Дата публикации: 27.02.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 9 (117) |
Волна ликования по поводу решения Парламентской Ассамблеи
Совета Европы принять в свои ряды Россию, прокатившаяся по
прессе в конце января, несколько контрастирует со скромной
ратификацией 21-22 февраля соответствующего закона Госдумой
и Советом Федерации. Между тем значимость "подарка",
преподнесенного России ее законодателями, требует подробного
рассмотрения.
Вначале о поводах для ликования.
Президент России с гордостью заявил: "Мы уже в Европе".
Как утверждает правительство, для РФ, чью заявку на
вступление в СЕ в Страсбурге "мариновали" почти 4 года и
сопроводили уже тремя весьма унизительными отказами,
принятие в Совет означает долгожданный дипломатический
прорыв. Для политиков, твердо видящих Россию частью Европы,
особенно важно признание ее статуса "главного плательщика"
наряду с Германией, Францией, Великобританией и Италией, при
столь же внушительном (18 депутатов) представительстве в
Совете. Иные из них уже мечтательно заявляют о полученном
Россией "праве решающего голоса в европейских делах", что
стоит ежегодного взноса 130 млн. франков.
Однако при рассмотрении обязательств, вытекающих из
приема РФ в СЕ, причин для эйфории не обнаруживается.
Во-первых, в результате ратификации вхождения в Совет
Европы Россия обязана в течение года привести в соответствие
с нормами СЕ законодательную базу: провести реформу
прокуратуры, изменить законы о защите нацменьшинств, об
основных политических свободах, кардинально улучшить условия
содержания заключенных в тюрьмах и перевести эти тюрьмы из
ведения МВД в Минюст, ввести мораторий на исполнение уже
вынесенных смертных приговоров и в течение трех лет отменить
смертную казнь вообще, передать суду ответственных за
нарушения прав человека, отменить все запреты на свободное
передвижение и выбор места жительства, и в том числе для
гражданских лиц, владеющих государственной тайной. Но
главное признать высшую (в случае подачи гражданами жалоб)
юрисдикцию международного суда по сравнению с российскими
судами всех инстанций, т.е. ПОТЕРЯТЬ ЮРИДИЧЕСКИЙ
СУВЕРЕНИТЕТ!
Во-вторых, Россия по данному соглашению обязана
"пересмотреть законодательство о спецслужбах в соответствии
с позицией СЕ" и принять законодательство об альтернативной
воинской службе, а также соблюдать все нормы прав человека в
редакции СЕ, и в том числе разработать и исполнять программы
по реабилитации и выплате компенсаций народам,
депортированным с мест жительства в годы репрессий. То есть проблема Чечни, например, теперь уже оказывается не
внутренним делом России, а заботой СЕ и в смысле
компенсаций за депортацию, и в смысле действий спецслужб, и
в смысле "прав человека". Как это будет трактоваться ясно
показывают заявления по чеченской проблеме, прозвучавшие на
Ассамблее СЕ, "обращения" по этому вопросу, рассылаемые в
европейские СМИ "деятелями культуры", и УЖЕ СОСТОЯВШЕЕСЯ
РЕШЕНИЕ ПАСЕ УЧРЕДИТЬ СПЕЦИАЛЬНОЕ БЮРО ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА
СОБЫТИЯМИ В ЧЕЧНЕ. В свете данных заявлений и решений
возможность развития ситуации на российском Кавказе по
боснийскому сценарию, с появлением на нашей территории
сначала "голубых касок" ООН, а затем и дивизий НАТО вовсе
не беспочвенная "пугалка".
В-третьих, в отличие от стандартной процедуры приема в
СЕ, России предъявили особые требования геополитического
характера: в течение полугода ратифицировать договор с
Молдавией о полном выводе российских войск с территории ПМР
к октябрю 1997г., неукоснительно выполнять обязательства по
договору об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ), а
также "поддерживать границы в соответствии с принципами
международного права".
То есть РОССИЯ ОБЯЗУЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНО ОТДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ
ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ ТЕРРИТОРИЮ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЛАНГЕ
(Калининградская область и Карело-Кольский регион) И СВОИ
ИНТЕРЕСЫ В ЧЕРНОМОРСКО-БАЛКАНСКОЙ ЗОНЕ. А одновременно должна вести пограничный диалог с Эстонией на ее условиях.
Но и это еще не все. В ряде западных СМИ уже озвучены
сообщения, что главной ценой, которую российская делегация в
Страсбурге заплатила за прием в СЕ, является ОБЕЩАНИЕ
РАТИФИЦИРОВАТЬ ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ВООРУЖЕНИЙ СНВ-2 крайне неравноправный и предельно опасный
для России!
Объем и глубина уступок, сделанных Россией при вступлении
в СЕ, воистину пугают. Очевидно, что целый ряд условий
ратифицированного договора РФ выполнить не сможет по
причинам экономическим (нет средств) и военно-политическим
(во избежание краха собственной безопасности). Очевидно, что
в результате к России неизбежно начнут применять все более
жесткие санкции, и ее 18 парламентариев станут в ПАСЕ не
проводниками политики РФ в Европе, а мальчиками для
оглушительных публичных порок.
Возникает вопрос: только ли недальновидностью наших
законодателей (от коммунистов до жириновцев и от явлинцев до
НДР-овцев) объясняется столь редкое и решительное единодушие
в стремлении просунуть голову России в петлю? Ответ на этот
вопрос содержится, возможно, в предположениях некоторых
европейских газет о том, что РАТИФИКАЦИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В
СОВЕТ ЕВРОПЫ БЫЛА ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РФ
10-МИЛЛИАРДНОГО КРЕДИТА МВФ.
Печально, что в данном случае объективно наиболее
последовательными, но неудачливыми радетелями интересов
России оказались такие одиозные фигуры, как С.Ковалев, лидер
украинского РУХа В. Чорновил и наиболее антироссийски
настроенные парламентарии прибалтийских стран, категорически
протестовавшие против принятия. Но еще более печально, что
примитивный политический меркантилизм или уж слишком слепая
"любовь к древним камням Европы" позволили российским
законодателям так трагически и бездарно проторговаться
главным, к защите чего обязывает их статус: государственными
интересами России.
|