Дата публикации: 04.04.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 14 (70) |
По мере приближения сроков выборов в Госдуму становятся все
более отчетливыми контуры основных направлений предвыборной
борьбы.
Первый ее раунд уже вчистую выигран властью в процессе
определения главы Центризбиркома, которым снова стал Николай
Рябов. Как указывал когда-то Сталин, главное не выборы, а кто
будет считать голоса.
Второй раунд пока продолжается прохождением через
законодательные кущи закона о выборах Государственной Думы.
Ключевым вопросом здесь является доля кандидатов, проходящих по
партийным спискам (половина по вариантам Госдумы или треть по
предложению президента). На этом вопросе сходятся проблемы и
сегодняшних думцев, и власти субъектов Федерации, и президентской
команды.
Шансы многих думцев на переизбрание в случае выдвижения по
партийным спискам резко повышаются как за счет использования малых
ресурсов сегодняшних думских фракций, так и в силу возможности
прицепить к "паровозу" известных и популярных партийных лидеров
множества "вагонов" малозаметных, но необходимых функционеров.
Кроме того, партийно-структурированный парламент обычно намного
организованнее и дееспособнее.
Для президента гораздо лучше иметь дело с Думой, большинство
депутатов которой не связаны партийной или фракционной
дисциплиной. Посланцев одномандатных округов легче уговаривать или
"перекупать", они проще поддаются манипуляции консолидированными
думскими фракциями.
Интересы президента в данном случае совпадают с интересами
Совета Федерации, для которого сравнительно слабая Дума будет
означать реальное повышение собственного статуса и законодательных
возможностей.
Позиции противников думского варианта закона все чаще
выражаются через СМИ в форме недовольства тем фактом, что выборы
по партийным спискам делегировали в законодатели в основном
московских политиков ("Партия Садового кольца").
Для вступления в силу новый закон должен пройти утверждения
Советом Федерации, а затем, возможно, еще и преодолеть двумя
третями голосов в Думе президентское вето.
Однако на фоне затяжной борьбы за закон нельзя исключить и
регламентацию выборов президентским указом. Подобный исход, будучи
конституционно неправомочным или по крайней мере сомнительным,
может быть прологом к роспуску Думы по сценарию, который был
применен в начале марта президентом Казахстана Н. Назарбаевым:
конституционный суд принимает решения по неконституционности
избирательной процедуры, а на этом основании президент упраздняет
нелегитимный парламент.
На выборах по партийным спискам на сегодняшний день наибольшие
шансы имеют две группы партий. КПРФ, Аграрная, ЛДП наращивают
рейтинг на оппозиционные власти и одновременно предпринимают
усилия по стиранию с себя наиболее одиозных ярлыков, наклеенных
радикальными демократами то есть сдвигаются слева к центру.
Партии демократического блока ("Выбор России", "Яблоко" и др.),
за редкими исключениями, все реже осмеливаются озвучить результаты
последних лет в тоне "успехов и достижений". Война в Чечне дала им
благоприятный повод дистанцироваться от власти, и теперь они все
жестче демонстрируют оппозиционность президенту, правительству, их
политическому курсу и одновременно сдвигаются от радикального
либерализма опять-таки к центру.
Возникающая конфигурация не может не создавать проблем по части
создания яркого собственного лица для партий и движений,
декларирующих свою приверженность центризму (ПРЕС "Новая
региональная политика", "Женщины России" и др.). Эти же проблемы
стоят и перед новыми политическими силами, заявляющими себя в
центризме (социал-демократы, "реалисты", "товаропроизводители" и
др.).
В этих условиях крайне важной компонентой партийно-политической
"самости" становится все связанное с отношением к целостности
России и жестокости государственной власти. Это будет измеряться
электоратом России по оценке теми или иными силами войны в Чечне.
По оценке политиками тех или иных шагов режима и оппозиции,
способных повлиять на превращение России в рыхлую конфедерацию.
Именно проблема государственности, поляризующая политический
спектр не по традиционным осям правые "левые" или социалисты-
либералы", а по оси государственники (федераты) "конфедераты",
выходит сейчас на первый план. Данные опросов показывают, что это
политическое измерение становится все более важным для
избирателей.
Усложнение системы политических координат очевидно усложняет и
создание предвыборных союзов, блоков и коалиций. Помимо
конкуренции личных амбиций политических лидеров, в этих блоках и
коалициях становится важной приемлемость совмещаемых программных
позиций участников коалиций для потенциального электората.
Вероятно, именно с зондированием последнего вопроса связаны
различия в публичных высказываниях лидеров КП РФ и созданного в
последнее воскресенье движения "Держава". Если Г. Зюганов
положительно оценивает идею союза с движением "Держава", то А.
Руцкой высказывается о подобном альянсе как о совершенно
неприемлемом.
Тем самым все возвращается на круги своя. Идеология союзов
против общего врага ("Оккупационного режима" неумолимо
трансформируется в идеологию как таковую, то есть в систему тех
"верую" и "люблю", которые и объединяют сторонников настоящих
политических организаций. А веровать одновременно в "Левое" и
"правое", "классовое" и "партнерское", "красное" и "белое" для
россиян становится все труднее. Это объективный процесс
поляризации общества. Его вторичной идеологизации. И работать в
этом новом политическом пространстве, конечно, надо по-новому.
|