Дата публикации: 01.08.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 31 (87) |
Во внутрироссийском политическом процессе, при высоком уровне
суеты вокруг съездов, заявлений, переговоров, визитов и т.д.,
наблюдается некая затаенность. Но это именно затаенность, а не
благостная и безоблачная предотпускная расслабленность. Все
напряженно выжидают в состоянии "повышенной боеготовности". Чего?
Ключевая проблема, конечно же, Чечня. Идущие там "переговоры",
при всей причудливости стиля их проведения, имеют слишком большое
значение для судеб России и судеб всех вовлеченных в политический
процесс фигур, чтобы можно было себе позволить хотя бы один
опрометчивый шаг. Ибо шаг этот решит: войти в "обойму" или из нее
с треском вылететь.
Был момент, когда А.Вольский, озвучивая согласованную с
У.Имаевым позицию и ссылаясь на поддержку премьер-министра РФ,
заявлял о решении проблемы статуса Чечни "самим чеченским народом
после всенародных выборов". Но через несколько дней тот же
Вольский отвечает журналистам на вопрос о том, останется ли Чечня
в составе России "А куда она денется", Имаев уходит с
переговоров "по болезни", вооруженные провокации боевиков против
российских войск усиливаются в несколько раз, а Дудаев вещает по
"подпольному" телевидению Ведено, что "никто и никогда не загонит
чеченский народ в русское стойло". Черномырдин с горестным видом
заявляет, что "некоторые политики в Москве хотят помешать
политическому урегулированию", в качестве весомых сторон
"урегулирования" на сцену выходят Комитет национального согласия
У.Автурханова и Правительство национального согласия С.Хаджиева,
идет бесконечный пересмотр формулировок соглашения, эксперты
говорят о "политическом тупике" и находят "решение"... в
откладывании решения на неопределенный срок. Подписываются (с
кем?) военные соглашения, после чего интенсивность вооруженных
провокаций боевиков ничуть не снижается.
Ясно, что ситуация действительно тупиковая, что решается она
мучительно трудно, и не в Грозном, а в Москве, и что создан этот
тупик отступлением в Буденновске. Ясно, что в пользу политических
групп, окрещенных "партией войны", работают не только частные
экономические и политические интересы, но и те ошибки "партии
мира", которые относятся к разряду "хуже, чем преступления".
"Странной" позицией на переговорах "голуби мира" в очередной раз
скомпрометировали свое "миролюбие" безразличием к принципу
государственной целостности России, что не способствует ни их
политическому авторитету, ни разрешению столь непростого
чеченского кризиса.
А собственно чеченская проблема потихоньку ушла на второй
план. Всем понятно, что "чеченскую карту" играют основные
московские игроки, и что это игра ВА-БАНК. Отсюда сочетание
масштабного политического торга и позиционной политической войны.
Мы вам "даму пик" (угрозы нового терроризма с применением
чеченскими боевиками оружия массового поражения), а мы вам "бубнового короля" (требования вооружения ополчения из казаков и
перевода всех левобережных притеречных районов в Ставропольский
край)! Мы вам "трефового валета" (деньги из казны на
восстановление грозненского нефтеперерабатывающего завода), а мы
вам "червонную десятку" (проект указа Президента о создании в
Дагестане свободной экономической зоны)! Мы вам "бубнового туза"
(требование признания полного суверенитета Чечни), а мы вам "козырную семерку" (предположение о том, что на предстоящей
международной конференции по Кавказу и Закавказью Чечено-Ингушетию
и вайнахский народ может представлять Р.Аушев)! Мы вам "марьяж в
трефах" (запрос о конституционности Указа Президента о вводе войск
в Чечню), а мы вам "пару тузов" (справку о том, что
соответствующие приказы Минобороны не опирались на этот Указ и
посему остаются в силе даже в случае его отмены)! Мы вам "флеш
ройаль" (назначение М.Барсукова директором ФСБ), а мы вам "полное каре" (новый виток "рельсовой войны" в Чечне и подписание
военного пакета соглашений без политического)!
Есть среди игроков и желающие "пропустить ход" или вовсе "выйти
из игры". Госдума, начав играть чеченскую карту, вскоре
"одумалась", поняла, что ставка ей "не по карману", и
предусмотрительно ушла... на каникулы. Совет Федерации на
последних заседаниях был озабочен прежде всего вопросом
собственного будущего "формирования" без выборов или через них.
Решение чеченской задачи "естественным образом" переложено на
Конституционный суд и Президента. "Виновники" и "расхлебыватели"
окончательно не определены, министр обороны держит глухую оборону,
и небезуспешно. Ставки чудовищно высоки, и в азарте такой игры
немудрено заиграться.
Факт переговоров с террористическим режимом уже состоявшаяся
реальность. Но характер, тон, выдвигаемые условия, содержание,
результаты тоже карты в игре. Хочется надеяться, что московские
"партии" мира и войны осознают наконец, что сам "банк, который они
хотят взять" (а речь для главных игроков идет о высшей власти в
России и только о ней!) не сундук с золотом, а скорее снежный
ком, стремительно тающий в лучах "переговорных процессов". После
каждого нового картежного трюка скукоживается главный предмет
торга и соперничества географическое, политическое,
экономическое, военное, смысловое пространство вожделенной власти.
Время идет, и работает оно отнюдь не на укрепление России. Все
больше республик РФ, следуя наглядным примерам, обзаводятся
собственными конституциями и президентами: вот уже "процесс пошел"
и в Мордовии, а в Якутии заговорили о продлении полномочий
М.Николаева до 2000г. Во что играете, господа?
|