Подбор литературы |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Подбор литературы |
15.1.2011, 17:29
Сообщение
#101
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 1249 Регистрация: 23.10.2010 Из: Краснодарский край Пользователь №: 2091 |
Конечно, для желающих поспорить можно создать отдельную ветку. Я уже писала, что для начала составляю список книг из советской школьной программы. Т. е., фактически, воспроизвожу советскую школьную программу по литературе. И прошу помогать именно в этом. Все посторонние споры, особенно с переходом на личности, считаю пока не уместными. У меня есть советские учебники литературы. Могу полностью перепечатать (или отсканировать) то, что в них имеется по оглавлению. Устроит? Заодно, указать года издания учебников, ибо есть даже конец 60-х гг., а есть и 80-е годы. Сообщение отредактировал Соло - 15.1.2011, 17:31 |
|
|
15.1.2011, 18:00
Сообщение
#102
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 247 Регистрация: 19.11.2010 Из: Екатеринбург Пользователь №: 2218 |
У меня есть советские учебники литературы. Могу полностью перепечатать (или отсканировать) то, что в них имеется по оглавлению. Устроит? Заодно, указать года издания учебников, ибо есть даже конец 60-х гг., а есть и 80-е годы. Конечно, устроит. Это то, что нужно. Отсканируйте, пожалуйста, по мере сил и возможности. Для тех, кто не знает. Соло на ветке "Книга "Суд времени" является самым заслуженным работником. Она уже застенографировала 3 передачи. И продолжает это нелегкое дело. Прошу относиться к ней с уважением. |
|
|
15.1.2011, 19:16
Сообщение
#103
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 1249 Регистрация: 23.10.2010 Из: Краснодарский край Пользователь №: 2091 |
Конечно, устроит. Это то, что нужно. Отсканируйте, пожалуйста, по мере сил и возможности. Для тех, кто не знает. Соло на ветке "Книга "Суд времени" является самым заслуженным работником. Она уже застенографировала 3 передачи. И продолжает это нелегкое дело. Прошу относиться к ней с уважением. Посмотрела свои учебники по литературе, и оглавление кое-какие отсканировать будет невозможно - они ремонтированные, причем темной мало-прозрачной упаковочной лентой. Скан плохой выйдет. Но там немного и я могу просто перепечатать. Но сначала я просто перечислю то, что у меня есть: 1. Родная литература. Геннадий Исаакович Беленький. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Москва, Просвещение, 1978 год. 2. Русская литература. Книга для учащихся 8 класса. Под редакцией Д.С.Лихачева Москва, Просвещение, 1984 год. 3. Русская литература. Учебник для средней школы. Александр Александрович Зерчанинов, Давид Яковлевич Райхин Москва, Просвещение, 1967 год. 4. Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. - Краткий словарь литературный терминов. - Самостоятельная подготовка к соинению и устному ответу. Под общей редакцией С.В.Тураева Москва, Просвещение, 1989 год. 5. Литература Учебное пособие для 9 класса средней школы В.Г.Маранцман Москва, Просвещение, 1992 год. --------------- По 1 и 2 я училась еще сама, т.е. помню эти учебники. Выберите какие понадобятся. |
|
|
15.1.2011, 22:14
Сообщение
#104
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 1249 Регистрация: 23.10.2010 Из: Краснодарский край Пользователь №: 2091 |
Родная литература
Геннадий Исаакович Беленький. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Москва, Просвещение, 1978 год. Содержание (стр. 399-400) Искусство слова А.С.Пушкин - Солнце русской поэзии - А.С.Пушкин в работе над повестью «Капитанская дочка» - Деталь в художественном произведении - О повести «Капитанская дочка» - Современники Пушкина и советские писатели о «Капитанской дочке» М.Ю.Лермонтов - Певец свободы - «Песня про купца Калашникова…» - «Песня про купца Калашникова…» и устное народное творчество - «Мцыри» - В.Г.Белинский о поэме «Мцыри» - Наши современники о произведениях Лермонтова - Тема и идея художественного произведения Н.В.Гоголь - Великий сатирик о себе - Н.В.Гоголь о театре - Н.В.Гоголь читает «Ревизора» - «Ревизор» - Сюжет художественного произведения - Николаевская Россия во времена Гоголя - Советские писатели о творчестве Гоголя Н.А.Некрасов - Поэт печали и гнева народного - «Размышления у парадного подъезда» - «Железная дорога» - О значении творчества Некрасова (оценки и воспоминания) Л.Н.Толстой - Гениальный художник, великий протестант - «После бала» - Жизненные источники рассказа «После бала» - Композиция художественного произведения А.М.Горький - Буревестник революции - Горький в годы перед первой русской революцией - «Песня о Соколе» - «Песня о Буревестнике» - Сила слова великого писателя (воспоминания и оценки) В.В.Маяковский - Поэт революции - Как читать стихотворения Маяковского - «Партия и Ленин…» (из поэмы «Владимир Ильич Ленин») - «Необычайное приключение…» - «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» А.А.Фадеев - Писатель-коммунист - Страницы героической жизни - Историческая основа романа «Молодая гвардия» - «Молодая гвардия» - А.А.Фадеев о романе «Молодая гвардия» - Советские писатели о романе А.А.Фадеева А.Т.Твардовский - Как был написан «Василий Теркин» - «Василий Теркин» - Из писем фронтовиков А.Т.