Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ДОРОГАЯ СТОЛИЦА
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 16.06.1998
Источник: Газета "Правда"
No: 107 (27928)

Отгремели салюты: Казахстан отпраздновал появление новой столицы. К торжеству действительно неплохо подготовились. Научились возводить здания на сваях (что, правда, резко удорожает стоимость строительства). Почти победили злобных целинных комаров. Приняли на надлежащем столично-государственном уровне почетных иностранных гостей. И в очередной раз обсудили на всех уровнях — от высшего до низшего — причины переезда госвласти на тысячу километров от обжитого привычного места.

Причины обнародовали почти все, которые возможно помыслить. И официально объявленные: у зажатой горами Алма-Аты нет возможностей роста, а Акмола (теперь переименованная в Астану) — на просторе и, кроме того, в географическом центре страны. И неофициально предполагаемые: мол, и от Китая подальше, и территорию Среднего жуза (слишком склонного к пророссийской фронде) "застолбить" нужно, и для Назарбаева (опасающегося конкуренции южных элит Старшего жуза) спокойнее, и для строительного лобби новая столица — чрезвычайно лакомый "пирог" крупных заказов.

Все ли перечислено, с учетом затрат в миллиарды долларов, которые требуются для завершения данного предприятия?

Сегодня Казахстан, как и другие постсоветские республики, в глубоком экономическом кризисе. Лидер в СНГ по привлечению иностранных инвестиций (7 млрд долл, или по 400 долл на каждого жителя), отнюдь не благоденствует. Заявленная несколько месяцев назад амбициозная программа "Стратегия 2030", видимо, готовилась в расчете на экспортный валютный "рывок" в сырьевом сегменте экономики, и в первую очередь в нефтедобыче. Однако пока что, в результате обвала мировых цен на сырье вообще и нефть в частности, вместо рывка получается "удар по тормозам" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Внешний долг РК почти 6 млрд долл. В фактическом банкротстве более половины легкой промышленности и более 80% ВПК. Агропром давно не имеет даже ресурсов простого воспроизводства. Разрекламированная приватизация металлургии, энергокомплекса и инфраструктуры лишь позволяет "накормить" работников частных предприятий, но почти не сказывается на пополнении казны. Две трети населения — за чертой бедности, безработица перевалила за 15%. Появилось поколение детей, которые из-за нищеты родителей вообще не посещают школу. Нарастают преступность, производство, потребление и транзит наркотиков. Реальной угрозой государственного масштаба становится эпидемия туберкулеза. А к этому добавляется поднимающееся протестное движение не только в районах "рухнувших" градообразующих предприятий юга (Кентау, Жанатас), но и в других регионах.

Деньги нужны остро и быстро. Однако ручеек новых инвестиций почти иссяк. А потенциальные бизнес-партнеры — японцы, немцы — интересуются лишь крупнейшими проектами ТЭКа, "воротят нос" от производственной "мелочевки" и, кроме того, заявляют, подобно спикеру бундестага ФРГ Рите Зюсмут: "Продвижению германских инвестиций в РК мешают коррупция и бюрократия". А иные, как корейская "Дэу", уже готовы уходить из республики и ищут покупателей на приобретенные ранее акционерные пакеты.

В этих условиях кабмину РК не остается ничего, кроме как пытаться заставить платить владельцев уже приватизированных предприятий. И начинаются претензии к иностранным хозяевам металлургии, энергетики, инфраструктуры с призывами не прятать доходы от налогообложения и "делиться" с государством. А они, естественно, упираются и говорят, что "так не договаривались". А их, разумеется, обвиняют в нарушениях законодательства, лишают лицензий или блокируют экспорт. И не какую-то "мелочь", а "Транс Уорлд Груп", "АББ", "Дойче Телеком", "Баррик Голд", "Трактебель" и пр. А они, естественно, начинают судиться с правительством РК, как "Уорлд Уайт минерал" за разрыв контракта с разрешением на экспорт урана с Целинного горно-обогатительного комбината в Степногорске. Или жаловаться на казахстанских чиновников Назарбаеву через премьер-министров своих стран, как бельгийская "Трактебель".

Но денег от всего этого не прибавляется. Зато прибавляется забот. Дело в том, что в недавнюю эпоху блистательных нефтеэкспортных надежд все республики региона (и Казахстан не исключение) роздали "под будущее экономическое благоденствие" немало обещаний геополитического характера. Для РК основным адресатом подобных обещаний были США — в силу того, что американские нефтяные компании оказались главным интересантом, сулившим нефтеэкспортное процветание. В частности, во время осеннего визита Н.Назарбаева в Вашингтон он произнес слова о "стратегическом партнерстве", которые, как известно, на дипломатическом языке означают и определенные военные обязательства.

После учений Центразбата с американским десантом, а также обсуждения возможности создания на базе Центразбата региональных миротворческих сил под эгидой ООН, заявление о стратегическом партнерстве с США очень обязывало. Поэтому, дабы "не класть яйца в одну корзину", почти одновременно было подписано крупнейшее соглашение с Китаем о разработке и транзите нефти в Синцзян. А России намекнули, что если она не поторопится с трубопроводом Тенгиз-Новороссийск, то может оказаться в региональном процессе совершенно посторонним наблюдателем. Предполагалось, что на фоне экспортного нефтяного бума эти три внешнеполитических вектора позволят РК обрести некую сбалансированную геополитическую устойчивость.

