Ненасилие Сверхмодерна, а также открытость, связность, солидарность |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Ненасилие Сверхмодерна, а также открытость, связность, солидарность |
30.3.2011, 12:22
Сообщение
#1
|
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 30 Регистрация: 19.3.2011 Из: Красноярск Пользователь №: 3351 |
Давно размышляю о Ненасилии, прежде всего о феномене Ганди. Ощущаю НЕЧТО, но не могу ухватить...
А также, Сверхмодерн в версии Сергея Кургиняна, - не хватает чего-то, не склеивается в "цельную упругость". И вдруг - прояснилось! Читаю у Григория Померанца: «… Добро не воюет и не побеждает – оно светит на всех и охотнее держится на стороне побежденных. А то, что воюет, всегда причастно Злу… Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело, и так до Геенны огненной и до Колымы. Всё рассыпается в прах и люди и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и благодаря нему Зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, стиль полемики важнее предмета полемики…» - вот оно! - "стиль полемики важнее предмета полемики" Содержание (Сверхмодерна), по сути, то же - истина, справедливость, красота. Но что же преодолеет возомнившую раковую "превращённую форму", склеит содержание? Может абсолютная Сверхформа, не подверженная превращению? Может эта Сверхформа: "стиль полемики важнее предмета полемики" = НЕНАСИЛИЕ ?! Советский и индийский опыты - по разному трагичные, но равно бесценные нащупывания смыслов будущего. Их соединение сейчас может показаться абсурдным, но, может, на новом витке - неизбежно и спасительно? Может ли стилем "вечного боя" стать стиль НЕНАСИЛИЯ? Тогда, какое это ненасилие и какой бой? Куда перемещается Зло, против которого надо вести Бой, то есть, проявлять легитимизированное насилие? Насилие (то же Отчуждение) изощренно мимикрирует. ТОТАЛЬНОСТЬ превращает невинное в ужасное. Формы превращаются - смыслы меняются. Как? Реклама + Тотальность = [Насилие] = Тоталитаризм... ? -------------------- Андрей Никитин, Красноярск
|
|
|
30.3.2011, 12:59
Сообщение
#2
|
|
Участник Группа: Пользователи Сообщений: 30 Регистрация: 19.3.2011 Из: Красноярск Пользователь №: 3351 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Информационная революция, на достигнутом уровне технологий, демонстрирует двусмысленные результаты. Наряду с очевидными достижениями в коммуникациях, обмене информацией и электронной коммерции, мы получили, в числе прочего, сетевую порнографию, спам и новые средства контроля над личностью. П. Сороколетов: «В результате парадокс: человек середины 20-го века, пропускающий через себя на порядок меньший поток информации, скрупулезно изучая книги, был интеллектуально более развит, чем сегодняшний «хакер», сутками напролёт «сканирующий» Интернет». Ожидаемого расцвета науки, творчества, продуктивной совместной деятельности и свободы не получилось. Интернет, в своей последней актуальной редакции Web 3.0, все больше начинает походить на информационную «контрреволюцию», со всеми своими социальными сетями, рекомендательными сервисами и т.д. И технологии знаний (вкупе с семантическими сетями, которые прочат на роль Web 4.0), в глобальном контексте можно рассматривать лишь как «последнее эволюционное улучшение», своего рода «конец информационной истории» в красивой потребительской обертке, за которым уже просматривается следующая технологическая волна, с другими инновационными локомотивами – Био, Нано и далее… Эта волна будет опираться на полученный в наследство информационный базис, который во многом определит ее цели, приоритеты и методы. И она «накроет мир» уже в ближайшие 20-30 лет, то есть при нашей жизни и пике активности наших детей. Дефектность текущей ситуации, порожденной, в том числе и информационной «контрреволюцией», можно охарактеризовать следующими понятиями: 1. Глобальный монополизм 2. Кризис фундаментальной науки 3. Снижение социальной значимости знаний 4. Виртуализация (искажение) реальности 5. Деформирование человеческого сознания 6. Десоциализация личности. Не преодоление этих проблем на данном этапе, законсервирует их и перенесет в новую технологическую эру, что может иметь не лучшие последствия для человечества. WEB 4.0 – «ОТКРЫВАЮЩАЯ» ТЕХНОЛОГИЯ Решения Web 4.0 должны выйти за рамки чисто технических и стать результатом творческого синтеза информационных и социальных технологий. Более того, ведущая роль должна перейти именно к социальным технологиям, опирающимся на актуальные разработки в соответствующих гуманитарных областях (философия, социология, экономика, экология, здравоохранение, психология, право и т.