Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ЭТОТ НОВЫЙ НЕУСТОЙЧИВЫЙ МИР
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 08.08.1995
Источник: Газета "Завтра"
No: 32 (88)

Последние события в бывшей Югославии приводят к весьма пессимистическим оценкам мирового политического процесса.

Отчетливо оформляется то решающее противоречие стратегических интересов и ориентаций среди членов НАТО, в котором периферийная конфликтность "Турция-Греция" исподволь дополняется гораздо более серьезными противоречиями между главными европейскими и американскими участниками. Становится неэффективным ОБСЕ, разворачивается раскол в СБ ООН. После распада "двуполярного мира" обнаруживается катастрофический вакуум институтов политического обеспечения международной безопасности, что проявилось в Афганистане, Сомали, Руанде, Югославии. На сегодняшний день заполнить этот вакуум нечем.

Одновременно становятся все более очевидными притязания Германии на доминирующее положение в Европе. Германия полностью освободилась от политико-военных комплексов и ограничений, связанных с синдромом поражения в прошлой мировой войне; недавние решения бундестага о правомочности действий германских военных контингентов за пределами страны сняли последние табу на внешнее использование военной силы. Несомненно участие Германии в поставках вооружений в зоны нестабильности, в том числе на Балканах. Налицо рост внутригерманской экстремистской активности: ситуация, особенно с учетом последних массовых беспорядков в Ганновере, начинает отдаленно, но неслучайно напоминать закат Веймарской республики. По мере наращивания политико-экономической и военной мощи, обозначается традиционный восточный и юго- восточный вектор германской экспансии, выделяются традиционные союзники (прежде всего Хорватия, дающая прямой выход в Cредиземноморье) и традиционное препятствие (Сербия с ее антихорватской и антигерманской ориентацией).

Сербия в силу сохраняющихся великосербских амбиций воспринимается Западом как препятствие европейской интеграции в русле любых моделей ("Срединная Европа", "Европа регионов" и др.), а исторические тяготения заставляют рассматривать ее как "непотопляемый авианосец" России на Балканах. Эти мотивы объясняют демонстративную "сербофобию" почти всех держав "цивилизованного сообщества".

Становится все более очевидной американская практика радикализации и подхлестывания конфликтных ситуаций в Европе. Американские предложения по размещению контингентов НАТО в Македонии, голосования в Конгрессе по односторонней отмене эмбарго на поставки оружия в Боснию, а также по новым программам противоракетной обороны, взрывающим договор ПРО, откровенное поощрение действий Хорватии в Краине — явно создают множество серьезных проблем в первую очередь европейским партнерам США.

За тактическим антисербским единством США и Европы скрываются разные стратегические цели.

Западноевропейцы и США предпочитают "прижать" Сербию руками ислама, а восточная и юго-восточная Европа, опасаясь усиления исламского влияния на Балканах, сегодня недостаточно субъектны для изменения сценария и лишь уповают на будущую "крышу" НАТО.

Германия заинтересована в вовлечении ислама в войну на Балканах еще и потому, что нарастание "исламской угрозы" Европе повлечет за собой необходимость европейской антиисламской консолидации, на роль ядра которой собирается претендовать именно Германия. Делается откровенная ставка на "припадание" к Германии сначала Восточной и Центральной Европы и, возможно, Украины, а затем и всей Западной Европы. По-сути, речь о становлении в Европе аналога исторической ситуации: империя Габсбургов как добровольное европейское объединение для противостояния экспансии Порты.

Республиканские круги США считают эскалацию Балканской войны механизмом "втягивания" линии противостояния "христианство-ислам" непосредственно в Европу, что резко снизит все параметры ее конкурентоспособности в сравнении с Соединенными Штатами. Главное противоречие между республиканцами и администрацией Клинтона в том, что лидеры демократов считают отдаленные перспективы реализации такого плана неблагоприятными для США и опасаются крайне нежелательного для Клинтона обострения мировой нестабильности в преддверии президентских выборов.

Ухудшение положения сербов в результате последних поражений в Краине и Боснии создает патовую ситуацию для Белграда. В случае, если Милошевич не решается на защиту боснийских и краинских сербов от неизбежного геноцида, он теряет имидж общесербского лидера, а затем и власть в результате давления радикально-националистической оппозиции. Если же Белград вступает в войну против "международно признанной" Боснии и (или) Хорватии, неизбежно следует операция типа "Бури в пустыне", после чего Милошевич теряет власть в результате давления радикальных "демократов". Одновременно к международному исламскому терроризму неизбежно добавится терроризм сербский.

