Дата публикации: 08.08.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 32 (88) |
Последние события в бывшей Югославии приводят к весьма
пессимистическим оценкам мирового политического процесса.
Отчетливо оформляется то решающее противоречие стратегических
интересов и ориентаций среди членов НАТО, в котором периферийная
конфликтность "Турция-Греция" исподволь дополняется гораздо более
серьезными противоречиями между главными европейскими и
американскими участниками. Становится неэффективным ОБСЕ,
разворачивается раскол в СБ ООН. После распада "двуполярного мира"
обнаруживается катастрофический вакуум институтов политического
обеспечения международной безопасности, что проявилось в
Афганистане, Сомали, Руанде, Югославии. На сегодняшний день
заполнить этот вакуум нечем.
Одновременно становятся все более очевидными притязания
Германии на доминирующее положение в Европе. Германия полностью
освободилась от политико-военных комплексов и ограничений,
связанных с синдромом поражения в прошлой мировой войне; недавние
решения бундестага о правомочности действий германских военных
контингентов за пределами страны сняли последние табу на внешнее
использование военной силы. Несомненно участие Германии в
поставках вооружений в зоны нестабильности, в том числе на
Балканах. Налицо рост внутригерманской экстремистской активности:
ситуация, особенно с учетом последних массовых беспорядков в
Ганновере, начинает отдаленно, но неслучайно напоминать закат
Веймарской республики. По мере наращивания политико-экономической
и военной мощи, обозначается традиционный восточный и юго-
восточный вектор германской экспансии, выделяются традиционные
союзники (прежде всего Хорватия, дающая прямой выход в
Cредиземноморье) и традиционное препятствие (Сербия с ее
антихорватской и антигерманской ориентацией).
Сербия в силу сохраняющихся великосербских амбиций
воспринимается Западом как препятствие европейской интеграции в
русле любых моделей ("Срединная Европа", "Европа регионов" и др.),
а исторические тяготения заставляют рассматривать ее как
"непотопляемый авианосец" России на Балканах. Эти мотивы объясняют
демонстративную "сербофобию" почти всех держав "цивилизованного
сообщества".
Становится все более очевидной американская практика
радикализации и подхлестывания конфликтных ситуаций в Европе.
Американские предложения по размещению контингентов НАТО в
Македонии, голосования в Конгрессе по односторонней отмене эмбарго
на поставки оружия в Боснию, а также по новым программам
противоракетной обороны, взрывающим договор ПРО, откровенное
поощрение действий Хорватии в Краине явно создают множество
серьезных проблем в первую очередь европейским партнерам США.
За тактическим антисербским единством США и Европы скрываются
разные стратегические цели.
Западноевропейцы и США предпочитают "прижать" Сербию руками
ислама, а восточная и юго-восточная Европа, опасаясь усиления
исламского влияния на Балканах, сегодня недостаточно субъектны для
изменения сценария и лишь уповают на будущую "крышу" НАТО.
Германия заинтересована в вовлечении ислама в войну на Балканах
еще и потому, что нарастание "исламской угрозы" Европе повлечет за
собой необходимость европейской антиисламской консолидации, на
роль ядра которой собирается претендовать именно Германия.
Делается откровенная ставка на "припадание" к Германии сначала
Восточной и Центральной Европы и, возможно, Украины, а затем и
всей Западной Европы. По-сути, речь о становлении в Европе аналога
исторической ситуации: империя Габсбургов как добровольное
европейское объединение для противостояния экспансии Порты.
Республиканские круги США считают эскалацию Балканской войны
механизмом "втягивания" линии противостояния "христианство-ислам"
непосредственно в Европу, что резко снизит все параметры ее
конкурентоспособности в сравнении с Соединенными Штатами. Главное
противоречие между республиканцами и администрацией Клинтона в
том, что лидеры демократов считают отдаленные перспективы
реализации такого плана неблагоприятными для США и опасаются
крайне нежелательного для Клинтона обострения мировой
нестабильности в преддверии президентских выборов.
Ухудшение положения сербов в результате последних поражений в
Краине и Боснии создает патовую ситуацию для Белграда. В случае,
если Милошевич не решается на защиту боснийских и краинских сербов
от неизбежного геноцида, он теряет имидж общесербского лидера, а
затем и власть в результате давления радикально-националистической
оппозиции. Если же Белград вступает в войну против "международно
признанной" Боснии и (или) Хорватии, неизбежно следует операция
типа "Бури в пустыне", после чего Милошевич теряет власть в
результате давления радикальных "демократов". Одновременно к
международному исламскому терроризму неизбежно добавится терроризм
сербский.
