные доминанты типа культуры или производственных отношений теория этногенеза не отрицает. Просто это другой срез анализа человеческого общества, срез, действительно анализирующий связь человека с природным окружением. Или мы в таком анализе только мифами и будем пробавляться? Мы в этом вопросе мифами пробавляться не будем. Хорошо, если бы и Вы их оставили. Но это Ваше дело, я с советами не лезу. Вам видней. Цитата На Юдина ссылок действительно нет, есть ссылка на Берталанфи, но системный подход в СССР формировалсся одновременно с теорией Гумилёва, поэтому есть достаточные основания утверждать, что Гумилёв был знаком с работами Юдина. И не только знаком, но и строил свою теорию согласно этому подходу. Может быть. Где-то встречал у него фразы о системах гомеостатических и диссипативных. Этнос назван системой диссипативной. Если в том системный подход, то я развожу руками. Нет у него системных понятй. есть некий системный флер, битие челом системному анализу Не более того. Не стыкуется этногнез с системным видением объекта. Все фазы этногенеза высосаны из пальца, а не из реальных механизмов системной организации. Цитата Да, мир изменился с момента создания теории этногенеза. Но мир изменился и с момента создания марксизма, что и марксизм на вашем основании тоже в утиль? Что Вас заносит постоянно на марксизм? Или Вы давный почитатель историй об "армянском радио"? Цитата Принцип "свой-чужой" в плане этнической идентификации сейчас уже прочно принят в этнологии. Но Вы ведь её отрицаете как науку, не правда ли? Ничего подобного про Россию как явление исключительно географическое Гумилёв не писал, это ваши фантазии всё же. Как не писал. писал. А принцип "свой-чужой" начинается с родового тотемного обособления. И что из того? Будем исследовать происхождение тотема в организации родового общества. или радостно упремся в том факт, что все родовые общества будут в своей самоидентификации различать своих и чужих. И это объявим вершиной исследовательской работы7 Цитата А чего Вы тут боитесь? Демагогии вместо дискуссии. И так уж ею уже стало попахивать. Если нечего ответить - лучше промолчать, а не затевать разговор о марксизме или о структурах и системном подходе. |
|
|
![]()
Сообщение
#169
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
"Пассионарность. Это слово вместе с его внутренним смыслом и многообещающим содержанием в марте 1939 г. проникло в мозг автора как удар молнии. Откуда оно взялось - неизвестно, но для чего оно, как им пользоваться и что оно может дать для исторических работ, было вполне понятно: история любого этноса ложилась в колыбель описанной выше схемы, а отдельные зигзаги учитывались пропорционально их значению. Оказалось, что живая система, будь то этнос или организм, развивается единообразно." В общем, мы имеем дело с авторскими зигзагообразными инсайтами и биохимическими медиумами, коими и являются, по утверждению Гумилева, пассионарии... А то мы не знаем, почему так много было пассионариев в СССР или почему их так много в современном Китае! А то плеяды писателей, художников, строителей, ученых - не результат объективных достижений социума! А то не понятно, почему сегодня талантливых и пассионарных так мало, а субпассионариев ("подонков общества") так много! А то как раз не определенного рода теоретики, иже и Гумилев, толковавшие об "ужасном" давлении "отвратительного" государства за это отвечают! "Растите, мол, пассионарии, свободно, аки цветы!" Вот они и "растут", эти цветочки... И спиваются... И наркотизируются... И вешаются... И проституируются... Но, простите, - ведь то субпассионарии, поди, недолюди! Все ведь природой заложено - гены-с, никуда не деться... Правнуки зато их, наверное, как учит нас гуру от этнотеории, снова пассионарными станут... Причем список этих правнуков, добавим, давно определен хваткостью "идальгийских" (по Гумилеву) генов. Современный "пассионарий" ведь - это, ясное дело, бизнесмен-"идальго"... Но кто-нибудь еще верит, что воспитанные данными наворовавшимися идальго потомки станут, так сказать, "порядочными пассионариями" - Рембрандтами, Шекспирами, Циолковскими? Возможно, помимо ловимой из космоса и неловленой наукой "пассионарности", для развития человечества необходима еще надличностная этика? Возникающая лишь внутри определенных