Но теперь, когда бум окончился, не начавшись, и вряд ли скоро возобновится, ситуация для Астаны оказалась почти тупиковой. "Тенгизшевройл" сообщает, что при нынешних ценах на нефть не в силах платить налоги. АМОКО заявляет, что вынуждена "принимать меры для обеспечения рентабельности работ". Китайский премьер Чжу Жунцзи во время пекинских переговоров с премьером РК Н.Балгимбаевым подчеркивает, что обязательства по нефтяному проекту с РК будут выполнены, хотя "падение цен на нефть потребует некоторых корректировок".

Тогда в официальных заявлениях Акмолы появляются новые нотки. Впервые говорится, что наилучшим решением нефтеэкспортной проблемы могла бы стать труба Тенгиз-Новороссийск, а пока можно ограничиться реконструкцией нефтепровода Атырау-Самара. Назарбаев приезжает на саммит СНГ с подробным проектом расширенной (в дальнейшем вплоть до единой валюты) интеграции. Этот проект, увы, вновь откладывают в очередной "долгий ящик", после чего президент РК раздраженно заявляет, что не исключает решения вопроса о нахождении республик в составе СНГ, например, путем всенародных референдумов.

Жесты Назарбаева в адрес России и СНГ не остаются незамеченными. Начинается буквально паломничество в Акмолу. Премьер Бельгии Ж-Л.Дели приезжает обсудить партнерство с НАТО. Председатель ОБСЕ и глава МИД Польши Б.Геремек пугает возможной нестабильностью в столь богатом ресурсами регионе и предлагает форсировать создание Центральноазиатских миротворческих сил. Эту же тему поднимает приехавший для обсуждения учений Центразбат-98 командующий ВМФ США Г.Гехман. Замминистра энергетики США Р.Ги в Акмоле подчеркивает, что транскаспийский трубопровод на Запад в турецкий Джейхан станет рентабелен лишь тогда, когда в него "будет мобилизована вся нефть к востоку от Каспия" (то есть будет полностью отказано Китаю и России!). К тому же призывает президент Турции Демирель. Иными словами, наперебой предлагают зависимость — но без денег! И все более жестко определяются с претензиями к казахстанской экономике (мол, криминально-коррупционная) и политике (права человека нарушают и прессу совсем "зажали").

А попробуй не зажимай, коли она совсем "отвязалась". Ведь все перечисленные проблемы накладываются на нарастающий этноклановый раздрай. Значительные элитные группы оказались отодвинуты от съежившегося экспортно-валютного (и одновременно банковско-финансового) "пирога" и, разумеется, крайне этим недовольны. А поскольку принадлежность к экономической элите в Казахстане (как и везде в СНГ) определяется в первую очередь доступом к реальной политической власти, указанный раздрай не может не обрести политического измерения.

И к обострившимся и выплеснувшимся в прессу этнополитическим конфликтам (казахско-русскому, казахско-еврейскому) добавляются междужузовые и предвыборные. К президентским выборам 2000 года претендентов хватает, хотя никто из них по понятным причинам в таком качестве себя твердо не признал. Первый в списке — бывший премьер А.Кажегельдин, уже публично открывший кампанию критикой назарбаевского "слабого авторитаризма, который лишь транслирует хаос и корысть с верхних этажей власти на нижние". Далее следуют аким Алматинской области З.Нуркадилов, сопредседатель соцпартии и бывший вице-премьер П.Своик, председатель компартии и бывший спикер парламента С.Абдильдин и ряд других. И каждый (кроме, пожалуй, весьма авторитетного в Старшем жузе Нуркадилова) норовит уличить президента в "ошибках, которые хуже преступлений", в семейной узурпации власти, и требует "смены курса".

"Смену курса" Назарбаев объявил в парламенте еще в конце апреля: "Миф об азиатском чуде развеян... Азиатские ценности — коллективизм, иерархия, дисциплина — как механизм движения экономики оказались недостаточны... Казахстанский барс утверждается в выборе западного пути...". Кому адресован этот сигнал — примерно понятно. Классическая "восточная" форма: "Власть семьи — равновесие кланов" в условиях, когда экономически клановое равновесие поддерживать нечем, становится "трюками на проволоке". И приходится искать поддержки тех, в том числе за рубежом, кто требует "больше демократии". С другой стороны, президент РК вряд ли не заметил знаковое высказывание главы крупной западной нефтяной компании: "В этом регионе единственная надежная гарантия бизнеса — устойчивая диктатура". Так не рассчитывает ли многоопытный политик Назарбаев оставить в Алма-Атинском "прошлом" клановую борьбу, получив возможность ее балансировать из новой столицы во вполне восточном духе (вспомним китайскую притчу об обезьяне, наблюдающей с горы за дракой тигров в долине)? И не это ли означает фраза Назарбаева в одном из последних интервью: "Старая столица зажата не только горами, но и старыми мировоззренческими путами и изжившими себя представлениями"?

Когда-то Петр переводил столицу из Москвы в Петербург потому, что в нем не было боярской фронды. И ему это удалось. Когда-то Ленин переводил столицу из Петербурга в Москву прежде всего потому, что в ней не было "клана Зиновьева" и многих других. Но времена уже были иные, и история (от "ленинградских дел" до сегодняшнего времени) показала, что решить проблему клановых конфликтов таким образом не смог ни Ленин, ни его гораздо более жесткий преемник.

Сегодня времена "еще более иные". Удастся ли Назарбаеву его крайне дорогостоящая затея?




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)