Антропология и обретение Смысла |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Антропология и обретение Смысла |
8.6.2009, 4:44
Сообщение
#201
|
|
|
Активный участник ![]() ![]() ![]() Группа: Актив Сообщений: 685 Регистрация: 3.6.2009 Пользователь №: 1534 |
Это попытка постановки проблемы, навеянная разговором о постмодерне.
В текстах С.Е.Кургиняна постоянно всплывает мысль о самоидентичности и обретении субъектности как условии политического (и не только политического) действия. Этот процесс предстает также как обретение Смысла. Здесь написание «смысла» с большой бу-квы имеет в виду подчеркнуть, что речь идет о смыслах стратегических, генеральных (ме-тафизических) и т.п., т.е. о смыслах, определяющих жизненный путь исторического субъ-екта, если речь идет об обществе, или жизненную стратегию личности, если речь идет о человеке. Эта мысль представлена в текстах в прямой и косвенной форме. Я воспользу-юсь цитатой, в которой она выражена прямо: «Между тем, подлинная власть не носит ве-щественного характера. Миром правит невещественное. Так это происходит везде. И нам не удастся отгородиться от этого. Не будет здесь царства своего Смысла – здесь будет царство чужого Смысла. Или царство Антисмысла. Последнее даже более вероятно… Ближайшие 25 лет распадутся на три периода. Первый – осознание роли Смыслов. Второй – выработка Смыслов. Третий – переход от смыслообновления и смыслоконсолидации к переменам…» http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art...=10&id=1940 Если актуальный политический анализ выводит на «метафизические» вопросы обретения смысла, то есть резон обсудить, как это совершается в человеческой истории. Общий тезис заключается в том, что всякая культура имеет свое представление о человеке и смысле его существования, и в этом плане можно говорить об антропологическом на-полнении культурных смыслов и об антропологии как сфере знаний и представлений (пе-реживаний). В этом контексте под антропологией понимается не только набор теоретиче-ских представлений о человеке, но, как уже отмечено, некий интегральный образно-понятийный концепт, образующий по сути фундамент культуры. Это представление о че-ловеке (эта антропология) оживает в искусстве во всех его формах и вообще во всем, что касается человеческих переживаний и поступков человека и социальных групп в опреде-ленной культуре. Указанное соотношение прослеживается во всех культурах и на всех этапах ее развития. Например, эволюция культуры античного греческого полиса предстает как движение от мифа к Логосу, т.е. к концепции человека, соотнесенного с реальность через мышление и познание. Осмысленное и рациональное действие становится в ней культурным образцом уже на ранней стадии становления (рационализация мифа). Рацио-нальным ядром формирующейся культуры становится философия, в которой проблема человека внятно сформулирована в философии Сократа, сократических школ и в после-дующем ее развитии. Учение Конфуция обращено к человеку, к этике его поведения и со-держит в себе образ благородного мужа, задающий модель поведения человека элиты. Христианство создало образ солидарного человека (все люди братья), ставшего этическим основанием христианских общин, и принципы поведения человека христианской веры (нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за другие своея) благодаря кон-цепции единого бога, сотворившего мир и человека. И т.п. Создание образа человека все-гда включает в себя представление об его взаимоотношении с внешним миром (космосом, природой, Небом и пр.) и принципы таких взаимоотношений неотделимы от самой антро-пологической модели. Европейское Просвещение сконструировало антропологию, в кото-рой человек есть свободный индивид с его естественными правами, появление которой решающим образом предопределено европейской реформацией. Наконец, постмодерн как культурная программа в определенных отношениях опирается на антропологию эпохи модерна (самодостаточный индивид), но вносит в нее принципиальные качественные из-менения, проводимые под лозунгом борьбы с рационализмом Просвещения за новую ра-циональность. В таком контексте постановка вопроса о противостоянии постмодерну и об альтернатив-ном историческом проекте как проекте развития, должна в глубоком культурном фунда-мента опираться на антропологию (образ человека), адекватный новому повороту исто-рии. Понятно, что необходимый антропологический образ могут выразить в философии и культуре определенные люди, но родить его может только так или иная культура или не-кий культурный синтез. В повестке дня вопрос: какой должна быть модель человека спо-собная заместить антропологические представления постмодерна? 