Твардовскому Художественная литература, ее особенности и значение - Роды и виды литературы - Способы изложения в художественных произведениях - Язык художественного произведения - Стихотворная речь …………………………………………………………………. Стр. 398 Дорогие ребята! Вы заканчиваете 7 класс. В будущем, в 8 классе, вы приступите к систематическому изучению курса русской литературы в историческом освещении – с древнейших времен до наших дней. Более глубоко вы познакомитесь с творчеством великих русских писателей, отдельные произведения которых вы уже читали и разбирали: с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Вы узнаете новые для себя имена русских художников слова: Жуковского, Грибоедова – и писателей зарубежных: Мольера и Байрона. Вы будете работать над статьями Белинского и беседовать с учителем о деятельности Радищева, Рылеева, Герцена. Вот основные произведения, включенные в программу 8 класса. Д.И.Фонвизин. Недоросль. А.С.Грибоедов. Горе от ума. А.С.Пушкин. Цыганы. Братья-разбойники. Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Евгений Онегин. Борис Годунов. Моцарт и Сальери. Скупой рыцарь. Медный всадник. Повести Белкина, стихи. М.Ю.Лермонтов. Смерть поэта и другие стихотворения. Герой нашего времени. Н.В.Гоголь. Шинель. Портрет. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Ивановм Никифоровичем. Мертвые души (том 1). А.И.Герцен. Сорока-воровка. Былое и думы (школьное издание). Мольер. Мещанин во дворянстве. Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда (1-я и 2-я песни), стихи. Постарайтесь летом, во время каникул, прочитать хотя бы некоторые из этих произведений. Советуем также познакомиться с научно-популярными книгами, романами и повестями о Пушкине и его времени, о Лермонтове. И.Андронников. Рассказы литературоведа. М.Басина. Там, где шумят Михайловские рощи. А.Гессен. Набережная Мойки, 12. Т.Иванова. Четыре лета (Лермонтов в Середникове). М.Маурич. Северное сияние. К.Паустовский. Северная повесть. М.Слонимский. Черниговцы. Т.Толстая. Детство Лермонтова. Ю.Тынянов. Пушкин, Кюхля. Чтение этих книг расширит ваши представления о мире, и людях, о прошлом нашей Родины и облегчит изучение литературы в 8 классе. ...................... Жирным шрифтом выделены произведения, обязательные для изучения. |
|
|
15.1.2011, 22:25
Сообщение
#105
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 3084 Регистрация: 26.9.2007 Пользователь №: 1269 |
Вот это отлично!
-------------------- |
|
|
15.1.2011, 22:36
Сообщение
#106
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 1249 Регистрация: 23.10.2010 Из: Краснодарский край Пользователь №: 2091 |
Аналогичное содержание по главам и параграфам в учебнике русской литературы для 8 класса под ред. Лихачева (№ 2 в моем списке) дам уже завтра. Там придется листать весь учебник, ибо в содержании даны только названия глав, а это будет малоинформативно.
|
|
|
15.1.2011, 22:39
Сообщение
#107
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 2759 Регистрация: 16.3.2010 Из: Москва Пользователь №: 1719 |
Dana29, вы бываете иногда настолько категоричны, что просто и не знаешь как реагировать, честное слово. Причем, в данном случае ведь совершенно ясно, что вы "Свято-Русские веды" Асова даже в руках не держали, однако позволяете себе их сравнивать, и с кем? Чтобы не спорить с вами попусту, просто приведу оглавление одной из книг, которую я рекомендовала для изучения наших детей в школах. Соло, мне совершенно незачем брать в руки "Свято-Русские веды" Асова и уж тем более открывать их, ибо любые "веды" в славянском, русском или каком ином варианте, отличном от первоисточника, могут существовать только в одном контексте - в арийском. То бишь в плане проповедования происхождения славян от той самой арийской расы, о которой и толковал Розенберг. А теперь о первоисточнике: Цитата Ве́ды (санскр. वेद, véda IAST — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Это и есть единственные веды, которые существуют в истории человеческой мысли. Все остальные "веды", появившиеся и размножившиеся за последние 20-25 лет - фальшивка, имеющая целью лишь одно - пропаганду "священной арийской расы". Так что вы там порекомендовали поизучать нашим детишкам? Происхождение славян от священной расы ариев? Очень похоже на Розенберга, не правда ли, Dana29? Лично мне ничего более исконно русского читать не приходилось. Ну это легко исправить. Рекомендую: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу http://slavya.ru/trad/afan/index.htm Видите ли, ваше полное невежество в вопросах "исконно русского" чтива, вовсе не повод для пропаганды фашизма руками Совшколы. |
|
|
16.1.2011, 4:51
Сообщение
#108
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 3534 Регистрация: 27.5.2006 Из: Москва Пользователь №: 1444 |
