Антропология и обретение Смысла |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Антропология и обретение Смысла |
8.6.2009, 4:44
Сообщение
#101
|
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 685 Регистрация: 3.6.2009 Пользователь №: 1534 |
Это попытка постановки проблемы, навеянная разговором о постмодерне.
В текстах С.Е.Кургиняна постоянно всплывает мысль о самоидентичности и обретении субъектности как условии политического (и не только политического) действия. Этот процесс предстает также как обретение Смысла. Здесь написание «смысла» с большой бу-квы имеет в виду подчеркнуть, что речь идет о смыслах стратегических, генеральных (ме-тафизических) и т.п., т.е. о смыслах, определяющих жизненный путь исторического субъ-екта, если речь идет об обществе, или жизненную стратегию личности, если речь идет о человеке. Эта мысль представлена в текстах в прямой и косвенной форме. Я воспользу-юсь цитатой, в которой она выражена прямо: «Между тем, подлинная власть не носит ве-щественного характера. Миром правит невещественное. Так это происходит везде. И нам не удастся отгородиться от этого. Не будет здесь царства своего Смысла – здесь будет царство чужого Смысла. Или царство Антисмысла. Последнее даже более вероятно… Ближайшие 25 лет распадутся на три периода. Первый – осознание роли Смыслов. Второй – выработка Смыслов. Третий – переход от смыслообновления и смыслоконсолидации к переменам…» http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...=10&id=1940 Если актуальный политический анализ выводит на «метафизические» вопросы обретения смысла, то есть резон обсудить, как это совершается в человеческой истории. Общий тезис заключается в том, что всякая культура имеет свое представление о человеке и смысле его существования, и в этом плане можно говорить об антропологическом на-полнении культурных смыслов и об антропологии как сфере знаний и представлений (пе-реживаний). В этом контексте под антропологией понимается не только набор теоретиче-ских представлений о человеке, но, как уже отмечено, некий интегральный образно-понятийный концепт, образующий по сути фундамент культуры. Это представление о че-ловеке (эта антропология) оживает в искусстве во всех его формах и вообще во всем, что касается человеческих переживаний и поступков человека и социальных групп в опреде-ленной культуре. Указанное соотношение прослеживается во всех культурах и на всех этапах ее развития. Например, эволюция культуры античного греческого полиса предстает как движение от мифа к Логосу, т.е. к концепции человека, соотнесенного с реальность через мышление и познание. Осмысленное и рациональное действие становится в ней культурным образцом уже на ранней стадии становления (рационализация мифа). Рацио-нальным ядром формирующейся культуры становится философия, в которой проблема человека внятно сформулирована в философии Сократа, сократических школ и в после-дующем ее развитии. Учение Конфуция обращено к человеку, к этике его поведения и со-держит в себе образ благородного мужа, задающий модель поведения человека элиты. Христианство создало образ солидарного человека (все люди братья), ставшего этическим основанием христианских общин, и принципы поведения человека христианской веры (нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за другие своея) благодаря кон-цепции единого бога, сотворившего мир и человека. И т.п. Создание образа человека все-гда включает в себя представление об его взаимоотношении с внешним миром (космосом, природой, Небом и пр.) и принципы таких взаимоотношений неотделимы от самой антро-пологической модели. Европейское Просвещение сконструировало антропологию, в кото-рой человек есть свободный индивид с его естественными правами, появление которой решающим образом предопределено европейской реформацией. Наконец, постмодерн как культурная программа в определенных отношениях опирается на антропологию эпохи модерна (самодостаточный индивид), но вносит в нее принципиальные качественные из-менения, проводимые под лозунгом борьбы с рационализмом Просвещения за новую ра-циональность. В таком контексте постановка вопроса о противостоянии постмодерну и об альтернатив-ном историческом проекте как проекте развития, должна в глубоком культурном фунда-мента опираться на антропологию (образ человека), адекватный новому повороту исто-рии. Понятно, что необходимый антропологический образ могут выразить в философии и культуре определенные люди, но родить его может только так или иная культура или не-кий культурный синтез. В повестке дня вопрос: какой должна быть модель человека спо-собная заместить антропологические представления постмодерна? 