Экономический
обвал страны назревал давно. И предрекался грамотными аналитиками уже по
крайней мере года четыре. Не может не снижаться уровень жизни в стране, где
идет стремительный спад производства. А если не снижается значит, проедается
чужое то, что создавали отцы и деды, либо то, что у кого-то заняли, и что
придется отдавать детям и внукам. Однако и первое, и второе не бесконечно. И
должно было, не могло не иссякнуть.
Неоднократно
описанные последствия монетаристского курса под руководством МВФ и "игры в
пирамиду" ГКО с отечественными банками и иностранными спекулятивными
инвесторами привели к тому, что госдолг возрос до заоблачных высот (160 млрд
долл внешний и 200 млрд по курсу июля внутренний), реальный производящий
сектор экономики остался практически вовсе без денег, убытки от ГКО за первое
полугодие превысили 8 млрд дол. Еще столько же Россия потеряла на демпинговом
обрушении мировых цен на сырье, и прежде всего на нефть, газ, металлы. Баланс внешней
торговли страны к июлю стал отрицательным.
Мировой
и внутренний финансовый кризис поставили весной 1998 года экономику России на
грань краха. И конечно, уже тогда надо было, во-первых, срочно
"расшивать" и ликвидировать пирамиду ГКО и, во-вторых, плавно
девальвировать рубль. Раз сырьевой экспорт стал для страны убыточным, следовало
удешевлять экспорториентированное производство в валютном исчислении. Либо
инвестируя в технологии и снижая себестоимость, на что не было денег. Либо
проводя девальвацию, т.е. снижая курс рубля по отношению к твердым валютам.
Но
и против ликвидации "пирамиды", и против девальвации категорически
возражал МВФ, не желая выпускать Россию из под пресса долговой ямы и ценового
сырьевого демпинга. Поэтому в качестве "пожарного" выхода из ситуации
был "выбит" еще один стабилизационный кредит МВФ, и даже получен
в начале июля его первый транш в 4,8 млрд долл.
Это
очень много. И казалось, страна получила передышку хотя бы на 3-4 месяца,
которую можно использовать для осмысления ситуации и наведения порядка в делах.
Однако на практике все оказалось иначе, и 17 августа весь мир услышал из Москвы
два слова: "девальвация" и "технический дефолт".
Сами
по себе эти слова ничуть не страшные. Возможность технического дефолта, то есть
временного замораживания долгов, обычно даже включается в соглашения стран с
МВФ. Девальвация тоже мера обыденная: ее регулярно проводят для повышения
конкурентоспособности экспорта даже самые "развитые" страны вроде
Японии или Германии. Но все же, как правило, технический дефолт объявляют,
чтобы избежать девальвации, а девальвируют валюту чтобы избежать дефолта. И
при этом главное не напугать финансовые рынки непредсказуемостью, внятно
разъяснить, что делают и зачем, предотвратить панику.
А
здесь и дефолт, и девальвация. Да без разъяснений, вместо которых слухи,
что вложения пропали. Да после заверений президента, что девальвации не будет.
Да вослед правительство на помойку выбросили. Инвесторы, понятное дело,
перепугались, что наступил "полный... дефолт", то есть
государственное банкротство, и наперегонки "рванули" из рубля в
доллар и из страны. И обрушили рубль окончательно.
Запад
сначала даже не понял, что случилось. А затем до МВФ, правительств и крупнейших
игроков-нерезидентов дошло, что российский кабмин "технократов" их
попросту "кинул". Причем на деньги "ну очень большие"
десятки миллиардов долларов.
Особенно
крупно "кинули" Германию, которая вложила в Россию больше всех других
стран вместе взятых. И этот "подарок" в адрес канцлера Коля очень
помог его основному конкуренту Шредеру победить на выборах 27 сентября. Но и
Клинтона "не обидели": именно по следам его московского визита
американский фондовый рынок рухнул на 6%. Обвинения республиканцами президента
США в провале его российской политики уже громко звучат в прессе и явно не
затихнут до предстоящих в октябре промежуточных выборов в Конгресс.
Но
заодно российский "кидняк" окончательно обрушил во всем мире доверие
к так называемым "хедж-фондам" ( в том числе фонду Сороса), которым
банки поручают свои деньги для портфельных инвестиций и которые являются
главными мировыми спекулятивными игроками. А это уже пахнет вполне реальной
перспективой глобального обрушения мирового "финансового пузыря"
ценой много триллионов долларов. И уже привело к "домино" краха
фондовых рынков и экономик в Латинской Америке.
