Дата публикации: 06.08.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 32 (140) |
11 июля -- Б.Ельцин направил в Конституционный суд РФ запрос о
проверке закона Калмыкии о выборах президента автономии.
15 июля -- Б.Ельцин назначил главой Администрации президента и
своим первым помощником А.Чубайса.
18 июля -- Прошло первое заседание Политического
консультативного совета при президенте РФ.
25 июля -- Указом Б.Ельцина учрежден Совет Обороны РФ.
Секретарем СО назначен Ю.Батурин.
30 июля -- А.Чубайс сформировал аналитическую группу
Администрации президента, во многом повторяющую состав
предвыборного штаба Ельцина. Чубайс заявил, что приоритетами
Администрации будут кадровая политика и отношения с регионами.
1 августа -- Б.Ельцин объявил состав Совета Безопасности РФ в
количестве 15 членов. Составы СБ и СО очень схожи.
-----
По мере приближения "дня Х" с его инаугурационными торжествами
волна "победно-антикоммунистической" эйфории в СМИ постепенно
уступает место победно-либеральным футурологическим реляциям.
Якобы народ выбрал будущее, пройдена "точка принятия решения" и
даже "точка возврата". Авторы подобного рода публицистики как-то
упускают из виду суровый смысл последней метафоры. А ведь в
авиации он значит простую вещь: теперь, если правы пророки,
государственному лайнеру России придется идти на вынужденную
посадку с ее небогатым выбором между малой (сломанное шасси) и
большой (испарение при ударе о землю) катастрофами.
Фундаментом победной футурологии редко оказывается сравнение
России с "флагманами либерализма и демократии". Разница слишком
очевидна даже для наиболее яростных адептов, и уже пару лет
сторонников пятисотдневных прыжков в светлое капиталистическое
завтра можно найти только в тщательно изолированных от реальности
футлярах некоторых офисов "ЯБЛока" и отдельных интеллигентских
кухонь. Однако выборы дали определенные основания говорить о
первом в России прецеденте всеобщей (в смысле западной
политической традиции) легализации верховной государственной
власти, на основании чего делается вывод о необратимом вступлении
нашей страны на главную магистраль политической модернизации. А уж
из этого якобы автоматически следует (в том же смысле западной
традиции) модернизация социальная, экономическая, технологическая
и т.д.
Второе основание для разговоров о необратимости
модернизационного западно-либерального вектора перемены в высшем
эшелоне власти, сопровождавшие выборы и придававшие им столь
тревожно-интригующий характер. Тотальная победа "партии мира
демократических либералов-западников" в окружении Ельцина над
"партией войны националистов-авторитаристов" и, главное, роль
самого президента в этой победе якобы гарантируют необратимость
политической модернизации наиболее надежным в России верховно-"монархическим" способом.
Не станем углубляться в довольно сложную проблему
действительных мотивов и обстоятельств выборных отставок, отметим
лишь вопиющую алогичность приведенной аргументации. Во-первых,
"монаршие гарантии" всеобщей избирательной демократии как
свидетельство необратимой политической модернизации что может
быть дальше от классического западного политического проекта? Во-
вторых, состоялась ли действительная победа либералов-западников в
российской власти? В-третьих, взаправду ли произошла политическая
модернизация (в смысле выборного решения вопроса о верховной
власти), и взаправду ли она в России необратима?
Оставим в покое риторическое "во-первых", и перейдем сразу к
"во-вторых". Формально налицо много признаков "либерализации"
властной команды. Извлечен из политических запасников
ультралиберальный "национальный аллерген" Чубайс, резко поднялся
политический статус приближенных банково-финансовых структур,
сохраняет свою ключевую позицию Черномырдин, удалены "группа
Коржакова-Сосковца" и Н.Егоров. Но одновременно назначен
министром обороны И.Родионов, в состав Совета обороны введен глава
Миноборонпрома З.Пак, во внешней политике России временами
слышится взвешенный державный голос, а главное ведется (пока)
последовательная государственная линия в Чечне. Конечно, ближайшее
время может изменить диспозицию, но сейчас тезис о тотальной
либерализации "коллективного Ельцина" выглядит поверхностно.
