Последние события с бомбардировкой посольства Китая в Белграде и
ответные действия Пекина обостряют международную ситуацию до предела и требуют
от России крайней политической собранности и ответственности. Но у нас почти
все действительно важное, взывающее к немедленному стратегическому реагированию
заслонил собой "его величество ИМПИЧМЕНТ".
Если Дума нацелилась на импичмент всерьез, от нее, согласно части 2
статьи 93 Конституции РФ, требуется набрать не менее 300 голосов хотя бы по
одному из пунктов обвинения против Ельцина. Перечислим эти пункты:
- измена Родине в форме заключения Беловежских соглашений по развалу
СССР;
- незаконный захват государственной власти на основании Указа 1400
осенью 1993 года;
- превышение должностных полномочий изданием Указа 2137 в ноябре 1994 года "О восстановлении конституционной законности в Чечне" и ведение
чеченской войны;
- геноцид российского народа в результате "реформ", приведших
к сокращению продолжительности жизни населения и его вымиранию;
- обрушение хозяйственно-экономического потенциала страны, приведшее к
ослаблению ее обороноспособности и безопасности.
Субъект обвинений и формальной ответственности Ельцин. Он, как
президент, действительно отвечает за все, что происходит в России. Однако, с
точки зрения политической и моральной, указанные обвинения должны быть
предъявлены не только Ельцину, но и всем тем, кто в той или иной мере
участвовал в одобрении и реализации пресловутых Указов и "реформ". В
первую очередь, разумеется, радикальным либерал-реформаторам. Но отнюдь не
только им.
В том числе Съезду народных депутатов СССР, принявшему и признавшему
Беловежье. И, значит, тем депутатам нынешней Госдумы, которые в оном Съезде
участвовали. В том числе депутатам Госдумы РФ и Совета Федерации (и правым, и
левым), ежегодно принимавшим федеральные бюджеты, приводившие к упомянутым
"геноциду российского народа" и "ослаблению обороноспособности и
безопасности России". В том числе
опять-таки многим нынешним депутатам Думы и сенаторам, активно
поддерживавшим чеченскую войну.
Поэтому не случайно отнюдь не только сторонники Ельцина и "курса
реформ" (и даже многие их явные противники) активно выступают против
импичмента. Объяснять такое их поведение "кознями президентской
администрации" или "продажностью" было бы явно поверхностно. И
по этой причине возможность получения 300 депутатских голосов по большинству
пунктов обвинения весьма проблематична.
Исключение пункт чеченской войны. Здесь действительно антиельцинский
союз левых и правых в Думе возможен (о чем говорит обозначенная Явлинским 10
мая позиция "Яблока"). Но, во первых, уже давно ясно, что Ельцина за
Чечню критикуют с двух полярных позиций и за то, что там воевал, и за то, что
воевал недостаточно жестоко. А, во-вторых, что будет означать импичмент Ельцину
по Чечне в условиях, когда в Косово Милошевич ведет именно подобное
восстановление конституционной законности, НАТО бомбит Югославию, а подавляющее
большинство российского народа и политиков на стороне Белграда? Как в этом случае
будет развиваться "политическая шизофрения" в российском обществе, и
к каким приведет результатам?
Вряд ли все в Думе так наивны, чтобы подобных очевидностей не понимать.
И вряд ли случайны и жесткая позиция против импичмента Жириновского, и ход Селезнева
с укладываем на обследование в ЦКБ (уже традиционное политическое укрытие
российской элиты в смутные моменты), и последние высказывания множества
сенаторов. Что, разумеется, шансы импичмента резко снижает.
Но, допустим, он все же состоялся на уровне голосования в Госдуме.
Тогда его должны одобрить еще три инстанции: Совет Федерации (причем двумя
третями голосов), а также Верховный и Конституционный суды.
Совет Федерации по данному вопросу расколот. Большинство сенаторов не
готово к конфронтации с президентом хотя бы потому, что рассчитывает (в связи с
появившимися шансами на получение кредитов МВФ) на свою долю от пирога
трансфертов Москвы. И понимает, что давать их будут не всем и не за красивые
глаза.
Верховный Суд пока не был замечен в четкой ангажированности какой-либо
из сторон конфликта. Но 4 мая глава Минюста П.Крашенинников уже сообщил, что
юридические вопросы импичмента не проработаны, и для его реализации нужно
сначала создать законодательную базу. А 7 мая Ельцин имел долгий разговор с председателем
Верховного Суда В.Лебедевым, в котором, вероятно, дал понять, что срок
полномочий Лебедева может быть продлен сверх июньской даты окончания лишь при
определенных условиях.
Таким образом, формально-юридически завершить процедуру импичмента в
обозримом будущем практически невозможно даже в том (крайне маловероятном)
случае, если Конституционный Суд будет готов поддержать решение Думы. А это
означает, что импичмент, равно как и отставка Скуратова и "корзина"
антикоррупционных дел предметы прежде всего не юридического процесса, а
крупного политического торга. И должны всерьез рассматриваться только в таком
качестве.
Госдума здесь торгуется за многое. Прежде всего, она, в своем
большинстве, не хочет быть распущенной. При этом политическая логика диктует
как раз обратное: спровоцировать собственный разгон, устраниться от принятия
решений и ни за что не отвечать. В том числе не отвечать за принятие весьма
двусмысленных законов и поправок к ним, выставленных МВФ в качестве
обязательного условия кредитов. И получить очень важный в России статус
"незаслуженно обиженных" в преддверии выборов, которые, в конце
концов, Ельцин рано или поздно вынужден будет назначить.
