Волна шахтерских забастовок, несомненно, сегодня становится центральным
фактором внутриполитической жизни России. Все чаще озвучивается аналогия с 1989
годом, когда именно "шахтерский пожар" начал кардинальное изменение
лица власти, приведшее в 1991 году к концу советской эпохи.
Проблема угольной отрасли является одной из главных в отечественной
экономике почти вне зависимости от властных намерений и притязаний. Основная
часть контура угольной промышленности создавалась в Советском Союзе (впрочем,
как и в других странах) весьма давно, характеризуется высокой изношенностью
основных фондов и парадоксальным соотношением между высокой социальной
значимостью и убогой технологической оснащенностью.
Не секрет, что уже в позднесоветские времена большая часть угледобычи
оказалась экономически бессмысленна ввиду ввода в строй альтернативных
энергетических мощностей (гидроэнергетика, АЭС, нефтепродукты, газ), и в
дальнейшем это обстоятельство проявлялось все яснее ввиду выработки "легкого"
угля и перехода к более бедным, глубоким и неудобным пластам в большинстве
старых бассейнов. Сегодняшняя острота ситуации еще и в том, что внутренний
спрос на уголь, как энергетический, так и коксующийся, резко упал ввиду
снижения энергопотребления и выплавки сталей. Кроме того, падение спроса ввиду
"запороговой" нерентабельности связано с резким удорожанием
перевозок.
Подобные проблемы беда отнюдь не только России. Известно, что
шахтерский вопрос уже много лет мучительно и медленно решается, например, в
Германии и Великобритании, и даже сверхжесткое правительство "железной
леди" Тэтчер с ее либерально-монетаристским нахрапом сумело здесь сделать
очень немногое. Особенность нашей страны лишь в том, что слишком часто за
отгруженный уголь к тому же не расплачиваются потребители.
Несколько лет часть проблем угледобывающие регионы России решали за
счет экспорта; вспомним, что именно право самостоятельного экспорта было
главным требованием кузбасских стачек восемь лет назад. Но обвал большинства
технологических цепочек и увеличение себестоимости добычи, наряду с крупными
подвижками мировых энергетических рынков в последние годы (диверсификация
поставок, жесткие квоты выбросов парниковых газов, энергосбережение, переход на
более экологические топлива и технологии) резко подкосили экспортные
возможности России. Существует лишь один крупнейший развивающийся
углепотребляющий регион Юго-Восточная Азия, и в первую очередь Китай. Но там,
с одной стороны, есть собственные громадные запасы, а с другой, как говорится в
пословице, "за морем телушка полушка, да перевоз рупь". Еще один
недавно доступный рынок польский сейчас перекрыт протекционистскими мерами
Варшавы, которая, несмотря на выгодность импорта из России из-за чрезвычайно
высокой себестоимости собственной угледобычи, боится ссориться со своими
"угольными баронами".
Таким образом, огромная часть угольной отрасли современной России на
сегодняшний день оказалась объективно во всех смыслах неконкурентоспособной и,
с точки зрения рынка, лишней. А следовательно, подлежащей кардинальной
реструктуризации, модернизации, внедрению новых технологий и принципиально иных
технологических схем использования (и в первую очередь глубокой химической
переработки) угля.
На все это требуются гигантские инвестиции. Масштаб проблем, повторимся
со ссылкой на Великобританию и Германию, огромен. Но у России сегодня нет денег
даже на безопасную консервацию шахт и разрезов, перепрофилирование или просто
переселение оказавшихся не у дел поселков и городов с градообразующими угольными
предприятиями.
Собственно, власть уже довольно давно находится в описанной позиции
"угольного пата". До сих пор ей кое-как удавалось гасить шахтерское
недовольство пусть нерегулярными, но хоть как-то поддерживающими жизнь
адресными денежными вливаниями. Однако в настоящий момент соединившиеся в одну
цепочку мировой финансовый кризис, а также катастрофическое обрушение мировых
цен на ключевые российские экспортоспособные ресурсы (нефть, газ, цветные и
черные металлы) опустошили ту государственную "тумбочку", из
которой регулярно перепадало и шахтерам.
