Дата публикации: 11.06.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 24 (132) |
3 июня -- По данным Института экономического анализа, внешний
долг России в текущем году увеличивается на 1 млрд.долларов
ежемесячно. К апрелю он превысил 132 млрд.долларов.
4 июня -- Финансовая группа "Менатеп" объявила о создании ФПГ
"Русский текстиль". ФПГ собирается ориентировать свою
производственную программу на отечественный средний класс.
-----
Идут предвыборные баталии. "На войне как на войне". Идеологи
спорят о капитализме и социализме, специалисты по психологической
войне стращают красными бригадами и террористическими актами. А за
кулисами этой красивой театрализованной потасовки идет
действительная война за будущее России. И эта война ведется, увы,
не между оппозицией и режимом. Зачастую линия фронта здесь
проходит между отдельными кабинетами. Вышедшая к широкому читателю
экономическая программа Б.Ельцина страшит вовсе не намерением
продолжить реформы и укрепить институты частной собственности.
Странным было бы отсутствие подобных намерений у политической
фигуры масштаба Б.Ельцина.
Однако, все эти месяцы казалось, что Президент России, уже
сдвигающийся в сторону государственно-патриотической риторики,
решится и на сдвиги в плане проводимого им курса. Тем более, что
зимой и ранней весной 1996 года такие сдвиги уже начали
обозначаться и связывались с укреплением позиций первого вице-
премьера Олега Сосковца, который раз за разом пытался отвоевать
какие-то преференции для, скажем обобщенно, "несырьевого" сектора
экономики России. При этом подобные отвоевания производились вовсе
не в рамках ресоциализации. Подлинная борьба велась на совсем
других, неизмеримо более важных для реального народно-
хозяйственного комплекса, направлениях. Что же это за направления?
По оценкам многим экспертов, в российской экономике объективно
назрел переход от экспортно-импортной стадии к стадии
импортозамещения, которая предполагает создание условий,
позволяющих отечественным производителям вытеснять импорт с
внутренних рынков. Нужно сразу оговориться, что такая
переориентация не совершается сразу во всем объеме хозяйства, как
по команде: вчера еще мы жили в абсолютно открытом экспортно-
импортном режиме, а сегодня загородились таможенными барьерами и
занялись восстановлением внутреннего рынка. Так не бывает. Эти
взаимно-противоположные и дополняющие друг друга ориентации будут
сосуществовать и взаимодействовать по всем законам диалектики,
которые мы все не так давно изучали, но сегодня как-то разом
забыли. И то сказать, социально-экономическая и политическая
ситуация совсем не располагает к диалектике. Особенно в момент
выборов.
Неизбежный переход российского хозяйства в режим
импортозамещения не может быть безболезненным и гладким.
Экспортно-импортные корпорации, стоящие за нынешним экономическим
курсом, сегодня вполне сформированы, наделены четкими и мощными
мотивациями. Они ясно осознают единство своих интересов, при этом
в их руках оказалась сконцентрирована подавляющая часть финансовых
ресурсов страны. Хотя самые дальновидные из них, способные
планировать на несколько шагов вперед. уже приходят к пониманию,
что экспортно-импортная стадия в ее "чистом " варианте на сегодня
исчерпала свои резервы. Понимая это, сырьевые "киты" исподволь
переакцентируют свою деятельность на освоение внутреннего рынка,
включаются в промышленные группы и готовы к стратегическому
компромиссу с обрабатывающими корпорациями. Но судьба этого
компромисса в большой мере, хотя и не всецело, зависит от
экономической политики правительства, от его готовности поддержать
поэтапный переход к импортозамещению средствами бюджетной,
налогово-дотационной, таможенно-тарифной и социальной политики.
Отодвигание Сосковца от терминалов большой российской политики
опасным образом сдвинуло позиции внутривластных групп в вопросе об
экономическом курсе. Опубликованная экономическая программа
Б.Ельцина оказалась полностью лишенной каких бы то ни было
"диалектических моментов". Она выдержана в бескомпромиссном
радикально-либеральном, можно даже сказать, абстрактно-либеральном
духе, и не сулит нам сколь-нибудь заметной корректироки
экономической политики.
Судя по программе, ядро политики останется без изменений, оно
лишь дополнено внушительным пакетом социальных обещаний.