д.). Они должны принять на себя активную роль постановщика задач и руководителя процесса. В рамках концепции Web 4.0 должна быть создана информационная технология, аккумулирующая все новейшие достижения в этой области и обладающая следующими системообразующими свойствами: 1. Не-анонимность 2. Не-уничтожаемость 3. Связность 4. Свободная открытая разработка 5. Сверх-социализация. Предпосылки для создания такой технологии в самое ближайшее время (технические, инфраструктурные, социальные) уже существуют. Указанные свойства Web 4.0 должны радикально преобразить глобальную сеть, образовав параллельный (и активно взаимодействующий с ней) структуроформирующий «слой», своего рода скелет, «интеллектуальный позвоночник». Который должен начать преобразовывать аморфный «протоорганизм» (коим является вся современная информационная среда, не только интернет), наполнять смыслом формирование «инфосферы» цивилизации. НЕ-АНОНИМНОСТЬ является антитезой преобладающей в интернете анонимности. Она должна способствовать восстановлению в социальных отношениях, перемещающихся в сеть, императива ответственности, как фундаментального социообразующего понятия. Ошибочно считать анонимность непременным условием свободного волепроявления, поскольку ценность такого проявления в современных информационных реалиях сомнительна. Более того, само понятие анонимности в «прозрачном мире» становится все более условно – человек уже начал «раскрываться» и этот процесс необратим. Опасна ситуация псевдо-анонимности, когда некая «элита» обладает информацией обо всех, но сама, пользуясь отсутствием глобальных «открывающих» механизмов, остается полностью закрытой, защищенной, уходящей от всякой ответственности. Это предопределяет создание на планете самой страшной диктатуры, аналогов которой не существовало в истории, своего рода фашизма 21-го века. НЕ-УНИЧТОЖАЕМОСТЬ должна «восстанавливать историю» во всех значениях этого понятия. Каждое социально значимое слово и действие «должно оставлять авторский след» (сомнительное уйдет в «придонное пространство»). Это непрерывный процесс питаемый, с одной стороны, историческими исследованиями, с другой – всей текущей деятельностью социума. СВЯЗНОСТЬ в сочетании с не-уничтожаемостью, позволяет построить механизм (само)ранжирования информации по критериям достоверности (и не только), подтверждаемой или опровергаемой всей цепочкой (связей) документов, первоисточников и экспертных оценок, тем самым запустить механизм массовой «сепарации» чистого знания. Таким образом в «инфосфере» цивилизации, как в мировом океане, будут происходить постоянные структурные «движения» информации/знаний, – какие-то будут опускаться в «придонное пространство», к границе забвения (но не переходить ее), другие наоборот, втекать в основной поток созидательного взаимного обмена. Но, при этом «ничто не пропадет» безвозвратно и при появлении новых свидетельств может вынырнуть из «придонной зоны». Невозможно рассчитывать на всеохватность связей – значительная часть информации (знаний) будет «выпадать» из них, и это естественно. Это сохранит необходимый для развития любой системы фактор неопределенности. Но, того фрагмента знаний, который будет включен в единую систему, будет достаточно для поддержания всей «инфосферы» в адекватном, структурном состоянии. СВОБОДНАЯ ОТКРЫТАЯ РАЗРАБОТКА единственный принцип, позволяющий осуществлять масштабные проекты в интересах всего общества, не подвергаясь давлению рыночных факторов. СВЕРХ-СОЦИАЛИЗАЦИЯ это своего рода сверх-принцип, являющийся и причиной и следствием синергии остальных. Естественно, он является антитезой десоциализации. Для обоснования применимости понятия «синергия», к вышеуказанным свойствам Web 4.0, приведу примеры в которых она могла бы проявляться: Гражданин не участвует в сборе подписей через ЖЖ в интернете за принятие закона о детских хосписах (хотя, скорее всего он одобрит его, если вникнет в ситуацию), потому что: 1. Это далеко и его не касается. Самостоятельно не разобраться в ситуации, в ее достоверности (виртуализация реальности – лечится связностью) 2. Механизм сбора подписей не обеспечивает юридической силы, поэтому усилия бессмысленны (анонимность, неэффективность – лечится не-анонимностью, связностью) 3. Он не может контролировать (корректировать) исполнение (лечится не-анонимностью, не-удаляемостью (иначе концов не найти), связностью, свободной открытой разработкой (видны и понятны все алгоритмы исполнения)) 4. Слишком много хлопот (лечится той самой синергией, «снижением порога» , когда любые действия мгновенны, наглядны и требуют от человека минимальных, осмысленных действий). Когда человек почувствует себя не беспомощным «атомом», вырванным из контекста, не способным произвести ни одного адекватно оцененного, результативного действия, выходящего за рамки заданного социального шаблона, а Человеком, держащим руку на пульсе социальных изменений и способным своими малыми усилиями, через кооперацию, влиять на биение этого пульса – он вернется в социум. И реальность начнет меняться. Полный текст http://bella-ciao-2010.livejournal.com/915.html#cutid1 Сообщение отредактировал bella_ciao_2010 - 30.3.2011, 13:25 -------------------- Андрей Никитин, Красноярск
|
|
|
30.3.2011, 16:22
Сообщение
#3
|
|
Новичок Группа: Пользователи Сообщений: 13 Регистрация: 1.3.2011 Пользователь №: 2819 |
Идеи ненасильственного противостояния, проповедуемые Махатмой Ганди, подразумевают наличие явного противника (врага), коим была в те времена колонизаторская Британия. Причем, водораздел 'свой/чужой' должен быть весьма очевиден, в данном случае: индийцы vs британцы. Для солидарности и сплочения индийцев основой служила этническая принадлежность, которая не подразумевает никакой двусмысленности.
Отсюда и успешная реализация идей Ганди в деле освобождения Индии от колонизации. Ко всему прочему, у индийцев перед глазами был их же многолетний опыт насильственного сопротивления британцам, не приведший к успеху. Это обстоятельство служило значимым стимулом для индийцев, чтобы прислушаться к идеям Ганди. Однако идеи Ганди, как мы знаем, не были эффективными во внутриэтническом противостоянии (традиционных индийцев и индийцев-мусульман), ибо здесь нет четкого водораздела, указанного выше. Плюс к этому нет никакой апатии, что насильственные методы заведомо безрезультатны. Идеи Ганди, на мой взгляд, неэффективны в случае мировоззренческого противостояния групп людей (коим и являлось и до сих таковым остается противостояние индийцев и мусульман). Здесь совершенно недостаточно провозглашения ненасилия. Такой пассивный подход сам по себе ничего не даст. Напротив, для избавления от противостояния необходима активность, необходимо общение, нарастающий обмен мнениями, взаимопроникновение мировоззрений на основе общих моментов, которые всегда имеются, что определяется человечностью как таковой. Думаю, человеческую склонность к насилию можно одолеть лишь на основе Христова учения об истине, являющегося по сути мировоззренческой концепцией в рамках которой поясняется, почему всякое насильственное деяние человека в действительности направлено против самого же этого человека. Всякий делающий насилие (т.е. несправедливость, неправедное деяние, зло) делает насилие над собой, ибо через это губит свою жизнь, губит свою душу пред Богом-Творцом. Собственно в этом и есть истинный смысл заповеди "не убий", известной из многих религиозных традиций. Христовы идеи противостояния насилию основаны на небоязни смерти, на непротивлении насильственной смерти. Ибо Иисус проповедал сии идеи (как пример: ударили по щеке, подставь другую / не противься злому), а затем через принятие насильственной смерти (распятие на кресте) и последующего воскресения наглядно продемонстрировал результат своих идей. Всякий принявший праведную (в борьбе за правду, за справедливость) смерть будет непременно воскрешен Богом для новой жизни. Насильники же неминуемо потерпят крах, обратив свое насилие в невозможность своего воскрешения; для них закрыт путь в жизнь вечную, основанную на циклическом перерождении. |
|
|
31.3.2011, 0:30
Сообщение
#4
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 145 Регистрация: 17.2.2011 Пользователь №: 2627 |
Непротивление злу насилием весьма красивая и высокоморальная стратегия борьбы, но осознавая тот факт, что однажды меня могут прийти и физически уничтожить, я предпочитаю иногда упражняться в тире в меткой стрельбе. Прошу прощения, если не в тему. Сообщение отредактировал Ростислав - 31.3.2011, 0:31 |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 26.12.2024, 7:37 |