социальных структур - таких как государство (как уже подмечал Ratan), церковь и некоторые др.? Забавно, однако! С одной стороны Вы критикуете в чистую Гумилёва за введение термина пассионарность, с другой - сами пользуетесь его выделением пассионариев и субов! Вообще то термин, введенный Гумилёвым, расплывчат, конечно. С одной стороны, идальго - вроде пассионарии, с другой он пишет: "Мнение, что все люди стремятся исключительно к личной выгоде и что если они рискуют жизнью, то только ради получения денег или прочной материальной выгоды, - это мнение не Маркса с Энгельсом, а барона Гольбаха, французского материалиста 18в., который считаетсся вульгарным материалистом и никакого отношения к маркссизму не имеет. Это тот материализм, который Марксом и Энгельсом был преодолен." (Конец и вновь начало с.78) "К счастью, истины встречаются только в спекулятивной (умопостигаемой) науке - математике, которая оперирует не явлениями природы, а числами - созданиями нашего мозга. В природоведении же, как и в истории, мы находим только феномены, явления отнюдь не рациональные, но требующие понимания в еще большей степени, нежели извлечение квадратного корня из шестизначного числа. Поясняю парадокс. Автор за 75 лет своей жизни работал и в геологии, и в археологии, и в географии, но во всех этих науках встречал только феномен (явление), который можно описать словами, а измерить - либо простыми цифрами, либо понятиями "больше-меньше", "дальше-ближе", "древнее - новее". К этому естественнонаучному подходу автор привык настолько, что даже историю, казалось бы вполне гуманитарную науку, он стал изучать, руководствуясь натуралистскими принципами." И Вы так легко верите автору, Олег, утверждающему, что у него нет претензий на ИПИ (Истины в Последней Инстанции) - и в следующем же своем тезисе это утверждение опровергающему? Что же есть гумилевское отрицание гуманитарной науки и ее теорий в противовес "натуралистическим фактам природоведения" (как будто законы социума равны законам природы!) - вкупе с последующим постулированием собственной теории как именно натуралистической, биологической, естественной? Что это, как не претензия на создание "первой истинной исторической теории, основанной на природных феноменах" - то есть как раз ИПИ?! Вообще то у Гумилёва речь шла только о натуралистичесских принципах (фактически естественнонаучных), не больше. Никаких претензий на ИПИ я тут не вижу. Да и глупо естествоиспытателю претендовать на неё - весь опыт этих наук показывает, что все истины со временем если не опровергаются, то корректируется их область применимости. Кстати, дополнение сообщения Ратану. В своем Автонекрологе Гумилёв ссылается на разработчиков системного подхода в СССР - Э.Г.Юдина и В.Н.Садовского (Конец и вновь начало с.444) И еще на следующей странице написано: "Но ведь это биологизм! Так кричат те, кто не задумываетсся над сущностью явлений природы. Нет, это монизм; это сопричастность людей биосфере, праматери жизни на планете Земля. Это дополнение к социальной эволюции, а не замещение её, ибо прогресс - это процесс развития социума... Мы порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса. Естественники приняли системный подход с радостью, а гуманитарии его игнорировали. И это не случайно: филологи и историки черпают первичное знание из письменных источников, а в оных о системных связях нет ни слова. С их точки зрения, система - выдумка, к тому же бесполезная." Такое ощущение, что здесь Гумилёв прямо к Вам и Ратану обращается, особенно в последних фразах. |
|
|
![]()
Сообщение
#170
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
Я сам найду, что мне читать. Почему я должен ее считать неадекватной? Или это Вы решаете, что в наследии учителя правильно, а что не правильно. Но тогда хотя бы должны занть его наследие как говорится "от и до". Я так понимаю, что указанную книгу Вы не желаете читать. Что же ваше право. Судить обо всем по одной статейке - это принципиальный ведь подход? А знать все работы я не обязан - я занимался этим 5-10 лет назад. Знать основные надо. Учителей у меня много было, поэтому все их работы перечитать и помнить - жизни ведь не хватит. Так разверните эту мысль о социальном в этногенезе, если Вы ученик своего учителя. Само завяление о том. что у этноса