Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ПОТЕШНЫЕ ПОЛКИ?
Тема: Россия
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 23.06.1999
Источник: Газета "Слово"
No: 47 (63)

Обострение политической борьбы на вершине российской властной пирамиды в последние недели означает, что спокойное лето гражданам России вряд ли угрожает. Отражается это прежде всего в резком наращивании откровенно грубой публичной полемики, взаимных провокаций и компроматов. Уже слишком много газет и даже телепрограмм начинают специализироваться в роли, как говорят на специфическом журналистском сленге, "сливных бачков".

В списке обсуждаемых тем, конечно же, "самые животрепещущие". Будут разгонять Думу — не будут разгонять Думу. Запретят КПРФ — не запретят КПРФ. Начнут предложенную Патриархом акцию по ликвидации захоронений на Красной площади — не осмелятся в преддверии будущих выборов. Откроет Скуратов свои компроматные чемоданы — или не откроет, побережет до более критических политических коллизий. И вообще, есть ли что-либо существенное в указанных чемоданах, или же бывший генпрокурор (и бывший ли, поскольку Совет Федерации направил в Конституционный суд запрос по поводу правомочности его отстранения) в основном блефует.

А далее — еще одна громадная сфера слухов, догадок и прогнозов вокруг кремлевских коридоров. Здоров ли Ельцин, или же совсем плох и вот-вот вынужден будет уступить место преемнику? И правда ли, что преемником уже назначена дочка — Татьяна Дьяченко? И правда ли, что регентом к ней уже определен вновь ставший ближайшим "другом семьи" Анатолий Чубайс? И что такое эта пресловутая "семья" на фоне нарастающей волны "наездов" на ее состав, способы действий и разнообразные (как говорят на бизнес-сленге) "карманы"? И на каких позициях в этой "семье" нынче оказались "главный злой гений России, типичный представитель грабительского капитализма" (именно так заявил Сорос!) Борис Березовский, и новый "черный пудель России" Роман Абрамович? И в чем основания для слухов об отставке Степашина и назначении премьером его антагониста Аксененко?

"Животрепещущих" тем хватает. Еще одна — предвыборное "кучкование" всех, кто надеется стать "партией власти". Только в этом политическом секторе уже в глазах рябит от партий, коалиций и "коалиций коалиций". От "Правого дела", которое уже развешивает агитщиты на улицах — через НДР, "Всю Россию", "Голос России" — к "Новой силе". И все переговариваются, договариваются и обсуждают, кто с кем — совершенно в стиле детсадовской песочницы: если ты с Васькой будешь дружить, я тебе свою лопатку (то есть совокупный избирательный потенциал) не дам.

Но не менее интересные процессы — на других флангах. Например, илюхинское Движение в поддержку армии договаривается идти на выборы в едином строю с исламским центром Гейдара Джемаля. А главным идеологом санкт-петербургской ежегодной экономической встречи российской предпринимательской элиты (пышно именованной "русским Давосом"), освященной присутствием Степашина, Строева, Селезнева и даже Камдессю, вдруг оказывается большой любитель "тотальной примордиальной традиции", а также Гиммлера, Геринга и Ваффен-СС, Александр Дугин.

На фоне таких чудес уже не кажется столь странной набирающая обороты кампания разнообразных игр вокруг лично Юрия Лужкова и поста московского мэра. Весь политический истеблишмент убежден, что Кремль вознамерился пресечь слишком выпукло проявившиеся президентские амбиции Юрия Михайловича, а Юрий Михайлович чувствует в себе силы и возможности "пресечь пресекающих".

И в контексте этой "войны гигантов" разнообразные политические тусовки и в кулуарах, и в газетах сладострастно смакуют и выдвижение в качестве противовеса Лужкову симпатичного Кириенко (который, по утверждению Лужкова, очень выгоден для него своей слабостью), и учреждение данным претендентом "телефона доверия" для желающих сообщать компромат на московского мэра, и ехидное кремлевское поздравление Лужкова с трехлетием избрания и подчеркнутым пожеланием "дальнейших успехов на посту мэра".