1.Антропология европейского просвещения базируется на концепции атомарного челове-ка (индивида). Она рождена европейской культурой в результате своеобразной «мутации», происходившей в период Возрождение-Просвещение. Свое рациональное оформление эта антропология получила в философии эпохи Просвещения. Альтернативное мироощуще-ние базируется на образе «солидарного человека», т.е. идее человеческого единения, вы-званного не столько материальной потребностью (глобальный рынок), но самим понима-нием жизни и отношением к жизни. В основе такого отношения к жизни лежит идея че-ловеческого братства, вытекающего из самого факта существования людей. Итак, проти-востояние постмодерну в сфере духа, в сфере метафизики должно опереться на антропо-логигию солидарного человека, выраженную в самосознании общества (философия), а также выраженную всеми иными средствами культуры. 2.Какая культура (какие культуры) были и могут быть местом рождения такой метафизи-ки человека? Вообще-то, все традиционные культуры в той или иной мере альтернативны постмодерну (и европейскому модерну с его идеей нации), но не все культуры смогли адаптировать идею солидарного человека и человечества для уровня индустриального развития. Это смогла сделать русская культура в силу исторических обстоятельств (так Бог замыслил о России, мог бы сказать В.С.Соловьев) и в силу глубокого внутреннего со-лидаристского потенциала, накопленного многовековым развитием. Без какого-либо рус-ского шовинизма следовало бы сознавать, что Россия то историческое культурно-историческое место, где должен был произойти и происходил культурный синтез, способ-ный выплавить адекватную антропологию и соответствующее ей мировоззрение. Оглядка на интеллектуальный опыт запада здесь совершенно необходима, но именно оглядка, обеспечивающая собственное историческое движение. 3.На сегодня опыт русской культуры в этом плане не востребован ни практически, ни ин-теллектуально, что является крупным провалом интеллектуальной работы сегодняшнего дня (точнее, «провалом» можно назвать отсутствие интенсивной интеллектуальной рабо-ты в обсуждаемом здесь направлении). Между тем, солидаристское «всечеловеческое» чувство пронизывает всю историю русской культуры, включая, несомненно, советский период. Материал здесь богатый, я приведу скромный и рядовой пример проявления тако-го чувства всего лишь как иллюстрацию. Всем известная хорошая советская песня «Вечер на рейде», и я спрашиваю иногда своих коллег: могла ли в американском обществе (или в европейском) родиться такая простая и проникновенная словами и музыкой песня о «дружбе большой, о службе морской…»? Может и могла, может и есть что-то подобное, но все равно названный мною советский прецедент корнями уходит в солидаристское чувство русского человека. 4.Где и как должна выстраиваться антропология человеческой солидарности в современ-ных условиях? С одной стороны, она явлена православным религиозным сознанием. Од-нако оно может быть историческим основанием, а не актуальным проектом. Модерн заме-нил веру знанием, наукой. Обратное движение уже невозможно без отступления и архаи-зации (чему, на мой взгляд, способствует сегодня руководство РПЦ). Необходима рацио-нальная (научная по форме) антропологическая концепция, раскрывающая солидаристкую природу человека. Опять-таки, определенные шаги в построении такой модели были сде-ланы в русской дореволюционной (до 1917 года) философии. Практически мы там не встретим идею «свободного индивида» (я не говорю о европейских подражателях вроде Б.Н.Чичерина). От анархиста Бакунина, писавшего о солидарности в животном и челове-ческом мире, до В.С.