Соло, мне совершенно незачем брать в руки "Свято-Русские веды" Асова и уж тем более открывать их, ибо любые "веды" в славянском, русском или каком ином варианте, отличном от первоисточника, могут существовать только в одном контексте - в арийском. То бишь в плане проповедования происхождения славян от той самой арийской расы, о которой и толковал Розенберг. А теперь о первоисточнике: Это и есть единственные веды, которые существуют в истории человеческой мысли. Все остальные "веды", появившиеся и размножившиеся за последние 20-25 лет - фальшивка, имеющая целью лишь одно - пропаганду "священной арийской расы". Так что вы там порекомендовали поизучать нашим детишкам? Происхождение славян от священной расы ариев? Ну это легко исправить. Рекомендую: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу http://slavya.ru/trad/afan/index.htm Видите ли, ваше полное невежество в вопросах "исконно русского" чтива, вовсе не повод для пропаганды фашизма руками Совшколы. Девушки, давайте жить дружно! Дана! Я полностью разделяю то, что Вы написали, но хорошо бы не повторять хрестоматийную ситуацию, которую Кургинян давно подметил: в патриотическом движении "соборность" как-то мгновенно переходит в "разборность". Соло! Вы, наверное, понимаете, что никто (Дана, Конб, Клим Климыч или я) - Вас обидеть, либо "уценить" Ваш вкус не хочет. Но, действительно, в перестроечное время было вброшено немало всякой туфты, совершенно сознательно вброшено, которая имела целью размыть советскую, да и русскую, идентичность. Поскольку делали это вполне квалифицированные люди, культурная диверсия была хорошо закамуфлирована и комплиментарна к русским. Подчас ну очень комплиментарна. Ничего странного, что многие под это дело подпали, нет. Давайте отдельно, спокойно и доброжелательно разбирать эти вещи в отдельной теме. Не сомневаюсь, что Вы услышите нашу аргументацию. А здесь хватит уже. |
|
|
16.1.2011, 5:02
Сообщение
#109
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1560 Регистрация: 12.4.2010 Пользователь №: 1766 |
Цитата Родная литература Вспомнил и просмотрел. У меня в домашней библиотеке тоже этот учебник есть. Учебник довольно не плохой. Я его часто использовал.Геннадий Исаакович Беленький. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Москва, Просвещение, 1978 год. Вот еще нашел учебник, по которому я учился в школе: Родная речь. Пробный учебник для учащихся нач. классов. В 3 кн. Кн. 2. Ч. 1. / Сост. М.В.Голованова и др. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с. Хоть это и 1992 г. но из того, что еще не названо (или кажется, что не названо) приведу включаемые вещи: Это, сколь я помню, книга дляя 2-го класса. Итак, что включено в учебник (из еще не названного): Рус. нар. песни Небылицы Докучные сказки Сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Иван-царевич и серый волк", "Сивка-бурка", "Никита Кожемяка" Былины. "Добрыня Никитич", "Добрыня и Змей", "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей-разбойник" А.К. Толстой, стихи Л.Н. Толстой, "Лев и собачка", "Акула", "Прыжок", "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря" А.И. Куприн, "Слон" И.С. Никтин, стихи А.Н. Плещеев, стихи И.З. Суриков, стихи С.Д. Дрожжин В.Ф. Одоевский, сказка "Мороз Иванович" С.Т. Аксаков, "Аленький цветочек" В.М. Гаршин, "Лягушка-путешественница" Д.Н. Мамин-Сибиряк, "Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, короткий Хвост" В.С. Соловьев, стихи К.Д. Бальмонт, стихи (Тютчева, Пушкина, Лермонтова и др. многократно названных не называю). Кстати, в советской школе вроде бы были уроки эстетики. Я прав? Потому как потом этот предмет попросту исключили. Или разбрасали что в "Рисование", что в "Литературу", что в "Музыку". Сообщение отредактировал Dok - 16.1.2011, 5:07 |
|
|
16.1.2011, 8:13
Сообщение
#110
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1560 Регистрация: 12.4.2010 Пользователь №: 1766 |
В.И. Лебедев-Кумач, советская поэзия, включая военную (самое известное стихотворение Лебедева-Кумача – «Священная война», ставшее гимном Великой Отечественной войны)
В основном в качестве дополнительной литературы можно использовать следующее: В.П. Катаев, тема индустриализации в романе «Время – вперед!», «Сын полка» Тема индустриализации также представлена в работах: «Соть» Леонова, «Гидроценталь» Мариэтты Шагинян, уже упоминавшемся «Цементе» Ф.В. Гладкова и др. Тема войны представлена также в след. работах: «Они сражались за Родину» М.Шолохова, стихи А.А. Суркова (автор стихотворения «Бьется в тесной печурке огонь…»), стихах М.В. Исаковского (знамениты «Враги сожгли родную хату…», «Катюша» и др.), произведениях О.Г. Берггольц, пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт" и др. Сложные проблемы времени в бытовых сюжетах пытаются проследить такие драматурги как В.С. Розов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, М.М. Рощин и др. |
|
|
16.1.2011, 8:24
Сообщение
#111
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1560 Регистрация: 12.4.2010 Пользователь №: 1766 |
М.Ф. Шатров, в ряде пьес осмысляет драматизм идеологической и полит. борьбы 1917 г., отказываясь от карикатурного изображения оппонентов большевиков; есть пьесы и на более современные темы
Цитата Сложные проблемы времени в бытовых сюжетах пытаются проследить такие драматурги как В.С. Розов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, М.М. Рощин и др. Уже говорил, но повторюсь (дабы подчеркнуть актуальность составляемого списка): в интернете по Виктору Сергеевичу Розову мало что есть (я имею в виду творчество): только пьеса "В поисках радости". Больше ни одной пьесы я в Интернете попросту не нашел, хотя они у Розова есть. Те же "Вечно живые" присутствуют в интернете только в виде фильма "Летят журавли" и, возможно, ефремовской постановке "Вечно живые" (и то не знаю - постановку когда-то смотрел по спутниковому каналу ТВЦ-международный и сделал себе запись на диск).