Не менее живо обсуждается и встречный поток действий Лужкова. Предложения учредить пожизненное сенаторство для высших должностных лиц государства, очередной проект Церетели — хрустальная часовня на Манежной площади, резкая критика действий спецпосланника президента Черномырдина в косовском урегулировании и, наконец, самое крупное и сенсационное заявление: "Если человек болен, он должен иметь мужество принять решение, нечего мучить должность и себя". На фоне подобных артиллерийских баталий как-то даже смешно выглядят булавочные уколы вроде непредоставления воздушного коридора для вертолета, на котором Лужков и Тяжлов должны были обозревать состояние подмосковных сельскохозяйственных владений, в результате чего высокой инспекции пришлось пользоваться джипами и автобусом.

И уж совсем мелкими и проходными событиями на фоне упомянутых "стратегических сражений" оказываются игры Госдумы вокруг пакета экономических законов, принятие которых откроет дорогу обещанным кредитам МВФ. Степашин торопит: деньги нужны, время уходит, если будете упираться, поставлю вопрос о недоверии правительству. Дума живо обсуждает мелочи и показывает, что принять-то примем, и правительство в отставку отправлять не намерены, но торопиться не будем. Раз у вас так под ногами горит, то отчего не поторговаться?

И самое странное во всем этом — то, что более чем ясная нота реальнейших угроз для страны во всей этой московско-кремлевской и регионально-предвыборной околовластной суете почти напрочь забивается тусовочными властно-политиканскими интонациями.

А угрозы нарастают. Несмотря на некоторое производственное оживление последнего полугодия (скажем честно, связанного прежде всего с девальвацией, вытеснившей импорт и резко снизившей реальные издержки для производителей), в целом ряде регионов страны экономическая ситуация катастрофическая. На Камчатке происходит обрушение населения даже не в прошлый век, а именно в бедствие. Просто потому, что инфраструктура XX века без электричества не работает, а инфраструктуры XIX века — давно нет, и в одночасье ее не создашь.

И нынешние обращения жителей Камчатки за спасением к США и ООН, причем летом, когда на проблемы льдов, штормов и прочих природных катаклизмов в вопросе доставки мазута не сошлешься — означают одновременно и страшный распад структуры управления, и сверхгрозный признак распада целостности страны. Но, хотя эти распады "ползучие", диалектический закон перехода количества в качество никто пока не опроверг, и "распады" в конце концов неизбежно сорвутся в обрушение.

Признаки этого обрушения пока не слишком хотят замечать в Москве. Но они слишком явлены строителям Бурейской ГЭС в Амурской области, которые много месяцев живут без зарплаты и сегодня (на пороге XXI века!) получают с благословения начальства 150-грамовую пайку хлеба в день на человека! И это — не страшный сон и не блокадный Ленинград более чем полувековой давности!

А признаки распада нарастают. Карачаево-Черкессия, "зависшая" в безвластии после недавних конфликтных выборов, на грани территориального раскола. Черкесы всерьез угрожают выйти из республики и присоединиться к Ставрополью. И только совсем уж наивным людям не понятно, какую волну этот "камешек" пустит по всему Северному Кавказу.

По всему периметру мятежной Чечни идут нападения на мирных жителей и органы власти соседей, и их количество и дерзость растут. Начатое фактическое огораживание Чечни настоящей границей, включая двойной ров, вал, контрольно-следовую полосу, "колючку" и вышки наблюдения — означает, что де-факто происходит отделение первого из субъектов Российской Федерации. И то, как приязненно принимали Степашина в Ингушетии на открытии новой столицы, и комплимент вице-спикера Госдумы, крайне значимого на Кавказе Михаила Гуцериева: "Давайте выберем молодого, образованного, знающего Кавказ президента", и благосклонное отношение российского премьера к идее Масхадова о подписании между Чечней и Россией договора о едином экономическом, финансовом, оборонном пространстве — симптомы вовсе не благостные. Все это означает, что процесс по меньшей мере конфедерализации России (причем именно в его формально-юридической ипостаси) уже открывается. Открывается он по понятным причинам на Кавказе, в Чечне. Однако не менее понятно, что раз начавшись, он ни Чечней, ни Кавказом не ограничится.

