Диспозиция международных интересов и симпатий в Косовском конфликте еще
недавно была достаточно прозрачна. США безусловно поддерживали косовских
албанцев и обвиняли сербов, рассматривая Косово как важный инструмент
сохранения своего военно-политического участия в европейских делах и
наращивания политической роли НАТО. Великобритания шла в кильватере США.
Франция, проявляя "понимание" позиции сербов и даже участвуя в
разоблачениях антисербских провокаций, тем не менее в целом "блюла"
общенатовскую антисербскую солидарность.
Германия почти во всем соглашалась с США и использовала "косовский
повод" для постепенного освобождения бундесвера и общественного мнения от
синдрома "табу" на любое внешнее военное вмешательство со стороны
Бонна. Исламский мир поддерживал АОК всеми легальными и нелегальными мерами,
используя конфликт как способ заявить более весомую роль в мировых делах и
усилить геополитическое присутствие в Европе. Италия и Греция рассматривали
фактор Косово в контексте собственной политической стабильности, для которой
албанские беженцы слишком часто оказывались болезненным испытанием. Россия
использовала проблему Косово для подтверждения своей падающей, но еще
сохраненной роли в балканских делах.
Однако с начала года в раскладе сил в отношении Косово начинаются
заметные изменения. Они становятся особенно ощутимы после того, как глава
миссии наблюдателей ОБСЕ американец Уокер однозначно солидаризовался с АОК,
вплоть до содействия созданию радиостанции и информагентства АОК (якобы потому,
что сербские власти притесняют независимые СМИ). Под патронажем США создается
новая и очень странная военно-политическая организация
"многонациональные миролюбивые силы в Юго-Восточной Европе" в составе
Италии, Греции, Турции, Албании, Македонии, Болгарии, Румынии и Словении, куда
не допускают ни Югославию, ни традиционного союзника Германии Хорватию.
И одновременно резко усиливаются провокации, направленные на
радикализацию противостоящих сил. 9 января АОК совершает серию терактов. 11
января в Приштине застрелен директор косовского информцентра Э.Малюку, один из
сподвижников нерадикального косовского лидера И.Руговы. В этот же день в
Приштине демонстрация около 500 сербов призывает готовиться к решительным
сражениям весной.
С этого момента часть европейских СМИ начинает внятную кампанию по
разоблачению террористической сути АОК и действительной роли США в эскалации
конфликта. Четко указывается, что, благодаря навязанному НАТО перемирию, АОК за
счет финансовой помощи европейской диаспоры и ряда исламских стран получила
новейшее оружие, резко нарастила численность и обучила боевиков. Белград
публикует секретный доклад ЦРУ "Установление демократии в Югославии",
который предусматривает выделение в 1999 году 35 млн. долл. на поддержку
"сил, альтернативных авторитарному белградскому режиму". Наконец,
через МИД Франции в СМИ идет "утечка": США уговаривали АОК не
отпускать сербских заложников, пока Белград не согласится на политические
уступки.
США срочно требовался реванш. И 16 января СМИ сообщают об убийстве 45
мирных жителей в селе Рачак, а через день Совет НАТО и Уокер возлагают
ответственность за резню на сербов. Белград объявляет Уокера "персоной нон
грата", и заявляет, что Рачак провокация, поскольку сербский спецназ там
сражался с боевиками АОК, а трупы были позже переодеты в штатское и
обезображены албанцами.
Но версию провокации еще надо доказать, а приближается СБ ООН, который
на фоне дискредитации Белграда может дать санкцию на давно подготовленную НАТО
военную операцию против сербов. Милошевич на весь мир требует расследования
событий в Рачаке и делает еще один крупный ход: вводит в правительство
главного, причем проамериканского, оппозиционера В.Драшковича и двух членов его
"Движения обновления". Поди теперь обвини главу Югославии в
антидемократичности и однопартийной узурпации власти! Знаменательно, что
оппозиционные Милошевичу сторонники других геополитических ориентаций
З.Джиндич и В.Пешич в кабмин допущены не были.
СБ ООН в результате принимает решение о расследовании, а АОК добавляет
аргументов в пользу версии о провокации: начинаются бои на севере, в
Косовско-Митровице. И в последней декаде января сначала французские, а затем и
другие европейские СМИ сообщают, что следов пуль на одежде убитых в Рачаке не
обнаружено! А затем подчеркивают, что "в бой рвутся одни англо-саксы, а их
партнеры не скрывают сомнений в целесообразности ударов по Косово". В
итоге Германия, заявив о готовности к участию в военной акции в Косово, через
день уточняет: речь идет об эвакуации, в случае необходимости, сотрудников
миссии ОБСЕ. И знаменательно, что почти сразу острая тема "бойни в селе
Рачак" практически исчезает из СМИ! То есть происходит "по
умолчанию" почти всеобщее признание провокационного содержания этого
события.
В итоге Европа настаивает уже не на "наказании сербов", а на
"сокращении югославского военного присутствия в Косово", а Минобороны
Франции А.Ришар заявляет о "готовности французских самолетов нанести удар
по целям в Косово" (а не по позициям сербов!) Что на дипломатическом языке
значит очень много!
