Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

"НОВЫЙ КУРС" ПРЕЗИДЕНТА ЕЛЬЦИНА?
Тема: Россия
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 06.08.1996
Источник: Газета "Завтра"
No: 32 (140)

11 июля -- Б.Ельцин направил в Конституционный суд РФ запрос о проверке закона Калмыкии о выборах президента автономии.

15 июля -- Б.Ельцин назначил главой Администрации президента и своим первым помощником А.Чубайса.

18 июля -- Прошло первое заседание Политического консультативного совета при президенте РФ.

25 июля -- Указом Б.Ельцина учрежден Совет Обороны РФ. Секретарем СО назначен Ю.Батурин.

30 июля -- А.Чубайс сформировал аналитическую группу Администрации президента, во многом повторяющую состав предвыборного штаба Ельцина. Чубайс заявил, что приоритетами Администрации будут кадровая политика и отношения с регионами.

1 августа -- Б.Ельцин объявил состав Совета Безопасности РФ в количестве 15 членов. Составы СБ и СО очень схожи.

-----

По мере приближения "дня Х" с его инаугурационными торжествами волна "победно-антикоммунистической" эйфории в СМИ постепенно уступает место победно-либеральным футурологическим реляциям. Якобы народ выбрал будущее, пройдена "точка принятия решения" и даже "точка возврата". Авторы подобного рода публицистики как-то упускают из виду суровый смысл последней метафоры. А ведь в авиации он значит простую вещь: теперь, если правы пророки, государственному лайнеру России придется идти на вынужденную посадку с ее небогатым выбором между малой (сломанное шасси) и большой (испарение при ударе о землю) катастрофами.

Фундаментом победной футурологии редко оказывается сравнение России с "флагманами либерализма и демократии". Разница слишком очевидна даже для наиболее яростных адептов, и уже пару лет сторонников пятисотдневных прыжков в светлое капиталистическое завтра можно найти только в тщательно изолированных от реальности футлярах некоторых офисов "ЯБЛока" и отдельных интеллигентских кухонь. Однако выборы дали определенные основания говорить о первом в России прецеденте всеобщей (в смысле западной политической традиции) легализации верховной государственной власти, на основании чего делается вывод о необратимом вступлении нашей страны на главную магистраль политической модернизации. А уж из этого якобы автоматически следует (в том же смысле западной традиции) модернизация социальная, экономическая, технологическая и т.д.

Второе основание для разговоров о необратимости модернизационного западно-либерального вектора — перемены в высшем эшелоне власти, сопровождавшие выборы и придававшие им столь тревожно-интригующий характер. Тотальная победа "партии мира демократических либералов-западников" в окружении Ельцина над "партией войны националистов-авторитаристов" и, главное, роль самого президента в этой победе — якобы гарантируют необратимость политической модернизации наиболее надежным в России — верховно-"монархическим" способом.

Не станем углубляться в довольно сложную проблему действительных мотивов и обстоятельств выборных отставок, отметим лишь вопиющую алогичность приведенной аргументации. Во-первых, "монаршие гарантии" всеобщей избирательной демократии как свидетельство необратимой политической модернизации — что может быть дальше от классического западного политического проекта? Во- вторых, состоялась ли действительная победа либералов-западников в российской власти? В-третьих, взаправду ли произошла политическая модернизация (в смысле выборного решения вопроса о верховной власти), и взаправду ли она в России необратима?

Оставим в покое риторическое "во-первых", и перейдем сразу к "во-вторых". Формально — налицо много признаков "либерализации" властной команды. Извлечен из политических запасников ультралиберальный "национальный аллерген" Чубайс, резко поднялся политический статус приближенных банково-финансовых структур, сохраняет свою ключевую позицию Черномырдин, удалены "группа Коржакова-Сосковца" и Н.Егоров. Но одновременно — назначен министром обороны И.Родионов, в состав Совета обороны введен глава Миноборонпрома З.Пак, во внешней политике России временами слышится взвешенный державный голос, а главное — ведется (пока) последовательная государственная линия в Чечне. Конечно, ближайшее время может изменить диспозицию, но сейчас — тезис о тотальной либерализации "коллективного Ельцина" выглядит поверхностно.