Соловьева с его «Оправданием Добра», являющимся по сути апофео-зом солидаристской антропологии в русской философии (и потому вызвавшей принципи-альное неприятие со стороны Б.Н.Чичерина). Более того, В.С.Соловьев утверждает идею, что общество (государство) есть собирательный орган делания добра. Такой постановки вопроса мы не найдем в западной философии, она прямо противоположна гоббсовскому естественному состоянию общества как борьбы всех против всех. 5.Рационализация солидаристской антропологии не может опираться только на философ-ские сочинения, она должна включить в себя также опыт «культурной антропологии», эт-нографии, археологии и естественно-научной антропологии. Проще сказать, она должна быть интегральным синтезом научного знания и философского метода. Такая работа прак-тически не начата, и такая работа, по моему убеждению, может быть сделана только в России на ее культурном основании (во всяком случае, она необходима историческому будущему России). Причина здесь в том, что «солидарстская антропология» не может быть чисто теоретической интеллектуальной конструкцией. Она должна опираться на культурный опыт, вырастать из соответствующего культурно-исторического слоя. Всякие рациональные конструкции антропологического плана определенным образом соотнесены с жизнью народа (народов). Например, утверждение Н.Ф.Федорова, что «добро есть про-дление жизни живущим и возвращение ее умершим» в рационально-рассудочной культу-ре запада будет понято совсем иначе, чем в православном мироощущении русского фило-софа. Нужен культурный контекест. 6.Еще раз. Если актуальный политический анализ приводит нас к тому, что мы оказывает-ся перед границей, разделяющей метафизическую реальность (реальность культурно-исторических смыслов) и актуальную действительность, то необходимо перейти эту гра-ницу и открыть дверь в «метафизику». Это необходимо для поиска фундаментальных средств анализа и, что еще более важно, для решения задачи синтеза тех смысловых кон-струкций, на которые должна опереться концепция истории, альтернативная политиче-скому постмодерну. |
|
|
|
Ratan Антропология и обретение Смысла 8.6.2009, 4:44
Ratan Слушая Медведева…
Задаешься вопросом, а какая ант... 16.9.2009, 17:34
Лёвин 1. MMM
ЦитатаНу неужели надо Вам, взрослому челов... 16.9.2009, 19:59
Ratan 'Лёвин' date='16.9.2009, 19:59' po... 17.9.2009, 8:16
Tapa Ratan
У меня возник вопрос о мотивациях, однако он... 18.9.2009, 11:21
Ratan Цитата'Tapa' date='18.9.2009, 11:21... 18.9.2009, 18:12
Bang Лёвин
Цитата(Лёвин)Цитата(Bang)Кургинян уже как-т... 16.9.2009, 19:51
Ratan Bang
ЦитатаЯ смотрю, что солидарность для Вас не п... 17.9.2009, 8:06
MMM Знаете, Лёвин, не буду я больше ничего "отраж... 16.9.2009, 21:06
Bang Ratan
Да, «солидарность» видится мне генеральной ... 18.9.2009, 10:24
Ratan Цитата'Bang' date='18.9.2009, 10:24... 18.9.2009, 18:10
Ratan Цитата'Bang' date='18.9.2009, 10:24... 19.9.2009, 7:59
Tapa Bang, я вчера утром, начав Вам писать по поводу ... 19.9.2009, 10:56
Bang Ratan
Этот лозунг был в свое время выражением сол... 21.9.2009, 14:57
Ratan Цитата'Bang' date='21.9.2009, 14:57... 22.9.2009, 19:31
Ratan Ratan
Пишу сам себе как продолжение предшествующег... 23.9.2009, 17:23
Ratan Цитатачеловек обречен бороться с энтропией, разруш... 27.9.2009, 6:15
Ratan Цитата'Ratan' date='27.9.2009, 7:15... 1.10.2009, 15:48
Ratan Цитата'Ratan' date='1.10.2009, 16:48... 4.10.2009, 6:23
Ratan Цитата'Ratan' date='4.10.2009, 6:23... 8.10.2009, 5:22
Ю.Х. Цитата(Ratan @ 8.10.2009, 6:22) Те или ин... 9.10.2009, 7:31

Ratan Цитата'Ю.Х.' date='9.10.2009, 8:31... 9.10.2009, 13:08
Ratan ЦитатаНо есть болезни потери смысла, за которыми т... 11.10.2009, 7:28
Bang Тара
Что же до того, что всечеловеческая солидарн... 21.9.2009, 15:43
Dimkos Представление проблемы в плоскости противопоставле... 5.10.2009, 2:45
амега Какие смыслы по-вашему нужны человеку. Как они зву... 5.10.2009, 4:53
Dimkos ЦитатаКакие смыслы по-вашему нужны человеку. Как о... 6.10.2009, 1:57
Dimkos ЦитатаКак они звучат, что надо для этого человеку?... 6.10.2009, 2:06
амега Господи....как много слов ни о чём. Как обычно это... 6.10.2009, 2:16
Dimkos Цитатакак много слов ни о чёмСпасибо.