1.Антропология европейского просвещения базируется на концепции атомарного челове-ка (индивида). Она рождена европейской культурой в результате своеобразной «мутации», происходившей в период Возрождение-Просвещение. Свое рациональное оформление эта антропология получила в философии эпохи Просвещения. Альтернативное мироощуще-ние базируется на образе «солидарного человека», т.е. идее человеческого единения, вы-званного не столько материальной потребностью (глобальный рынок), но самим понима-нием жизни и отношением к жизни. В основе такого отношения к жизни лежит идея че-ловеческого братства, вытекающего из самого факта существования людей. Итак, проти-востояние постмодерну в сфере духа, в сфере метафизики должно опереться на антропо-логигию солидарного человека, выраженную в самосознании общества (философия), а также выраженную всеми иными средствами культуры. 2.Какая культура (какие культуры) были и могут быть местом рождения такой метафизи-ки человека? Вообще-то, все традиционные культуры в той или иной мере альтернативны постмодерну (и европейскому модерну с его идеей нации), но не все культуры смогли адаптировать идею солидарного человека и человечества для уровня индустриального развития. Это смогла сделать русская культура в силу исторических обстоятельств (так Бог замыслил о России, мог бы сказать В.С.Соловьев) и в силу глубокого внутреннего со-лидаристского потенциала, накопленного многовековым развитием. Без какого-либо рус-ского шовинизма следовало бы сознавать, что Россия то историческое культурно-историческое место, где должен был произойти и происходил культурный синтез, способ-ный выплавить адекватную антропологию и соответствующее ей мировоззрение. Оглядка на интеллектуальный опыт запада здесь совершенно необходима, но именно оглядка, обеспечивающая собственное историческое движение. 3.На сегодня опыт русской культуры в этом плане не востребован ни практически, ни ин-теллектуально, что является крупным провалом интеллектуальной работы сегодняшнего дня (точнее, «провалом» можно назвать отсутствие интенсивной интеллектуальной рабо-ты в обсуждаемом здесь направлении). Между тем, солидаристское «всечеловеческое» чувство пронизывает всю историю русской культуры, включая, несомненно, советский период. Материал здесь богатый, я приведу скромный и рядовой пример проявления тако-го чувства всего лишь как иллюстрацию. Всем известная хорошая советская песня «Вечер на рейде», и я спрашиваю иногда своих коллег: могла ли в американском обществе (или в европейском) родиться такая простая и проникновенная словами и музыкой песня о «дружбе большой, о службе морской…»? Может и могла, может и есть что-то подобное, но все равно названный мною советский прецедент корнями уходит в солидаристское чувство русского человека. 4.Где и как должна выстраиваться антропология человеческой солидарности в современ-ных условиях? С одной стороны, она явлена православным религиозным сознанием. Од-нако оно может быть историческим основанием, а не актуальным проектом. Модерн заме-нил веру знанием, наукой. Обратное движение уже невозможно без отступления и архаи-зации (чему, на мой взгляд, способствует сегодня руководство РПЦ). Необходима рацио-нальная (научная по форме) антропологическая концепция, раскрывающая солидаристкую природу человека. Опять-таки, определенные шаги в построении такой модели были сде-ланы в русской дореволюционной (до 1917 года) философии. Практически мы там не встретим идею «свободного индивида» (я не говорю о европейских подражателях вроде Б.Н.