Дата публикации: 15.08.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 33 (89) |
В Казахстане санитарно-эпидемиологическая беда!..
Бурно размножаются и осваивают все новые территории крысы. Есть
опасения, что они уже проникли в древние чумные скотомогильники и
начинают разносить эпидемию...
В Казахстане политико-экономическое "благополучие"!..
Президент, видимо, понял безнадежность попыток удержать
государство на "полусоветском" традиционализме и решился на
"испытанный восточный путь" авторитарной националистической
модернизации.
Роспуск парламента и референдум в конце апреля обеспечили
продление полномочий Назарбаева до 2000 года, на конец августа
назначен референдум по проекту новой Конституции. Национализма в
ней хватает: государство создается "на исконной казахской земле",
единственным государственным языком является казахский,
президентом и председателями палат парламента могут быть только
владеющие государственным языком, не допускается двойное
гражданство. Авторитаризма тоже достаточно: только президент
назначает референдум для внесения поправок в конституцию, только
президент может объявлять чрезвычайное и военное положение и
войну. Парламент изо всех президентских кадровых назначений
обсуждает только кандидатуры премьера и председателя Нацбанка, а в
случае несогласия может быть легко распущен, причем депутатам
после окончания срока полномочий предоставление работы не
гарантируется. Конституционный Суд упраздняется и заменяется почти
совещательным "Конституционным Советом".
Налицо и другие естественные шаги "авторитарного
модернизационизма" попытки привлечения иностранных инвестиций и
создания крупных хозяйственных субъектов-собственников. Президент
и Правительство после роспуска ВС издают поток соответствующих
указов и постановлений: о порядке санации неплатежеспособных
предприятий, о льготах и гарантиях для иностранных инвесторов, о
либерализации внешнеэкономический деятельности, о праве экспорта
добываемого в республике драгоценного сырья, о праве вкладчиков
открывать в банках республики анонимные счета в тенге и
иностранной валюте. И вот уже, как когда-то в Южной Корее, пошел
процесс передачи в трастовое управление иностранцам или
приватизации крупнейших казахстанских предприятий. Обучатся,
дескать, национальные кадры под руководством забугорных менеджеров
и сами, глядишь, так развернутся!...
Все, вроде, как в учебниках. Но почему-то забеспокоились многие
в Казахстане, завозмущались: не те, мол, капиталы входят в
республику, да не так. Выясняется, что руководят "американскими",
"исландскими" и "японскими" фирмами, которым отныне доверено
управление казахстанскими хромовой, алюминиевой, полиметаллической
промышленностью, сплошь одни и те же "иностранцы Федоровы" с
вполне местными фамилиями Машкевич, Ибрагимовы, Арифовы,
Турдахунов, якобы уже известные в Киргизии попыткой разворовать
крупнейшее золоторудное месторождение. Да и руководить начинают
как-то странно: для Казахстана бесприбыльно либо убыточно...
Что есть модернизационный авторитаризм за вычетом риторики? В
первом приближении сумма политической, экономической, силовой,
информационной власти плюс массовая база поддержки не только
народа, но и разделяющих модернизационную идею властных и
интеллектуальных групп.
Начиная свою попытку модернизации, Назарбаев успешно решает
проблему политической и отчасти информационной власти,
ликвидируя конкуренцию за президентский пост со стороны старых
родовых кланов, опираясь на созревших в последние годы
относительно молодых и "предприимчивых" "новых казахов". Но, во-
первых, сами эти старые родовые группы никуда не исчезают и,
занимая важное место в иерархии знатности и структурах власти,
делают властное поле небеспроблемным для Президента. Во-вторых,
"новые казахи" пока обнаружили предприимчивость только в
спекуляциях кредитами, ширпотребом и сырьем по принципу "войны
всех против всех", и лишь добавят к традиционной межродовой
вражде, которую так часто клеймил Назарбаев, такую драку за
собственность, в которой не будет места соблюдению правил, то есть
Назарбаеву как политическому арбитру.
Денег у правительства нет: внешний долг свыше 3 млрд. долл., из
запланированных на 1995г. доходов бюджета в 3.7 млрд. долл. более
1.3 млрд составляют внешние займы и инвестиции. Разрекламированная
массовая купонная приватизация проваливается, социальные программы
почти остановлены. А значит, в ближайшей перспективе надеяться на
массовую народную базу поддержки не приходится.
Но БОЛЬШИХ денег на приватизацию нет и у всех внутренних
казахстанских групп. А значит, казахстанские участники
"приватизационного действа" будут драться даже не за
собственность, а за право и возможность "привлечь к делу" тех
внешних субъектов, у кого деньги есть. Но исходить-то они будут в
этом случае не из интересов республики, а из размеров тех
комиссионных, которые "отстегнет" лично им будущий "инвестор" за
наиболее благоприятные условия сделки, то есть за дозволенный
масштаб воровства. И как тут бороться с отмеченной многими
экспертами "сверхвысокой коррумпированностью казахстанского
истэблишмента"? А раз так, то о каком "модернизационном интересе"
речь? Крысы будут грызть столько, сколько смогут, и принесут
чуму воровства везде, где пройдут.
А ведь в отсутствие в республике надежной идейной
модернизационной опоры каждый новый такт приватизационного
воровства будет передавать из рук Президента в караман новых
хозяев собственности и их обслуги очередную порцию власти. И тогда
уместен вопрос: какие именно капиталы будут стоять за
псевдоиностранцами, когда порций накопится много? И как эти
псевдоиностранцы захотят делить хозяйство и территорию
"суверенного Казахстана"? И каким пожаром это станет угрожать в
момент, когда игра раскроется?
Маленькая деталь: многие сомнительные "иностранные" капиталы, о
которых сегодня так тревожно кричит казахстанская пресса, уже
давно, говорят, трудятся на ниве приватизации в России. И
утверждают иные, что это и есть давно обещанное создание
транснациональных российско-казахстанских финансово-промышленных
групп... Похоже, рассчитывает кто-то натравить своих крыс на
казахстанские и российские амбары и надеется, что снесут они
ворованные припасы хозяевам.
Большая ошибка. Эти крысы приносят лишь чуму. И, кроме того,
плохо приручаются и не знают чувства благодарности: сначала, как в
старых сказках, сожрут припасы, а затем примутся за тех, кто
считает себя хозяевами. И тогда найдется ли удачливый крысолов,
и какой мотив он сыграет на своей дудке?
|