«Почему мы ЕЁ потеряли?». |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
«Почему мы ЕЁ потеряли?». |
16.4.2011, 21:50
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 282 Регистрация: 15.4.2011 Пользователь №: 4071 |
«Почему мы ЕЁ потеряли?».
Я задумался, а «ЧТО» же мы потеряли? Появлению страны Советов сопутствовала Гражданская война, в ходе которой погибло 10,5 млн. человек. Становление Советского Союза приходится на период коллективизации: ещё более 6 млн. крестьян. Сталинские репрессии 1930-1941 гг.: тёмная история, ещё несколько млн. чел. Вторая мировая война: 24 млн. советских людей. Миллионы, миллионы, миллионы... Я понял: мне повезло. Я жил в Советском Союзе в «благополучное» брежневское время. Какое же это было время? Мне казалось, хорошее время. Я был молод, полон сил и надежд. Если кое на что закрыть глаза, — лучше не надо! Многие так и жили. Зажмурившись. Иногда всю жизнь... Но так уж случилось, что мне попалась «мазь Воланда», и я помазал ей свои глаза... Что ж я увидел? Политбюро, состоящее из бессменных старцев, одной ногой стоящих в могиле и тащивших туда всю страну; афганскую войну, которой «не было» с её грузом 200; бесконечные профсоюзные, комсомольские и открытые партийные собрания, мелкие шабаши бесов-карьеристов с их «единогласно»; психушки для инакомыслящих, запрет на книги, имена. Вот такая чертовщина! Но оставим в стороне метафоры и мистификации. Одного знакомого мне, очень хорошего человека, затаскало КГБ из-за того, что у неё нашли книгу Б.Пастернака «Доктор Живаго». Многие талантливые, выдающиеся люди были зачислены в число «политически неблагонадёжных». Неблагонадёжным оказалось все нетривиальное, все что превосходило по сложности партийное мышление советских идеологов. Партия была умом, честью и совестью эпохи. «Общественная мысль и печать были задушены». Развитие остановилось. И всё же... Это меркнет по сравнению с теми миллионами жизней, которые были принесены в жертву Молоху... Но был фокус! Хотя жертвы давно умерли, они продолжали оказывать давление на режим. Для меня понятны мотивы, по которым советская интеллигенция испытывала неприязнь к советскому строю. Эта неприязнь имела широкий спектр: от скрытой недоброжелательности до почти открытой ненависти. Не «чечевичная похлёбка» служила тут причиной. Причина заключалась в глухом прошлом отдельных семей и страны в целом и знании иных культурно-исторических начал, отличных от искусственной советской традиции (было с чем сравнивать). Что это были за начала? Во-первых, это русская культурная традиция, — сложная и противоречивая в себе реальность, обладающая большой духовной силой; она была выстрадана за годы Гражданской войны и последующих репрессий. Во-вторых, это европейские идеалы модерна и достижения европейской культуры. В соответствии со своей ценностной ориентацией советская интеллигенция имела внутри себя два полюса, между которыми существовала основная её масса. Первый полюс в основном тяготел к дореволюционной отечественной культуре; второй — декларировал ценности Запада. Патриотически настроенная интеллигенция исходила из тезиса, что Октябрьская революция 1917 года насильственно прервала естественное развитие жизнеспособной страны. Её либерально-космополитические антиподы считали злом ассимиляцию революционного движения народными массами. Трудно сказать, что их тут раздражало. Может, им казалось, что изначально «высокие и чистые» революционные идеалы тем самым были опошлены и скомпрометированы? Чем? Тем, что благодаря такой ассимиляции круг репрессий стал шире, и под «нож гильотины» попали те, которые изначально имели от него иммунитет? Что хранят семейные традиции либерально-космополитической интеллигенции? В таких семьях деды делали Октябрьскую революцию, а внуки громили Советский Союз. Чем компенсируется такой динамизм превращений как не наличием устойчивых инвариантов? Известным представителем либеральных космополититов был Е.