Дата публикации: 04.07.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 27 (83) |
Правительственный кризис, изрядно всполошивший наши
политические круги, заслонил от общественности событие не только
значительное, но, возможно, даже более важное для России:
подписание договора о разграничении полномочий между РФ и Якутией.
Опасность этого события для целостности России трудно
переоценить. Подписывая индивидуальные договоры с национальными
республиками, российское руководство не только множит прецеденты
игнорирования Конституции России (и, следовательно, само же у себя
выбивает почву из под ног), но и раскручивает опасный процесс
конфедерализации. Действительно: если при действующей Конституции
одна автономия получает определенные преимущества, то по какому
праву в этих же преимуществах должно быть отказано второй, третьей
или же какому-либо региону? Конституция отбрасывается, и правовое
пространство начинает строиться на основе двусторонних договоров
центра и регионов. Статусная федерация, "единая и неделимая",
начинает заменяться договорной, которая все больше смахивает на
конфедерацию, из которой и выйти недолго. Вспомним, что с похожих
событий "пошел" процесс распада СССР, когда, отбросив Конституцию,
запустили новоогаревскую подготовку союзного договора.
Сегодняшний конституционный кризис начался с подписания
Россией двустороннего договора с Татарстаном и усилился с момента
капитуляции федеральных властей в Чечне. Готовность части
российской элиты идти на глобальные политические уступки ради
достижения тактических целей в кремлевских интригах, перешедшая в
государственную капитуляцию, стала тем рубежом, за которым
неизбежно последует лавинообразный рост требований к Москве со
стороны республик и регионов, уверенных в своей безнаказанности. И
Якутия наверняка является одним из самых крупных, но отнюдь не
последним звеном в этой цепочке.
Примечательно, что якутские власти уже давно тихо и без
лишнего шума дрейфуют в сторону суверенизации. На сегодняшний день
в Якутии резко сокращена сфера использования русского языка
(несмотря на то, что он является одним из государственных языков
республики), идет видимый невооруженным глазом процесс вытеснения
кадров "некоренной" национальности из руководства. Поразительно,
но российские писатели, мнящие себя патриотами, проводя в Якутске
свой пленум, "не заметили" столь явных признаков суверенизации
республики и не предали их огласке. Неужели награждения
госпремиями Якутии, раздача почетных званий и ценных подарков
смогли так сильно повлиять на зрение наших писателей-патриотов?
Однако язык лишь инструмент для снижения влияния центра в
республике. Главная цель недра. Использовав еще в 1991 году
проблему малых народов Севера, президент Якутии М.Николаев начал
активный торг с новыми властями России по поводу прав на недра
республики. И, несмотря на то, что пока в договоре ему пришлось
отказаться от претензий на исключительное право на недра, он
продолжает маневры в этом направлении. Понятно, что борьба за
суверенитет и недра имеет конечной целью поставить под свой
контроль добычу и, что главное, реализацию ценнейших полезных
ископаемых Якутии золота, алмазов, редкоземельных элементов и
многого другого. Именно суверенитет, подкрепленный только что
подписанным договором, может послужить главным фактором,
открывающим пути прямого, в обход и вопреки общероссийским
интересам, сотрудничества между якутской элитой и иностранными
сырьевыми корпорациями.
Излишне пояснять, что уже первые примеры успешного
сотрудничества такого рода (впрочем, совершенно ясно, что их
постараются, подобно пресловутой польской "шоковой терапии", во
что бы то ни стало представить именно как образцово-
показательные), окажутся крайне заразительны для всех субъектов РФ
и подхлестнут, сделают самоподдерживающимися попытки
конфедерализации и развала России.
|