|
|
|
16.1.2011, 16:33
Сообщение
#112
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1560 Регистрация: 12.4.2010 Пользователь №: 1766 |
Цитата Что касается других предметов, то тут желательны специалисты. Это да.Цитата Я со своей стороны могу помочь восстановить советские программы по биологии, по химии. Это хорошо.Учебник да, 1992 г. Но это же в качестве доп чтения привожу. Мамин-Сибиряк, Аксаков же не перестройщики. Хотя в "Аленьком цветочке" перестройку найти можно, если постараься: "Вали-ка папенька за рубеж и привези джинсы со стразами". Или у Гаршина в "Лягушке-путешественнице": "Все. Хватит. Валим отсюда за бугор! Валим. Валим по-быстрому". |
|
|
16.1.2011, 16:59
Сообщение
#113
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 247 Регистрация: 19.11.2010 Из: Екатеринбург Пользователь №: 2218 |
Это да.Это хорошо. Учебник да, 1992 г. Но это же в качестве доп чтения привожу. Мамин-Сибиряк, Аксаков же не перестройщики. Хотя в "Аленьком цветочке" перестройку найти можно, если постараься: "Вали-ка папенька за рубеж и привези джинсы со стразами". Или у Гаршина в "Лягушке-путешественнице": "Все. Хватит. Валим отсюда за бугор! Валим. Валим по-быстрому". Мамин-Сибиряк, Аксаков очень хорошие русские писатели. Я их уже включила в список. В старшие классы: Сергей Аксаков «Детские годы Багрова - внука», «Семейная хроника» В средние классы: Мамин-Сибиряк «Зимовье на Студеной» В младшие классы: Сказки русских писателей. С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек", «Как кошки ловят рыбу», «Гнездо», «Лебедь» http://www.lukoshko.net/menuanim.shtml Д. Мамин-Сибиряк Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку, Алёнушкины сказки: Присказка, Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, Сказочка про Козявочку, Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост, Ванькины именины, Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу, Сказка о том, как жила-была последняя Муха, Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку, Умнее всех, Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке, Пора спать, Серая шейка http://az.lib.ru/m/maminsibirjak_d/ Поэтому, хоть год издания и имеет большое значение, но гораздо важнее, можно ли почерпнуть из данного учебника полезную для нас информацию. Сообщение отредактировал Елена555 - 16.1.2011, 17:14 |
|
|
17.1.2011, 13:49
Сообщение
#114
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 203 Регистрация: 15.11.2010 Пользователь №: 2196 |
Вот одна из глав рукописи конкурсного учебника «Литература, 9 класс» о Льве Толстом:
«Отступление четвёртое. Уход из дома. (Из дневниковых записей) 1900. …4) Жизнь наша господская так безобразна, что мы не можем радоваться даже рождению наших детей. Рождаются не слуги людям, а враги их, дармоеды. Все вероятия, что они будут такими… 30 августа 1900. Ясная Поляна, 72 года. Во что же я верю?- спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смириться, прощать, любить. В это верю всем существом… 23 ноября 1900. Москва. …1) Мы богатые классы разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даём им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвет и плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии. 1902. 21 марта 1902…4) Говорят: вернитесь к церкви. Но ведь в Церкви я увидел грубый, явный и вредный обман. 1904. 18 июля 1904. Ясная Поляна. …Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели. 1905. 31 июля 1905. Ясная Поляна. …Сидим на дворе, обедаем десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженное спокойно. Удивительно!!! …Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением. 3,4 октября 1906. Ясная Поляна. …5) Записано так, после очень тяжёлого настроения: уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том , до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Всё чаще и чаще чувствую это. 1907. 26 октября 1907. Ясная Поляна. …7) (Очень важное). Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, осознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого. 1908. 19 апреля 1908. Ясная Поляна …Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью своей. 3 июня. Ясная Поляна 1908. Третьего дня получил письмо с упрёками за моё богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и, к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом, и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех. Из «тайного» дневника 1908 года. 2 июля 1908. Ясная Поляна Когда я спрошу себя: что же мне нужно – уйти от всех. Куда? – к богу, умереть. Преступно желаю смерти… 1910. 