ИСТОРИОСОФИЯ ВЕЛИКИХ РЕВОЛЮЦИЙ |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
ИСТОРИОСОФИЯ ВЕЛИКИХ РЕВОЛЮЦИЙ |
29.12.2010, 10:36
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Пользователи Сообщений: 102 Регистрация: 6.11.2010 Пользователь №: 2146 |
Историософия в широком смысле – это философское осмысление человеческой истории, когда события и факты этой истории подвергаются философскому рассмотрению. Понятно, что историософия может быть только сравнительной, потому как только через сравнение различных событийных цепочек в человеческой истории философ может выделить как нечто общее между этими цепочками (некие общие закономерности этой истории) так и различия, которые определяют специфику каждой из событийных цепочек, позволяют считать эту цепочку событий уникальной. Понятно также, что любая событийная цепочка выделяется в определенной географической области (нельзя объять необъятное), но её необходимо рассматривать во временном и контексте окружения других областей. Для понимания истории историками и философами создавались различные методологические схемы типа цивилизационной копцепции Тойнби, которые и прикладывались к рассмотрению событийных цепочек известной истории. Понятно, что это только инструменты такого осмысления, но инструменты, направленные на выявление общих закономерностей истории человеческих сообществ.
Не рассматривая вопрос в целом о истории человеческих сообществ, я попытаюсь осветить только такое явление как значительные революции последних веков в Европе. Дело в том, что революции как явление появились только в последние века, до этого в истории были похожие явления, но они в полной мере не являлись именно революциями. Революция – это достаточно радикальное изменение общественного строя, когда меняется не только элита этого общества, но, в значительной мере и весь строй общественных институтов этого общества (как не попадающий в эти рамки пример из прошлого – при успешных крестьянских восстаниях в Китае происходила замена элиты, но сам строй ведущих институтов оставался, практически, без изменений). При этом в последние века революции стали достаточно массовым явлением, чего не было во всей предыдущей истории. Но толкового философского осмысления революций и революционных эпох в целом я не встречал. Поэтому и попытаюсь тут изложить своё понимание этих явлений. Из массы революций стоит выделить три революций в Европе, которые оказали значительное влияние на всю последующую историю человечества. Несомненно, это английская, французская и русская революции, именно они выделяются гигантским влиянием на последующую историю, при этом именно в международном плане. Как ни странно, но первая из этих революций – английская оказалась наименьшее влияние на международном уровне. Её влияние в этом плане прослеживается только опосредованно – через французскую революцию. Зато очень значительным оказалось влияние этой революции на внутреннюю эволюцию Англии, именно после неё и начал создаваться мощный англосаксонский мир: сначала как Британская империя, а затем уже с выделившимися из ней самостоятельными государственными образованиями – США, Канадой, Австралией. Можно, наверное, сказать, что не будь английской революции – не был бы англо-саксонский мир столь значительным. И этот мир и начал создаваться уже в ходе революции, всё началось с завоеванием Кромвелем Ирландии. А до революции англичане практически не занимались мощным государственным строительством и отличались в основном в пиратских делах. Поэтому можно сказать, что английская революция придала мощную динамику внутренним изменениям в англо-саксонском мире, превратив его со временем в ведущий на планете. Тогда как французская и русская революции значительно большее влияние оказали на остальной мир, хотя и на своё внутреннее развитие тоже оказали влияние, приведя к результате тоже к возвышению этих государств в мировом масштабе. Влияние это оказалось, однако, достаточно краткосрочным по историческим меркам. Франция командовала в Европе во времена Наполеона, но этот период оказался совсем быстротечным. Россия в виде СССР превратилась во вторую сверхдержаву в мире, опоясав себя и поясом союзных государств. Но и её мировое доминирование тоже было не сильно длительным. В причинах этого и стоит разобраться с философской точки зрения. Но здесь пока закончу описанием международного влияния французской и русской революций. Французскую революцию принято считать наиболее значимой из революций, которая привела к замене феодального общественного устройства на буржуазное сначала в Европе, а затем и в мировом масштабе. Французы оказались застрельщиками в этом деле, но плодами их деятельности в этом плане, в основном воспользовались другие. Как ни странно, но с русской революцией произошло тоже самое. Русская революция породила некий новый общественный строй (социализм), но этот строй не устоял в самой России, однако оказал значительное влияние на трансформацию общественного устройства в остальном мире. Во многом под влиянием строительства социализма в СССР континентальная Западная Европа пошла по пути существенных социал-демократических преобразований в своих странах, явив миру образцы несколько другого, но похожего на русский социализм явления – шведский социализм, французскую и германские модели общественного устройства, где значительное роль играет государство в экономике. Провозгласил движение по социалистическому пути и гигантский Китай. В принципе, если не зацикливаться на терминах, то все социалистические (даже условно) модели объединяет одно – очень значительные роль и участие государства в экономической жизни общества. Где-то они подавляющие, где-то преобладающие, где-то просто значительные. Чего почти не было или было не в очень значительной степени до русской революции в Европе и остальном мире. И в этом, несомненно, огромное международное влияние русской революции. Однако, в самой России реформы 90-х годов 20в. проводились под лозунгом устранения государства из экономической жизни общества. Несомненно, роль государства в СССР, наверное, была чрезмерна, но такова оказалась ведущая динамика изменений и в остальном мире во второй половине 20в.– увеличение влияния государства на экономическую жизнь общества (даже в англо-саксонском мире, хотя он оказался наименее подвержен этой тенденции). И СССР оказался застрельщиком в этом процессе. Однако реформы конца 20в. проводились под лозунгом тотального вытеснения государства из экономической жизни, фактически вместе с водой выплеснув и ребенка. Во многом именно поэтому Россия оказалась в роли второразрядной страны в современном мире – чего не было последние несколько веков, ни царская Россия, ни СССР к второразрядным (хорошо ещё что не третьеразрядной) странам в мире отнести было нельзя. Фактически, именно к ней стоит отнести ставшее крылатым выражение – «Верхняя Вольта с ядерным оружием». Для СССР это было слишком образным выражением, СССР хоть технологически и отставал от ведущих стран мира по ряду отраслей экономики, но не очень сильно, тогда как современная Россия очень сильно отстала в технологическом отношении по большинству отраслей. Такова оказалась диспозиция в начале 21 в. в самой России и большинстве других стран СНГ, |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 10.1.2025, 0:51 |