есть социальная оболчка, вопроса о природе этноса не решает. Вопрос ведь в том, социальное или природное начало является доминантой в понимании этноса? Если Вам не нравится эта дихотомия (мне она не нравится), то покажите вазимодействие. Собственно, именно этому моя книга во многом и была посвящена. Там обсуждается эволюция политико-культурных институтов в рамках этногенезов различных общностей. Но читать её Вы, видимо, тоже не желаете. Демагогии вместо дискуссии. И так уж ею уже стало попахивать. Если нечего ответить - лучше промолчать, а не затевать разговор о марксизме или о структурах и системном подходе. Извините, но теория этногенеза, системный подход и методология марксизма достаточно прочно связаны. Нежелание это обсуждать и говорит о том, что о связях в рамках системного подхода Вы имеете весьма отдаленное представление.
|
|
|
![]()
Сообщение
#171
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 255 Регистрация: 1.11.2009 Пользователь №: 1630 ![]() |
Кузьма Прутков всё же литературный псевдоним, а не фамилия реальная, почему бы его и не подсократить? А разве плохо пребывать в детском саду, эмоции в детстве намного ярче, не правда ли? КОЗОПРУТ - это же белый, введенный мной как раз в противоположность вашему псевдониму. Просто наименование белый показалось мне как то скучно. А без такого персонажа дискуссия здесь какая то блеклая получается. Так что ответить Вам с позиции белого перссонажа? Если предположить, что пассионарии - не генетические мутанты, а люди, горящие большой страстью, страстью по истории, то да, таких сейчас значительно меньше, чем во время Гражданской и в 30-е - 60-е годы. Но в этом случае от гумилеского понимания пассионарности не остается и следа. Ведь такая пассионарность возможна для КАЖДОГО человека, не так ли? Мы же не гностики, которые предполагали деление людей по способности к восприятию бытия на пневматиков, психиков и соматиков? Теория Гумилева, на мой взгляд, должна подвергнуться тщательной критике(что, собственно, и происходит здесь), результаты должны быть опубликованы максимально широко, при условии, конечно, что они будут весомыми и компетентными(это реально, как я считаю). А после все эти уменьшительные этнократы могут делать с ней, что угодно, она уже проработана, результаты опубликованы, кому интересно - могут ознакомиться. Пусть эти твари "тянут пустышку", как сказал бы старший лейтенант Таманцев из "Момента истины".
Пассионарное напряжение действительно трудно фиксировать, тем более c помощью каких то приборов. Но качесственную оценку вполне можно дать. Сравните времена революции и нынешнюю ситуацию, разве не очевидно, что сейчас пасссионариев намного меньше? То есть, теорию этногенеза Вы предлагаете отдать на откуп белым? Типа пусть развлекаются придурки с этой пустышкой? Они уже один раз поразвлекались вроде (если верить Таре), к печальным это привело для красных результатам. |
|
|
![]()
Сообщение
#172
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
Если предположить, что пассионарии - не генетические мутанты, а люди, горящие большой страстью, страстью по истории, то да, таких сейчас значительно меньше, чем во время Гражданской и в 30-е - 60-е годы. Но в этом случае от гумилеского понимания пассионарности не остается и следа. Ведь такая пассионарность возможна для КАЖДОГО человека, не так ли? Честно говоря, я не понимаю - что такого сложного в гумилёвском определении пассионариев. Это люди, которые стремятьсся к идеальным целям (не деньги, не материальные блага). В общем, жизнь - за идею. Но это действительно идеальный конструкт. В реальности стремление к реализации какой-нибудь важной идеи так или иначе сопряжено и с получением материальных благ. И с другой стороны не просто исключить из пассионариев авантюристов типа испанских идальго, ехавших покорять Америку. Их влекла туда жажда наживы, но реально они осваивали новые земли, были первопроходцами (как и русские казаки, покорившие Сибирь). Чтобы избежать этих тонких разграничений я предпочел считать пасссионариями просто энергичных людей, ставящих не только цели личного обогащения. А людей что сильно энергичных, что пасссионариев в смысле Гумилёва, всегда явно меньше в любой этнической системе чем стремящихсся в основаном к материальным благам. Но когда