Чичерина). От анархиста Бакунина, писавшего о солидарности в животном и челове-ческом мире, до В.С.Соловьева с его «Оправданием Добра», являющимся по сути апофео-зом солидаристской антропологии в русской философии (и потому вызвавшей принципи-альное неприятие со стороны Б.Н.Чичерина). Более того, В.С.Соловьев утверждает идею, что общество (государство) есть собирательный орган делания добра. Такой постановки вопроса мы не найдем в западной философии, она прямо противоположна гоббсовскому естественному состоянию общества как борьбы всех против всех. 5.Рационализация солидаристской антропологии не может опираться только на философ-ские сочинения, она должна включить в себя также опыт «культурной антропологии», эт-нографии, археологии и естественно-научной антропологии. Проще сказать, она должна быть интегральным синтезом научного знания и философского метода. Такая работа прак-тически не начата, и такая работа, по моему убеждению, может быть сделана только в России на ее культурном основании (во всяком случае, она необходима историческому будущему России). Причина здесь в том, что «солидарстская антропология» не может быть чисто теоретической интеллектуальной конструкцией. Она должна опираться на культурный опыт, вырастать из соответствующего культурно-исторического слоя. Всякие рациональные конструкции антропологического плана определенным образом соотнесены с жизнью народа (народов). Например, утверждение Н.Ф.Федорова, что «добро есть про-дление жизни живущим и возвращение ее умершим» в рационально-рассудочной культу-ре запада будет понято совсем иначе, чем в православном мироощущении русского фило-софа. Нужен культурный контекест. 6.Еще раз. Если актуальный политический анализ приводит нас к тому, что мы оказывает-ся перед границей, разделяющей метафизическую реальность (реальность культурно-исторических смыслов) и актуальную действительность, то необходимо перейти эту гра-ницу и открыть дверь в «метафизику». Это необходимо для поиска фундаментальных средств анализа и, что еще более важно, для решения задачи синтеза тех смысловых кон-струкций, на которые должна опереться концепция истории, альтернативная политиче-скому постмодерну. |
|
|
|
Ratan Антропология и обретение Смысла 8.6.2009, 4:44
Юрий Николаевич Давайте начнём с основ.
Есть Инь И Янь, есть свет ... 22.11.2009, 9:50
Самарин Павел Олегович Вялотекущий «естественноисторический» Модерн всё б... 7.12.2009, 0:07
Ratan ЦитатаСамарин Павел Олегович' date='7.12.2... 7.12.2009, 14:23
Самарин Павел Олегович Сможет ли антропология объединить потенциальное ра... 8.12.2009, 15:50
Евгений Яшин Позвольте обозначить несколько кратких замечаний п... 8.12.2009, 22:11
Самарин Павел Олегович Как я понимаю, надо бы «накоротке» разрешить «осно... 9.12.2009, 13:57
Евгений Яшин Цитата(Самарин Павел Олегович @ 9.12.2009, 13... 9.12.2009, 14:35
Самарин Павел Олегович Согласен. "Впервые" надо отнести к масшт... 9.12.2009, 15:15
Dimkos Данная ветка, в большинстве своем сложившаяся благ... 10.12.2009, 2:18
Ratan Цитата'Dimkos' date='10.12.2009, 3:18... 13.12.2009, 16:09
Самарин Павел Олегович Творческая мощь в человеке фундаментально разнонап... 12.12.2009, 14:07
Dimkos В продолжение разговора о диалоге...
Вот это вооб... 14.12.2009, 19:13
Ratan Цитата'Dimkos' date='14.12.2009, 19:13... 15.12.2009, 14:59
Ratan ЦитатаПрошлое и настоящее русской общественной мыс... 17.12.2009, 18:56
Ratan Цитата'Ratan' date='17.12.2009, 19:56... 23.12.2009, 17:21
Лёвин Цитата(Ratan @ 23.12.2009, 18:21) Но еще ... 23.12.2009, 19:40
Ratan Цитата'Лёвин' date='23.12.2009, 20:40... 24.12.2009, 13:27
Dimkos Советский проект не был чужд русской душе. Ницше ж... 25.12.2009, 1:14
Ratan Цитата'Dimkos' date='25.12.2009, 1:14... 25.12.2009, 19:26
Самарин Павел Олегович Вот-вот. Историческое «безрыбье» базируется на ... 25.12.2009, 8:55
Dimkos ЦитатаНеверующие прогрессисты стараются – худо ли,... 25.12.2009, 19:39
Dimkos Тема "перекличек" внутри русского мирово... 29.12.2009, 7:56
Ratan Цитата='Dimkos' date='29.12.2009, 7:56... 29.12.2009, 17:19
pamir Отсюда вывод - надо повышать грамотность у этих ин... 29.12.2009, 14:43
Ratan Еще о перекличках.