7 января. …Нет беспощадней тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии? 26 октября. Всё больше и больше тягощусь этой жизнью… Последняя попытка. Росло желание порвать с атмосферой вражды, лжи и праздности, хоть немного пожить жизнью простого человека. И в ночь на 28 октября 1910 года он решился: вместе с домашним врачом (не разберу фамилию) Д*аковицким, предупредив только любимую дочь – Сашу. Толстой покинул Ясную Поляну. Жене он написал на клочке бумаги: «Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не могу поступить иначе. Положение моё в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни. Пожалуйста, помни это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твоё и моё положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную 48 летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всём, чем я виноват перед тобой…» Как только стало известно, что Толстой покинул Ясную Поляну, за ним была установлена непрерывная полицейская слежка. О каждом шаге сообщалось телеграммами. Ехал Толстой в переполненном вагоне третьего класса, вступая в разговоры с крестьянами и рабочими, с наслаждением слушал игру на гармонии и песни. Осенняя ненастная погода, пережитые волнения сказались на здоровье восьмидесятидвухлетнего человека. Он заболел воспалением лёгких. На станции Астапово (ныне – станция Лев Толстой) его вынесли из вагона и уложили в постель в квартире начальника станции. Весь мир ждал вестей с маленькой станции. Но состояние здоровья становилось всё хуже, и утром 7 ноября Лев Николаевич Толстой скончался. Похороны его в Ясной Поляне превратились во всенародную демонстрацию протеста. Это были первые гражданские похороны в России.» |
|
|
17.1.2011, 23:15
Сообщение
#115
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1560 Регистрация: 12.4.2010 Пользователь №: 1766 |
Н.С. Лесков, «Очарованный странник», «Левша»
Поэты пушкинской поры (поэзия Золотого века): А.Дельвиг В.Кюхельбекер П.А. Вяземский Е.А. Баратынский А.С. Грибоедов и Вас. Жуковский уже назывались К.Ф. Рылеев А.И. Одоевский Д.Давыдов Изуцчались они в советской школе? Публицистика и критика тоже входят в круг чтения, к примеру, В.Г. Белинский, А.А. Блок («Интеллигенция и революция»), М.Горький (у него есть интересное публицистическое размышление про В.И. Ленина, по-моему оно так и называется – «В.И. Ленин»), Л.Толстой и многие др. Не знаю, нужен ли И.Бунин, он не любит большевиков, но где-то ведь пишет, что большевики были единственно трезвой силой в 17-м году, и эта трезвая сила взяла власть, валявшуюся в грязи. Особенно критика и публицистика важны при изучении отечественной литературы в более-менее взрослых (8-11-м) классах - по поводу произведений Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.С. Грибоедова, Н.Г. Чернышевского, А.А. Блока, Л.Н. и А.Н. Толстых, Ф.И. Тютчева и т.д. Публицистика и литературная критика - тоже целый пласт нашей литературы и культуры вообще. По Алексею Константиновичу Толстому по-моему в постсоветской учебн. программе был «Князь Серебряный» (судя по всему, средние классы). Хотя я не помню: до 9 кл. включительно учился от случая к случаю, хотя с 1-го по 7-й класс читал довольно много, книги всегда любил. Потом как-то интерес к чтению поубавился, читал значительно меньше. В 10-11 кл. интерес к чтению в той или иной мере вернулся. Но вот программу средних классов поэтому знаю не во всем хорошо, многое из нее мною было прочитано несколько позже: Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Мольер, Шекспир… В.Г. Распутина мы избегаем, в постсоветистской школе он немного изучается: «Уроки французского», «Прощание с Матерой». Я, конечно, тоже не могу воспринимать его и его творчество нейтрально как вспомню, какую роль он сыграл в разрушении СССР. Аналогично с Солженицыным («Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»). Можно оставить их для постсоветско-антисоветской школы, а у нас - школа, пытающаяся не разорвать связь времен, а восстановить ее (гамлетовская тема). |
|
|
17.1.2011, 23:16
Сообщение
#116
|
|
Активный участник Группа: Актив Сообщений: 1560 Регистрация: 12.4.2010 Пользователь №: 1766 |
Список литературы получается довольно объемный. В этой связи возникает ряд замечаний и вопросов:
1. нужно ли и возможно ли разбить собранную информацию на 10-11 классов, в которых она должна изучаться? Это сложно. Тем более тут есть вариации в зависимости от выпадения 4-го класса и реальным количеством годов обучения (я учился в 11-летке, но с учетом того, что 4-го кл. у нас не было и мы из 3-го переходили сразу в 5-й, получается, что учился не 11, а 10 лет). В СССР, насколько я могу предположить, 4-й кл. был, но на разных этапах истории количество лет образования было разным. Т.о. придется литературу разбить на 4 сегмента (т.е. так, как мы уже тут и делаем): - дошкольная литература (тут в основном сказки); - начальные классы (1, 2, 3 и 4-й классы при условии, что 4-го может и не быть); - средние классы (с 5-го по 9-й класс, т.е. 5 лет); - старшие классы (10-11-й классы). Может быть, с целью некоторого уравновешивания список нужно поделить на 5 сегментов: 1) дошкольная литература; 2) начальные классы (3 или 4 года обучения); 3) 5-6-й классы; 4) 7-8-9-й классы; 5) старшие классы (10-11-й кл.). В общем, тот или иной вариант нужно принять. Или предложить новый, или попытаться увязать с принятой сейчас раскадровкой. Правда если министерство задумает эту раскадровку менять каждые 3 года (то есть 4-й кл., то его нет, то 10 лет, то 11), то разве мы должны делать то же самое? Нет. 3. Список в виду его объемности и развернутости по ряду направлений, т.