| «Собачье сердце» как зеркало русской контрреволюции | 
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
|   | 
| «Собачье сердце» как зеркало русской контрреволюции | 
|  1.6.2011, 21:42 
				 Сообщение
					#1
					
				
			 | |
| Новичок  Группа: Пользователи Сообщений: 1 Регистрация: 1.6.2011 Пользователь №: 4548  | 
				Александр Серебряков  «Собачье сердце» как зеркало русской контрреволюции От редакции «Скепсиса» «Собачье сердце» - культовое произведение. Кто не читал саму книгу – тот смотрел фильм Владимира Бортко, который сделал героев повести известными каждому, - их цитируют сплошь и рядом все: от студентов до политиков. Булгаковское произведение постигло и официальное признание: в министерский стандарт по литературе для девятилетней школы в список текстов, предлагаемых для обязательного изучения на всей территории РФ, из ХХ века включены всего четыре крупных произведения, среди которых – «Собачье сердце»… Так что, «Собачье сердце» – бесспорный шедевр? «Скепсис» предлагает Вашему вниманию статью, автор которой рассмотрел повесть как феномен массовой культуры и подверг сомнению и адекватность сложившейся трактовки повести, и безусловность её художественной ценности, и художественный вкус большинства отечественных интеллектуалов последних двух десятилетий. Насколько убедительно сделал это Александр Серебряков – судить вам. Мы же надеемся, что полемическая заостренность проблем, поднятых в статье, станет основанием для дальнейшего обсуждения темы. Какими культурными ресурсами обладали реформаторы, берясь за такую грандиозную задачу? Шутками Хазанова и песнями Аллы Пугачевой? Где их поэты, которые могли бы соблазнить людей буржуазностью? С.Г. Кара-Мурза. Потерянный разум Читайте полную статью на: http://scepsis.ru/library/id_848.html Сообщение отредактировал Andrei - 1.6.2011, 21:44 | 
|  | |
|  1.6.2011, 22:43 
				 Сообщение
					#2
					
				
			 | |
| Активный участник    Группа: Актив Сообщений: 1158 Регистрация: 8.6.2007 Пользователь №: 1244  | 
				Интересная статья. Скепсис, вообще, хороший ресурс, спасибо за ссылку, давно не смотрела.
				
				
				
			 -------------------- | 
|  | |
|  4.6.2011, 16:06 
				 Сообщение
					#3
					
				
			 | |
| Участник   Группа: Пользователи Сообщений: 38 Регистрация: 16.3.2011 Из: Москва Пользователь №: 3266  | 
				"Советская интеллигенция почти в точности повторила судьбу Преображенских. Находясь в экстазе по поводу «Собачьего сердца», выступая против Шариковых, ратуя за Преображенских, она получила в результате систему и с Преображенскими, и с Шариковыми, то есть капитализм.  Причем лишь немногие стали Преображенскими, зато Шариковых - пруд пруди. Впрочем, так всегда бывает, когда добросовестное изучение марксистской общественной науки заменяется верой в буржуазные благоглупости и бездумным цитированием «собачьих сердец»." Диалектика «собачьего сердца» б.советской интеллигенции Никита Быстров 19.05.2011 http://forum-msk.org/material/society/6317319.html?pf=5 | 
|  | |
|  6.6.2011, 0:12 
				 Сообщение
					#4
					
				
			 | |
|  Активный участник    Группа: Актив Сообщений: 2722 Регистрация: 4.1.2011 Из: Тверские леса Пользователь №: 2391  | 
				Прочитал статью из Скепсиса. Со всем согласиться, конечно, нельзя. Понравилось две мысли автора о повести: "В этом смысле симптоматичен opus magnum Булгакова «Мастер и Маргарита», где воплощается заветная мечта всех мещан и пседоинтеллигентов: получить максимум удовольствия от флирта с «князем мира сего» и сохраниться для вечного блаженства в мире ином." И, суммирая часть мировоззрения Преображенского: "Не существует бедствий, просто плебеи не умеют жить." -------------------- | 
|  | |
|  7.6.2011, 11:20 
				 Сообщение
					#5
					
