Дата публикации: 02.04.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 14 (122) |
На минувшей неделе:
27 марта -- президент Румынии Илиеску подписал в Тбилиси
с президентом Грузии Шеварднадзе договоры о двустороннем
сотрудничестве и транспортном сообщении. Илиеску также
провел переговоры по проблемам транспортного сообщения в
Ереване и Баку. -- глава таможенного управления Армении
Абгарян заявил, что в ближайшие несколько лет Армения вряд
ли присоединится к Таможенному союзу стран СНГ.
28 марта -- Грузия пообещала РФ сохранить российское
военное присутствие на своей территории на ближайшие 25 лет
в случае восстановления грузинского контроля над Абхазией и
Южной Осетией.
29 марта В Тбилиси прибыла делегация Минобороны РФ во
главе с начальником генштаба РФ М.Колесниковым. Обсуждается
сотрудничество в оборонной сфере, а также новый мандат
коллективных миротворческих сил в зоне грузино-абхазского
конфликта.
-- министр обороны Грузии В.Надибаидзе заявил, что на
заседании министров обороны стран СНГ в Москве решено
восстановить железную дорогу из России на Кавказ через
территорию Абхазии.
1 апреля В планах интеграции систем ПВО стран-членов
СНГ с 1 июня 1996г. предполагается взаимодействие с ПВО
Грузии.
Перед этим:
21 марта -- президент Армении Тер-Петросян приглашен
присутствовать 13 мая на церемонии открытия железнодорожной
магистрали из Ирана в Туркмению.
7 марта -- председатель Великого национального собрания
Турции М.Калемли заявил в Тбилиси, что Грузия может
рассчитывать на поддержку Турции при вступлении в НАТО.
5 марта -- в ходе визита министра иностранных дел Ирана
Велаяти в Тбилиси обе стороны подчеркнули значение
строительства железной дороги, которая свяжет Иран и Грузию.
-----
На фоне внутрироссийских политических баталий и
обсуждения интеграционных инициатив в СНГ визит в республики
Закавказья президента Румынии Иона Илиеску почти затерялся.
Между тем стратегический контекст вопросов, обсуждавшихся в
ходе данного визита, заслуживает серьезнейшего внимания
российских политиков.
Главным содержанием переговоров, проведенных в Ереване,
Баку и Тбилиси, стала проблема расширения экономический
связей и транспортного сообщения. Обсуждались прежде всего
морские грузовые перевозки через грузинские черноморские
порты Батуми и Поти. Как заявил Илиеску, у Румынии есть
устоявшиеся маршруты от Констанцы до турецких Самсуна и
Трабзона, и ближайшая задача состоит в том, чтобы уже в 1996
г. продлить эти коммуникации до черноморских портов Грузии.
Учитывая, что 13 мая предполагается торжественное
открытие ирано-туркменского участка железной дороги Мешхед-
Теджен, завершающего юго-западный выход нового так
называемого Великого Шелкового Пути (ВШП) в Персидский
залив, инициатива Илиеску означает создание западного
терминального выхода ВШП через Азербайджан и Грузию в
Восточную Европу, и появление альтернативы глобальным
железнодорожным коммуникациям Евразии, ранее замыкавшимся
через Россию.
Знаменательно, что премьер Ирана Велаяти побывал с
визитом в Армении, чтобы пригласить Тер-Петросяна на
открытие новой трассы. Учитывая нынешние напряженные
отношения между Тегераном и Баку, а также наличие
внутрииранской железнодорожной магистрали Мешхед Тегеран
Тебриз, выходящей через Нахичевань непосредственно в
Армению, можно допустить, что Иран планирует предложить свой
вариант участка ВШП от Туркмении до Закавказья, не требующий
морских паромных перевалок на Каспии и, что существенно,
обходящий с юга Азербайджан.
Однако планы региональных лидеров отнюдь не
ограничиваются железнодорожным сообщением. В свете широко
обсуждавшегося варианта нефтепровода с азербайджанских
месторождений через Грузию и Турцию важной вехой на пути
реализации этого, альтернативного российскому, варианта
транспортировки является подписанное 7 марта Алиевым и
Шеварднадзе соглашение о трубопроводе к турецкому порту
Супса на Черном море. Следующим шагом к реализации системы
закавказских транспортных проектов оказываются визиты в Баку
в середине марта заместителя госсекретаря США С.Тэлботта и
чуть позже С.Ниязова, в результате чего 19 марта подписано
соглашение о развитии транзита туркменского газа через
Азербайджан и Грузию.