пассионариев становитсся сильно мало, то начинают рваться системные связи и соединяющие этнос в единую систему, каждый начинает тянуть одеяло только на себя, в результате этнос как система и распадается. В плане этноса как системы функция пассионариев и заключается в том, чтобы работать на общее благо (а область их деятельности может быть различна - от политики и экономики до искусства). Поэтому пасссионарии не исключительно по истории страстью горят, а просто горят страстью к какому-нибудь полезному для общества делу. Но вряд ли каждый из общества таким может быть. Теория Гумилева, на мой взгляд, должна подвергнуться тщательной критике(что, собственно, и происходит здесь), результаты должны быть опубликованы максимально широко, при условии, конечно, что они будут весомыми и компетентными(это реально, как я считаю). А после все эти уменьшительные этнократы могут делать с ней, что угодно, она уже проработана, результаты опубликованы, кому интересно - могут ознакомиться. Пусть эти твари "тянут пустышку", как сказал бы старший лейтенант Таманцев из "Момента истины". К сожалению, конструктивной критики я здесь пока практически не вижу. Так, огульное охаивание в основном. |
|
|
![]()
Сообщение
#173
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 255 Регистрация: 1.11.2009 Пользователь №: 1630 ![]() |
Честно говоря, я не понимаю - что такого сложного в гумилёвском определении пассионариев. Это люди, которые стремятьсся к идеальным целям (не деньги, не материальные блага). В общем, жизнь - за идею. Но это действительно идеальный конструкт. В реальности стремление к реализации какой-нибудь важной идеи так или иначе сопряжено и с получением материальных благ. И с другой стороны не просто исключить из пассионариев авантюристов типа испанских идальго, ехавших покорять Америку. Их влекла туда жажда наживы, но реально они осваивали новые земли, были первопроходцами (как и русские казаки, покорившие Сибирь). Чтобы избежать этих тонких разграничений я предпочел считать пасссионариями просто энергичных людей, ставящих не только цели личного обогащения. А людей что сильно энергичных, что пасссионариев в смысле Гумилёва, всегда явно меньше в любой этнической системе чем стремящихсся в основаном к материальным благам. Но когда пассионариев становитсся сильно мало, то начинают рваться системные связи и соединяющие этнос в единую систему, каждый начинает тянуть одеяло только на себя, в результате этнос как система и распадается. В плане этноса как системы функция пассионариев и заключается в том, чтобы работать на общее благо (а область их деятельности может быть различна - от политики и экономики до искусства). Поэтому пасссионарии не исключительно по истории страстью горят, а просто горят страстью к какому-нибудь полезному для общества делу. Но вряд ли каждый из общества таким может быть. Как говорил один киноперсонаж, "то ли я дурак, то ли лыжи не едут". Видимо, мой способ объяснения не понятен.Попытаюсь выразиться яснее.Я считаю, что пассионарность, понимаемая как биологическая, приобретенная вследствие космического излучения, характеристика, о которой говорит ЛНГ, на самом деле именно "пустышка" с точки зрения научного подхода. Склонность к активным преобразованиям вовне, объясняемая биологически - это расизм, перенесенный в социальную сферу . Таким образом, гумилевская "пассионарность" - это не просто термин, описывающий страстность, но термин, приписывающий ее неким избранным природой индивидам.То есть, это просто калька с гностической классификации, согласно которой, люди делятся на людей духа, живущих высшими ценностями, "пневматиков", менее страстных, но тоже "сжигаемых" идеями, влекомых стремлением не создать принципиально новое, но работать ради высокого смысла,то есть "психиков", и , наконец, омерзительных субпассионариев, то есть "физиков", просто двуногих скотов. И деление это, по Гумилеву, предопределено биологическми характеристиками. Именно это и вызывает неприятие, именно это и есть, по существу, понимание людей, человечества с точки зрения фашистской матрицы.Но для нас, если мы не чужды гуманизма, такое деление не примлемо. Так понятнее? А про то, что делать с этой теорией, я говорил всвязи с вашим вопросом о том, что делать с ней, отдать или не отдать на откуп т.н. "белым".