				
			 | |
| Активный участник    Группа: Пользователи Сообщений: 89 Регистрация: 10.9.2010 Пользователь №: 1975  | 
				"Собачье сердце"- это не зеркало русской контрреволюции, а зеркало русской интеллигенции. Автор заметки сделал, с моей точки зрения, весьма четкий и исчерпывающий вывод: "Моральный облик Преображенского ясен: это не ученый и не интеллигент, а мещанин. Он эгоцентричен, спесив, капризен, груб, беспринципен, духовно ограничен (его интеллектуальная жизнь исчерпывается поездками на «Аиду» ко II акту!), равнодушен к ближнему и к общественным интересам. Плохо разбирается в социальных и даже бытовых вопросах, но обожает всех поучать. Внимателен к своим правам, но с чужими не считается. Преображенский – фарисей: он витийствует: «На преступление не идите никогда. Доживите до старости с чистыми руками», а сам не только совершает преступление в финале (что еще можно было бы принять за «самооборону»), но и замышляет его («Ей-богу, я, кажется, решусь»). Он лицемер и приспособленец: проклинает новую власть, но очень уютно при ней устроился, имеет высокое покровительство. В профессии он безответствен и корыстен: не изучил ее досконально, не знает возможных последствий, но извлекает из нее барыш, «омолаживая» пациентов и потакая человеческим порокам. Проницательный и циничный пес называет его «делягой», а его «квартирку» похабной." Но почему-то не пожелал совместить в одно целое интеллигента (прошу прощения, за нечеткость формулировок и определений понятий "через себя") и мещанина (и отчасти ученого), получив при этом типичного "русского интеллигента", т.е. гибрид с характерными особенностями родителей за вычетом практичности мещан и жертвенности народников-разночинцев. Ведь им описана именно русская интеллигенция - с ее бесхребетностью, боязнью власти и ответственности, тягой к буржуазности, булками, растущими на деревьях и прочими тараканами. Ну что тут поделаешь, если русская интеллигенция "генетически" родственна мещанам? (А уж про советскую даже говорить страшно, ибо оные интеллигенты тут же обидятся - оне же хамов-пролетариев и селян с лавочниками ненавидят, при том, что сами, по большей части, именно из пролетариев и селян с лавочниками и происходят) | 
|  | |
|  7.6.2011, 14:00 
				 Сообщение
					#6
					
				
			 | |
|  Активный участник    Группа: Пользователи Сообщений: 82 Регистрация: 28.2.2011 Пользователь №: 2812  | 
				Я тоже когда то восхищался профессором Преображенским, пока не понял, что разруха в сортирах и головах - это их, преображенских, рук дело. Неужели шариковы и чугункины должны были модернизировать страну? Или может царь? Если да, то на кой чёрт эта интеллигенция нужна? В стране разруха, голод, болезни, а этот буржуй старых передастов лечит да вставляет яичники обезьян престарелым ######ям. И попутно морали смеет читать.
				
				
				
			 | 
|  | |
|    8.6.2011, 19:43 
				 Сообщение
					#7
					
				
			 | |
| Активный участник    Группа: Пользователи Сообщений: 504 Регистрация: 13.10.2010 Пользователь №: 2058  | 
				По-моему, фильм -  пример того, как реальность "проговаривается". Вспомнился  другой образ из "культовой" ленты  "Место встречи изменить нельзя"- Груздева, удивительного в своей несуразности и невротизме. Что-то не везет образам интеллигенции в нашем кинематографе...
				 Сообщение отредактировал nil - 8.6.2011, 19:44 | 
|  | |
|  21.6.2011, 19:11 
				 Сообщение
					#8
					
				
			 | |
| Новичок  Группа: Пользователи Сообщений: 15 Регистрация: 18.6.2011 Пользователь №: 4691  | 
				Признаться, не замечал раньше подобных вещей в этой книге. Хотя, помнится, казалась мне неадекватной одна реакция Борменталя на то, что какой-то там слесарь вдруг так взял и посмел начитаться умной книжки. Помню, возмутило его не то, что незнакомый человек пристает к нему на улице с просьбой обсудить статью из словаря Брокгауза и Ефрона, как будто не к кому больше, а именно то, что, по сути, работяга своего места не разумеет и берется читать то, чего не достоин.
				
				
				
			 | 
|  | |
|   | 
| Текстовая версия | Сейчас: 31.10.2025, 4:37 |