В официальных заявлениях подчеркивается, что
перечисленные транспортные проекты готовы финансировать ЕС и
международные банки. Но одновременно с международными
финансовыми структурами небывалую активность проявляет
Турция, которая уже пообещала Тбилиси вложить в нефтяной
проект 240 млн. долларов, а также всемерно поддержать
вступление Грузии в НАТО.
В Бухаресте во время визита Илиеску вдруг появились
заявления, что Румыния считает Констанцу вполне возможной
альтернативой проекту нефтепровода Бургас-Александруполис,
призванного вывести нефть из Черного моря на рынки Европы, и
поэтому имеет свой интерес к прокладке трубы через Чечню в
Новороссийск. Однако соглашения в Баку и Тбилиси
свидетельствуют, что за "дымовой завесой" этих заявлений
скрывается уже сделанная ставка на закавказский, в обход
России, вариант трубы. Понятны и мотивы привязки основных
соглашений визита Илиеску к турецким портам, которые,
казалось бы, не имеют отношения к морским маршрутам из
Батуми или Поти в Констанцу. Дело в том, что уже сейчас
ясно, что конкуренция нефтяных и иных транспортных проектов
в Черном море вряд ли обойдется без конфликтов между Турцией
и Россией. Учитывая, что политическое руководство Румынии
недвусмысленно стремится к вступлению в НАТО (членом
которого является Турция), и что турецкий флот на Черном
море уже сейчас вдвое превышает по совокупной мощности
раздираемые "дележкой" остатки советского ЧФ, Бухарест
заранее "ставит на сильного" и подает знак Анкаре.
Лидеры Закавказья, не будучи столь свободными в выражении
своих ориентаций, пока продолжают политический торг с
Россией. Грузия, чья экономика находится в тяжелейшем
состоянии, а внутриполитические возможности резко ограничены
абхазским и южно-осетинским конфликтами, откровенно
выставляет свою цену: обуздание Россией абхазского и южно-
осетинского сепаратизма в обмен на ратификацию подписанных
в октябре 1995г. 25-летних гарантий сохранения российских
войск на своей территории. Одновременно в республике,
практически завершившей становление весьма жесткого
президентского авторитаризма, "вдруг" возникает широкая и
легальная оппозиция, требующая "вывода российских
оккупационных войск из Грузии и Чечни".
Азербайджан, не без оснований рассчитывающий на
экономическую и политическую поддержку участников нефтяного
"проекта века", готов "рассмотреть вопрос о возможности
присутствия российских войск" и сохранить Габалинский
радиолокационный комплекс дальнего обнаружения в обмен на
помощь России в урегулировании в пользу Азербайджана
карабахского конфликта. Одновременно Грузия и Азербайджан
подписывают рамочный договор о дружбе, сотрудничестве и
укреплении взаимной безопасности, в подтексте которого в
качестве главной опасности фигурирует нестабильная Россия.
Армения сопровождает отказ вступить в новообразованный
Таможенный союз СНГ оговоркой "пока", а также намеками на
зависимость своих внешнеполитических ориентаций (либо на
Россию, либо на Турцию и Иран) от инициатив РФ в отношении
Карабаха и прорыва экономической блокады республики.
Можно предположить, что начавшаяся поездка в Закавказье
министров обороны и иностранных дел РФ и предполагаемый
вскоре визит в Баку президента США Клинтона расставят
новые ценники на предметах закавказского геополитического и
геоэкономического торга. Однако для России в этом торге
существуют некая рамка, выходить за пределы которой
смертельно опасно. К числу таких рамочных ограничений
относятся геополитические и геоэкономические интересы РФ на
Кавказе и в Закавказье, связанные с возрастанием
регионального влияния в перспективе гораздо более сильной,
агрессивной и, возможно, исламистской Турции, и со
стремлением ряда великих держав вытеснить Россию из
черноморско-каспийской транспортной и торгово-экономической
зоны. Особенно опасна с данной точки зрения неустойчивая и
небесспорная предвыборная российская ситуация, когда
стремление борющихся политических сил к тактическому успеху
может породить искушение в поисках голосов избирателей выйти
за указанную рамку.
Через месяц в Бухаресте состоится совещание министров
иностранных дел организации Черноморского экономического
сотрудничества, где обязательно будут обсуждаться и ключевые
проблемы причерноморских транспортных коммуникаций. У России
пока есть возможность диктовать многие цены и условия в
Кавказском торге за дороги и трубы. Правительство и
парламент РФ должны быть готовы к жесткому, с позиции
максимальной силы отстаиванию российских интересов.
|