В-третьих, рассуждения о политической модернизации в России могут быть восприняты лишь в порядке не слишком удачной шутки. Ход и содержание избирательной кампании продемонстрировали лишь одно: отечественные политические элиты на удивление быстро учатся публичным электоральным технологиям. Выборы показали, что наши ученики уже сегодня готовы превзойти западных учителей не только в откровенном политическом цинизме тотального манипулирования сознанием, но и в способности элитной консолидации вокруг единой цели. Грубость приемов выборных СМИ, от которой тошнило (по их собственному признанию) даже наиболее отчаянных "модернизаторов" — лишь "болезнь роста", при необходимости быстро преодолимая. Если говорить о "модернизационной необратимости" — то необратим, увы, лишь приобретенный частью нашего истеблишмента вкус к безбрежной политической игре.

Верховная власть в России никогда, включая забытый новгородский период, не была в западном смысле демократической. Она бывала, в разных пропорциях, иерархической и/или олигархической, и таковой же остается сегодня. Харизматический лидер как символ освященной идеей властной вертикали, и магнаты как символы реальной силы и богатства — вот ее исторические опоры. Ослабление иерархической вертикали в позднесоветское и постсоветское время деформировало власть в направлении чистой олигархии, и президентская республика Ельцина была вполне осознанной попыткой конституционного закрепления иерархического противовеса вышедшему из под контроля ЦК и КПК олигархизму.

Эта попытка продолжается и поныне, и выборные кадровые перестановки — не только отголоски межкланового соперничества, но и вехи указанной борьбы. Однако в сегодняшней России становление олигархии сопровождается соперничеством-союзничеством ее центральных и региональных групп. Хозяйственно-экономический процесс захвата собственности — глубоко политизирован и прорастает сквозь все действия и инициативы всех ветвей власти. Главная опасность олигархического властного конструирования сегодня в том, что под флагом "углубления политической федеративной демократии" рискует выстроиться даже не компрадорская финансовая олигархия, а региональная удельно-княжеская олигархия развала России.

Осенние губернаторские выборы, что уже очевидно, пройдут на фоне крайне неблагоприятной социально-экономической ситуации, когда изрядно "поиздержавшийся" на президентских выборах федеральный Центр окажется не в силах выполнять большинство своих обещаний по зарплатам, пенсиям и целевым федеральным программам. При этом понятно, что наиболее ярким знаменем, под которыми пойдет на выборы часть региональных кандидатов, будет социально- экономическая недееспособность Москвы. Но одновременно не менее понятно, что одна из важных составляющих этой недееспособности — налогово-финансовая политика региональных лидеров, иногда предельно откровенно отказывающихся пополнять своими отчислениями бюджет, но с удовольствием месяцами прокручивающих в доверенных комбанках целевые бюджетные ассигнования. И поэтому не может не тревожить характер вовлечения части коммунистической и националистической оппозиции в акции протеста в различных регионах страны (в данный момент прежде всего в Приморье). Некоторые обстоятельства этого вовлечения позволяют утверждать, что оппозицию пытаются использовать в качестве инструмента борьбы региональных олигархий с центральной властью.

В связи с описанными тенденциями особо важное значение имеет тот послевыборный кремлевский процесс, который уместно окрестить "аппаратной революцией". Создание новоявленных органов власти (Совет безопасности, Совет обороны, Политический консультативный совет и т.д.) с кругом обязанностей и полномочий, определяемых президентом, а также объявленные приоритеты обновленной Администрации президента (кадровая политика исполнительной вертикали и отношения с регионами) — показывают, что иерархия пытается "подтянуть на себя" отпущенное в сторону олигархий властное одеяло. Учитывая, что все аппаратные новообразования оказываются под всеобъемлющим контролем президента, а также припомнив июньский Указ о президентском праве смещать губернаторов вне зависимости от порядка их "вокняжения", гипотезу о конструировании аппаратного противодействия аппетитам олигархий можно считать достаточно обоснованной. Хотя, разумеется, очень многое здесь пока неясно и определится конкретными кадровыми назначениями в соответствующих структурах.

