Дата публикации: 30.07.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 31 (139) |
5 июня -- Минобороны США У.Перри заявил, что НАТО, возможно,
придется продолжить миссию в Боснии в 1997 году.
18 июня -- СБ ООН отменил эмбарго на поставки оружия в
республики бывшей Югославии.
1 июля -- Выборы в Мостаре продемонстрировали жесткую
конфронтацию между хорватской и мусульманской общинами.
10 июля -- Международный трибунал в Гааге выдал ордера на арест
Р.Младича и Р.Караджича.
18 июля -- Миссия ООН в Сараево обвинила мусульманские власти в
потворстве террору и зверствам против оставшихся в городе сербов.
23 июля -- Вице-президент США А.Гор заявил, что американские
войска будут выведены из республики к концу года. Минобороны ФРГ
Рюэ предположил, что войска НАТО в Боснии задержатся на будущий
год.
25 июля -- Глава военной разведки США предупредил о возможности
возобновления военных действий в Боснии, если силы НАТО,
покидающие Боснию в декабре, не будут заменены другим
контингентом.
26 июля -- Международный посредник в Боснии Карл Бильдт заявил,
что находящиеся там многонациональные миротворческие силы не
должны участвовать в арестах лиц, обвиняемых в военных
преступлениях.
-----
По мере приближения осени ситуация в Боснии обостряется и
осложняется. Внешнее спокойствие и формальное "отсутствие войны"
уже никого не обманывает, и сквозь нарастающие до истерии призывы
"провести в сентябре в республике законные и демократические
выборы" сквозит все более очевидная тревога.
Один из главных факторов этой тревоги результаты прошедших в
Мостаре "праймериз", на которых была впервые сделана попытка
заключить в масштабах отдельно взятого города "образцово-
показательный мир" между общинами. Сколь велики были надежды на
эту попытку свидетельствуют хотя бы те усилия, которые
международные политические организации прилагали для оказания
помощи коалиции из нескольких этнически смешанных партий под
обещающим названием "За единую Боснию" (ЗЕБ). Ошеломляющие
результаты этих выборов: у "этнически чистых" Хорватского
демократического содружества и мусульманской Партии
демократических действий соответственно 45% и 49%, а у ЗЕБ
лишь 3% ясно показали тщетность надежд на выборное снятие
межобщинной вражды. А дальнейшие инциденты с нападениями и
угрозами в адрес выбранных должностных лиц лишили избирательных
"демократических" иллюзий даже самых наивных и "упертых" западных
сторонников выборного урегулирования боснийского конфликта.
Объявление кандидатов от различных общин в будущий президиум
Унии Боснии и Герцеговины окончательно развеяло любые
оптимистические надежды. Крешимир Зубак от Хорватского
демократического содружества, Алия Изетбегович от Партии
демократических действий и Момчило Краишник от Сербской
демократической партии личности, слишком хорошо известные своими
непримиримыми взглядами и слишком плотно зависимые от своих
политических структур, чтобы переломить межобщинную конфронтацию и
суметь наладить эффективный и конструктивный диалог.
Складывающаяся ситуация уже явным образом чревата оглушительным
провалом столь широко разрекламированного "Дейтонского чуда",
которое предполагалось использовать в качестве пилотного образца
технологии разрешения региональных конфликтов в постблоковую
эпоху. Значение этого более чем вероятного провала столь велико,
что на проблеме стоит остановиться подробнее.
Дейтонский процесс под военной эгидой НАТО с самого начала
замысливался как эффективная альтернатива "неэффективному ООН-
овскому миротворчеству", которое провалило в последние годы целый
ряд международных операций (Сомали, Руанда, Босния до 1994 года и
др.). Словосочетание "мир с позиции силы", которое с первых шагов
сопровождало дейтонский процесс в западноевропейской и особенно
американской печати, должно было знаменовать победное шествие
новой доктрины международного порядка, "добровольно и
согласованно" избранной международным сообществом после окончания
"холодной войны". По-сути, Дейтон должен был стать символом победы
униполярной модели мира под открыто провозглашаемым в последние
два года руководством США над прежней моделью мира под
арбитражем ООН. В этом плане вовсе не случайна крайне ревнивая
реакция администрации США на попытки назвать заключенные
соглашения Парижскими или хотя бы Дейтонско-Парижскими.
