Дата публикации: 13.02.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 7 (115) |
В Москве и других регионах России все настойчивее озвучивается
тезис о необходимости введения дифференцированной платы за
установленные домашние телефоны "в соответствии с реальным
временем разговоров". Тезис обосновывается тем, что, мол, "так
делают во всех цивилизованных странах", а также тем, что
несправедливо заставлять платить (повышенной уравнительной
абонентской платой) за многочасовые чужие переговоры тех, кто
телефоном пользуется мало.
Все правдоподобно и почти убедительно, однако есть здесь
очевидные элементы лукавства. Во-первых, "так делают" не во всех
"цивилизованных странах"; например, Германия и ряд других стран
Европы, с точки зрения авторов телефонных нововведений, не доросли
до цивилизации и, за исключением междугородних переговоров,
исповедуют уравнительный абонентский подход. Во-вторых, очень
существенной является предлагаемая цифра бесплатной дневной
абонентской нагрузки на телефонный номер: 10-20 минут, с оплатой
разговоров сверх этого лимита 100 руб. за минуту. Проведя мини-
опрос среди своих знакомых, любой может сосчитать, что телефонное
нововведение обойдется средней семье примерно в среднюю зарплату
ежемесячно. И здесь появляется очень важное в-третьих: в так
называемых "цивилизованных странах" с оплатой телефона по
временному тарифу эта оплата составляет неощутимо малую часть
средних доходов.
Можно отчасти понять сторонников телефонных нововведений,
искренне стремящихся поставить эту службу (конечно же, остро
нуждающуюся в финансировании для развития) на здоровую
коммерческую основу самоокупаемости. Однако следует одновременно
подумать об издержках, которые неизбежно всплывут и дадут свои
результаты в весьма далеких от телефонии сферах.
Стоит заметить, что в СССР и России одной из наиболее
болезненно переживаемых сторон "рыночного процесса" все
перестроечные и постперестроечные годы было повышение цен на
средства коммуникации. Вспомним, как остро ощущалось всем
обществом подорожание подписки на газеты и журналы, какую (до сих
пор!) бурную негативную психологическую реакцию вызывает
увеличение цен на городской транспорт, как болезненно реагирует
большинство социальных групп на повышение почтовых тарифов, какой
совершенно новый и серьезный спектр социальных проблем связан с
удорожанием авиабилетов, железнодорожных и водных перевозок.
Обратим внимание, наконец, каковы признаки переоценки
мировосприятия у бывалых "дачников" в связи с увеличением
стоимости проезда в пригородных электричках.
Примерим на себя унижение и ярость сына, которому не на что
поехать на похороны матери, или самоощущение бабушки, вынужденной
выбирать между покупкой пачки макарон и телефонным разговором с
любимым внуком. Оценим последствия удара телефонным тарифом по
учителю, для которого необходимой нормой являются регулярные
разговоры с родителями своих учеников, или проблемы руководителя
туристической секции, смысл деятельности которого заключается в
еженедельном вывозе подопечных за город и поймем, что проблема
доступности транспорта и связи уже сегодня приобретает совершенно
иное, неэкономическое звучание.
Имя проблемы последовательное разрушение и стремительное
упрощение привычной системы социальных связей и "ассортимента"
социальных ролей в отсутствие встречного процесса становления
новой социальности. Человек бывший участник "клуба
родственников", регулярно съезжавшихся со всей страны на чью-либо
свадьбу или юбилей, "клуба рыбаков", готовых вместе просиживать
зорьки на берегу среднерусской речушки, "клуба меломанов", члены
которого выстаивали ночи за билетами на концерт любимого оркестра,
"клуба альпинистов или горнолыжников", весь год готовивших
снаряжение в предвкушении грядущего отпуска, "клуба любителей
шахмат", регулярно съезжавшихся для анализа любимых партий, "клуба
футбольных болельщиков", наконец каждый день ощущает себя
вычеркнутым из списка членов очередного клуба. Парадоксальным
образом конструкторы новой российской действительности, заявляющие
в качестве одного из главных преимуществ грядущего рыночного
общества именно расширение пространства социальных ролей, вместо
очень болезненно переживаемых ролевых утрат предлагают обществу
гораздо более узкий набор явно неконкурентных суррогатов типа
"клуба держателей акций МММ" или "клуба потребителей".
Закономерный итог подобного процесса социальный регресс.
Последовательная сдача позиций во всех перечисленных и множестве
не упомянутых "клубов" не просто социальное упрощение. Связанное
с этой сдачей позиций снижение самооценки и социальное унижение
создают нарастающий психологический стресс, требующий компенсации
в иных сферах личности.
Политический результат подобных компенсационных процедур хорошо
известен из истории и вполне предсказуем. И вряд ли можно сказать
о тех, кто сегодня реализует программы "социальной
декоммуникации", что они не ведают, что творят. Очень даже хорошо,
понимаешь ли, ведают...
|