Тотчас США начинают интенсивно "бороться за мир", обостряя
ситуацию. Вновь возникает в наиболее неприемлемой для Белграда форме
"мирный план Холбрука", дающий косовским албанцам на деле полный
комплект атрибутов независимой государственности, включая контроль над
правительством, судами и полицией. А в дополнение в западных СМИ появляется
новая тема: после перекрытия сербами границы с Албанией поток оружия АОК не
ослабел, оно теперь идет через
Македонию и, главное, через Черногорию! Что, если это правда, означает для
сербов предательство последнего исторического союзника. И, значит, вынудит их бороться против плана
Холбрука "до последнего".
Именно в такой обстановке Контактная группа по бывшей Югославии
принимает ультиматум, поддержанный СБ ООН, о начале переговоров Югославии с
косовскими албанцами в Рамбуйе 6 февраля, и сроке заключения мирного соглашения
(не позднее 21 февраля). В противном случае военная акция НАТО. В этот же
день Клинтон подчеркивает: НАТО готово к акции против Югославии. Ответ на этот
ультиматум теракт в Приштине, где в результате взрыва гранаты в сербском кафе
пострадало 7 человек. Что ставит вопрос: так против кого должны быть акции
против Югославии или против АОК?
В объявленную делегацию косовских албанцев на переговоры входит 6
высоких руководителей АОК, что создает для Белграда проблему: как сохранить
лицо, согласившись на диалог с террористами? Вопрос решен в компромиссе:
переговоры будут идти через посредников. Югославия перед началом встречи в
Рамбуйе заявляет, что готова на широкую автономию для Косово, однако
предложения Контактной группы "не слишком устраивают сербов". Явно
создаются плацдармы для сложной "позиционной борьбы".
Но в преддверии начавшихся в Рамбуйе (под аккомпанемент терактов в
Приштине!) переговоров директор ЦРУ Тенет обозначает цели главных игроков. Он
заявляет, что "армия мятежных албанцев использовала прекращение огня для
обучения, улучшения командования и приобретения в больших количествах лучшего
вооружения... Белград также собирается весной разгромить мятежников раз и
навсегда". И в случае достижения перемирия направление войск НАТО в Косово
станет ключевым фактором разрешения конфликта. А Тенета дополняет глава МИД
Великобритании Кук: контингент НАТО до 30 тыс. чел. может быть направлен в
Косово на 3-5 лет, причем американская его часть может составить 2-4 тыс чел.
Происходящее позволяет высказать некоторые гипотезы. Похоже, НАТО очень
нужна военная акция в Европе с вмешательством во внутренние дела суверенного
государства, причем лучше всего без санкции ООН. Этот "бесценный
опыт" далее можно будет распространить на любой регион мира. Но нужна
акция "справедливая" с точки зрения массового общественного мнения
поэтому, вероятно, должно "достаться на орехи" и сербам, и албанцам.
Одновременно такая акция должна связать "круговой порукой
участия" всех членов НАТО, и в первую очередь Францию и Германию. Но и
соседи Югославии Албания, Македония, Болгария также не должны остаться в
стороне. А Россия обязана санкционировать эту "акцию справедливости",
полностью "потеряв лицо" и на Балканах, и в отношении потенциальных
союзников во всем мире. При этом акция должна быть длительной, чтобы еще один
конфликтный "гвоздь" в Европе засел глубоко и прочно. Тогда США
получат возможность в весьма высокой степени управлять Европой, влияя на
температуру "балканского котла".
Европейцы это хорошо понимают и, видимо, собираются вносить коррективы
в игру США и Великобритании. Ужесточение тона диалога с Вашингтоном со стороны
Бонна и Парижа по всем направлениям (тарифы, принципы ВТО, МВФ), особенно после
ввода "евро", свидетельствует, что здесь, в том числе в отношении
косовской проблемы, пока никакой однозначности нет. Хотя НАТО ценность
слишком большая, чтобы резко ссориться с Вашингтоном из-за мелочей.
Россия в этом раскладе оказывается в ситуации двусмысленной. С одной
стороны, нам крайне важно сохранить политическое присутствие на Балканах. И
поэтому МИД постоянно обсуждает косовскую проблему на всех уровнях и постоянно
публично защищает Белград. С другой стороны, правительство РФ в сегодняшнем
положении глубокого должника не может быть жестким с Западом. Посему жесткость
доверено проявлять Госдуме от предложений выйти из эмбарго ООН в отношении
Белграда до идеи принять Югославию в Союз России и Белоруссии.
Однако такое балансирование, во-первых, не может быть длительным (не
случайно главы стран Европы "дружески-провокационно" подчеркивают,
что ультиматумы сербам согласуются с Москвой) и, во-вторых, с каждым днем
усиливает позиции тех, для кого главная цель создать в Косово НАТОвский
прецедент, который можно переносить в другие "горячие точки" мира.
Кто может поручиться, что следующей такой точкой не окажется Карабах, Абхазия
или Северный Кавказ?