Очевидно, что и неплатежи США в бюджет ООН, и происходящая на
наших глазах попытка администрации Клинтона сместить Бутроса Гали
(якобы именно за провал миротворческих операций) находятся
вполне в русле общей американской программы последовательной
дискредитации ООН как института решения международных проблем.
Очевидно также, что эта программа, призванная умалить роль
единственной действительно универсальной мировой трибуны, а значит
оставить государства или союзы государств наедине с гегемонией
США крайне не по душе не только ООН, не только странам третьего
мира или традиционно антиамериканским блокам, но и большинству
недавних наиболее последовательных союзников Вашингтона.
Поэтому также очевидно, что ООН сейчас откровенно
заинтересована в дискредитации США как главного идеолога и
организатора альтернативного "Дейтонского" миротворчества, а также
НАТО как ключевого инструмента такого миротворчества. Отсюда
появление на свет нескольких интервью бывшего представителя
генсека ООН по Боснии Я.Акасси о существовании секретного доклада
ООН (скрытого американским командованием контингента НАТО),
доказывающего, что обстрел рынка в Сараево, ставший поводом для
крупномасштабных военных действий НАТО против сербов, на деле
велся с мусульманских боевых позиций. Отсюда же и заявления
представителей ООН о продолжающихся этнических чистках сербов в
Сараево при откровенном попустительстве мусульманских властей и
потворстве НАТОвской администрации, и подробное описание в
бюллетенях ООН продолжающихся (при безучастном наблюдении
контингентов НАТО) этнических столкновений в различных городах
Боснии (Мостар, Столац и др.).
США кровно необходимо к своим президентским выборам получить
некий позитивный результат Дейтона выборы в Боснии, и они этот
результат, конечно же, формально получат. Далее, необходимо
объяснить преходящий характер этого результата и последующий
(точно сконструированный) крупнейший политический провал чужими
происками.
Для этого должно быть предъявлено "мощное противодействие
вражьих сил", в качестве которых уже очевидно избраны лидеры
Республики Сербской Караджич и Младич, а также (внимание!) Союзная
республика Югославия и ее президент Милошевич. Выдача
Международным трибуналом по бывшей Югославии ордеров на арест
Караджича и Младича, а также прием Международным судом иска Боснии
и Герцеговины к СРЮ по обвинению в нарушении Конвенции о
предупреждении геноцида показывают, что сербы в СРЮ и Республике
Сербской назначены играть роль "супостатов". Главный интересант
такого процесса США, для коих "сербская агрессивность", которую
не желают "радикально блокировать" европейские союзники по НАТО
одно из ключевых самооправданий. В погоне за таким результатом
Белый Дом готов даже на беспрецедентные нарушения международного
права: Верховный Суд США постановил, что женщины, которые
подвергались мучениям в Боснии, могут предъявлять иски к
Р.Караджичу в суды США.
Но объяснение дейтонского провала и "опускание" европейских
союзников цели тактические. А стратегически США необходимо
выстроить в Юго-восточной Европе такой очаг долговременной
нестабильности, который не только создаст европейским конкурентам
множество политических и экономических проблем, но и сделает
постоянно необходимыми американскую "помощь", арбитраж и, в
конечном итоге, патронаж над балканским или, шире, европейским
политическим процессом.