В-третьих, рассуждения о политической модернизации в России
могут быть восприняты лишь в порядке не слишком удачной шутки. Ход
и содержание избирательной кампании продемонстрировали лишь одно:
отечественные политические элиты на удивление быстро учатся
публичным электоральным технологиям. Выборы показали, что наши
ученики уже сегодня готовы превзойти западных учителей не только в
откровенном политическом цинизме тотального манипулирования
сознанием, но и в способности элитной консолидации вокруг единой
цели. Грубость приемов выборных СМИ, от которой тошнило (по их
собственному признанию) даже наиболее отчаянных "модернизаторов"
лишь "болезнь роста", при необходимости быстро преодолимая. Если
говорить о "модернизационной необратимости" то необратим, увы,
лишь приобретенный частью нашего истеблишмента вкус к безбрежной
политической игре.
Верховная власть в России никогда, включая забытый новгородский
период, не была в западном смысле демократической. Она бывала, в
разных пропорциях, иерархической и/или олигархической, и таковой
же остается сегодня. Харизматический лидер как символ освященной
идеей властной вертикали, и магнаты как символы реальной силы и
богатства вот ее исторические опоры. Ослабление иерархической
вертикали в позднесоветское и постсоветское время деформировало
власть в направлении чистой олигархии, и президентская республика
Ельцина была вполне осознанной попыткой конституционного
закрепления иерархического противовеса вышедшему из под контроля
ЦК и КПК олигархизму.
Эта попытка продолжается и поныне, и выборные кадровые
перестановки не только отголоски межкланового соперничества, но
и вехи указанной борьбы. Однако в сегодняшней России становление
олигархии сопровождается соперничеством-союзничеством ее
центральных и региональных групп. Хозяйственно-экономический
процесс захвата собственности глубоко политизирован и прорастает
сквозь все действия и инициативы всех ветвей власти. Главная
опасность олигархического властного конструирования сегодня в том,
что под флагом "углубления политической федеративной демократии"
рискует выстроиться даже не компрадорская финансовая олигархия, а
региональная удельно-княжеская олигархия развала России.
Осенние губернаторские выборы, что уже очевидно, пройдут на
фоне крайне неблагоприятной социально-экономической ситуации,
когда изрядно "поиздержавшийся" на президентских выборах
федеральный Центр окажется не в силах выполнять большинство своих
обещаний по зарплатам, пенсиям и целевым федеральным программам.
При этом понятно, что наиболее ярким знаменем, под которыми пойдет
на выборы часть региональных кандидатов, будет социально-
экономическая недееспособность Москвы. Но одновременно не менее
понятно, что одна из важных составляющих этой недееспособности
налогово-финансовая политика региональных лидеров, иногда
предельно откровенно отказывающихся пополнять своими отчислениями
бюджет, но с удовольствием месяцами прокручивающих в доверенных
комбанках целевые бюджетные ассигнования. И поэтому не может не
тревожить характер вовлечения части коммунистической и
националистической оппозиции в акции протеста в различных регионах
страны (в данный момент прежде всего в Приморье). Некоторые
обстоятельства этого вовлечения позволяют утверждать, что
оппозицию пытаются использовать в качестве инструмента борьбы
региональных олигархий с центральной властью.
В связи с описанными тенденциями особо важное значение имеет
тот послевыборный кремлевский процесс, который уместно окрестить
"аппаратной революцией". Создание новоявленных органов власти
(Совет безопасности, Совет обороны, Политический консультативный
совет и т.д.) с кругом обязанностей и полномочий, определяемых
президентом, а также объявленные приоритеты обновленной
Администрации президента (кадровая политика исполнительной
вертикали и отношения с регионами) показывают, что иерархия
пытается "подтянуть на себя" отпущенное в сторону олигархий
властное одеяло. Учитывая, что все аппаратные новообразования
оказываются под всеобъемлющим контролем президента, а также
припомнив июньский Указ о президентском праве смещать губернаторов
вне зависимости от порядка их "вокняжения", гипотезу о
конструировании аппаратного противодействия аппетитам олигархий
можно считать достаточно обоснованной. Хотя, разумеется, очень
многое здесь пока неясно и определится конкретными кадровыми
назначениями в соответствующих структурах.