К сожалению, конструктивной критики я здесь пока практически не вижу. Так, огульное охаивание в основном. |
|
|
![]()
Сообщение
#174
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
Как говорил один киноперсонаж, "то ли я дурак, то ли лыжи не едут". Видимо, мой способ объяснения не понятен.Попытаюсь выразиться яснее.Я считаю, что пассионарность, понимаемая как биологическая, приобретенная вследствие космического излучения, характеристика, о которой говорит ЛНГ, на самом деле именно "пустышка" с точки зрения научного подхода. Склонность к активным преобразованиям вовне, объясняемая биологически - это расизм, перенесенный в социальную сферу . Таким образом, гумилевская "пассионарность" - это не просто термин, описывающий страстность, но термин, приписывающий ее неким избранным природой индивидам.То есть, это просто калька с гностической классификации, согласно которой, люди делятся на людей духа, живущих высшими ценностями, "пневматиков", менее страстных, но тоже "сжигаемых" идеями, влекомых стремлением не создать принципиально новое, но работать ради высокого смысла,то есть "психиков", и , наконец, омерзительных субпассионариев, то есть "физиков", просто двуногих скотов. И деление это, по Гумилеву, предопределено биологическми характеристиками. Именно это и вызывает неприятие, именно это и есть, по существу, понимание людей, человечества с точки зрения фашистской матрицы.Но для нас, если мы не чужды гуманизма, такое деление не примлемо. Так понятнее? Так понятнее. Однако, рискуя навлечь Ваш гнев, скажу всё же, что энергетика человека и, во многом, интеллектуальные способности закладываются природой. Как это происходит - с помощью генов, передаваемых от родителей, вследствии "космического удара" или ещё как - я не знаю. Но различия в этих характеристиках у людей существует, это, так сказать, эмпирический факт. Как вы его с помощью социального будете ликвидировать - мне не понятно. |
|
|
![]()
Сообщение
#175
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 685 Регистрация: 3.6.2009 Пользователь №: 1534 ![]() |
Цитата Пыльцын Олег' date='13.3.2010, 6:57' post='11863' Цитата Я так понимаю, что указанную книгу Вы не желаете читать. Что же ваше право. Судить обо всем по одной статейке - это принципиальный ведь подход? Больше нечего сказать? Так зачем я упирался с суждениями, цитатами и аргументами? Впрочем, тут каждый делает. что может. Защитить учение Вы не можете. как я понял. Да и не надо, пустое ведь дело. рациональными средствами учение не защитимо. Цитата Извините, но теория этногенеза, системный подход и методология марксизма достаточно прочно связаны. Нежелание это обсуждать и говорит о том, что о связях в рамках системного подхода Вы имеете весьма отдаленное представление. Ставить диагнозы вместо дискуссии? Это научная полемика? В полемике ведь на аргументы отвечают, а не строят предположения об эрудиции оппонента. Если, конечно, заинтересованы в истине. |
|
|
![]()
Сообщение
#176
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 580 Регистрация: 18.8.2009 Пользователь №: 1577 ![]() |
Больше нечего сказать? Так зачем я упирался с суждениями, цитатами и аргументами? Впрочем, тут каждый делает. что может. Защитить учение Вы не можете. как я понял. Да и не надо, пустое ведь дело. рациональными средствами учение не защитимо. Указанную статью писал, скорее всего, Иванов. А у него статьи слабые откровенно. Как у большинства последователей Гумилёва. Обсуждать эти писания не вижу смысла. У самого Гумилёва много ошибок, что уж о последователях говорить. Но у него и зерна есть интересные, а не только плевла. Их и стоит искать в его лучших работах. А Вы же не хотите их