е. ориентированности на определенные цели должен носить рекомендательный характер. Но при этом необходимо как в списке литературы для чтения в учебнике Беленького обязательные для изучения произведения отмечать жирным шрифтом. Т.е.: Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души», «Шинель», «Женитьба», «Ревизор», «Нос», «Невский проспект», «Миргород», «Арабески», «Записки сумасшедшего», «Старосветские помещики», «Портрет» и др. То, что жирным шрифтом – для изучения в классе и дома, остальное – для дополнительного чтения. Можно и систематизировать подобные авторские списки: пьесы, повести, рассказы и т.п. Так даже лучше. Но это надо думать как сделать так, чтобы итоговый вид у всего этого был удобоваримый, дружественным в плане своего восприятия. Плюс тут нужна точная структура, к примеру, что относится к «Петербургским повестям» у Гоголя, «Повестям Белкина» у др. крупного писателя, а что за пределами тех или иных циклов. Для восстановления этой структуры тоже нужна кропотливая работа. 4. Очень важно тематизировать список. Это поможет всем – нам (составителям), учителям, родителям, ученикам и т.д. Очень часто разделы темы могут носить вариативный характер. К примеру, тема «Стихотворения о Великой Отечественной войне» учеником может углубленно изучаться по одному или нескольким авторам (а остальные – на общее впечатление по учебнику). Аналогично советская драматургия может изучаться по одному или нескольким авторам: Розов, Шатров, Арбузов, Вампилов, Леонов, Платонов и т.д. Понятно, что «все и у всех» ученик прочитать врядли сможет. Поэтому тут нужна вариативность, возможность выбора по душе и по вкусу. При этом, понятно, что в таком случае список будет носить перекрестный характер, т.е., к примеру В.С. Розов будет и как самостоятельный автор (это 11 кл., как я понимаю), и как автор, произведения которого входят в различные (актуальные для нас и нашего списка!) темы: «Вечно живые» - в тему «Великая Отечественная война в пьесах советских драматургов», «В поисках радости» - в тему «Социально-нравственная проблематика современного общества в пьесах советских драматургов». Высоцкий должен быть и как самостоятльный поэт и как поэт, различные жанры творчества которого входят в соответствующие темы: «Великая Отечественная война в творчестве советских поэтов», «Советская авторская песня» и т.п. При этом какие-то стихи Высоцкого (а Высоцкий – представитель экзистенциальной поэзии) можно сделать обязательными для ознакомления: «На братских могилах…», «Две песни об одном воздушном бое» и т.д. (По крайней мере там где подобные перекрестные списки возможны, их стоит сделать. По моему скромному мнению.) Но чтобы сделать неплохой перекрестный список хорошо бы применить какие-то информационные технологии, программное обеспечение. Отсюда вопрос к программистам и прежде всего к главному программисту портала «Совшкола» Pamir’у: Какие-нибудь ПО- и IT-инструменты тут нужны? Будут ли они полезны? Возможны ли они в таком деле? Может быть технология Wiki? 5. IT-технологии здесь кажется нужны и в той связи, что мы планируем сделать на портале электронную библиотеку соответствующей литературы, а не просто дать ее список. При этом сначала мы составляем список, доводим его до высокой степени готовности (абсолютной степени готовности в таких делах не бывает, тем более, что постепенно список может дополняться чем-то новым). Публикуем список высокой степени готовности (СВСГ) на портале и начинаем его преобразовывать из текста в гипертекст (т.е. наполнять гиперссылками, постепенно формируя свою портальную библиотеку). Работа это достаточно долгая, не лишенная рутинности, и в этой связи дабы не заглохнуть, она должна быть по-настоящему коллективной. По-крайней мере для молодежи, которая с интернетом на ты, ничего сложного в этом не будет. И многие смогут поучаствовать, внести толику своего труда. Чем больше людей подключиться к этому, тем быстрее мы подойдем к «высокой степени готовности» того контента, который так необходим. Что-то нужно будет отсканировать. Прежде всего то, чего нет в Интернете. Я уже говорил, что, к примеру, Розова в Интернете непропорционально мало. Непропорционально его непреходящему значению, особенно в свете необходимости вывода общества из спячки, порожденной приемом дозы чечевичной похлебки. |
|
|
18.1.2011, 10:45
Сообщение
#117
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 247 Регистрация: 19.11.2010 Из: Екатеринбург Пользователь №: 2218 |
Dok