Поэтому Вашингтон откровенно и целенаправленно занимается, во-
первых, усилением боснийских мусульман (и прежде всего их
вооружением, на что "для начала" щедро выделил 100 млн. долл. и
собственных инструкторов), во-вторых, расширяющимся включением в
это усиление и вооружение исламских стран (буквально выколачивая
деньги на эти цели у Турции, Саудовской Аравии и т.д.) и, в-
третьих, внешне бессмысленными и бесплодными, но хорошо
продуманными попытками объединить в антисербском противостоянии
мусульмано-хорватскую федерацию. Недавний визит министра торговли
США М.Кантора в Загреб и Сараево сопровождался множеством
обещаний: помощь в строительстве дорог к побережью Адриатики,
американские инвестиции, содействие вступлению во Всемирную
Торговую Организацию. При этом Вашингтон, разумеется, вовсе не
намерен "таскать каштаны из огня" собственными руками. Вице-
президент А.Гор уже подтвердил, что американские войска будут
выведены из Боснии к концу текущего года. Одновременно командующий
войсками НАТО в Боснии американский генерал Лейтон Смит заявил,
что контингент НАТО не будет устраивать "специальную охоту" на
Караджича и Младича.
Для большинства европейских союзников США, уже давно хорошо
понимающих опасность игры, в которую их вовлек Дейтон, такое
развитие балканского процесса, разумеется, крайне неудобно. Не
случайно в последние дни со стороны европейцев одно за другим
следуют заявления о пагубности инициированного американцами
процесса вооружения боснийских мусульман. Такие заявления уже
сделали и минобороны Франции Мийон, и минобороны Великобритании
Рифкинд. Спецслужбы Парижа обнародовали данные, согласно которым
до сих пор алжирские исламисты, организующие теракты во Франции,
готовятся на территории Боснии. Пресса в Лондоне уточнила, что
моджахеды пользуются прямой поддержкой Изетбеговича и базируются в
Центральной Боснии вокруг Травника, Зеницы и Завидовичей. А
португальские подразделения СВС запретили полеты боснийской
авиации в мусульманский анклав Горажде, обнаружив в направлявшемся
туда пассажирском боснийском вертолете 4 противотанковых орудия и
150 снарядов.
Понимая, что удержание "балканского котла" оказывается
долговременной и неизбежной головной болью Европы, ряд европейских
стран во главе с Францией инициировали процесс "отделения"
европейской военной политики от США, договорившись о придании
нового содержания чисто европейскому военному союзу ЗЕС. Пока еще
нельзя, разумеется, говорить о способности этого союза решать
серьезные военно-политические задачи в отрыве от НАТО и США, но
такая цель откровенно провозглашается в качестве главной рядом
крупных европейских политиков.
Однако есть в Европе и один союзник США, который достаточно
последовательно поддерживает и даже "углубляет" американскую
позицию на Балканах. Почти одновременно с заявлением Гора о
решимости вывести американские войска минобороны ФРГ Рюэ
сообщил, что не исключает необходимости продления пребывания
миротворческих сил НАТО в Боснии. Германия одобряет все
предложения США о вооружении боснийских мусульман и является
наиболее решительным сторонником всех антисербских акций. Германия
проявляет особую активность в подключении к боснийскому процессу
исламских государств, и прежде всего Турции. Учитывая, что
Германия все настойчивее претендует на роль общеевропейского
политического и экономического лидера, что все Балканы уже
несколько лет, по-сути, являются зоной финансовой гегемонии
немецкой марки, что Германия имеет давние и очень глубокие
отношения со многими исламскими странами эти симптомы
оказываются предвестниками возможных очень крупных европейских
перемен.
Один из наиболее ярких симптомов такого рода откровенное
стремление Германии срочно перенести "балканское урегулирование"
на территорию Сербии, а именно в Косово. Следующие с завидной
регулярностью встречи высших должностных лиц ФРГ с лидером
самопровозглашенного "теневого правительства" косовских албанцев
Ибрагимом Руговой, заявления этих лиц (например, К.Кинкеля и
Г.Коля) о том, что "права косовских албанцев не должны далее
оставаться в тени проблем Боснии", а также нарастающая поддержка
Бонном косовских радикалов показывают явное "восточное"
направление германских интересов и вызывают тревожные исторические
ассоциации.