И здесь есть проблема, точнее р... 30.12.2009, 15:08
Dimkos ЦитатаНо была и есть в нашем красном проекте друга... 30.12.2009, 17:45
Tapa Цитата(Dimkos @ 30.12.2009, 17:45) У того... 31.12.2009, 16:48

Ratan Здесь есть две проблемы. Одна проблема касается св... 1.1.2010, 11:28

Евгений Яшин Цитата(Ratan @ 1.1.2010, 11:28) ... Нужно... 1.1.2010, 19:18

Ratan Цитата'Евгений Яшин' date='1.1.2010, 2... 4.1.2010, 17:42
Ratan Цитата(Dimkos @ 30.12.2009, 18:45) У того... 4.1.2010, 17:43
Ratan Цитата'Ratan' date='4.1.2010, 18:43... 6.1.2010, 14:40
Ratan Цитата(Ratan @ 6.1.2010, 14:40) В историч... 14.1.2010, 18:43
Ratan Цитата'Ratan' date='14.1.2010, 19:43... 19.2.2010, 15:49
Лёвин Об идее и социологии
Цитата(Ratan @ 19.2.201... 9.3.2010, 19:54
Ratan Цитата'Лёвин' date='9.3.2010, 19:54... 10.3.2010, 19:34
Лёвин 1. Подход, что идея должна аппелировать к глубинам... 12.3.2010, 21:10
Tapa Цитата(Ratan @ 10.3.2010, 20:34) Когда ес... 12.3.2010, 22:30

Ratan 'Tapa' date='12.3.2010, 23:30' pos... 14.3.2010, 14:08
Ratan Цитата'Лёвин' date='12.3.2010, 22:10... 14.3.2010, 14:25
Dimkos ЦитатаСегодня придется искать другой.Вот и оказыва... 1.1.2010, 18:45
Dimkos ЦитатаСегодня придется искать другой.Вот и оказыва... 1.1.2010, 18:47
Dimkos ЦитатаСегодня придется искать другой.Вот и оказыва... 1.1.2010, 18:48
Самарин Павел Олегович Действительно, распределённость элиты в социуме до... 4.1.2010, 23:54
Ratan Цитата'Самарин Павел Олегович' date='5... 6.1.2010, 14:38
Dimkos Я все думаю, хоть кто-нибудь (из властей) за чем-н... 14.3.2010, 23:00
Ratan Продолжение сюжета
Человек действительно жить без ... 16.3.2010, 20:09
Ratan Снова к вопросу, сохранилась ли сегодня связь прош... 21.3.2010, 9:21
Лёвин Цитата(Ratan @ 21.3.2010, 10:21) Суть мое... 22.3.2010, 14:03
Ratan Цитата'Лёвин' date='22.3.2010, 14:03... 23.3.2010, 1:28
Ratan Дополнение.
Хотел бы пояснить свое понимание вопр... 24.3.2010, 17:52
Лёвин Уже давно пытаюсь в текстах Сергея Ервандовича най... 15.3.2010, 17:43
Dimkos Теракты, в московском метро… Кроме всего прочего, ... 30.3.2010, 14:16
Ratan Цитата'Dimkos'
ЦитатаСсылки на законы рын... 2.4.2010, 5:34
Dimkos ЦитатаЯ здесь согласен с утверждением Ф.Броделя, ч... 3.4.2010, 0:06
Ratan Цитата'Dimkos' date='3.4.2010, 1:06... 16.4.2010, 5:44
Ratan Цитата='Ratan' date='16.4.2010, 6:44... 18.4.2010, 6:29
Ratan Цитата='Ratan' date='18.4.2010, 7:29... 25.4.2010, 18:22
m-tihonova За мироощущением и словом -
Зажила Мысль, зажило ... 25.4.2010, 19:31
Dok Здесь, в ветке «Антропология и обретение Смысла» (... 4.5.2010, 23:17
Ratan Цитата'Dok' date='5.5.2010, 0:17' ... 5.5.2010, 18:06
Максим П Здравствуйте, Ratan.