« придется литературу разбить на 4 сегмента (т.е. так, как мы уже тут и делаем): - дошкольная литература (тут в основном сказки); - начальные классы (1, 2, 3 и 4-й классы при условии, что 4-го может и не быть); - средние классы (с 5-го по 9-й класс, т.е. 5 лет); - старшие классы (10-11-й классы). Может быть, с целью некоторого уравновешивания список нужно поделить на 5 сегментов: 1) дошкольная литература; 2) начальные классы (3 или 4 года обучения); 3) 5-6-й классы; 4) 7-8-9-й классы; 5) старшие классы (10-11-й кл.)» Конечно, в идеале, нужно бы разбить список по всем 10 классам. Но мы, все-таки не преподаватели литературы. Мне кажется, что для нашей цели достаточно разбивки на 4 сегмента. Пока разбито на 3 сегмента. Я еще не выделила литературу дошкольную. Если получится, разобью и на 5 сегментов. Но тут важнее последовательность произведений и авторов, т. е., что за чем следует в процессе изучения. «3. Но при этом необходимо как в списке литературы для чтения в учебнике Беленького обязательные для изучения произведения отмечать жирным шрифтом. Т.е.: Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души», «Шинель», «Женитьба», «Ревизор», «Нос», «Невский проспект», «Миргород», «Арабески», «Записки сумасшедшего», «Старосветские помещики», «Портрет» и др. То, что жирным шрифтом – для изучения в классе и дома, остальное – для дополнительного чтения. » Хорошее предложение. Согласна. «Плюс тут нужна точная структура, к примеру, что относится к «Петербургским повестям» у Гоголя, «Повестям Белкина» у др. крупного писателя, а что за пределами тех или иных циклов». Согласна. Буду постепенно уточнять. «4. Очень важно тематизировать список. При этом, понятно, что в таком случае список будет носить перекрестный характер, т.е., к примеру В.С. Розов будет и как самостоятельный автор (это 11 кл., как я понимаю), и как автор, произведения которого входят в различные (актуальные для нас и нашего списка!) темы: «Вечно живые» - в тему «Великая Отечественная война в пьесах советских драматургов», «В поисках радости» - в тему «Социально-нравственная проблематика современного общества в пьесах советских драматургов».» Тоже считаю разбивку на темы очень важной и удобной. Прошу помочь уточнить темы и добавить новые: У меня есть темы, еще достаточно «сырые» по названиям: В списке для младших классов: сообщение 60, стр. 3 Русские былины для детей о богатырях Сказки русских писателей Книги русских и советских писателей о детях Книги русских и советских писателей о природе и о животных Юмористические повести и стихи для младшего и среднего школьного возраста Книги зарубежных писателей для младшего и среднего школьного возраста – 2 последних, видимо, пойдут в список дополнительной литературы. В списке для средних классов: сообщение 71, стр. 4 Русская литература Советская литература Фантастика – список дополнительной литературы Зарубежная литература – список дополнительной литературы В списке для старших классов: сообщение 119, стр. 6 «энциклопедии» русской жизни: Проза и поэзия о войне Фантастика – список дополнительной литературы Зарубежная литература – список дополнительной литературы Спасибо за предложенные темы: «Великая Отечественная война в пьесах советских драматургов» «Вечно живые» «Социально-нравственная проблематика современного общества в пьесах советских драматургов». «В поисках радости» Прошу помочь уточнить и дополнить список по теме: Проза и поэзия о войне Твардовский «Василий Теркин», «В тот день, когда окончилась война…» К. Симонов стихи о войне «Ты помнишь Алеша», «Если дорог тебе твой дом», «Жди меня», «Родина», «Суровая годовщина» (начинается словами «Товарищ Сталин, слышишь ли ты нас? / Ты должен слышать нас, мы это знаем.», написано в ноябре 41-го), роман "Живые и мертвые", "Случай с Полыниным, "Двадцать дней без войны", пьеса Русские люди" А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», «Конармейская песня», «Песня защитников Москвы», «Атака», «Утро победы», «Видно, выписал писарь мне дальний билет» Джамбул « Ленинградцы, дети мои» Ольга Берггольц «Ленинградская поэма» Маргарита Алигер поэма «Зоя» Роберт Рождественский «Мамаев курган», «Баллада о маленьком человеке» Евтушенко «Хотят ли русские войны» Юлия Друнина стихи о войне, о любви «Зинка», « Я только раз видала рукопашный» и др. http://www.drunina.ru/war.html#r17 А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворение «Мужество» и др. стихи о войне В.С. Высоцкий стихи о войне М.Н. Ножкин стихи о войне Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке"; Э. Г. Казакевич «Звезда» Ю. Бондарев романы Чаковский Александр Борисович Роман Блокада Василь Быков «Сотников», «Альпийская баллада», В.О. Богомолов «Момент истины» Г.Я. Бакланов "Пядь земли", "Мертвые сраму не имут", "Июль 41 года", по произведению «Почем фунт лиха» был снят фильм «Был месяц май» М. А. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину» Александр Бек Волоколамское шоссе С.С.Смирнов Брестская крепость При составлении списка предлагаю руководствоваться, как минимум, принципами: Русское/русофобское Советское/антисоветское То есть включать только русское и советское, а русофобское и антисоветское не включать. Если есть хорошая зарубежная литература о ВОВ, то ее включим в дополнительный список. Отдельно предлагаю создать список кинофильмов о ВОВ, для полноты картины. Сообщение отредактировал Елена555 - 18.1.2011, 10:48 |