А на внешних "фронтах" России ситуация не лучше. Начатый марш-броском российской колонны в Приштину процесс выяснения действительных возможностей нашей страны в новом "постООНовском" формате балканского урегулирования — закончился (по крайней мере, на нынешнем этапе) достаточно двусмысленным и позорным компромиссом.

То, что он может так кончиться, стало ясно уже в тот момент, когда российские десантные самолеты не вылетели на аэродром под Приштиной, и началась дипломатическая торговля вокруг предоставления воздушных коридоров. В момент, когда эта торговля перешла в Хельсинки, стало ясно, что ее формат значительно шире, но формат именно торговый, а не геостратегический. Завершающий этап описанного процесса на саммите (то ли якобы "восьмерки", то ли на деле "семерки") в Кельне — лишь показал, что с самого начала планировалось некое "отступление на заранее подготовленные позиции". И заявление российского президента перед саммитом: "Мы должны помириться после драки " — означало, что на данном этапе торг закончен и цена согласована.

Ценой, видимо, оказались реструктуризация Лондонским клубом части советских долгов, позволяющая России в 1999 году избежать выплаты примерно 600 миллионов долларов, а также крайне странный формат размещения российского контингента в Косово. Россия присутствует во всех секторах, где сосредоточены албанцы и действует ОАК, но отсутствует в единственном (итальянском) секторе на севере Косово, где сосредоточены сербы.

И что это означает в ситуации, когда большинство полевых командиров ОАК заявляет, что не сложит оружия, пока в крае останется хоть один серб или русский? И что это означает для исторической памяти сербов, когда русские ВМЕСТЕ С НЕМЦАМИ занимают сектор, откуда сербы изгнаны? И что это означает в ситуации, когда командование германского сектора уже заявляет, что не будет вмешиваться в действия ОАК, пока она не нарушает его планов? И в какой роли окажутся российские миротворцы, когда именно на них будет сконцентрирована, после фактически полного и окончательного изгнания сербского населения, и ненависть, и вооруженная мощь албанских боевиков?

На днях претендент на московское мэрское кресло Сергей Кириенко произнес фразу: "Интересы России требуют полной замены управляющего класса... Кадровая и классовая революция — задача сегодняшнего дня". Не знаю, можно ли искать глубинные смыслы в этом заявлении воспитанника школ Рона Хаббарда и поклонника восточных единоборств. Но даже если и нельзя, фраза содержательная.

Те "потешные полки", которые сейчас собирают под свои знамена отечественные политики — слишком уж несоразмерны масштабу подступающих к России угроз. Петр Первый — собирал и гонял на учения свои потешные полки, готовя их к бою. Именно их ядро потом воевало Орешек, Нарву и Полтаву. И обошлось это для России, скажем честно, в очень большую цену. Которую Петр был готов платить и сам, и от имени страны.

Для чего готовят свои "потешные полки" сегодняшние российские политики? Для боя или для маневров? И какую цену готовы они платить прежде всего сами, а уж потом от имени России? Если такую же, как Петр, тогда у нас есть шансы. Если же такую, как в Чечне или Косово — Кириенко прав, и на повестке дня именно "полная смена управляющего класса" и "кадровая революция". Со всеми отсюда следующими процессами и издержками.

Выдержит ли ее Россия — вопрос открытый. Но еще нескольких лет "потешных сражений" вокруг Кремля — она точно не выдержит.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)