С большим интересном прочёл в... 12.5.2010, 12:49
Ratan Цитата'Максим П' date='12.5.2010, 12:4... 13.5.2010, 9:07
Максим П Цитата'Ratan' date='13.5.2010, 10:07... 13.5.2010, 13:25
Ratan Цитата'Максим П' date='13.5.2010, 13:2... 14.5.2010, 18:01
Максим П Цитата(Ratan @ 14.5.2010, 19:01) 'Rat... 15.5.2010, 10:38
Ratan Цитата'Максим П' date='15.5.2010, 11:3... 18.5.2010, 7:59
Tapa Цитата(Ratan @ 18.5.2010, 8:59) ...
Но ре... 18.5.2010, 12:53
Ratan Цитата'Tapa' date='18.5.2010, 12:53... 18.5.2010, 19:13
Ratan ЦитатаЯ стал перечитывать "Россию и вселенску... 20.6.2010, 16:37
Ratan Цитата'Ratan' date='20.6.2010, 16:37... 9.7.2010, 18:03
Ratan Цитата'Ratan' date='9.7.2010, 18:03... 14.7.2010, 15:46
Ratan Цитата'Ratan' date='14.7.2010, 16:46... 18.7.2010, 17:34
Ratan Цитата'Ratan' date='18.7.2010, 18:34... 19.7.2010, 13:22
Ratan Цитата'Ratan' date='19.7.2010, 14:22... 24.7.2010, 19:08
Ratan Цитата'Ratan' date='24.7.2010, 20:08... 25.7.2010, 4:52
macha-2 ВНИМАНИЕ - ВСЕМ ФОРУМЧАНАМ И ПОСЕТИТЕЛЯМ НАШЕГО СА... 26.7.2010, 13:37
Dimkos ЦитатаRatan, а не подскажете, что именно у Соловье... 18.5.2010, 16:09
Максим П Пожалуй Соловьёв именно тот кого мне сейчас стоит ... 20.5.2010, 0:25
Ratan Цитата'Максим П' date='20.5.2010, 1:25... 22.5.2010, 5:21
Dimkos В дополнение ко всему сказанному Ratan’ом, подчерк... 19.7.2010, 15:26
Bang Вот уже и известный интеллектуал (или интеллигент?... 20.7.2010, 11:02
Ratan Цитата'Bang' date='20.7.2010, 12:02... 24.7.2010, 19:05
Tapa Цитата(Bang @ 20.7.2010, 12:02) Но ведь э... 26.7.2010, 12:41
macha-2 Цитата(Tapa @ 26.7.2010, 13:41) Банг, а о... 26.7.2010, 14:16
Ratan Это заметки непрофессионала в вопросе, о котором п... 6.8.2010, 13:16
Ratan Первый вопрос, на который должна отвечать философи... 10.9.2010, 17:45
Ratan Полгода назад был написан последний текст этой вет... 11.3.2011, 18:22
kurinn Цитата(Ratan @ 11.3.2011, 17:22) весьма в... 12.3.2011, 1:31
Bang Ratan
Не знаю,уместно ли здесь говорить о национа... 5.8.2010, 15:40
Bang Тара
А вот жадюжных разговоров - не было. Возможн... 5.8.2010, 16:11
Dok Здесь мы говорим о философии не как об интеллектуа... 11.3.2011, 19:05
Dok ЦитатаЭта «брешь», отсутствие рабочей цельной идео... 12.3.2011, 7:24
Ratan Цитата(Dok @ 12.3.2011, 8:24) В СССР идео... 12.3.2011, 11:21![]() ![]() |
| Текстовая версия | Сейчас: 1.11.2025, 7:48 |