|
|
20.1.2011, 10:33
Сообщение
#118
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 247 Регистрация: 19.11.2010 Из: Екатеринбург Пользователь №: 2218 |
олег2010, вы написали все верно. Но это причины, а нам нужны ЦЕЛИ. Т.е. ответ на вопрос - какого человека мы хотим вырастить и воспитать той программой обучения, которую будем рекомендовать? Для жизни в какой стране, в каких условиях? К чему он должен быть подготовлен и какими качествами обладать? Я об этом. Попробую изложить свою точку зрения. Я предлагаю пока не замахиваться на глобальные вопросы. А для начала восстановить советскую школьную программу по литературе. Зафиксировать ее. А потом дополнить, где мы посчитаем это нужным. При этом предлагаю руководствоваться принципами советское / антисоветское русское / русофобское То есть, советское и русское включать, а антисоветское и русофобское не включать. Я уже писала об этом. Извините, что повторяюсь. Для начала нужно восстановить то, что было. Ибо сейчас этого нет. Нет в школьной литературе, нет в школьной истории. Приблизительный список уже написан. Теперь его можно уточнять по частям. Буду постепенно предлагать по одному разделу для уточнения. После уточнения раздел списка будем считать законченным. Вот сейчас прошу уточнять тему ВОВ в старших классах. Когда я училась, с 1969 по 1979 гг. мы проходили только "Молодую гвардию". Из программы помню только ее. Все остальное читала дома сама. Я считаю, что этого не достаточно. Сообщение отредактировал Елена555 - 20.1.2011, 10:58 |
|
|
20.1.2011, 11:07
Сообщение
#119
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 1249 Регистрация: 23.10.2010 Из: Краснодарский край Пользователь №: 2091 |
Я предлагаю пока не замахиваться на глобальные вопросы. А для начала восстановить советскую школьную программу по литературе. Зафиксировать ее. Совершенно с вами согласна. Это цель ясная и понятная. Цитата А потом дополнить, где мы посчитаем это нужным. При этом предлагаю руководствоваться принципами советское / антисоветское русское / русофобское То есть, советское и русское включать, а антисоветское и русофобское не включать. А вот тут уже без глобальных вопросов не обойтись. Как не обойтись и без серьезного обсуждения и определения наших целей - как раз того, о чем я и пишу. Споры здесь неизбежны, ибо разные точки зрения уже выявились. Цитата Вот сейчас прошу уточнять тему ВОВ в старших классах. Когда я училась, с 1969 по 1979 гг. мы проходили только "Молодую гвардию". Из программы помню только ее. Все остальное читала дома сама. Я считаю, что этого не достаточно. Вот опять - то восстановить старую программу, то дополнить. Дополнение - это уже изменение старой программы. И без ясной цели здесь не обойтись. Что же касается темы ВОВ в школьном курсе литературы советской школы, то мы с вами в одно время учились и я точно помню, что мы проходили на уроках литературы еще и: "Они сражались за Родину", "Судьба человека" Шолохова, "Василий Теркин" Твардовского, "Повесть о настоящем человеке" Полевого, "Живые и мертвые", стихотворение "Жди меня" К.Симонова, "Горячий снег" Ю.Бондарева, "Зоя" М.Алигер, "Сын полка" В.Катаева, стихи о войне О.Берггольц, ну, и идеологическое того времени "Малая земля" Л.И.Брежнева. По-моему, все. Из детских, младших классов, могла что-то забыть. Сообщение отредактировал Соло - 20.1.2011, 11:07 |
|
|
20.1.2011, 11:28
Сообщение
#120
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 247 Регистрация: 19.11.2010 Из: Екатеринбург Пользователь №: 2218 |
Вот опять - то восстановить старую программу, то дополнить. Дополнение - это уже изменение старой программы. И без ясной цели здесь не обойтись. Что же касается темы ВОВ в школьном курсе литературы советской школы, то мы с вами в одно время учились и я точно помню, что мы проходили на уроках литературы еще и: "Они сражались за Родину", "Судьба человека" Шолохова, "Василий Теркин" Твардовского, "Повесть о настоящем человеке" Полевого, "Живые и мертвые", стихотворение "Жди меня" К.Симонова, "Горячий снег" Ю.Бондарева, "Зоя" М.Алигер, "Сын полка" В.Катаева, стихи о войне О.Берггольц, ну, и идеологическое того времени "Малая земля" Л.И.Брежнева. По-моему, все. Из детских, младших классов, могла что-то забыть. Я написала: восстановить, зафиксировать это восстановление, потом дополнить. Просто на практике это происходит одновременно. То есть будет, грубо говоря,2 списка: 1. советская школьная программа в первозданном виде 2. советская школьная программа + дополнения к ней Принципы, которыми я собираюсь руководствоваться, делая дополнения я тоже изложила. Спасибо за то, что вспомнили произведения из программы. Все они, кроме "Сына полка" в мой список включены. "Сына полка" теперь тоже включу. Сообщение отредактировал Елена555 - 20.1.2011, 11:38 |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 0:20 |