Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

КОМУ ОСТАНАВЛИВАТЬ ЛАВИНУ?
Тема: Россия
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 06.02.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 6 (114)

В новом году процесс регионализации России приобрел небывалую динамику. Если до сих пор каждый из договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между Центром и Субъектом Федерации обсуждался и подписывался сугубо индивидуально, то теперь эти договоры штампуются едва ли не пачками: 12 января — Свердловская и Калининградская область, 30 января — Краснодарский край и Оренбургская область. Крайне примечательно, что в новом году субъектами договоров впервые стали не республики, давно и привычно претендовавшие на более высокий политический статус, а края и области России. Уже известно, что "на низком старте" в этом договорном процессе стоят Тува и Коми, Приморский край и Мурманская область.

Совместно или наряду с договорами о разграничении полномочий подписываются также пакеты экономических и финансовых соглашений между центральными органами России и Субъектами Федерации, причем часть таких соглашений по своим последствиям едва ли не радикальнее самих договоров. Так, одобренный Госдумой и Советом Федерации и утвержденный Президентом закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области", как отмечают эксперты, дает местной администрации такие "специфические" полномочия, которые грозят превращением области в столь же "бездонную бочку" для бесконтрольного и неуправляемого вывоза из страны ресурсов и товаров, какой несколько лет назад была Эстония.

Правовая основа договорного процесса крайне размыта, что обусловлено особыми условиями принятия и соответствующей непроработанностью некоторых разделов Конституции РФ. С одной стороны, в ряде ее статей (например, 5) четко устанавливается равенство прав всех Субъектов Федерации, что вроде бы запрещает подписание с ними различных по содержанию договоров. С другой стороны, статья 72 определяет списочно, без расшифровки баланса, перечень сфер совместного ведения Федерации и ее Субъектов, что позволяет путем толкования этой статьи нарушать ст. 5.

Однако в ряде случаев речь идет даже не о противоречиях между статьями Конституции. В договоре с Оренбургом появляется расширение списка сфер ведения области, и при этом область "вправе принимать любые собственные законы в сферах, не регулируемых федеральным законодательством, причем эти законы будут действовать вплоть до принятия соответствующих Федеральных законов". В договоре со Свердловском в ведении области закрепляется возможность "приостанавливать действие актов федеральных министерств и ведомств, ущемляющих права области". Излишне объяснять, что в обоих случаях толкователями сфер ведения, прав и их нарушений оказываются Субъекты Федерации, и что любые споры при этом будут решаться в их пользу!

Еще дальше идет Ставропольский край. В прессе уже сообщили о договоренности между губернатором Ставрополья Марченко, главой администрации Президента Егоровым и директором ФСБ Барсуковым "об учреждении казачьих подразделений охраны границ края, которым будет придан статус воинских подразделений", — то есть, о признании легальным и конституционным процесса создания Субъектами Федерации собственных вооруженных сил!

Конечно, нынешний виток регионализаторской активности Субъектов Федерации непосредственно связан с прошлой и предстоящей избирательными кампаниями. Прошедшие в декабре в ряде республик, краев и областей выборы глав администраций резко укрепили властные позиции теперь уже избранных (а не назначенных Президентом) губернаторов. В то же время, в ситуации углубляющейся политической неустойчивости, хронического финансово-экономического кризиса и в преддверии президентской кампании, федеральная власть остро нуждается в поддержке глав регионов. Назначение выборов глав администраций, подписание договоров о разграничении полномочий и выгодных для региональной власти соглашений — в этих условиях оказывается почти единственным товаром, который федеральный Центр может предложить в обмен на такую поддержку.

В этом смысле наиболее откровенно ведет себя нижегородский губернатор Немцов. Всячески подчеркивая, что не претендует на политический договорный статус своей области, он предъявил Президенту очень значимый проект экономических соглашений, наиболее важные из которых фактически предоставляют области право самостоятельно распоряжаться налогами и госпакетами акций приватизированных предприятий. А для убедительности своей "просьбы" перед встречей с президентом провел в области совершенно беспрецедентную по масштабам и антиконституционности политическую акцию под названием "Гражданское движение против войны в Чечне". В ходе этой акции нижегородская власть, задействовав все государственные СМИ для пропаганды, организовала сбор подписей за вывод федеральных войск из Чечни, причем подписные листы за счет бюджета публиковались в газетах, распространялись на предприятиях и в организациях. В Москве Немцов публично, перед телекамерами, шантажировал Президента собранными за государственный счет подписями, заявив, что поддержка Ельцина на выборах будет зависеть от его отношения к нуждам области и решимости вывести из Чечни войска!

Но январь принес еще одну очень неординарную тенденцию. 8 января опубликовано постановление Правительства о принятии "Федеральной Программы государственной поддержки местных органов власти", одной из забот которой является заключение "соглашений о разграничении полномочий и предметов ведения между властями Субъектов Федерации и местными властями"! Таким образом, неуклонная передача власти и управления с государственного уровня на региональный на следующем этапе дополняется распылением власти на местный уровень. От конституционной Федерации — к договорной Федерации, от договорной Федерации — к договорному содружеству суверенных районов, улусов и аймаков! В этом же русле находятся и последние предложения командующего федеральной группой войск в Чечне Тихомирова о заключении договоров о мире с отдельными районами республики и последующем выводе из этих районов войск.

Лавина внутрироссийской суверенизации набирает ход, дробя на куски здание государственности. Наиболее серьезно то обстоятельство, что большинство федеральных структур власти солидаризуется с этим процессом: Президент — за поддержку на выборах, Правительство — исходя из экономических интересов газового и прочих лобби, Совет Федерации — ввиду всесилия в нем наиболее заинтересованных региональных баронов. В этих условиях коммуно-патриотическому большинству в Госдуме стоит подумать над тем, как соединить свой прямой предвыборный политический интерес с Государственными Интересами России.

А государство все равно предстоит собирать. Печально, если так, как утверждал Бисмарк: Железом и Кровью.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)