Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ЗОВ "ТРУБЫ"
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 02.04.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 14 (122)

На минувшей неделе:

27 марта -- президент Румынии Илиеску подписал в Тбилиси с президентом Грузии Шеварднадзе договоры о двустороннем сотрудничестве и транспортном сообщении. Илиеску также провел переговоры по проблемам транспортного сообщения в Ереване и Баку. -- глава таможенного управления Армении Абгарян заявил, что в ближайшие несколько лет Армения вряд ли присоединится к Таможенному союзу стран СНГ.

28 марта -- Грузия пообещала РФ сохранить российское военное присутствие на своей территории на ближайшие 25 лет в случае восстановления грузинского контроля над Абхазией и Южной Осетией.

29 марта — В Тбилиси прибыла делегация Минобороны РФ во главе с начальником генштаба РФ М.Колесниковым. Обсуждается сотрудничество в оборонной сфере, а также новый мандат коллективных миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта.

-- министр обороны Грузии В.Надибаидзе заявил, что на заседании министров обороны стран СНГ в Москве решено восстановить железную дорогу из России на Кавказ через территорию Абхазии.

1 апреля — В планах интеграции систем ПВО стран-членов СНГ с 1 июня 1996г. предполагается взаимодействие с ПВО Грузии.

Перед этим:

21 марта -- президент Армении Тер-Петросян приглашен присутствовать 13 мая на церемонии открытия железнодорожной магистрали из Ирана в Туркмению.

7 марта -- председатель Великого национального собрания Турции М.Калемли заявил в Тбилиси, что Грузия может рассчитывать на поддержку Турции при вступлении в НАТО.

5 марта -- в ходе визита министра иностранных дел Ирана Велаяти в Тбилиси обе стороны подчеркнули значение строительства железной дороги, которая свяжет Иран и Грузию.

-----

На фоне внутрироссийских политических баталий и обсуждения интеграционных инициатив в СНГ визит в республики Закавказья президента Румынии Иона Илиеску почти затерялся. Между тем стратегический контекст вопросов, обсуждавшихся в ходе данного визита, заслуживает серьезнейшего внимания российских политиков.

Главным содержанием переговоров, проведенных в Ереване, Баку и Тбилиси, стала проблема расширения экономический связей и транспортного сообщения. Обсуждались прежде всего морские грузовые перевозки через грузинские черноморские порты Батуми и Поти. Как заявил Илиеску, у Румынии есть устоявшиеся маршруты от Констанцы до турецких Самсуна и Трабзона, и ближайшая задача состоит в том, чтобы уже в 1996 г. продлить эти коммуникации до черноморских портов Грузии.

Учитывая, что 13 мая предполагается торжественное открытие ирано-туркменского участка железной дороги Мешхед- Теджен, завершающего юго-западный выход нового так называемого Великого Шелкового Пути (ВШП) в Персидский залив, инициатива Илиеску означает создание западного терминального выхода ВШП через Азербайджан и Грузию в Восточную Европу, и появление альтернативы глобальным железнодорожным коммуникациям Евразии, ранее замыкавшимся через Россию.

Знаменательно, что премьер Ирана Велаяти побывал с визитом в Армении, чтобы пригласить Тер-Петросяна на открытие новой трассы. Учитывая нынешние напряженные отношения между Тегераном и Баку, а также наличие внутрииранской железнодорожной магистрали Мешхед — Тегеран — Тебриз, выходящей через Нахичевань непосредственно в Армению, можно допустить, что Иран планирует предложить свой вариант участка ВШП от Туркмении до Закавказья, не требующий морских паромных перевалок на Каспии и, что существенно, обходящий с юга Азербайджан.

Однако планы региональных лидеров отнюдь не ограничиваются железнодорожным сообщением. В свете широко обсуждавшегося варианта нефтепровода с азербайджанских месторождений через Грузию и Турцию важной вехой на пути реализации этого, альтернативного российскому, варианта транспортировки является подписанное 7 марта Алиевым и Шеварднадзе соглашение о трубопроводе к турецкому порту Супса на Черном море. Следующим шагом к реализации системы закавказских транспортных проектов оказываются визиты в Баку в середине марта заместителя госсекретаря США С.Тэлботта и чуть позже С.Ниязова, в результате чего 19 марта подписано соглашение о развитии транзита туркменского газа через Азербайджан и Грузию.

