Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

КРЫСЫ
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 15.08.1995
Источник: Газета "Завтра"
No: 33 (89)

В Казахстане — санитарно-эпидемиологическая беда!..

Бурно размножаются и осваивают все новые территории крысы. Есть опасения, что они уже проникли в древние чумные скотомогильники и начинают разносить эпидемию...

В Казахстане — политико-экономическое "благополучие"!..

Президент, видимо, понял безнадежность попыток удержать государство на "полусоветском" традиционализме и решился на "испытанный восточный путь" авторитарной националистической модернизации.

Роспуск парламента и референдум в конце апреля обеспечили продление полномочий Назарбаева до 2000 года, на конец августа назначен референдум по проекту новой Конституции. Национализма в ней хватает: государство создается "на исконной казахской земле", единственным государственным языком является казахский, президентом и председателями палат парламента могут быть только владеющие государственным языком, не допускается двойное гражданство. Авторитаризма тоже достаточно: только президент назначает референдум для внесения поправок в конституцию, только президент может объявлять чрезвычайное и военное положение и войну. Парламент изо всех президентских кадровых назначений обсуждает только кандидатуры премьера и председателя Нацбанка, а в случае несогласия может быть легко распущен, причем депутатам после окончания срока полномочий предоставление работы не гарантируется. Конституционный Суд упраздняется и заменяется почти совещательным "Конституционным Советом".

Налицо и другие естественные шаги "авторитарного модернизационизма" — попытки привлечения иностранных инвестиций и создания крупных хозяйственных субъектов-собственников. Президент и Правительство после роспуска ВС издают поток соответствующих указов и постановлений: о порядке санации неплатежеспособных предприятий, о льготах и гарантиях для иностранных инвесторов, о либерализации внешнеэкономический деятельности, о праве экспорта добываемого в республике драгоценного сырья, о праве вкладчиков открывать в банках республики анонимные счета в тенге и иностранной валюте. И вот уже, как когда-то в Южной Корее, пошел процесс передачи в трастовое управление иностранцам или приватизации крупнейших казахстанских предприятий. Обучатся, дескать, национальные кадры под руководством забугорных менеджеров — и сами, глядишь, так развернутся!...

Все, вроде, как в учебниках. Но почему-то забеспокоились многие в Казахстане, завозмущались: не те, мол, капиталы входят в республику, да не так. Выясняется, что руководят "американскими", "исландскими" и "японскими" фирмами, которым отныне доверено управление казахстанскими хромовой, алюминиевой, полиметаллической промышленностью, сплошь одни и те же "иностранцы Федоровы" с вполне местными фамилиями Машкевич, Ибрагимовы, Арифовы, Турдахунов, якобы уже известные в Киргизии попыткой разворовать крупнейшее золоторудное месторождение. Да и руководить начинают как-то странно: для Казахстана бесприбыльно либо убыточно...

Что есть модернизационный авторитаризм за вычетом риторики? В первом приближении — сумма политической, экономической, силовой, информационной власти плюс — массовая база поддержки не только народа, но и разделяющих модернизационную идею властных и интеллектуальных групп.

Начиная свою попытку модернизации, Назарбаев успешно решает проблему политической и отчасти информационной власти, — ликвидируя конкуренцию за президентский пост со стороны старых родовых кланов, опираясь на созревших в последние годы относительно молодых и "предприимчивых" "новых казахов". Но, во- первых, сами эти старые родовые группы — никуда не исчезают и, занимая важное место в иерархии знатности и структурах власти, делают властное поле небеспроблемным для Президента. Во-вторых, "новые казахи" пока обнаружили предприимчивость только в спекуляциях кредитами, ширпотребом и сырьем по принципу "войны всех против всех", и лишь добавят к традиционной межродовой вражде, которую так часто клеймил Назарбаев, такую драку за собственность, в которой не будет места соблюдению правил, то есть — Назарбаеву как политическому арбитру.

Денег у правительства нет: внешний долг свыше 3 млрд. долл., из запланированных на 1995г. доходов бюджета в 3.7 млрд. долл. более 1.3 млрд составляют внешние займы и инвестиции. Разрекламированная массовая купонная приватизация проваливается, социальные программы почти остановлены. А значит, в ближайшей перспективе надеяться на массовую народную базу поддержки не приходится.

Но БОЛЬШИХ денег на приватизацию — нет и у всех внутренних казахстанских групп. А значит, казахстанские участники "приватизационного действа" будут драться даже не за собственность, а за право и возможность "привлечь к делу" тех внешних субъектов, у кого деньги есть. Но исходить-то они будут в этом случае не из интересов республики, а из размеров тех комиссионных, которые "отстегнет" лично им будущий "инвестор" за наиболее благоприятные условия сделки, то есть за дозволенный масштаб воровства. И как тут бороться с отмеченной многими экспертами "сверхвысокой коррумпированностью казахстанского истэблишмента"? А раз так, то о каком "модернизационном интересе" речь? Крысы — будут грызть столько, сколько смогут, и принесут чуму воровства везде, где пройдут.

А ведь в отсутствие в республике надежной идейной модернизационной опоры каждый новый такт приватизационного воровства будет передавать из рук Президента в караман новых хозяев собственности и их обслуги очередную порцию власти. И тогда уместен вопрос: какие именно капиталы будут стоять за псевдоиностранцами, когда порций накопится много? И как эти псевдоиностранцы захотят делить хозяйство и территорию "суверенного Казахстана"? И каким пожаром это станет угрожать в момент, когда игра раскроется?

Маленькая деталь: многие сомнительные "иностранные" капиталы, о которых сегодня так тревожно кричит казахстанская пресса, уже давно, говорят, трудятся на ниве приватизации в России. И утверждают иные, что это и есть давно обещанное создание транснациональных российско-казахстанских финансово-промышленных групп... Похоже, рассчитывает кто-то натравить своих крыс на казахстанские и российские амбары и надеется, что снесут они ворованные припасы хозяевам.

Большая ошибка. Эти крысы — приносят лишь чуму. И, кроме того, плохо приручаются и не знают чувства благодарности: сначала, как в старых сказках, сожрут припасы, а затем примутся за тех, кто считает себя хозяевами. И тогда — найдется ли удачливый крысолов, и какой мотив он сыграет на своей дудке?




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)