Дата публикации: 20.02.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 8 (116) |
Вопреки обнадеживающим официальным заявлениям о начале
экономической стабилизации, рассчитанным на "отдавливание" из МВФ
очередных порций замороженных или новых кредитов, положение
украинской экономики аховое. Инфляция за последний год более 180%,
падение производства почти 13%, дефицит бюджета 37% ВВП,
внешний долг превысил 7 млрд. долларов, реальная средняя зарплата
вчетверо ниже, чем в России. Пресса полна сообщениями о коррупции
и разгуле теневой экономики, которая реально составляет чуть ли не
70% ВВП, о последовательном умирании предприятий и отраслей.
Хотя публично утверждают, что все эти провалы связаны с
задержкой Украины в рыночных реформах, большинство экспертов
объясняет коллапс разрывом единой системы хозяйственно-
экономических связей СССР и открытием для иностранных
производителей внутренних рынков СНГ. Хозяйственный комплекс СССР
мог себе позволить за счет сравнительно дешевых сырьевых и
трудовых ресурсов дотировать убыточные, но социально и
инфраструктурно необходимые производства, и в том числе
электроэнергетику, угледобычу, транспорт и пр. Ныне же
неконкурентоспособность продукции как на прикрытых таможенными
барьерами внешних рынках, так и на открытом для импорта внутреннем
рынке Украины и стран СНГ лишают большинство предприятий не
только резервов развития, но и минимальных ресурсов
функционирования, вызывая стремительную деиндустриализацию
Если в России в сходной ситуации "хорошую мину при плохой
игре" еще удается обеспечить за счет мощного экспортно-сырьевого
контура (нефть, газ, лес, металлы и пр.), то у Украины такого
сырьевого "буфера" нет. Отсюда и большая зависимость Украины от
кредитов, и попытки как можно больше вытянуть у Запада под флагом
компенсации за закрытие Чернобыльской АЭС, и шантаж России
повышением цен за экспорт российской нефти по нефтепроводу
"Дружба".
Внутренняя политика Украины не может быть устойчивой в силу
продолжающих набирать остроту противоречий между промышленным в
значительной степени русифицированным Востоком и Юго-Востоком и
более националистическим, преимущественно сельскохозяйственным
Западом, между Президентом, правительством и Верховной Радой. Ее
внешняя политика колеблется между проповедуемым националистами
сближением с Западом и НАТО и объективной тесной привязкой к
постсоветским республикам, и в первую очередь к России. Как
признал на конференции в Вашингтоне посол Украины Ю.Щербак,
"украинский народ разделен...новая конституция будет переходной и
окажется компромиссом, отражающим взгляды коммунистов,
националистов и прагматически мыслящих центристов...".
Прагматики в Киеве понимают, что в этих условиях, при
предвыборной неопределенности в России, неизбежным оказывается
лавирование: черного и белого не брать, да и нет не говорить.
Отсюда резкие заявления о необходимости официальной демаркации
границы с Россией и договоренности по передаче ей вооружений, за
которые национал-радикалы обвиняют министра обороны В.Шмарова в
предательстве. Отсюда заявления министра иностранных дел о
необходимости более тесного сотрудничества с НАТО и решение о
сокращении и реформировании армии, в результате которого ушли в
отставку начальник Генштаба А.Лопата и его заместители. Отсюда нежелание вступать в экономические структуры СНГ и призывы
создавать совместные финансово-промышленные группы.
До киевских прагматиков сейчас доходит и еще одно
немаловажное обстоятельство: суверенность вовсе не означает
самостийность, для которой необходимо еще такое качество, как
субъектность, т.е. способность ставить и реализовать собственные
цели. Короткий опыт деятельности в столь вожделенных международных
институтах, как ООН, ОБСЕ, МВФ и Совет Европы, показывает, что
среди входящих в них суверенных государств есть "немножко более
равные", и что такое членство субъектам дает права, а на
остальных лишь налагает обязанности.
До этих прагматиков начинает доходить и то, что на нынешнем
вовсе не едином "Западе" многие уже задумываются о стратегической
рентабельности проекта "Суверенная антироссийская Украина". И
вновь: одно дело консолидированный и эффективный антироссийский
субъект, а другое "размазня", торгующая антирусской риторикой,
не поддержанная всерьез даже на половине территории страны и даже
половиной ее населения. Кредиты под "антирусский" проект
замораживаются. Конкретные не слишком щедрые доллары отпускаются
лишь на конкретные меры по ослаблению субъектности: 8 миллионов на
уничтожение шахтных пусковых установок МБР, 60 миллионов на
конверсию и создание СП на предприятиях ВПК. Одновременно
советчики из МВФ рекомендуют как можно быстрее приватизировать и
продавать заводы экспортспособного промышленного контура, а
международные правозащитные организации активно спонсируют
возвращение в Крым татар в качестве главной меры для смещения
этнического баланса и вытеснения русских, бунтующих против
украинизации полуострова. Нет нужды объяснять, в чьих руках
окажется Черное море в результате суммирования этого процесса с
завершающимся уничтожением Черноморского флота, и каково здесь
будет место упертых украинских "самостийников".
В этих условиях Россия может и должна использовать в своих
государственных интересах весь арсенал влияния на позиции Киева.
Но это должны быть именно государственные интересы России, а не
корпоративные интересы нефтяных кланов или предвыборные интересы
партийных групп. В этой связи непростительно заявление
неназвавшегося нефтяного чиновника о том, что за прокачки по
нефтепроводу "Дружба" он готов отдать двух Балтиных, два
Севастополя и два Черноморских флота! Будет флот, господин
хороший, будут и нефтяные прокачки. А без флота не будет
вожделенных русских рокфеллеров, а будут "Васьки Кривые, которые,
в натуре, могут качнуть..." Пока их не остановят!
|