Дата публикации: 02.05.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 18 (74) |
Небывалое по резкости тона заявление президента Украины о
неприемлемости российской позиции по разделу и базированию
Черноморского флота "странным образом" совпало с явлением ряда
высокопоставленных зарубежных политиков в страны СНГ. Из самых
значимых турне замминистра энергетики США Уильяма Уайта по
нефтедобывающим республикам Прикаспия и Закавказья.
Передача части азербайджанской доли в Каспийском консорциуме
американской "Экссон" и турецкой нефтяной компании (по 5% каждой)
означает, во-первых, что произошло перераспределение сил внутри
консорциума лидерство перешло к США, и, во-вторых, что, исходя
из этого, США решили сами определять будущие нефтяные маршруты. На
пресс-конференции в Тбилиси Уайт заявил, что США поддерживают
проект нефтепровода через Грузию в Батуми и Поти.
Таким образом, оказались под вопросом результаты усилий
России по замирению Чечни (недаром почти сразу после этого
Черномырдин заявил о начале переговорного процесса). "Провисли" и
действия английской дипломатии по поискам мира в Карабахе. Турция
тоже, возможно, должна будет удовлетвориться лишь утешительным
призом в четверть азербайджанской доли Каспийского консорциума и
забыть о грандиозных планах направить нефть Прикаспия в свой
средиземноморский порт Джейхан.
Однако борьба за нефть не закончена. Наладив контакт с
Россией на ниве ядерной энергетики, Иран начинает активно искать
пути для сближения с Грузией. И, как видно из сообщений о
результатах визита в Тбилиси президента Ирана Рафсанджани
(заявление о возможностях прокачки иранской нефти, планы
реконструкции нефтепереработки в Батуми), искать отнюдь не
бесплодно.
Признав грузинский маршрут, США значительно изменили
обстановку в бассейне Черного моря. Первый вопрос как теперь
быть с режимом проливов? Если будет решено, что нефть пойдет через
Босфор и Дарданеллы, то Турции придется отказаться от особого
режима прохода проливов: американская нефть это для Турции
отнюдь не российская. Но, может быть, нефть пойдет не через
проливы? Здесь возможны варианты.
Первый нефтепровод Бургас-Александруполис длиной 300 км. и
пропускной способностью более 30 млн. тонн в год, строительство
которого решено ускорить на встрече глав МИД России, Болгарии и
Греции. Второй путь через новый одесский нефтетерминал,
трубопровод Одесса-Броды (немногим длиннее болгарско-греческого
варианта), и далее на запад через украинскую часть нефтепровода "
Дружба".
И здесь следует перейти к проблемам политическим. Для
долгосрочного экономического сотрудничества необходим если не
союз, то хотя бы плотная политическая координация между странами,
через которые проходят трубы ибо в противном случае возможны
действия сторон по блокировке транзитных потоков.
Очевидно, что труба Бургас-Александруполис зафиксирует некий
политический альянс между Россией, Болгарией и Грецией, то есть
присутствие России на Балканах (прямое свидетельство недавнее
скептическое заявление Болгарии по проблеме вступления в НАТО). А
США и Германия давно стремятся Россию с Балкан убрать.
Следовательно, в случае грузинского варианта транзита бакинская
нефть попадет в эту трубу только при условии вытеснения России из
проекта Бургас-Александруполис.
Если же это не удастся, остаются два пути открытие проливов
(что выгодно и России) и транзит через Одессу. Исходя из того, что
в США на выборах в конгресс победили республиканцы, что в
Вашингтоне вновь стал влиятелен З.Бжезинский со своими
антироссийскими идеями, сын которого работает в органах власти
Украины, можно предположить, что будет выбран украинский вариант
маршрута. Политические выгоды такого решения очевидны к активно
создаваемому альянсу между Украиной и Турцией (чему есть множество
подтверждений) может добавиться Грузия. Это приведет к еще большей
изоляции России в бассейне Черного моря и сорвет ее попытки
установить союзные отношения с Грузией (отметим признание Россией
ее территориальной целостности), а также усилия российского
Минобороны закрепить в Грузии военные базы.
Еще один аспект ситуации связан с тем, что, с учетом
стремления Турции наладить транспорт ближневосточной нефти на
Украину через черноморский порт Самсун, в акватории Черного моря
может возникнуть множество танкерных линий. Отсюда резко
возрастает роль наличия на Черном море боеспособных военно-морских
сил, готовых выполнять диспетчерские функции и задачи по
предотвращению возможных конфликтов, а значит роль Крыма и
особенно Севастополя как базы этих сил.
Поэтому проблема Черноморского флота становится чрезвычайно
важной. Ужесточение позиций Украины по вопросам раздела и
базирования флота говорит о том, что она намерена изменить баланс
сил на Черном море в ущерб России. Поддержка, которую Украине в
этом вопросе оказывают США, указывает на их непосредственную
заинтересованность. Помимо очевидной задачи выдавливания России из
Черного моря и Балкан, США вряд ли откажутся (в отсутствие в
акватории ВМФ России) возложить "контрольно-диспетчерские" функции
на свой 6-й флот.
Далее: планы строительства нефтетерминалов в Одессе
предусматривают прием до 100 млн. тонн нефти ежегодно. Откуда 100
млн. тонн, только из Азербайджана? Вряд ли, скорее также с Тенгиза
и других казахстанских месторождений по предполагаемому
транскаспийскому нефтепроводу. Куда 100 млн. тонн, на Украину? Но
потребности Украины оцениваются в 40 млн. тонн и, значит,
оставшиеся 60 млн. тонн должны реэкспортироваться по нефтепроводу
" Дружба " в Европу что возможно только за счет уменьшения
российского экспорта по этой трубе. Расчет на соответствующее
снижение российской нефтедобычи? Или на экспортную блокаду России?
Но ведь зарубежные хозяева создаваемых на русском Севере и в
Западной Сибири нефтяных СП вовсе не считают, что добыча
уменьшится, и что эта нефть будет российской!
Тогда становятся понятны публикации последних месяцев,
предлагающие строительство нефтепроводов от месторождений Западной
Сибири и Тимано-Печорской провинции к будущим терминалам на
Карском и Баренцевом морях. И также понятны зазвучавшие вдруг
призывы придать международный статус Севморпути, значительные
участки которого проходят в территориальных водах России. И тем
более понятны противоречивые заявления российской экономической и
дипломатической элиты по статусу Каспия, по Крыму и Черноморскому
флоту, по расширению НАТО, по освоению Севера. Разные цели у
"Экссон", "Амоко" и "Шелл" разные интересы у "ЛУКойла",
"Газпрома" и "Сургутнефтегаза"...
Один из грузинских политических деятелей бросил однажды
крылатую фразу о том, что де-мол демократия это серьезно, это
"не лоби кушить". Нефть намного серьезнее демократии!
|