Гайдар. Как-то уже после проведения гайдаровских реформ один досужий старый коммунист спросил Егора Тимуровича, что бы о нём сказал овеянный советскими мифами его собственный дед (старый коммунист, возможно, имел в виду Мальчиша-Плохиша; коммунисты — сущие дети!). На это Егор Тимурович улыбнулся и ответил, что дед был бы им вполне доволен. Наверное, внук лучше знал своего деда... Смею предположить, что советский строй отрицали и представители самой власти. Почему? Развращённые властью, они не могли ей воспользоваться в полной мере в своих личных интересах. Помехой тому были два фактора: подкреплённая законами и традициями репрессий советская идеология (каждому — по труду), и наличие вездесущего ОБХСС. Подтверждением служит, например, коррупционное дело С.Ф. Медунова, занимавшего должность первого секретаря Краснодарского крайкома КПСС с 1973 по 1982 гг. (недавно с удивлением узнал, что Решением городской Думы Краснодара от 21.09.2006 года №14 ему установлена мемориальная доска). Надо ли говорить, что свои личные интересы «элита» уже тогда ценила выше интересов общественных? Думаю, что идеал «свободы от равенства и братства» возник в то время, и если он не оформился тогда же в столь «изящную» словесную форму, то по причине отсутствия у партийной элиты эстетического чувства и опыта отвлечённого мышления. Партийная элита создала в своих интересах специальную систему распределения материальных благ, которая обеспечивалась особой специнфраструктурой: системой спецполиклиник, спецмагазинов, спецдомов отдыха и т.д. Допускаю, что в недрах советской партийной элиты существовали немногочисленные «белые вороны». Но они должны были страстно желать перемен и, как минимум, стремиться к обновлению элиты. Трудно сказать, в чём они видели выход. Скорее всего, между ними не было согласия, поэтому на дальнейшие события они не оказали видимого влияния. Что касается собственно народа , то его духовная жизнь текла вне рационального осмысления бытия. Простые люди и жили просто. Тем не менее, в характеристике явлений народ умеет ухватить существенное. Советскую номенклатуру назвали «слугами народа». По мнению народа «их слуги» жили слишком хорошо в сравнении с «господами». Власть, декларирующая принципы равенства граждан в самом широком смысле, эти принципы постоянно нарушала. Говоря попросту, власть повернулась к народу задом. В этом народ видел нарушение справедливости, акт презрения по отношению к себе. В народных представлениях советский строй олицетворяла советская власть, поэтому неприязнь к власти народ переносил на весь советский уклад. На этой почве возникали протесты. В 1962 году случился бунт рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода. Этот бунт был жёстко подавлен. Для подавления мятежа использовали солдат, мобилизованных из средне-азиатских, или кавказских республик. Согласитесь, остроумное решение для власти, декларирующей братство советских народов! Не умея объяснить логику происходящего, не видя выхода, народ впал в меланхолию и тоску. Пьянство стало повседневностью. На селе пьянство приняло безмерные масштабы. Процветало мелкое воровство и жульничество. К концу 80-х все, что могло «метафизически» пасть, уже пало. Сложилась ситуация, когда публично говорилось одно, а в частной жизни всё делалось по-другому. По существу, к концу 80-х не было общественных сил, которые бы всерьёз поддерживали советский проект, запущенный в 1917-м году. Внешнеполитические обстоятельства и неблагоприятная конъюнктура на международном рынке ускорили развязку. Началась горбачёвская перестройка. Дальнейшее известно. Народ не принял деятельного участия в ни в событиях 1991 года, ни в страшном и отвратительном спектакле 1993 года. По крайней мере, его участие в них не было значимым. Народ безмолвствовал, и его молчание было истолковано как одобрение развала страны Советов... Почему «мы ЕЁ потеряли» так легко? Не потому ли, что «ОНА» никому не была нужна? |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 23.12.2024, 15:30 |