Но... сделав подобный шаг, очень многие думцы потеряют и властные
возможности, и шансы их вернуть. И инстинкт властного самосохранения отдельных
депутатов, видимо, сильнее политического расчета и коалиционных интересов
лидеров фракций. Но... левые такой политикой "подставят" кабмин
Примакова, с которым связывают свои стратегические надежды. А премьер вряд ли
простит подобное "отступничество" в ситуации, когда он 21 апреля в
Совете Федерации ясно сказал, что правительству во второй половине мая
понадобится поддержка законодателей.
А поддержка понадобится во многом. И в принятии упомянутого "законодательного
пакета МВФ". И в проведении поправок к Конституции, кои (числом от 15 до
30) уже назывались депутатами Думы и сенаторами, причем, по ряду свидетельств,
не без заинтересованности части кабмина. И в решении вопроса о преемниках
министров, включая самого премьера, в случае, если Ельцин решится на
"ползучий" (через отставку ключевых вице-премьеров) или открытый
(через отставку Примакова) правительственный переворот.
Примаков продемонстрировал в своем выступлении в Совете Федерации по
отставке Скуратова 21 апреля довольно высокий градус политической нелояльности
президенту. И получил от Ельцина внятные ответные жесты на совещании 5 мая по "встрече третьего
тысячелетия". Он теперь остро нуждается в поддержке законодательной
власти. Обозначенная Зюгановым 9 мая в форме призывов выйти на улицы в случае
отставки кабмина, такая поддержка вряд ли принесет ему пользу и на
внутриполитическом, и на внешнеполитическом фронтах. Ему нужно от Думы как раз
обратное: срочное начало работы над "пакетом МВФ" (который вряд ли по
душе левым). Очень ценный политический товар кредитов и экономической
стабилизации иначе обществу и элите не продашь. Тем более, что в условиях
бомбардировок Югославии запах от этого товара... не очень...
Ельцин сейчас в раздумье. Набор "товаров" для властной
торговли у него крайне ограничен. Если импичмент все же состоится на уровне
Думы, он может разогнать кабмин (Думу не имеет права) и подвесить ситуацию
назначением Степашина, Черномырдина либо еще кого-то (хоть Чубайса) в качестве
исполняющего обязанности на 2 месяца. Можно, разумеется, снять Примакова и
создать тупиковую правовую коллизию между необходимостью роспуска Думы из-за ее
нежелания утверждать нового премьера и невозможностью разогнать депутатов
после голосования по импичменту. Можно многое в этом роде. Но дальше чем и с
кем торговать?
Почти все понимают, что успех импичмента сразу и окончательно развалит
власть и политическую систему страны: Ельцин не уйдет лишь на основании решения
Думы, а завершение юридического процесса невозможно. Неудача импичмента
легитимирует Ельцина, подобно референдуму весны 1993 года, и резко дискредитирует
Думу. Что откроет возможности отставки кабмина и последующего роспуска Думы по
мотивам неутверждения неугодного нового премьера, и дальнейшей правительственной
и законодательной свистопляски, опять-таки стремительно разваливающей
российскую власть.
Всем торговцам по все стороны властного прилавка в сложившейся ситуации
крайне неуютно. А потому возможен еще один вариант. По каждому из пунктов
обвинения комиссия Думы написала заключение объемом 5 томов. А это такой объем,
который можно обсуждать очень долго. Хоть до парламентских выборов, хоть до
президентских. И ждать, пока то ли "само рассосется", то ли "шах
помре", то ли ишак... Понятно, что в таком торге главным окажется сам
процесс. С огромными политическими убытками для всех торговцев.
И в связи с этим и напоследок самое главное.
Политически очевидно, что импичмент ограничить фигурой Ельцина не
удастся. Он обязательно дискредитирует и "опустит" все ветви
российской власти и обязательно их "завалит" если не де-юре, то
де-факто. А потому вопрос о поведении депутатов при будущем голосовании
становится вопросом о выживании власти вообще. Власти, признаем, очень и во
всех смыслах дрянной. Но все же лучшей, чем безвластие, поскольку сегодня
вопрос выживания власти вопрос выживания страны.
Но вопрос об импичменте крайне важен еще потому, что хоть как-то идти в
будущее можно, лишь имея опоры в прошлом. И самое близкое прошлое здесь не
исключение. Попытка зачеркнуть его (а именно это в своем политическом
содержании означают пункты обвинения Ельцину) это попытка вычеркнуть из
российской истории почти 10 лет. То есть наступить (осознанно или по недомыслию
вопрос отдельный) на те же грабли, на которые (осознанно или по недомыслию
тоже вопрос отдельный) изо всех сил наступили постсоветские
"реформаторы". И вновь заставить российские народы каяться за свое
либерально-капиталистическое прошлое, как заставляли каяться за
коммунистическое прошлое все "реформенные" годы. И окончательно
погубить фундаментальные целевые, ценностные и психологические ресурсы развития
России, и, значит, страну также. Просто потому, что все, что не развивается
гниет и рано или поздно бывает съедено стервятниками.
Так чем торгуют в российской политике?