Дата публикации: 03.10.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 40 (96) |
Существенный фактор новой региональной политики в Средней Азии
формирование не просто различных моделей национально-культурной
или этнической исключительности, а именно новых империалистических
(в полном смысле этого слова) доктрин. Их творцы исходят из
твердой убежденности в том, что "новое" хорошо забытое и вовремя
воскрешенное старое. И пока Россия с подачи наших "демократов"
продолжает искать в своем прошлом темы для красно-белых конфликтов
и очередных покаяний, в Средней Азии грезят былым величием.
Наиболее преуспел в этих грезах Узбекистан, который уже
несколько месяцев настойчиво реанимирует тему султана Бабура
(ферганского тимурида, создавшего империю Великих Моголов), а в
последние недели продвинулся "вглубь веков" до основателя династии
Тимура (Тамерлана), царствовавшего в Самарканде и прославленного
успешными завоеваниями в том числе и Малой Азии, т.е. Турции.
Отметим, что тема эмира Тимура (который был не тюрком, а монголом
из рода барлас) вышла в узбекские СМИ именно в тот момент, когда
на конференции в Алма-Ате Каримов в резкой форме отказался
обсуждать политический пантюркизм, пригрозив в противном случае
покинуть высокое собрание.
Можно предположить, что на очереди появление темы Туркмении как
родины первого исторического государства огузского племени турок-
сельджуков со столицей в нынешнем Мары (откуда они завоевали
Византию и создали на ее месте Османскую империю Турцию), и темы
домонгольского владычества "протоказахского" племени кыпчак над
бескрайними просторами степей от Алтая до Дона, и темы
наследственного права ныне живущих казахских чингизидов-торе на
власть над большей частью Евразии. Бурная и богатая история
региона содержит противоречивый, но необъятный материал для
геоисторического творчества в обоснование любых национальных
исключительностей и державного первородства.
Однако первородство первородством, но народ надо кормить и
обогревать. И здесь большинство новых государств региона делают
ставку на главный экспортспособный ресурс нефть и газ, и
сталкиваются с главным препятствием: экспортными трубопроводами. В
этой сфере несомненно лидирует Туркмения, резко интенсифицирующая
контакты как на региональном (Иран, Армения, Грузия, Таджикистан,
Афганистан, Казахстан), так и на трансрегиональном (Пакистан,
Индия, Китай, Украина, Молдавия, Россия, Западная Европа) уровнях.
Ее попытки заменить Узбекистан в газоснабжении Таджикистана и
отсечь северо-восточного соседа от экспортных труб на запад,
накладываясь на старые споры о контроле за оросительными системами
и пограничным нефтяным месторождением Кокдумалак, уже создают в
регионе заметный внутренний конфликтный фон. Поддержанные Японией
и "Экссон" (уже ведущей разведку нефти в Синцзяне) проекты труб
через Узбекистан, Казахстан и Китай, отчасти примиряющие узбекско-
туркменские противоречия, большинство экспертов пока относит
скорее к области игровых намерений, чем близкой практики.
На этот конфликтный фон накладываются взаимные претензии
Узбекистана и Казахстана на региональное лидерство, подкрепляемые
сырьевыми преимуществами Казахстана и демографическими
преимуществами более массивного и этнически однородного
Узбекистана. Не добавляют спокойствия в регионе и потоки
наркотиков из Афганистана через Таджикистан и Киргизию, которые,
по оценкам экспертов, стали одной из важнейших доходных статей
обрушенной киргизстанской экономики.
В обсуждениях местных проблем как-то затерялось крайне важное
выступление в "Вашингтон Таймс" З.Бжезинского, отражающего точку
зрения консервативных кругов США. Старый "ястреб" называет позицию
администрации Клинтона в отношении Ирана близорукой и заявляет,
что наилучшим выходом для региона является строительство
экспортных нефте- и газо-проводов через Иран в Персидский залив.
При этом решается главный вопрос интересов США независимость
республик региона от России, которая теряет шансы на
восстановление в качестве Евразийской империи.
К практическому обсуждению возможности экспорта нефти через
Иран сразу подключились и политологи (Пол Гоубл), и бизнесмены
(администрация "Шеврон", разрабатывающей Тенгизское месторождение в
западном Казахстане). Наиболее отчетливо высказался в конце
сентября на конференции "Американские интересы в Средней Азии" в
Вашингтоне массачусетский профессор Дэниел Файн: "Нефтяные запасы
прикаспийского региона примерно равны запасам Северного моря или
Аляски, что, с учетом скорого исчерпания указанных месторождений,
делает Прикаспий зоной жизненно важных интересов США...США стоило
бы предоставить региону такие же гарантии безопасности, что и
странам Персидского залива...возможная нестабильность может стать
основанием для операций типа "Шторм над Каспием"...".
Однако в официальных кругах США одновременно озвучены и другие
позиции. Неназванные высокопоставленные чиновники госадминистрации
заявляют, что сохранение доминирующего российского влияния в
регионе политико-экономическая реальность, с которой следует
считаться, что вступление республик региона в более тесные
торгово-таможенные и иные (вплоть до конфедеративных) отношения с
Россией не страшны или даже полезны для сохранения стабильности и
экономических связей с миром. Говорится, что по крайней мере часть
экспортных трубопроводов следует пустить через Россию.
Что означает для России подобная уступчивость?
Думается, что энергичное сопротивление России последовательному
вытеснению из Прикаспия и Средней Азии привело к попытке смены
стратегической модели наших оппонентов, и прежде всего США. Тип
новой модели определяется принципом борьбы айкидо: использовать в
своих целях энергию нападения противника. В данном случае можно
предположить, что допуская и даже инициируя рыхлые экономические
или конфедеративные союзы региона с Россией, планируют возложить
именно на Россию тяжкий и неблагодарный труд освоения,
обустройства, инфраструктурного обеспечения и ввода в эксплуатацию
регионального сырьевого комплекса, и в первую очередь
нефтегазодобычи. Все это, заметим, на волне нарастающих
внутрирегиональных противоречий, в фазе запуска в республиках
реальных националистических процессов и на условиях
необязательного и в любой момент разрываемого экономического
сотрудничества или конфедерализма.
Если высказанная гипотеза справедлива, то вырисовываются
контуры "блестящей" комбинации:
- Россия экономически и политически увязает в среднеазиатском
регионе, воссоздавая (конечно же, с участием мировых сырьевых
гигантов) экспортную сырьевую инфраструктуру и расходуя на это
средства, ресурсы и социальную энергию;
- при этом выводится в поле публичной политики и "сжигается" в
рыхлом "конфедерационизме" массовый интеграционный психологический
потенциал республик и самой России;
- самодискредитировавшийся в малоуспешном экономическом и
политическом интеграционизме регион разрывается внутренними
противоречиями и вспухающими национализмами на куски, которые
"тепленькими" падают в подставленные ладошки конструкторов
процесса, а измочаленная Россия возвращается в исходное одинокое
состояние, потеряв остатки интеграционных надежд.
Авторам подобных моделей следует напомнить, что "Восток дело
тонкое", и переиграть его мало кому удавалось, и что Россию, коли
она "запрягла", остановить бывает непросто. Российским же
политикам нужно учиться понимать начинку "троянской" уступчивости
и, главное, избегать как огня всяческого "необязательного"
конфедерализма, исключающего перспективное стратегическое
планирование и целеполагание. Императивное условие любой сколь-нибудь серьезной интеграции ФЕДЕРАЦИЯ БЕЗ ПРАВА ОТДЕЛЕНИЯ!
|