Дата публикации: 18.04.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 16 (72) |
Ни для кого не секрет, что перестройка предполагала вхождение
России в Европу. И вот прорубленное было окно в Европу наглухо
закрывается.
Возросшая в последние недели плотность политических заявлений,
визитов и демаршей в связи с принятой Североатлантическим альянсом
концепцией планомерного расширения НАТО на восток означает
качественно новый этап политического процесса в Европе.
В сегодняшнем виде эта концепция предполагает сначала
"наращивание" НАТО за счет включения Польши, Чехии и Венгрии, а
затем интеграцию в альянс стран Балтии, Румынии, Словакии, Хорватии,
Словении, Болгарии. Дальше речь не может не идти о статусе стран
ближнего зарубежья. При всей разноголосице мнений вокруг возможных
сроков вступления в НАТО новых членов (от наиболее радикальных принять всех до 2000 года, до умеренных начать прием с 2000-2002
года), сам факт расширения НАТО на восток создает в западной Евразии
совершенно новую геополитическую конфигурацию, в нынешних условиях
однозначно направленную против России.
Для новых восточноевропейских "демократий" (они этого нисколько
не скрывают) прием в НАТО значит, во-первых, перекладывание на плечи
могучих западных соседей основных забот и расходов по обеспечению
военно-политической стабильности и безопасности на собственной
территории и, во-вторых, хотя бы частичное пристегивание своих
экономик к мощному локомотиву Европейского союза.
В Западной Европе и США отношение к проблеме далеко не столь
однозначно. Стремительное усиление роли Германии в НАТО и Евросоюзе
в сочетании с прогерманской ориентацией политических и экономических
элит Польши, Венгрии, Чехии, Прибалтики и др. вызывает обоснованные
опасения, что вхождение этих стран в НАТО может в обозримом будущем
означать "вхождение в Германию". С другой стороны, часть
американской администрации считает, что расширение НАТО помешает
росту роли Германии, делая альянс слабоуправляемым.
Далее, отнюдь не вся Европа склонна сбрасывать со счетов
военный потенциал России и опасность его развертывания против НАТО в
случае острой конфронтации. И наконец, во многих странах Европы,
"сидящих" на российских нефте- и газо-проводах, существует
понимание, что лозунг "Россия вон из Европы!" не может не
сопровождаться и некоторым геоэкономическим отгораживанием России,
и, главное, сменой внутриполитической и геостратегической линии.
Кроме того, в американских (и европейских) политических элитах
существуют разные представления о желательных формах
геополитического структурирования "новой Европы" и политике в
отношении России. Для администрации Клинтона и демократической
партии основным содержанием процессов в НАТО является "сдерживание"
России, а формы сдерживания включают частичное расширение альянса
плюс создание между НАТО и Россией буферного "санитарного кордона" в
виде Балто-Черноморского союза государств с участием стран Балтии,
Украины, Молдовы, возможно Румынии, Болгарии, Белоруссии.
Республиканские оппоненты Клинтона в данном вопросе пользуются
терминологией "экспансии НАТО на восток" и считают необходимым, в
полном согласии с Германией, приближение альянса непосредственно к
нашим западным границам.
Добавим к этому, что проблема НАТО становится козырной картой в
президентской выборной кампании США 1996г., начатой недавними
заявлениями республиканцев сенатора Роберта Доула и спикера
конгресса Ньюта Гингрича. Но и Клинтон входит в избирательную
компанию 1996 года. А основными плюсами Клинтона в предвыборной
гонке на сегодня являются успехи во внешней политике, связанные с
"благополучной и неконфронтационной политико-экономической
трансформацией" СНГ и России. Очевидно, что нарастание нового витка
"холодной войны" и радикализация позиции России в связи с
расширением НАТО дадут республиканцам возможность довольно быстро
превратить этот "внешнеполитический успех" администрации в ее же
громкое поражение со всеми неприятными последствиями для Клинтона и
демократов.
Свои интересы в процессе расширения НАТО есть и у
нефтедобывающих стран ближневосточной зоны. Неизбежная в этом случае
конфронтация обязательно хотя бы на время ограничит экспорт
российских энергоносителей и затормозит выход на мировые рынки для
месторождений прикаспийской провинции, что даст ОПЕК вожделенные
возможности повышения собственных квот нефтедобычи и "застоявшихся"
цен на нефть.
Согласованный окрик США и Германии в связи с военной акцией
Турции в Курдистане продиктован очевидно разными мотивами. Для
администрации Клинтона агрессивное "турецкое лицо" НАТО на его юго-
восточном фланге является сейчас политически проигрышным. Для
Германии акция Турции чревата дальнейшим усилением американского
влияния в регионе, который, в том числе в связи с "большой
каспийской нефтью" и различными вариантами прокладки нефтепроводов,
вновь становится важной зоной германских геополитических интересов.
Судя по жесткой откровенности высказываний по проблеме НАТО
ряда ключевых фигур за рубежом и в нашей стране, эпоха благостных
заверений во взаимной любви и бескорыстии в отношениях между Россией
и Западом быстро идет к концу. Что дальше новая "холодная война"?
Заметим, что экспансия НАТО и политическая изоляция России
рассматривается конструкторами "новой Евразии" лишь как
промежуточная стадия в процессе глобального передела "русского
наследства".
В любом случае России пора формулировать стратегические
интересы и быстро, но разборчиво искать союзников. Некоторые уже
подают свои знаки.
|