В официальных заявлениях подчеркивается, что перечисленные транспортные проекты готовы финансировать ЕС и международные банки. Но одновременно с международными финансовыми структурами небывалую активность проявляет Турция, которая уже пообещала Тбилиси вложить в нефтяной проект 240 млн. долларов, а также всемерно поддержать вступление Грузии в НАТО.

В Бухаресте во время визита Илиеску вдруг появились заявления, что Румыния считает Констанцу вполне возможной альтернативой проекту нефтепровода Бургас-Александруполис, призванного вывести нефть из Черного моря на рынки Европы, и поэтому имеет свой интерес к прокладке трубы через Чечню в Новороссийск. Однако соглашения в Баку и Тбилиси свидетельствуют, что за "дымовой завесой" этих заявлений скрывается уже сделанная ставка на закавказский, в обход России, вариант трубы. Понятны и мотивы привязки основных соглашений визита Илиеску к турецким портам, которые, казалось бы, не имеют отношения к морским маршрутам из Батуми или Поти в Констанцу. Дело в том, что уже сейчас ясно, что конкуренция нефтяных и иных транспортных проектов в Черном море вряд ли обойдется без конфликтов между Турцией и Россией. Учитывая, что политическое руководство Румынии недвусмысленно стремится к вступлению в НАТО (членом которого является Турция), и что турецкий флот на Черном море уже сейчас вдвое превышает по совокупной мощности раздираемые "дележкой" остатки советского ЧФ, Бухарест заранее "ставит на сильного" и подает знак Анкаре.

Лидеры Закавказья, не будучи столь свободными в выражении своих ориентаций, пока продолжают политический торг с Россией. Грузия, чья экономика находится в тяжелейшем состоянии, а внутриполитические возможности резко ограничены абхазским и южно-осетинским конфликтами, откровенно выставляет свою цену: обуздание Россией абхазского и южно- осетинского сепаратизма в обмен на ратификацию подписанных в октябре 1995г. 25-летних гарантий сохранения российских войск на своей территории. Одновременно в республике, практически завершившей становление весьма жесткого президентского авторитаризма, "вдруг" возникает широкая и легальная оппозиция, требующая "вывода российских оккупационных войск из Грузии и Чечни".

Азербайджан, не без оснований рассчитывающий на экономическую и политическую поддержку участников нефтяного "проекта века", готов "рассмотреть вопрос о возможности присутствия российских войск" и сохранить Габалинский радиолокационный комплекс дальнего обнаружения в обмен на помощь России в урегулировании в пользу Азербайджана карабахского конфликта. Одновременно Грузия и Азербайджан подписывают рамочный договор о дружбе, сотрудничестве и укреплении взаимной безопасности, в подтексте которого в качестве главной опасности фигурирует нестабильная Россия.

Армения сопровождает отказ вступить в новообразованный Таможенный союз СНГ оговоркой "пока", а также намеками на зависимость своих внешнеполитических ориентаций (либо на Россию, либо на Турцию и Иран) от инициатив РФ в отношении Карабаха и прорыва экономической блокады республики.

Можно предположить, что начавшаяся поездка в Закавказье министров обороны и иностранных дел РФ и предполагаемый вскоре визит в Баку президента США Клинтона — расставят новые ценники на предметах закавказского геополитического и геоэкономического торга. Однако для России в этом торге существуют некая рамка, выходить за пределы которой смертельно опасно. К числу таких рамочных ограничений относятся геополитические и геоэкономические интересы РФ на Кавказе и в Закавказье, связанные с возрастанием регионального влияния в перспективе гораздо более сильной, агрессивной и, возможно, исламистской Турции, и со стремлением ряда великих держав вытеснить Россию из черноморско-каспийской транспортной и торгово-экономической зоны. Особенно опасна с данной точки зрения неустойчивая и небесспорная предвыборная российская ситуация, когда стремление борющихся политических сил к тактическому успеху может породить искушение в поисках голосов избирателей выйти за указанную рамку.

Через месяц в Бухаресте состоится совещание министров иностранных дел организации Черноморского экономического сотрудничества, где обязательно будут обсуждаться и ключевые проблемы причерноморских транспортных коммуникаций. У России пока есть возможность диктовать многие цены и условия в Кавказском торге за дороги и трубы. Правительство и парламент РФ должны быть готовы к жесткому, с позиции максимальной силы отстаиванию российских интересов.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)