Разумеется, в сложившейся ситуации виновен в первую очередь
непродуманный, убийственно нерациональный экономический курс, который был взят
еще на заре постперестройки. Разумеется, часть "бунтующих" шахтерских
регионов действительно выведена за грань физиологического выживания. И в этом бесспорные объективные причины сегодняшних событий, которые уже окрестили
"шахтерской революцией". Однако нельзя не заметить и ряд таких
особенностей процесса, которые заставляют обсуждать его подводные течения.
Прежде всего, начало очередного "разогрева" шахтерских
регионов оказывается хронологически связано с отставкой Черномырдина и
формированием нового кабинета, в котором позиции "старономенклатурного
класса" оказались крайне слабыми. В это же время как-то "вдруг"
резко усилились "тромбы" в цепочках посредников (заметим,
представленных прежде всего той же номенклатурой) между угледобытчиками и
потребителями, в результате чего даже скромные деньги, которые угольщики получали
за свою продукцию, перестали поступать или стали непомерно запаздывать. Крайне
знаменательно и заявление Черномырдина: причина обострения ситуации в том,
что новое правительство не контролирует исполнение решений старого в отношении
шахтеров. Наконец, не может не обращать на себя внимание удивительно синхронное
забастовочное единодушие угледобытчиков России и Украины, а также
беспрецедентная (и далеко не всегда объяснимая предыдущей позицией)
солидарность директората и региональных лидеров с бастующими. А потому
приходится, безусловно понимая и оправдывая шахтерское негодование,
анализировать и иные причины сегодняшнего забастовочного взрыва.
Правительственный кризис, инициированный Б.Ельциным, резко ослабил
властные позиции двух крупных экономических групп: новых финансовых магнатов и
старой хозяйственной номенклатуры. Эти группы не могли не ответить. Первая
решила продемонстрировать свои ресурсные возможности продвижением к власти
Лебедя. Заметим, что участие в этом продвижении приняли такие непримиримые
соперники, как Березовский и Потанин. Уже по итогам первого тура в Красноярске
предъявленный ими "аргумент" показался президенту убедительным:
Березовский получил пост исполнительного секретаря СНГ, Чубайс кресло
председателя совета директоров РАО "ЕЭС России".
Хозяйственно-номенклатурное крыло задействовало собственный ресурс
политического влияния в виде "шахтерской фронды" и сегодня
показывает, что этот ресурс представляет для Ельцина ничуть не меньшую властную
угрозу, чем президентские перспективы Лебедя. Еще раз подчеркну, что было бы
глупо и неоправданно сводить шахтерский протест лишь к провокативным
номенклатурным комбинациям. Объективная ситуация была крайне острой, и давно.
Требовалось лишь бросить спичку в готовый заполыхать костер.
Отдельный вопрос будет ли возможность "вернуть ситуацию в
берега" в случае и после того, как старая номенклатура вернет свой кусок
властного пирога. Отдельный вопрос вопиющая безнравственность подобных игр в
отношении голодных людей, да и всего общества в целом. Но уже сегодня ясно, что
рискованные игры президента, финансовых и хозяйственных магнатов на властном
поле в описанном стиле катастрофически "съеживают"
государственность и сами размеры этого властного поля. Приходится говорить об
огромных издержках перекрытия магистралей, которое, к тому же, вносит хаос в и
без того слабую инфраструктурно-хозяйственную систему нынешней России и,
опять-таки, во всех смыслах ослабляет власть и государственность. Приходится
говорить о подрыве доверия к Транссибу как основному транзитному российскому
пути из АТР в Европу, что заставит инвесторов и грузоотправителей
ориентироваться на альтернативные внероссийские морские и железнодорожные
трассы. Приходится говорить и о безусловной связи проведенной демонстрации
государственной импотенции с разразившимся кризисом финансового рынка, который
наносит еще один тяжелейший удар по экономической ситуации в стране и ставит
под вопрос дееспособность России как политического и финансово-экономического
субъекта.
Возможно, Ельцин рассчитывает развить "сильный ход" Кириенко,
который законопроектом по переадресации части бюджета из статей обеспечения
власти в "шахтерский фонд" одновременно легализовал руками Госдумы
процесс бюджетного секвестра. Возможно, Дума рассчитывает взять реванш за унижения
с утверждением Кириенко и инициирует импичмент Ельцина. Многое возможно. Но все
подобные "возможности" взаимного ослабления властных и околовластных
групп стремительно сужают и без того очень узкий коридор возможностей для
России.