ЦитатаВот ва... 6.10.2009, 3:46
амега Цитата(Dimkos @ 6.10.2009, 8:46) Спасибо.... 6.10.2009, 5:33
Dimkos Т.е. о сути говорить желания нет. О серьезном. А в... 6.10.2009, 10:57
амега Цитата(Dimkos @ 6.10.2009, 15:57) Т.е. о ... 6.10.2009, 11:31
Зимин Игорь Александрович Дмитрий Михайлович, здравствуйте.
Окончание строи... 6.10.2009, 16:45
Dimkos Игорю Александровичу
Цитата(Буде интересно - пройд... 7.10.2009, 0:55
Зимин Игорь Александрович Дмитрий Михайлович.
Рад, что Вы откликнулись. Оче... 7.10.2009, 21:42
Dimkos ЦитатаКак восстановить смыслы? - Вернуться к духу.... 7.10.2009, 1:07
амега Цитата(Dimkos @ 7.10.2009, 6:07) В целом-... 10.10.2009, 16:32
Dimkos Игорь Александрович, попытаюсь в ближайшии дни осу... 8.10.2009, 0:27
Ю.Х. Уважаемый Ratan!
Вы: «Уважаемый коллега... 9.10.2009, 20:03
Tapa Цитата(Ю.Х. @ 9.10.2009, 20:03) Уважаемый... 9.10.2009, 23:35

Ю.Х. Цитата(Tapa @ 10.10.2009, 0:35) Да-а... Т... 10.10.2009, 8:30

Tapa Ю.Х.
Если Вы хотите обсудить тему про дураков, кот... 10.10.2009, 10:39
Ratan Цитата'Ю.Х.' date='9.10.2009, 21:03... 11.10.2009, 7:23
Ю.Х. Уважаемый Ratan!
ЦитатаЭто не мнение, это ди... 11.10.2009, 20:40
Gazi Цитата(Ю.Х. @ 11.10.2009, 23:40) И «Вы ... 11.10.2009, 22:19
амега ".....порождающая причина этого всеобщего пот... 11.10.2009, 7:38
Ratan Цитата'амега' date='11.10.2009, 7:38... 11.10.2009, 15:32
Ю.Х. Уважаемые!
Прошу Вас, почитайте себя, в ... 13.10.2009, 8:03
MMM Ю.Х. сообщил нам:
Вы не прошли тест на человека ра... 13.10.2009, 9:11
Tapa Цитата(MMM @ 13.10.2009, 9:11) Ю.Х. сообщ... 13.10.2009, 22:33
Ratan Цитата'Tapa' date='13.10.2009, 23:33... 14.10.2009, 4:41
Ratan Был поставлен один убийственный вопрос: делать-то ... 14.10.2009, 15:10
Paix Конечно, в том, что капитализм показал в России в ... 14.10.2009, 16:53

Ratan Цитата'Paix' date='14.10.2009, 17:53... 14.10.2009, 17:58

Paix Цитата(Ratan @ 14.10.2009, 18:58) Хотя мн... 16.10.2009, 23:06

Ratan Цитата'Ratan' date='14.10.2009, 17:58... 3.11.2009, 17:29

Ratan Снова об «антропологических началах» общественной ... 17.11.2009, 19:00
Ratan Цитата'Ratan' date='14.10.2009, 15:10... 21.10.2009, 16:08
Ratan Цитата'Ratan' date='21.10.2009, 17:08... 22.10.2009, 17:33
Ratan Цитата'Ratan' date='22.10.2009, 17:33... 24.10.2009, 13:52
Юрий Николаевич При всём обилии мыслей.
