Дата публикации: 23.05.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 21 (77) |
В связи с недавними переменами на политическом Олимпе США у
президента Клинтона все больше проблем.
Республиканцы, завоевавшие твердое большинство в обеих палатах
парламента, не скрывая намерений резко изменить курс в большинстве
сфер внешней и внутренней жизни США, предъявляют президенту с
каждым днем разбухающий политический и экономический счет.
Первым звонком стала реанимация сомнений в целесообразности
создания детища Клинтона североамериканской зоны свободной
торговли "НАФТА" в связи с крахом мексиканского песо,
потребовавшим срочного многомиллиардного долларового вливания из
бюджета США. Затем последовали напоминания ряда газет об особой
роли Клинтона в не слишком "демократичной" победе Ельцина над
оппозицией в октябре 1993 года. Далее прозвучали очередные серии
инвектив в адрес супруги президента Хиллари, которая, как полагают
многие американские обозреватели, не по чину рьяно участвует в
формировании курса американской администрации.
А на этой неделе республиканцы перешли по отношению к Биллу
Клинтону к стратегии "штурма и натиска". Судите сами: 17 мая сенат
проголосовал за создание специальной сенатской комиссии,
призванной к февралю 1996 года (напомним, года президентских
выборов в США) провести расследование "сомнительных сделок"
семейства Клинтонов с недвижимостью. 20 мая палата представителей
одобрила развернутый план мероприятий по ликвидации к 2002 году
бюджетного дефицита США. В этой программе Клинтона подвергают
демонстративным унижениям, ибо согласно ей за 7 лет планируется
сократить более 1 трлн. долларов бюджетных ассигнований, для чего
нужно упразднить министерства энергетики, образования и торговли,
ликвидировать 14 государственных агентств и прекратить реализацию
283 федеральных программ.
И главное в число сокращаемых попадают программа социального
обеспечения малоимущих и престарелых и программы реформ
здравоохранения и образования, с которыми Клинтон шел на прошлые
президентские выборы, а также один из основных политических
рычагов администрации демократов программы экономической помощи
иностранным государствам.
Нетрудно предугадать, что вскоре в счет, предъявляемый
Клинтону, будут поставлены:
- провал американских миротворческих миссий в Африке и
Югославии;
- продолжающаяся социально-политическая неустойчивость в
Мексике, вынуждающая правительство идти на уступки сапатистам и
требующая от США новых расходов;
- экономические потери американских корпораций в результате
объявления эмбарго Ирану.
Будут припомнены неудачи в торговой войне с Японией и Западной
Европой, потеря имиджа США в арабском мире как независимого
миротворца в результате вето, наложенного на резолюцию Совета
Безопасности ООН по осуждению попыток Израиля аннексировать
палестинскую землю в восточном Иерусалиме, крах попыток
образования Хорватско-мусульманской федерации, склонность
президента слишком внимательно прислушиваться к советам еврейского
лобби в американском истеблишменте, и многое, многое другое.
Очевидно, что президент Клинтон, рассчитывающий на повторное
избрание на пост, не сможет игнорировать столь массированное
давление и вынужден будет корректировать курс. Приметы такой
коррекции уже отчетливо наблюдаются, например, в ужесточении
позиции США по вопросу расширения НАТО и в заявлениях ряда
высокопоставленных фигур о необходимости поиска "двух
альтернатив". Имеются ввиду, во-первых, альтернатива Ельцину как
главе России (альтернатива N1) и, во-вторых, альтернатива самой
России как основному союзнику США на постсоветском пространстве
(альтернатива N 2).
В этой ситуации последствия ослабления позиций Клинтона и
демократической партии США должны анализироваться, скажем так,
"без излишней запальчивости". Эмоциональность восприятия
провокационной роли клинтоновской администрации в отношении России
в последние годы, и в особенности неизгладимая память об октябре
93-го, не должны заслонять в позициях наших политических деятелей
главного: целей и интересов своей страны.
Что же сулит смена курса в США России?
Свертывание американских социальных программ обязательно
приведет к обострению внутриамериканских социально-экономических
противоречий, в результате чего как во внутриполитическом, так и
во внешнеполитическом курсе США будет все меньше демократии и все
больше ставки на силу. И не только на свою силу, а например, на
силу ислама, антирусской Украины, гегемонистской Турции и Германии
и пр. Вместо невнятно комплиментарных идей о компендиуме в духе
Г.Киссинджера США начнут реализовывать, причем в полном объеме и
без купюр, стратегию напряженности по всем азимутам. Кстати, эта
стратегия уже начала озвучиваться старым нашим "заклятым другом"
Збигневом Бжезинским (до этого приумолкшим!) и спикерами палат
американского парламента Робертом Доулом и Ньютом Гингричем.
Итак, победа противников Клинтона в США повлечет за собой, во-
первых, дальнейшее ужесточение позиции США в отношении расширения
НАТО, включая предложения незамедлительно принимать в
североатлантический блок страны Балтии и Украину. Для романтически
настроенных "русских правых" укажем, что в нынешней реальной
ситуации всякий расчет на на раскол европейского единства с
вычленением лояльной к России Германии более чем наивен! Германия
с радостью примет в этом случае стратегию "Дранг нах Остен" в
любом ее варианте в обмен на уступки США по отношению к германским
гегемонистским амбициям. Все это уже было!
Во-вторых, стремление исключить участие российских миротворцев
в поддержании мира в Югославии, т.е. о необходимости вытеснения
России с Балкан начнут реализовываться. Не исключено, что способ
разыгрывания этой игры будет выбран с учетом особенностей
сербского экстремистского движения, внутренне лояльного к Германии
и неоднозначно относящегося к России.
В-третьих, заявления о необходимости создания вокруг нашей
страны санитарного кордона "дружественных США демократических
государств", которые будут "сдерживать имперские притязания
России" станут воплощаться в реальность. Одновременно с этим
России обозначат все последствия для нее целой системы южных
угроз. В крайнем случае США могут временно пойти на уступки ряду
исламских государств, включая Иран и Ирак, используя и здесь свою
"германскую карту".
Антиклинтоновская группировка в США утверждает также, что
первоочередной мерой в отношении "российского империализма" должно
стать, вне зависимости от хода умиротворения Чечни, ограничение
доступа России в европейские и международные политические и
экономические институты: Совет Европы, Всемирную торговую
организацию, соглашение об ограничении распространения технологий,
создаваемое вместо КОКОМ, и др. Можно по-разному относиться к
членству в этих институтах, но "изоляционироваться" в самый
неблагоприятный для себя момент... К этому по крайней мере надо
адекватно готовиться!
Конечно же, речь пойдет (и кстати, уже идет!) об ужесточении
кредитной политики в отношении России, о необходимости воздействия
на нее через давление Лондонского и Парижского клубов кредиторов
(прощай, реструктурирование и отсрочка выплат нашего внешнего
долга), а также предложения о полном закрытии для России мировых
рынков высокотехнологичных товаров, и прежде всего вооружений. И
право же, не так просто будет отмахнуться от таких требований! По
крайней мере даже И.Сталин в пике своего могущества и могущества
СССР не относился к этому легкомысленно.
Список можно продолжить, однако уже сейчас ясно, что в
формировании внешней политики России необходимо не только срочно
определяться с выбором союзников, но и делать на американском
политическом направлении выбор между плохим и гораздо худшим. И в
этих выборах руководствоваться не антиправительственными эмоциями,
а стратегическими интересами России. Сумел бы Советский Союз
победить в Великой Отечественной войне при активной поддержке
Гитлера США и Великобританией? Вопрос сейчас далеко не праздный.
|