искать, у Вас сквозит изначально предвзятое отношение. Вам проще охаять на основании одной статьи все труды - типа они напрасны вовсе и не представляют никакого интереса. Ну, для Вас не представляют - что я тут могу поделать. Ставить диагнозы вместо дискуссии? Это научная полемика? В полемике ведь на аргументы отвечают, а не строят предположения об эрудиции оппонента. Если, конечно, заинтересованы в истине. Вот и давайте разберем понятие системы. Если Вы действительно в поиске научной истины заинтересованы. На мой взгляд, без этого понятия трудно понять и теорию этногенеза. Но Вы же от обсуждения понятия системы уклоняетесь. Вывод напрашивается сам собой. |
|
|
![]()
Сообщение
#177
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Заблокированные Сообщений: 218 Регистрация: 16.6.2009 Пользователь №: 1548 ![]() |
И вот еще одно доказательство того, что у нас обскурация, а не что-нибудь другое. И пришло оно от вас самих.
М.Тихонова красочно описывает. как мы своих детей... боимся. Мы полностью уверены, что они нас в старости непременно бросят. И потому, при отсутствии пенсии мы пойдем на все условия, чтобы их не рожать.("складывать в баночку деньги"( По-видимому, подсознательно понимая, - и маленькой баночки для наших накоплений за всю жизнь будет достаточно)) " В самом деле, даже для сохранения семьи, сохранения детей, нужны совсем иные качества, нежели те, что культивировались "жизнелюбами". В самом деле, дети расправляются с родителями, как только это им будет удобно." А это уже из Л.Н. Гумилева, " Э.и б. з."ч.8 "Возрасты этносов", гл.35, " Фаза обскурации". И это сказал не я, это сказали вы сами, в лице М. Тихоновой и с ней согласных. И далее. "Итак, после торжества обскурации, носители ее исчезают как дым. И остаются уцелевшие от всех передряг потомки первоначальных носителей статического состояния, к-е на руинах начинают учить своих детей жить тихо, избегая конфликтов с соседями и друг с другом."( Там же) Прошу обратить внимание на слова " на руинах". Теперь вернемся снова к баночке с денежками. За 30 лет жизни с нами случится по меньшей мере 2 кризиса, которые превратят в прах и маленькие баночки, и большие банки. И история, и наш личный опыт показывают, что это так и будет. Вспомните хотя бы детей и внуков Брежнева. Уже у них, казалось, было накоплено столько, что хватило бы и их правнукам, и праправнукам. В этом не было никаких сомнений ни у них, ни у нас. И где они теперь? Что-то в списке самых богатых людей их нет. Во времена поздней перестройки казалось - вот теперь цеховики взлетят. Что если люди, к-е в жестких советских условиях сумели раскрутиться, то уж сейчас-то... И где они сейчас? Исчезли аки дым... И где будут теперешние миллионеры и миллиардеры через 20 лет? Так что если кто-то предпочитает, не имея детей, складывать деньги в ма-а-а-ленькую баночку, - то туту медицина бессильна. Но должны же быть люди способные к излечению? Я рассчитываю на них. Наталья Гончарова. |
|
|
![]()
Сообщение
#178
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 206 Регистрация: 9.11.2009 Пользователь №: 1634 ![]() |
И вот еще одно доказательство того, что у нас обскурация, а не что-нибудь другое. И пришло оно от вас самих. М.Тихонова красочно описывает. как мы своих детей... боимся. И это сказал не я, это сказали вы сами, в лице М. Тихоновой и с ней согласных. Да, действительно «обскурация». Это, когда приписывают другим то, что они не писали. Когда «жизнелюбие» превращают в «фантом» пассионарности. А пассионарность, почему - то, связывают с китайцами... Так что же первично: жизнелюбие или китайский «фантом»? Жизнелюбие - не есть алчность и неистовость. И не «баночки» и «денежки». А жизнь – есть для всех. И для Вас тоже, Н. Гончарова. Но за жизнь надо бороться. Вот тогда улетучатся «обскурация» и китайский «фантом»... |