Эти
последствия слишком серьезны, чтобы не задаваться классическим вопросом
"кто виноват?". Во всем мире постоянно и громко звучат в порядке
взаимных обвинений МВФ, Сорос, российские комбанки, правительство России. И в
свете этих обвинений несколько странной оказывается удивительно вялая мировая
реакция на недавнее прямое признание Чубайса в интервью "Лос-Анджелес
таймс": "...я и мои ребята ловко "кинули" МВФ при получении
июльского кредита...". Но раз главные мировые "обиженные"
молчат, возникает вопрос: кого и по чьему поручению в действительности
"кидала" российская команда "молодых реформаторов" 17
августа, явно провоцируя резкое обострение мирового экономического кризиса?
Однако
это вопрос отдельный. А больнее всего кризис ударил, конечно же, по России.
Рухнул уровень жизни населения. Практически обвалилась банковская система, и
ценовый удар сопровождается параличом платежей, в том числе зарплат и пенсий,
что скажется очень скоро не только тотальным обнищанием, но и массовыми
увольнениями именно малоимущих слоев.
Но
обрушение банков почти автоматически повлечет за собой банкротство предприятий,
которые наши банковско-корпоративные группы до сих пор контролировали. И в
мировой прессе все настойчивее начинает звучать тема допуска иностранных банков
в Россию и покупки нерезидентами обанкротившихся заводов.
Заодно
дефолт выявил полное бессилие Москвы в экономических отношениях с регионами,
многие из которых уже "временно" отменили действие целых пакетов
федеральных законов и "временно" отказались платить налоги в
федеральный бюджет. Плюс уже начаты попытки регионов гарантировать спасение
банков и предприятий при условии передачи контрольных пакетов в региональную
собственность. Плюс нарастает поток требований пересмотра Конституции с
перераспределением прав от Центра регионам. Что это значит? Начало ликвидации
федеративной государственности! И де-факто, и де-юре!
А
на фоне этих суперопасных процессов "вдруг" заработал странный
механизм "саморегуляции" рубля при помощи электронных торгов СЕЛТ. То
есть определение курса в узком кружке "своих" при помощи
"понарошечной" виртуальной торговли в смехотворных объемах в единицы
миллионов долларов. И эти "свои", поочередно играя на понижение и
повышение доллара чуть не втрое, "наваривают" за считанные дни сотни
процентов прибыли, а заодно дают "наварить" опять-таки
"своим" торговцам, которые при такой пляске курса "на всякий
случай" взвинчивают до небес цены.
Конечно,
здесь не внакладе и государство. В результате обрушения рубля резко упал его
внутренний рублевый долг, на волне ажиотажного спроса у населения выкачано
большинство отощавших на девальвации рублевых, а также часть
долларовых сбережений.
А
на фоне всего этого разора и новых форм воровства в стране идет дискуссия о
стратегии выхода из кризиса. Причем, что было практически невозможно до
"дефолта", в публичное рассмотрение включаются самые крайние варианты
от "валютного совета" по аргентинской модели Кавалло с полной
утерей экономической самостоятельности страны до полной самоизоляции и
установления нового "железного занавеса". Особенно выпуклый момент
идущей на эти темы свары беспрецедентная "травля" в СМИ
антикризисного проекта Отделения экономики РАН, содержащего ряд нелиберальных
мер, включая контролируемую эмиссию и важные элементы госрегулирования
финансового и промышленного рынков.
Замечу,
что предлагаемые и реализуемые в последние дни финансово-экономические меры ЦБ
и Кабмина (в том числе взаимозачетное "вытаскивание" банковской
системы, расшивка части долгов по ГКО, переговоры с кредиторами- нерезидентами
и пр.) показывают, что выход России из
нынешней катастрофической ситуации возможен. Подробный анализ сценариев этого
выхода и их технологических параметров не дело газетной статьи. Но первая и
главная задача в данной сфере доказать, что экономика страны может стать
эффективно управляемой. И что Россия способна на финансово-ответственную
политику.
Однако
для этого абсолютно необходимо то, что можно назвать даже не покаянием, а неким
"подведением черты". И здесь самых важных предметов обсуждения два.
Во-первых, жесткий и честный анализ политики (именно политики!) и экономики
последнего десятилетия. Включая публичное доказательство или опровержение в
развернутой дискуссии "теоремы единственности" курса на догоняющую
модернизацию, который был стержнем указанной политики и экономики.
А
во-вторых обсуждение частной, но не менее важной проблемы куда девались
деньги МВФ. Это не мелочь! Пока этот вопрос не решен, в особенности после
"признания" Чубайса мы все обвиняемые, вместе с Россией. И то, как
странно этот вопрос в последние дни решается в полемике между Генпрокуратурой и
Счетной палатой показывает, что и обвинения, и наказание в итоге могут быть
деперсонифицированы и поделены на всех. В отличие от конкретных сумм
украденного. А это смертельно опасно даже не для экономики, но прежде всего для
политического здоровья общества. И кроме того, в конце концов, несправедливо.