Не пора ли приземлиться и ... 17.10.2009, 14:30
Юрий Николаевич Господа интеллектуалы.
при всей вашей продвинутост... 21.10.2009, 20:07
Dimkos ЦитатаЗначит нам нужен перманентный "поиск см... 23.10.2009, 0:25
Dimkos ЦитатаЦитатаЧитайте Кургиняна внимательнее.А Вы - ... 23.10.2009, 1:00
Юрий Николаевич Разрешите вставить слово "про Элиту"
Сре... 23.10.2009, 19:47
Сталинский сокол Ratan
ЦитатаПрежде чем в бой бросаться, почистите... 23.10.2009, 21:14
Ratan Цитата'Сталинский сокол' date='23.10.2... 24.10.2009, 4:28
Юрий Николаевич Обретение СМЫСЛА.
Смысл функционирования всякого ... 24.10.2009, 9:44
Юрий Николаевич Употребив термин Эрос и Танатос вы показали, что з... 24.10.2009, 17:14
Ratan Цитата'Юрий Николаевич' date='24.10.20... 26.10.2009, 16:44
Юрий Николаевич Модерн в Европе возник при вхождении в Элиту и нач... 25.10.2009, 4:44
sever Ы человек с 5 сообщениями, мирными намереньями и р... 25.10.2009, 11:46
Alipov-ml Вообще, форуму скучновато, но, если вам шибко захо... 25.10.2009, 16:00
Alipov-ml Ваш флуд попросту удалили - вот его и не заметно )... 25.10.2009, 19:14
Юрий Николаевич о нарцистической личности. Я не думаю, что социаль... 26.10.2009, 18:35
Dimkos ЦитатаЕсли мы в определённом институте сформируем ... 27.10.2009, 3:05
Dimkos ЦитатаЕсли мы в определённом институте сформируем ... 27.10.2009, 3:12
Юрий Николаевич Не нервинчайте коллега, будьте поспокойней. никто ... 27.10.2009, 10:52
Alipov-ml Цитата(Юрий Николаевич @ 27.10.2009, 11:5... 28.10.2009, 11:39
Юрий Николаевич Вполне РАЗУМНО поступил Лютер - подчистил ПИСАНИЕ.... 28.10.2009, 18:19
Alipov-ml Не капсите, Юрий, это неприлично, во-первых, и при... 28.10.2009, 18:32
MMM Рома, ты бы лучше на Тертуллиана сослался. "В... 28.10.2009, 21:15
Alipov-ml А! Стыдно признаться - не знал Спасибо. 29.10.2009, 9:40
MMM Цитата(Alipov-ml @ 29.10.2009, 9:40)... 29.10.2009, 19:14
Юрий Николаевич Что есть Вера?
Существуют ли иные (кроме рациональ... 29.10.2009, 19:14
Alipov-ml Что есть вера - Юрий Николаевич, надо не изобретат... 30.10.2009, 7:31
Юрий Николаевич Каждый классик адекватен своему времени.
Дарвин бы... 1.11.2009, 16:59
Юрий Николаевич Ratan, Спасибо.
Жизнеспособен лищь социуим способн... 3.11.2009, 20:05
Юрий Николаевич Есть вопрос.
Различно ли понимание ПРАВДЫ основанн... 17.11.2009, 21:33
Ratan Цитата'Юрий Николаевич' date='17.11.20... 18.11.2009, 10:02
Юрий Николаевич Если сновидение (за кажущейся БЕСсмыслицей) скрыва... 19.11.2009, 19:03![]() ![]() |
| Текстовая версия | Сейчас: 30.10.2025, 23:37 |