Несомненно, при первых признаках побед в Европе ислам начнет экспансию по всем азимутам. Прежде всего это произойдет в ближневосточном секторе и Северной Африке. Одновременно неизбежна этнократизация режимов региона и реанимация гегемонистских имперских моделей разных исторических эпох (Персидское царство, Багдадский халифат, Блистательная Порта и пр.). О мире на Ближнем Востоке придется забыть надолго. В Европе мгновенно станут кризисно-конфликтной зоной Греция, Македония, Албания, Болгария.

В Турции и республиках Средней Азии секулярная "младотурческая" государственная модель быстро сменится конкурентной исламско- фундаменталистской (в качестве вариантов этнорадикальной пантюркистской или имперской "великомогольской"). Указанные процессы взорвут или расколют Афганистан, Азербайджан, Таджикистан, Пакистан, Казахстан, Узбекистан и резко поднимут в результате реанимации уйгурской проблематики жесткость государственной политики Китая.

При попытке России встать на твердую просербскую позицию в югославской войне:

  • — неизбежна резкая реакция со стороны Европы, в связи с опасениями русской экспансии на Балканы; пробным камнем здесь могут стать требования вывода войск с юга России согласно фланговым ограничениям по договору об обычных вооружениях в Европе;
  • — обозначится мощное противодействие России всего исламского мира; два эти процесса в совокупности могут обеспечить нашей стране глубокую политическую и экономическую изоляцию;
  • — окажется затруднен диалог с тюрко-исламскими республиками, что чревато развалом СНГ и необходимостью строить новую систему безопасности с оборудованием границ, ПВО и т.д.;
  • — наконец, попытка славяно-православной идентификации России на уровне государственной политики неизбежно инициирует внутренние сепаратистские тенденции, которые скорее всего "всплывут" в республиках традиционного ислама на радикально-националистической волне, а затем продолжатся в других регионах в мотивах либерализма, интернационализма и просто "мира": "не дадим, де мол, ужасной Москве вовлечь наш народ в войну".

Попытка России ограничиться мягкими легальными формами поддержки сербов будет однозначно расценена в мире как демонстрация слабости, а внутри как очередное предательство естественных союзников и полная утрата государственной субъектности. Эта демонстрация слабости повлечет за собой нарастание агрессивности международных требований политического, экономического и военного характера, принятие которых будет означать путь к утрате государственности, а непринятие — сначала нарастающую международную изоляцию, а затем, возможно, и политико- экономическую блокаду.

Не исключено, что уже в начале реализации "христианско- исламского фронта" в Европе и обозначения крупномасштабных исламских угроз для нашей страны последует попытка толкнуть Россию в объятия "союзника в борьбе с общим врагом" — Германии — на правах варварской провинции-кладовой "общеевропейского дома".

Накачивание американских вооружений в "горячие" зоны и особенно исламские страны позволяет предположить, что США прогнозируют или инициируют в Евразии долговременную систему военных конфликтов, или, иными словами, ТРЕТЬЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ, рассчитывая выступать в этой войне в роли заокеанского отстраненного и "объективного" арбитра. Возможно, ставка делается на монополию США в системах новейшего высокоточного оружия и средств ведения "электронной войны", которые позволяют восстанавливать или менять баланс воюющих сторон при минимальной стоимости и издержках собственного вмешательства.

Нелишне отметить, что уже дважды в нынешнем веке США успешно решали свои проблемы в ходе мировых войн. В обоих случаях Америка в результате войны выходила с минимальными потерями из тяжелейшего внутреннего социально-экономического кризиса, делала на ресурсе военной мобилизации мощный научно-технологический рывок, наживалась на военных поставках воюющим сторонам и далеко обходила изнемогающих под бременем военных издержек геополитических соперников. Параметры сегодняшнего экономического кризиса США и дыхание конкурентов за спиной являют собой опасно соблазнительную историческую аналогию.

Экспансия политического экстремизма во всех регионах мира, волны политического терроризма, этнический радикализм, захлестывающий все континенты, нарастание роли наркодолларов и вообще криминалитета в мировой экономике, привыкание масс к тону военных сводок — все это провоцирует сегодня эмоциональные высказывания аналитиков в ключе "мир сорвался с цепи". Быстро возрастает ностальгия по "добрым старым временам" холодной войны двух блоков, когда, при всех взаимных опасениях, было куда больше порядка и предсказуемости. Прокламируемая мультиполярность мира с каждым днем все убедительнее показывает свою неэффективность и, в конечном счете, нереализуемость, но и на униполярность в духе "нового мирового порядка" также рассчитывать не приходится.

Что дальше?




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)