Дата публикации: 04.06.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 23 (131) |
29 мая -- Обелиск на могиле бывшего премьера Израиля Бегина
осквернен надписями с угрозами в адрес Переса и Нетаньяху, а также
призывами отомстить за убийство Рабина.
30 мая -- На выборах премьер-министра Израиля лидер правого
блока "Ликуд" Беньямин Нетаньяху с минимальным перевесом победил
главу левой партии "Авода" Шимона Переса. На парламентских выборах
"Ликуд" получил в кнессете 31 место, "Авода" 44 места.
2 июня -- В своем первом послевыборном выступлении Нетаньяху
подчеркнул, что его важнейшей задачей будет сплочение израильского
народа, среди которого наметились серьезные разногласия.
-----
Высочайший уровень мирового внимания к исходу выборов в Израиле
явно несоразмерен масштабам и населению страны. Причин такой
несоразмерности несколько.
Прежде всего, Израиль уже давно является одним из нервных узлов
не только ближневосточной, но и мировой политики. И потому, что
многие годы выполнял важнейшую роль "непотопляемого авианосца" США
в регионе. И потому, что связан нитями происхождения своих граждан
с рядом наиболее мощных стран мира. И потому, что в ходе своего
создания и становления пробудил и актуализировал острые
противоречия мировых держав. И потому, наконец, что на его
территории расположены святыни нескольких мировых религий.
Вторая важнейшая причина столь пристального внимания к
израильским выборам возможный масштаб их влияния на судьбы войны
и мира на Ближнем Востоке, на шансы создать устойчивую
конфигурацию региональной безопасности. Принципиально разный
подход кандидатов к единому лозунгу "территории в обмен на мир" и
формату переговоров с арабскими соседями создает вовсе не
однозначные перспективы мирного процесса.
Далее, всем очевиден более широкий контекст израильских
выборов: предстоящие выборы президента США. Ставка администрации
демократов на миротворческие ближневосточные успехи как важнейшее
внешнеполитическое достижение привела к ситуации, когда Клинтон
оказался заложником действий нового израильского премьера.
Наконец, большинству мировых политиков понятно, что в новом,
формирующемся на наших глазах постблоковом мире неизбежен поиск
Израилем своего нового места и новой роли, когда все антагонизмы и
блоковые привязанности не могут не подвергаться стратегическому
переосмыслению.
"В израильском обществе быстро спадают иллюзии относительно
позитивной однозначности региональной политики США. Если после
публикации разоблачительных мемуаров о ряде нюансов
ближневосточной челночной дипломатии Киссинджера разочарование
израильтян было направлено в основном на "недружественный" подход
к Израилю со стороны республиканцев, то сейчас уже многим понятно,
что еврейское лобби в Вашингтоне не очень влияет и на
стратегический курс администрации Клинтона. Заигрывание США с
исламом в разных регионах мира и у себя дома, форсированная
накачка вооружениями арабских соседей Израиля окончательно
ставят под сомнение произраильскую роль "американского доброго
дядюшки" в новом мире.
После выборов в США при их любом исходе достаточно вероятно,
что Америка, исходя из своих глобальных интересов, может очень
скоро кардинально изменить ближневосточные региональные
приоритеты. Учитывая, что Киссинджер совсем не чужд рвущейся в
Белый Дом команде республиканцев, в случае победы Доула такая
тревожная для Израиля вероятность оказывается сверхзначимой.
Далее, в Израиле нарастает понимание стратегической
неоднозначности некоторых азиатских "союзников". Еще год назад
перспективы турецкой политики сотрудничества выглядели из Тель-Авива бесспорными. Однако успех исламистов Эрбакана на последних
парламентских выборах, и в особенности сопровождавшая этот успех
имперская пантюркистско-панисламистская риторика заставляют
израильские элиты стремительно переосмысливать свою вовлеченность
в подобное сотрудничество. Учитывая, что радикальная исламизация и
"империализация" Турции, происходящая "с ведома и одобрения" США и
особенно Германии, сопровождается резким наращиванием с их же
помощью политической агрессивности и военного потенциала,
очередной парламентский кризис в Анкаре и новая победа исламистов
на местных выборах ставят перед Израилем вовсе не пустяшные
вопросы. Возможная цена, которую в перспективе придется платить за
помощь подобного "союзника" в решении сирийской, ливанской и
иранской проблем, уже многим в Тель-Авиве кажется чрезмерной.