Последейтонское "миротворчество" уже сегодня отчетливо
проявляется как повод и поле для европейских "разборок" между
великими державами. И уже вполне очевидно, что это
"миротворчество", крайне двусмысленное в отношении
многострадальной Боснии, неизбежно вызовет серию "дейтонаций"
крупных политических мин отнюдь не только в Юго-восточной Европе.
Первой из таких мин оказывается международная легализация
нарастающего военно-политического присутствия мусульманских
государств в Боснии, а далее, что крайне вероятно,
интернационализация противоречий в Косово. Эти процессы
обязательно "сдейтонируют" крупномасштабный долговременный
конфликт между Православием и Исламом на Балканах, в который
окажутся плотно втянуты не только Югославия и Босния, но и
Болгария, Греция, Албания, Македония, Румыния, Турция, с
дальнейшим сдвигом конфликтной зоны на Восток, в направлении
Молдавии, Украины и России.
Дальнейшая "дейтонация" уже прозревается в катастрофическом
увеличении масштабов международного терроризма, в особенности его
исламской компоненты, и синхронном нарастании обвинений США в
адрес т.наз. "террористических государств". Дейтонская технология
"выкручивания рук" для заключения заведомо невыполнимых, т.е.
провокационных международных соглашений, будучи взята на
вооружение в качестве "законного средства разрешения
межгосударственных противоречий", оказывается в руках авторов
этого "изобретения" эффективным инструментом для политических
взрывов в любом регионе планеты. И те, кто полагает, что этот
инструмент создан для локального применения, не должны
обольщаться. Прецедент явлен, и возможность его переноса в Иран,
Латинскую Америку или на Ближний Восток сегодня уже не бредовые
домыслы и не химеры.
И уж совсем не химеры эти опасности для России. Войдя в бывшую
Югославию в навязанном статусе одного из подчиненных
соисполнителей в антисербском ансамбле, РФ сильно подорвала свой
международный имидж в качестве самостоятельного субъекта
международной политики. Этот негативный имидж бессубъектности не
удастся изменить словесными демонстрациями противодействия
наиболее одиозным антисербским акциям. И тем более его не удастся
изменить, если офицеры российской миротворческой бригады будут
получать награды за успешную "дейтонацию" из рук министра обороны
США.
Но и это не все. Ввязавшись на весьма неопределенной роли в
задуманный без нее и против ее воли дейтонский процесс, РФ,
невзирая на любые формальные протесты, легализовала процедуру,
которая вполне может "сдейтонировать" на ее собственной
территории. Дополнительный повод для "участия мирового сообщества"
в наших внутренних делах опрометчивое вступление России в Совет
Европы, который уже несколько раз открыто зондировал проблему
международного вмешательства в Чечне. Учитывая следующие одно за
другим весьма жесткие заявления крупных мировых политиков (иногда
сформулированные почти как требования) о "необходимости
прекращения войны в Чечне и соблюдения законных прав чеченского
народа", перспектива попыток "дейтонации" на Северном Кавказе
вовсе не призрачна.
"Хороших" политических выходов из последейтонской ситуации у
России сегодня нет. РФ, в силу различных объективных и
двусмысленно-субъективных обстоятельств увы, ушла с переднего
края мировой политики. Возвращение на этот передний край
бесспорный императив, поскольку альтернативой оказывается лишь
последовательное и бесконечное политическое отступление в
обрамлении внешних и внутренних "дейтонаций". Бесспорно и то, что
цена такого возвращения неизбежно будет возрастать с каждым днем
промедления.
Речь, разумеется, не идет о попытках восстановления Россией
роли субъекта мирового биполярного политико-силового баланса: нет
ни ресурсов, ни возможностей, ни необходимости. Но насущно
необходима четкая и внятная международная позиция, включающая
постоянную и открытую демонстрацию нелегитимности, неэффективности
и опасности для мира, таящихся в дейтонской политике "выкручивания
рук" и международного военно-политического расчленения государств.
Необходимо безоговорочное и открытое дистанцирование от технологий
"дейтонации" во имя себя и во имя мира.
|