Несомненно, при первых признаках побед в Европе ислам начнет
экспансию по всем азимутам. Прежде всего это произойдет в
ближневосточном секторе и Северной Африке. Одновременно неизбежна
этнократизация режимов региона и реанимация гегемонистских
имперских моделей разных исторических эпох (Персидское царство,
Багдадский халифат, Блистательная Порта и пр.). О мире на Ближнем
Востоке придется забыть надолго. В Европе мгновенно станут
кризисно-конфликтной зоной Греция, Македония, Албания, Болгария.
В Турции и республиках Средней Азии секулярная "младотурческая"
государственная модель быстро сменится конкурентной исламско-
фундаменталистской (в качестве вариантов этнорадикальной
пантюркистской или имперской "великомогольской"). Указанные
процессы взорвут или расколют Афганистан, Азербайджан,
Таджикистан, Пакистан, Казахстан, Узбекистан и резко поднимут в
результате реанимации уйгурской проблематики жесткость
государственной политики Китая.
При попытке России встать на твердую просербскую позицию в
югославской войне:
- неизбежна резкая реакция со стороны Европы, в связи с
опасениями русской экспансии на Балканы; пробным камнем здесь
могут стать требования вывода войск с юга России согласно
фланговым ограничениям по договору об обычных вооружениях в
Европе;
- обозначится мощное противодействие России всего исламского
мира; два эти процесса в совокупности могут обеспечить нашей
стране глубокую политическую и экономическую изоляцию;
- окажется затруднен диалог с тюрко-исламскими республиками,
что чревато развалом СНГ и необходимостью строить новую систему
безопасности с оборудованием границ, ПВО и т.д.;
- наконец, попытка славяно-православной идентификации России на
уровне государственной политики неизбежно инициирует внутренние
сепаратистские тенденции, которые скорее всего "всплывут" в
республиках традиционного ислама на радикально-националистической
волне, а затем продолжатся в других регионах в мотивах
либерализма, интернационализма и просто "мира": "не дадим, де мол,
ужасной Москве вовлечь наш народ в войну".
Попытка России ограничиться мягкими легальными формами
поддержки сербов будет однозначно расценена в мире как
демонстрация слабости, а внутри как очередное предательство
естественных союзников и полная утрата государственной
субъектности. Эта демонстрация слабости повлечет за собой
нарастание агрессивности международных требований политического,
экономического и военного характера, принятие которых будет
означать путь к утрате государственности, а непринятие сначала
нарастающую международную изоляцию, а затем, возможно, и политико-
экономическую блокаду.
Не исключено, что уже в начале реализации "христианско-
исламского фронта" в Европе и обозначения крупномасштабных
исламских угроз для нашей страны последует попытка толкнуть Россию
в объятия "союзника в борьбе с общим врагом" Германии на
правах варварской провинции-кладовой "общеевропейского дома".
Накачивание американских вооружений в "горячие" зоны и особенно
исламские страны позволяет предположить, что США прогнозируют или
инициируют в Евразии долговременную систему военных конфликтов,
или, иными словами, ТРЕТЬЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ, рассчитывая выступать в
этой войне в роли заокеанского отстраненного и "объективного"
арбитра. Возможно, ставка делается на монополию США в системах
новейшего высокоточного оружия и средств ведения "электронной
войны", которые позволяют восстанавливать или менять баланс
воюющих сторон при минимальной стоимости и издержках собственного
вмешательства.
Нелишне отметить, что уже дважды в нынешнем веке США успешно
решали свои проблемы в ходе мировых войн. В обоих случаях Америка
в результате войны выходила с минимальными потерями из тяжелейшего
внутреннего социально-экономического кризиса, делала на ресурсе
военной мобилизации мощный научно-технологический рывок,
наживалась на военных поставках воюющим сторонам и далеко обходила
изнемогающих под бременем военных издержек геополитических
соперников. Параметры сегодняшнего экономического кризиса США и
дыхание конкурентов за спиной являют собой опасно соблазнительную
историческую аналогию.
Экспансия политического экстремизма во всех регионах мира,
волны политического терроризма, этнический радикализм,
захлестывающий все континенты, нарастание роли наркодолларов и
вообще криминалитета в мировой экономике, привыкание масс к тону
военных сводок все это провоцирует сегодня эмоциональные
высказывания аналитиков в ключе "мир сорвался с цепи". Быстро
возрастает ностальгия по "добрым старым временам" холодной войны
двух блоков, когда, при всех взаимных опасениях, было куда больше
порядка и предсказуемости. Прокламируемая мультиполярность мира с
каждым днем все убедительнее показывает свою неэффективность и, в
конечном счете, нереализуемость, но и на униполярность в духе
"нового мирового порядка" также рассчитывать не приходится.
Что дальше?
|