|
|
![]()
Сообщение
#179
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 3534 Регистрация: 27.5.2006 Из: Москва Пользователь №: 1444 ![]() |
Да уж, любезная Наталья, "обскурация" с Вами случилась... Зарапортовались в агитационном порыве... Про баночку-то на огороде это я писала. В надежде обратить Вас к реальности, которая, как известно, откликнется так, как аукнется. То есть по делам получите. Пропагандируя "обскурационный" фатум, который (соглашусь с М.Тихоновой) не более, чем фантом, и рассчитывая жизнь под выморочную теорию, получите детишек столь же расчетливых. Только в их расчетах Вы не будете значиться. Ну, разве только не засядете добровольно-принудительно вместе с ними в резервацию и не отупите их до полной "обскюр" ("темный", фр.), когда они от Вас даже не сбегут на условно "светлую сторону".
А скажите, Вы на многих площадках готовите обскурационно-резервационные настроения? |
|
|
![]()
Сообщение
#180
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Заблокированные Сообщений: 218 Регистрация: 16.6.2009 Пользователь №: 1548 ![]() |
уважаемый paix! да , действительно, в китае, вот уже больше 30-ти лет ведется политика "одна семья - один ребенок", и если бы эта политика была успешно, то число китайцев уменьшилось бы в полтора-два раза. но- оно все время только возрастает. значит, на одну семью, в среднем приходится трое детей, потому что по статистике две целых три десятых ребенка на семью - это то количество, при котором нация не убывает. число же китайцев только возрастает. и еще. это только те китайцы, о которых мы знаем. потому что многие родители просто скрывыают своих детей. и уже выросло целое поколение вот таких неучтенных, не имеющих никаких документов, они ни в каких списках не значатся, работают на нелегальных работах, и возможно, уже имеют своих,нелегальных детей. так что чисчло китайцев значительно больше, чем по их статистике, возможно, уже близко к двум миллиардам. китайцы сейчас попали в заколдованный круг: чтобы уменьшить свое население, им хотелось бы ввести пенсии, но население настолько велико, что это невозможно. и сейчас они стараются платить хотя бы госслужащим, чтобы хотя бы госслужащие не размножались в геометрической прогрессии. как китай будет решать эту прблемму? захватом ли земель более слабых соседей или внутренним террором, или введением пенсий и сексуальной революцией, т.е. путем развращения собственного народа., это покажет ближайшее будущее. но пока, без помощи пенсий, несмотря на 30-ти летние усилия, уменьшить население никак не удается, оно только растет.
и насчет того, какое горе приносила нам многодетность. неизвестно , откуда взялось у вас это убеждение, ибо придется думать что 90% РУССКИХ СЕМЕЙ НАХОДИЛИСЬ В ПОСТОЯННОМ ГОРЕ, потому что число детей в русских семьях было от пяти до восьми, причем во всех слоях населения, от последнего мужика до царской фамилии. и у сельских и у городских, и у образованных и уу неграмотных, и у военных, и у священников , и у купцов - у всех одинаково. да, были малодетные семьи, но это только те, кому бог не дал. а поговорка "пошди нам скот с приплодом, а детей с примором" взята из литературы, где она употреблялась в отрицательном смысле, а больше мы ее нигде ине слышали. примеры из литратуры не всегда корректны. литература , даже самая хорошая - это все-таки не реальная жизнь. сомневаюсь, чтобы хоть один из нас слыщал эту поговорку от своей бабушки. с уважением , наталья гончарова. |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.4.2025, 17:27 |