Внутренний государственный долг Президент намерен сократить,
налоги облегчить, а финансировать бюджетный дефицит он планирует
за счет дальнейшего расширения внешних заимствований. Эти меры, по
расчетам авторов программы, призваны освободить инвестиционные
ресурсы для внутренних вложений. Собственно, этим в программе и
исчерпывается роль государства в деле преодоления тяжелейшего
структурного кризиса. Во всяком случае в разделе, посвященном
промышленной политике, нет даже упоминания о поддержке финансово-
промышленных групп и других крупных структурообразующих
институтов. В этой сфере будет продолжена "политика малых дел", поддержка будет оказываться не корпорациям или отраслям, а
исключительно небольшим проектам для отдельных предприятий.
Экономическая часть программы Президента вызывает, мягко
говоря, удивление: авторы как будто нарочито проигнорировали даже
нарастающую критику, исходящую из недр самого правительства (в
частности, недавнее предупреждение министра экономики Е.Ясина о
реальной угрозе необратимой потери промышленного потенциала
страны). Проигнорирована также позиция правительственных экспертов
в отношении угрожающего, лавинообразного роста внешнего долга,
особенно усилившегося в последние месяцы. За этим нарочитым
радикализмом программы слишком уж явно вырисовывается фигура
Чубайса. На чем же основаны его расчеты?
Единственное, что способно сегодня продлить политический
монополизм экспортно-сырьевых корпораций, это массированный
приток иностранных инвестиций по государственным и частным
каналам. Такие обещания на случай победы Б.Ельцина, видимо, были
получены. Речь, в частности, идет об ускоренном запуске ряда
крупных нефтяных проектов на основе соглашений "о разделе
продукции"; ожидается также оживление на фондовом рынке за счет
притока иностранных денег.
Нельзя сказать, что надежды эти абсолютно беспочвенны (хотя
прогноз поствыборной политической ситуации оставляет для этого
мало шансов). Такая финансовая "кислородная подушка" сама по себе
способна на какое-то время "продлить очарование" монопольной
власти "Газпрома". Вопрос только в цене таких вливаний и в
реальных результатах, которые могут быть при этом получены.
Расчеты показывают, что цена и результаты, в конечном счете,
окажутся несопоставимы. Хотя некоторые дополнительные экспортно-
импортные возможности российской экономики при этом возможно
задействовать, значительный ресурсный, производственный и кадровый
потенциал, доставшийся нам в наследство, будет потерян навсегда.
Оттягивать и дальше назревший и неизбежный момент запуска
импортозамещающего режима становится все рискованнее и накладнее
для российского хозяйства.
Разумеется, процесс импортозамещения уже идет и будет идти и
без участия федеральных властей. Он идет в рамках формирующихся
финансово-промышленных групп (так например, на днях было объявлено
о создании ФПГ "Русский текстиль" в рамках группы "Менатеп"). Этот
процесс кое-как идет и на уровне регионов. Но, будучи лишен
организующего участия федерального центра, процесс
импортозамещения чаще всего реализуется в крайне малых масштабах,
в слабых, хаотичных и ущербно-провинциальных формах. А это значит,
что перспективы "счастливого детства" для российских ребятишек,
которые так щедро и вдохновенно живописует предвыборная программа
Б.Ельцина, оказывается под очень большим вопросом.
Легко возразить, что реальные экономические сдвиги определяются
не предвыборными "агитками". Это, однако, справедливо лишь с
точностью до одного "поправочного коэффициента". Обрабатывающий
неэкспортный комплекс сегодня искусственно ослаблен. Он лишен
оборотных средств, истерзан налоговыми наездами и "энергетическим
рэкетом". Напомнить о себе этот сектор мог именно перед выборами,
ибо он неизмеримо многочисленнее сектора экспортно-сырьевого. И
этого, казалось бы, нельзя было не учитывать. Однако предпочли
ведь не учесть! Сумели отделаться ничего не значащими подачками! А
раз так (если это действительно так, если Программу взаправду
собираются исполнять), то брошенный отечественный производитель
теперь уже волей-неволей напомнит о себе власти иначе. Напомнит втягиванием страны в новую, еще более болезненную стадию
системного кризиса. `
|