Кое-кто, возможно, мечтает увидеть в этом процессе новую опричнину, где преданное царю и державе аппаратное дворянство наведет порядок в стране и "примучит бояр", а современные "Рюриковичи" и "Гедиминовичи" разбегутся от монаршего гнева по новым скитам в Женевах и на Антильских островах. Вряд ли. Это путь для нынешней власти неприемлемый, а кроме того, кровавый и, главное, бесплодный. Во-первых, глупо властной иерархии терять потенциальных союзников в централистской олигархии, хорошо понимая, что в новых социально-экономических условиях России их "раскулачивание" технически осуществимо лишь через тотальный террор, на который нет ни желания, ни ресурса. Во-вторых, в нашей очень богатой на таланты стране — все же не такой избыток способных администраторов и хозяйственников, чтобы вновь провозглашать "незаменимых нет". Поэтому для власти возможный путь обретения государственной устойчивости — союз аппаратной иерархии с централистской олигархией при главенстве первой. Сравнительно реальный экономический инструмент конструирования такой устойчивости — поддержанная аппаратной иерархией экспансия централистского банковского капитала (и государственного контроля) в хозяйство регионов.

Но это только половина дела. Аппаратных дворян и "ближних бояр" для устойчивого управления недостаточно. Власти необходим союз с "новым дворянством", необходимо "купить" государственной востребованностью те интеллектуально-деятельностные и управленческие группы, которые реально, на уровне программных и исполнительных механизмов, контролируют ключевые сферы государственного существования и развития: науку, образование, информацию, армию, спецслужбы, малый и средний бизнес и т.д.. И не просто "купить востребованностью", а еще и замкнуть на внятно предъявленные общегосударственные цели.

А дальше — об оппозиции. Она, как показали выборы, сегодня не готова оседлать иерархию и олигархию, не в силах поставить "царя" и контролировать "ближних бояр". Но она может и должна взращивать "новых дворян", она в силах взять на себя формулирование государственных целей и поиск современных организационных форм замыкания "дворянства", она обязана всерьез, без ретроградных камланий и иронической снисходительности, заниматься разработкой национально-государственной идеологии. Обязана, хотя это дело долгое, во многом непредсказуемое и к очередным юбилеям неисполнимое. Обязана — иначе обществу уже завтра начнут навязывать сверху разрушительные рецепты господ Шумейко и Найшулей.

И последнее. Сегодняшнее чрезвычайное всеобщее внимание к здоровью президента и его возможным преемникам — разумеется, оправдано. Оправдано — поскольку в условиях, когда крепкой властной иерархии уже (и еще) нет, "дворянство" разобщено, а централистская олигархия еще по-настоящему не сложилась, уход Ельцина вполне может означать распад централизованной власти и победу удельно-княжеского олигархизма со всеми издержками "смутного времени", включая прямую опасность иноземных нашествий. И здесь для страны и для политического будущего оппозиции абсолютно недопустим подход "чем хуже — тем лучше". Борьба за социальную защиту трудящихся, требование выполнения социальных обязательств правительства — естественны и необходимы. Но при этом совершенно недопустим оппозиционный союз с регионалистской олигархией против "ненавистной Москвы". В нашей истории подобное бывало, и закончилось, как уместно вспомнить, поляками в Кремле. А уповать на то, что "когда-то потом", в нужный момент найдутся на супостатов Минин и Пожарский — серьезным политикам вряд ли пристало.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)