Указанные обстоятельства заставляют дальновидных израильских
политиков оценивать возможности полагаться более на собственные
силы, чем на американскую помощь и региональных союзников. И
сальдо оказывается не слишком утешительным.
Прежде всего, в обществе налицо усталость от войны, ностальгия
по безопасности и ослабление крайне актуальных в сегодняшней
ситуации социально-психологических мобилизационных возможностей.
Немаловажную роль здесь играет значительная алия, часть которой,
что нередко характерно для бывших советских и российских граждан,
заражена специфическим патриотизмом с доминирующим представлением
о "земле обетованной" как о грандиозном супермаркете.
Затем, вовлеченность Ближнего Востока в большую мировую
политику придает небывалую остроту проблеме пересечения в регионе
операционных полей множества спецслужб, играющих свои непростые
дипломатические, военные и спецтеррористические игры и контригры.
Наконец, бесспорно небывалое разрушение социального и
национального единства. Наиболее ярким свидетельством этого
оказываются результаты прошедших выборов. Хотя самый острый
предмет полемики подход к миротворчеству, консенсуса по вопросам
макроэкономики, социальной политики, роли государственного
регулирования, отношения к религиозным ортодоксам и т.д. в
обществе также нет. В то же время проявленное выборами "равновесие
ожиданий", очень сходное с сегодняшней российской ситуацией, не
дает ни одной из политических сил права "действовать без оглядки".
Это чревато долговременным политическим патом. Не случайно
Нетаньяху в первой послевыборной речи назвал своей главной задачей
консолидацию общества.
Реалистичный анализ политической ситуации заставляет
израильские элиты в своем переосмыслении приоритетов обратить
взгляд и на Россию. Сегодня этот взгляд, уже не затуманенный
"синдромом мести" в адрес СССР из-за проблем еврейской эмиграции и
безоговорочной поддержки Москвой антагонистичных арабских соседей,
может быть более взвешенным. Очевиден и встречный интерес к
Израилю со стороны новых российских элит. Однако "разноплановость"
этого интереса, связанная с кланово-корпоративной структурой
социальных верхов России, ставит много вопросов.
Хорошо известна роль Израиля как терминала для вхождения в
Россию не слишком чистых капиталов "бывших русских" и выкачивания
из РФ еще менее чистых капиталов "новых русских". Знаменательно,
что огромную роль в этом процессе с российской стороны играют
кланы, демонстрирующие наиболее жесткую риторику в адрес
"ближневосточного малого народа". Вовлеченность в этот процесс
международной и отечественной организованной преступности внушает
крайнюю обеспокоенность результатами подобного "сотрудничества" и
уже является предметом взаимного интереса обеих стран.
Безусловен интерес Израиля к регулированию ближневосточных
рынков вооружений и опасности создания в регионе совместными
усилиями ВПК США, России и ряда других государств
сверхмилитаризованной зоны долговременной конфликтности. Здесь у
России и Израиля также есть что обсуждать и согласовывать.
Значительные перспективы имеет и проблематика взаимоувязывания
геополитических интересов в изменившемся мире. Не нужно
предаваться иллюзиям о совпадении этих интересов. Не стоит также
переоценивать способность России влиять на политику
ближневосточных исламских государств. Но и недооценивать такую
способность, и отрицать на волне поверхностных эмоций узлы
схождения интересов также не следует.
Наконец, России и Израилю есть что предложить друг другу в
сфере обмена современными технологиями. Не нужно ни самоуничижения
(ничего, мол, у нас не осталось), ни "гордости" (без них
обойдемся). Нужен трезвый и холодный расчет.
Но прежде всего нужно, чтобы российские политические,
дипломатические, финансовые, военные, специальные элиты работали
синхронно и согласованно на общем государственном стержне. Иначе
нет ни субъекта диалога, ни мировой политики. А есть шайки,
конкурирующие между собой за право собирать в чьи-то карманы с
поверхности мутного российского послеперестроечного потока
нефтяную, алмазную, оружейную, наркотическую и прочую пену.
|