Кое-кто, возможно, мечтает увидеть в этом процессе новую
опричнину, где преданное царю и державе аппаратное дворянство
наведет порядок в стране и "примучит бояр", а современные
"Рюриковичи" и "Гедиминовичи" разбегутся от монаршего гнева по
новым скитам в Женевах и на Антильских островах. Вряд ли. Это путь
для нынешней власти неприемлемый, а кроме того, кровавый и,
главное, бесплодный. Во-первых, глупо властной иерархии терять
потенциальных союзников в централистской олигархии, хорошо
понимая, что в новых социально-экономических условиях России их
"раскулачивание" технически осуществимо лишь через тотальный
террор, на который нет ни желания, ни ресурса. Во-вторых, в нашей
очень богатой на таланты стране все же не такой избыток
способных администраторов и хозяйственников, чтобы вновь
провозглашать "незаменимых нет". Поэтому для власти возможный путь
обретения государственной устойчивости союз аппаратной иерархии
с централистской олигархией при главенстве первой. Сравнительно
реальный экономический инструмент конструирования такой
устойчивости поддержанная аппаратной иерархией экспансия
централистского банковского капитала (и государственного контроля)
в хозяйство регионов.
Но это только половина дела. Аппаратных дворян и "ближних бояр"
для устойчивого управления недостаточно. Власти необходим союз с
"новым дворянством", необходимо "купить" государственной
востребованностью те интеллектуально-деятельностные и
управленческие группы, которые реально, на уровне программных и
исполнительных механизмов, контролируют ключевые сферы
государственного существования и развития: науку, образование,
информацию, армию, спецслужбы, малый и средний бизнес и т.д.. И не
просто "купить востребованностью", а еще и замкнуть на внятно
предъявленные общегосударственные цели.
А дальше об оппозиции. Она, как показали выборы, сегодня не
готова оседлать иерархию и олигархию, не в силах поставить "царя"
и контролировать "ближних бояр". Но она может и должна взращивать
"новых дворян", она в силах взять на себя формулирование
государственных целей и поиск современных организационных форм
замыкания "дворянства", она обязана всерьез, без ретроградных
камланий и иронической снисходительности, заниматься разработкой
национально-государственной идеологии. Обязана, хотя это дело
долгое, во многом непредсказуемое и к очередным юбилеям
неисполнимое. Обязана иначе обществу уже завтра начнут
навязывать сверху разрушительные рецепты господ Шумейко и
Найшулей.
И последнее. Сегодняшнее чрезвычайное всеобщее внимание к
здоровью президента и его возможным преемникам разумеется,
оправдано. Оправдано поскольку в условиях, когда крепкой
властной иерархии уже (и еще) нет, "дворянство" разобщено, а
централистская олигархия еще по-настоящему не сложилась, уход
Ельцина вполне может означать распад централизованной власти и
победу удельно-княжеского олигархизма со всеми издержками
"смутного времени", включая прямую опасность иноземных нашествий.
И здесь для страны и для политического будущего оппозиции
абсолютно недопустим подход "чем хуже тем лучше". Борьба за
социальную защиту трудящихся, требование выполнения социальных
обязательств правительства естественны и необходимы. Но при этом
совершенно недопустим оппозиционный союз с регионалистской
олигархией против "ненавистной Москвы". В нашей истории подобное
бывало, и закончилось, как уместно вспомнить, поляками в Кремле. А
уповать на то, что "когда-то потом", в нужный момент найдутся на
супостатов Минин и Пожарский серьезным политикам вряд ли
пристало.
|