(All The King's Men)
Германия, США,
2006 г.
в четверг 5 апреля 2007 г. в 19.00
Обсуждение фильма "Вся королевская рать"
Впервые фильм "Вся королевская рать" был снят уже через несколько лет после выхода в свет книги Уоррена. Книга была издана в 1946 году, а фильм вышел на экраны в 1949 году. В 1972 году на экранах появилась советская экранизация книги Уоррена. Теперь можно посмотреть новую версию голливудского фильма.
Мария Рыжова: Я обратила внимание на то, что действие фильма заканчивается в 1954 году. Вернее, в фильме Вилли Старка убивают в 1954. Насколько я помню, в романе Уоррена, речь шла все же о 30-х годах. Во всяком случае, вся подоплека описываемых писателем событий относится к 30-м годам. Уоррен примерно в 1934 году начал работать доцентом в Луизианском университете, и в этот момент губернатором штата был Хью Лонг, который и стал прототипом Вилли Старка.
Уоррен отразил в романе то, что увидел в жизни. Приход к власти Хью Лонга, по его словам, был вызван тем, что богатые очень долго ничего не делали для бедных. Хью Лонг пришел к власти, обещая построить новые дороги, мосты и школы. Мне его фигура многим напоминает Перона в Аргентине.
Роман Уоррен писал в довоенной Италии и вышел в свет он в 1946 году. Так вот, интересно, переносит ли Уоррен действие романа в будущее?
Анна Кудинова: По сюжету книги журналист и Вилли Старк встречаются в начале 20-х годов, а действие самой книги происходит в конце 30-х годов.
В голливудском фильме, снятом в 1949 году, речь также идет о конце 30-х годов, и насколько можно понять, Вилли Старк представлен как ультраправый политик. В первом фильме Старк был отрицательным персонажем.
Владимир Новиков: Сам Уоррен разоблачал Старка как ультраправого и использовал как прототип Хью Лонга, который критиковал курс Рузвельта за недостаточную социальность. Третий персонаж это Муссолини. Атмосфера романа навеяна духом Италии Муссолини.
Исторического Хью Лонга кто-то действительно пристрелил. Но там была менее романтическая история, чем в книге и в фильме. Не любовь, а что-то вроде невозвращенного кредита. Это одно из самых темных дел эпохи Рузвельта. Расследование дела Хью Лонга было закрыто. Два трупа, убитого и убийцы. Много было разговоров о том, что к этому может быть причастен сам Рузвельт. Наш историк Николай Николаевич Яковлев в своей книге о Рузвельте все отрицал.
Михаил Шелест: Я несколько раз услышал слово популизм в связи со Старком. Если популизм заключается в строительстве дорог, мостов и школ, то я за такой популизм. У меня вопрос. Почему Хью Лонг и Старк ультраправые? Из фильма это не следует. В фильме Старк говорит о том, что надо строить школы, больницы и поликлиники, в которые смогу ходить все: и чернокожие, и краснокожие.
Антон Лиманов: Мне кажется, что Хью Лонг, как настоящий исторический персонаж, и Вилли Старк, которого мы видели в фильме это совершенно разные люди. Хью Лонг критиковал Рузвельта с правых, националистических позиций и выступал против подрыва интересов крупного капитала. А Старк в фильме почти коммунист. Он говорит о том, что надо распределять поровну доходы, отбивать у богатых и отдавать бедным. Среди его слушателей много негров. Все это было не характерно для Хью Лонга. Из ультраправого в фильме фактически сделали ультралевого.
Анна Кудинова: С моей точки зрения, в современном фильме Старк снят как левый политик.
Владимир Новиков: Хью Лонг критиковал Рузвельта за то, что тот был евреем. Что касается популизма, то интересно, из какой "тумбочки" взять деньги на больницы и школы? Сначала надо вытащить регион из аграрного состояния.
Михаил Шелест: В данном случае Старк хотел отнять деньги у нефтяных компаний, а это не то же самое, что у фабрик и заводов. Мне кажется, что фильм это попытка сделать шарж на Чавеса.
Эдуард Крюков: Видно, как человек, который пришел без команды, становится частью системы. И как мир политики и игры в лице Вилли Старка, сталкиваясь с хрупким частным миром Адама Стентона, не оставляет он него ничего.
Мария Рыжова: По-моему, речь идет о другом противоречии. Столкнулись Вилли Старк, с его тезисом о том, что цель оправдывает средства, и Адам, для которого принципы это все.
Борис Евсеев: Надо дать справку. Во времена Маркса был теоретик Генри Джордж. Его концепция заключалась в том, что земельная рента это общенародное достояние. Можно отметить всю налоговую систему, а отнимать только земельную ренту. То есть не лишать людей права на частную собственность, а лишить только права на ренту. Он с этой программой триумфально шел на выборы, но перед ними загадочно умер. То, что делает Старк он реализует программу Генри Джорджа. Он говорит о том, что земельная рента принадлежит всем. Джорджисты до сих пор существуют в США и в 30-х годах они проявляли большую активность.
Михаил Шелест: Старк в фильме не вызывает доверия: прожженный политик, использует социальную риторику для того, чтобы дорваться до власти. Но с другой стороны, Старк в фильме ведет борьбу с власть имущими и став губернатором. Значит, было в нем идеальное. И его действия это маленькая революция.
Мария Рыжова: Фильм похож на фильм "Спокойной ночи и удачи". Те же актеры, схожий стиль. В сухом остатке Старк показан как расчетливый, властный человек, который очень рвется к власти. После того, как он приходит к власти, показано, как человек, похожий на Гитлера, с горящими глазами, говорит популистские речи. Дальше ощущение, что все, что хотели снять сняли, и можно закончить фильм красивой картинкой
Анна Кудинова: Не случайно фильм называется "Вся королевская рать". О человеке говорит то, как он сформировал свою команду. Преданный как собака Сахарок, рефлексирующий журналист, замом он делает прислужника старой власти, и секретарь. С такой "королевской ратью" он не может удержаться.
Мария Мамиконян: Фильм, по-моему, резко слабее, чем книга. В книге были четко прописаны характеры, и возникала драма. Было ясно, что вокруг этой истории с Вилли Старком и Джоном Бертоном происходили страшные вещи. А тут когда я смотрю, я не очень понимаю, о чем речь. Я вижу, что актерам нравится играть старомодную жизнь. Политика - дело, конечно, грязное, но все выглядит более человечным. Красивые пейзажи, люди. Глаз отдыхает. Я помню по книге, что Вилли Старк был жестко представлен как мафиозный политик, который начал действовать как харизматик. Так как его тут же прихватила мафия, то он стал выразителем ее интересов. В результате мафиози и крутили им. То, что толстяк становится губернатором это было логичное завершение игры. Старк был хорош на взлете, и было понятно, что им манипулируют. И в книге была вторая яркая фигура рефлексирующего Джека Бертона.
В фильме же Сэди Берк в кафе говорит о Джеке Бертоне: "Я не видела человека, который больше бы напоминал рассыпавшуюся пачку макарон". Мы и видим весь фильм "рассыпанного" человека.
В фильме "королевскую рать" можно трактовать только как в английской песенке: "Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне. Вся королевская конница, вся королевская рать, не может Шалтай-болтая собрать".
Архив стенограмм заседаний клуба