Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

КИТАЙ - ПУТЬ К СВЕРХДЕРЖАВНОСТИ?
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 27.06.1995
Источник: Газета "Завтра"
No: 26 (82)

Стиль, в которым в последнее время говорят с миром китайские политики, свидетельствует о кардинальных статусных переменах в раскладе мировых сил. Страна, совсем недавно известная в мире лишь демографическим потенциалом и "антиимпериалистической" риторикой, демонстрирует совершенно новый тон.

"Экономическое чудо", сотворенное, вопреки монетаристским рецептам, на основе массированных иностранных инвестиций под крайне жестким контролем КПК и центральной пекинской власти, дает свои плоды. В мире лишь недавно отмечен, но еще до конца не осознан тот факт, что под убаюкивающие "сказочки навынос" о кустарной плавильной печи в каждом дворе — происходило стремительное развитие сельского хозяйства, промышленности, инфраструктуры, вооружений и долгосрочных политических программ, незаметно обеспечившее Китаю одну из главных геополитических позиций в мире. Лишь в 1992-93 годах эксперты на основании глубинных анализов выяснили, что годовые темпы роста ВНП в КНР за десятилетие составляют 15-20%, а темпы роста военных расходов превышают эти цифры.

Последовательное продвижение "регионов роста" и высокотехнологических производств из прибрежных "свободных экономических зон" вглубь материка — уже не позволяет досужим комментаторам заявлять о "двух несовместимых экономиках" и неизбежности разрыва между ними. Многократно предсказанные "перегрев" экономики и инвестиционный голод — "почему-то" так и не наступают. Крайне характерной приметой положительной и стабильной динамики Китая является поток реэмиграции зарубежных китайцев — "хуасяо", среди которых все больше бизнесменов, ученых и менеджеров, стажировавшихся на Западе.

Политическая система Китая, несмотря на очевидные приметы элитно-клановой борьбы за власть, сохраняет последовательность и стабильность. Ни события на площади Тянанмэнь, ни синцзян- уйгурская проблема, ни тибетские кризисы не приводят к заметным сменам и послаблениям внутриполитического курса. Сейчас, в связи с последними перемещениями в Пекинском горкоме КПК, антикоррупционными кампаниями, а также в ожидании недалекой смерти "патриарха реформ" Дэн-Сяо-Пина, множество наблюдателей предсказывает тяжелый внутриполитический кризис, вплоть до раскола Китая на части по слабым линиям региональных политических амбиций и экономических укладов. Думается, эти предсказания несбыточны в той же мере, что и предыдущие.

Голос Китая во внешней политике становится все более жестким и самостоятельным. Нарастает твердость линии в отношении политических шагов Далай-ламы и стран, поддерживающих антикитайские силы в Тибете. Антиамериканские заявления Пекина в связи с визитом президента Тайваня в США граничат с угрозами. В вопросе о контроле над спорным стратегически важным архипелагом Спратли — китайская дипломатия считает достаточным аргументом археологические находки на этих островах китайского фарфора эпох Сун и Минь. Тон протеста КНР против размещения сил быстрого реагирования в Боснии — также ясный и резкий.

Несомненно быстрое возрастание влияния Китая на большинство стран региона, включая Японию. Австралию, Индию, Пакистан. Крайне характерны изменения в массовом сознании японцев: почти 60% опрошенных воспринимают положительно перспективы развития отношений с Китаем, и лишь около 25% — с США. Очередное продление администрацией Клинтона режима наибольшего благоприятствования в торговле с Китаем (при невнятных упоминаниях "прав человека") — говорит о понимании, что США имеют дело с силой. С силой наперегонки хотят дружить: заметим, что Япония уже обходит США в объемах инвестиций в ряде крупнейших китайских промышленных центров (например, в Шанхае). Очень показателен в этом смысле также парламентский кризис в Японии, связанный с принятием постановления о признании страной своей вины за войны в АТР. С учетом недавних извинений премьера Мураямы, лично принесенных китайцам во время визита в Пекин — очевидно, что это постановление также адресовано в первую очередь Китаю.

Такое новое отношение к КНР, разумеется, строится не на песке. Военная мощь Китая стремительно возрастает по объему и качеству. Капвложения только в модернизацию китайской промышленности в 1995 году достигнут 40 млрд. долларов. Недавние испытания межконтинентальной ракеты "Дунфэн-31" в сочетании с атомными взрывами на полигоне Лобнор, где эксперты предполагают отработку технологий кассетных ядерных боеголовок (последний взрыв, заметим, проведен в день прибытия в Пекин П.Грачева) — весьма встревожили многие страны. Можно предположить, что решение Франции о возобновлении ядерных испытаний, а также рассмотрение такой же возможности администрацией США — прямые свидетельства этой тревоги. Китай, не особенно скрывая этот факт, поставляет ракеты класса "земля-земля" Пакистану. Китай, не оглядываясь на США, выполняет контракты с Ираном на поставки обычных вооружений и оборудования для ядерных реакторов.

Отдельно следует отметить новую китайскую стратегическую доктрину, которая озвучивается в специализированных китайских СМИ с конца 80-х годов. Согласно этой доктрине, существуют два типа границ: юридические, международно признанные, и стратегические — те, которые данное государство в состоянии контролировать военной силой. Если стратегические границы долгое время выходят за рамки юридических, последние могут быть приведены в соответствие с первыми. Добавим факт целенаправленного усиления патриотического воспитания и военной подготовки в учебных заведениях, а также провозглашенное Цзян Цзэминем и поддержанное военными требование оградить армию от разлагающего западного влияния — и получим недвусмысленное объявление политики с позиции силы. Причем силы не только военной: небольшая, но безвозмездная долларовая помощь, предложенная Ли Пэном Украине и Белоруссии во время визита на этой неделе — также говорит об очень многом. Китай настойчиво и небезуспешно восстанавливает имперскость во всех ее измерениях: идеологическом, политическом, экономическом, военном.

В этих обстоятельствах относительное ослабление России не может не тревожить. О характере процесса свидетельствует хотя бы такой факт: в 1993 году Китай импортировал только из России 28 млн. тонн проката, в то время как Россия в 1994 году потребила у себя внутри всего 21 млн. тонн. Экспорт вооружений, технологий и оборудования в Китай сейчас не может не учитывать проблемы стратегического военно-экономического паритета.

Но пока что, с учетом имеющихся арсеналов и технологий России, военная угроза не главная. Гораздо важнее проблема политической субъектности и целей России, тех тенденций, которые будут определять ее лицо через несколько лет. Россия, принявшая "концепцию устойчивого развития" и обязанная консультироваться по любому стратегическому решению с главным мировым арбитром в области экологии и устойчивого развития Альбертом Гором — обречена на слабость и устраивает Китай в качестве объекта политической, экономической и, не исключено, военной экспансии. Россия, проводящая жесткую самостоятельную политику, контролирующая территорию, способная выполнять договоры, Россия — донор высоких технологий и рынок для китайских товаров, Россия как главный фактор стабильности в Евразии — также устроит Китай в качестве надежного соседа, партнера и, возможно, союзного стратегического субъекта в мировом политическом пасьянсе.

Много сказано о том, что сверхдержава СССР — России была не нужна, что ей лучше, дешевле и "интереснее" стать макрорегиональной силой, а не сверхсилой. Интересно, какую макрорегиональную Россию предполагается обустраивать рядом со становящейся китайской сверхдержавой, не сетующей на дороговизну своего сверхдержавного существования и "до поры до времени" старающейся держаться в тени?




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)