Дата публикации: 13.08.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 33 (141) |
3 июня -- На совещании министров иностранных дел НАТО в Берлине
утверждена концепция, позволяющая использовать войска НАТО под
командованием Западноевропейского союза (ЗЕС).
17 июня -- премьер Румынии Н.Вэкэрою заявил что Румыния и
Венгрия должны вступить в НАТО одновременно.
26 июня -- Польша возражает против создания безъядерной зоны в
центре Европы, считая, что тогда ее вступление в НАТО теряет
смысл.
-- Генсек НАТО Х.Солана заявил, что в случае вступления Чехии в
блок она должна быть готова принять на своей земле ядерное оружие.
10 июля -- Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла Стокгольмскую
декларацию, объявляющую расширение НАТО одной из составляющих
широкой европейской безопасности, и отвергла инициативу России и
создании Совета безопасности ОБСЕ.
23 июля -- Конгресс США одобрил выделение 60 млн долл. для
помощи в подготовке к вступлению в НАТО Польши, Венгрии, Чехии, и
пригласил в НАТО Украину, Молдавию и страны Балтии.
27 июля -- По американским опросам, лишь 9% венгров и 8% чехов
согласны на увеличение военных расходов ради вступления в НАТО.
67% поляков против увеличения военных расходов для вступления в
блок.
2 августа -- Минобороны Великобритании М.Портилло назвал
Словению реальным кандидатом на членство в НАТО.
12 августа -- В США начались маневры военнослужащих из 22
стран, включая страны Балтии и Восточной Европы, а также Украины,
Молдовы, Грузии, Кыргыстана, Казахстана и Узбекистана.
-----
Обилие повторяющихся с частотой восходов и закатов заклинаний о
расширении (или нерасширении) НАТО уже вызвало эффект привыкания.
Стиль этих заклинаний (в детской типологии "дурак сам дурак")
давно снизил жанр темы и быстро "замыливает" ее политическое
содержание. Однако содержание остается и требует обсуждения.
Первый и наиболее очевидный пласт проблемы изменившийся мир,
в котором старому НАТО как военному инструменту межблокового
противостояния осмысленного места нет. НАТО уже давно не от кого
ОБОРОНЯТЬСЯ, а перенос акцента на функции НАСТУПЛЕНИЯ на того же
"восточного врага" политически (пока) неприемлем даже для
североатлантических ястребов. Роль утеряна, а очень качественная,
дорогая, блестящая военная игрушка осталась, и расставаться с
ней очень не хочется, в особенности играющим с ней генералам.
Понадобилось осмысление и самооправдание существования блока в
новых реалиях. Первая, пробная попытка такого самооправдания
война против Ирака. Вторая, уже гораздо более уверенная попытка
найти новый смысл блока боснийское миротворчество, успех
которого должен, по замыслу проектантов, легализовать НАТО как
носителя новых функций и оправдать расширение этих функций и
географии блока.
Наиболее громкими и рьяными сторонниками экспансии НАТО на
восток являются бывшие наши союзники по Варшавскому договору и
Прибалтика. Для них, по множеству откровенных признаний, вхождение
в НАТО есть даже не публично провозглашаемая "гарантия от
возможной агрессии непредсказуемой России", а способ надежно
прицепить свои разваливающиеся социально-экономические теплушки к
сравнительно исправному поезду Евросоюза, а также шанс на
получение экономических дивидендов за роль восточных форпостов и
"непотопляемых авианосцев" блока.
Еще недавно назад по этой проблеме в Восточной Европе было
довольно убедительное единодушие. Однако события последних лет:
война в Боснии, нарастающий список условий и обязательств,
сопровождающий возможную интеграцию в НАТО, разделение
потенциальных кандидатов на "чистых" первого эшелона, "получистых"
и вовсе "нечистых", а также предъявленные расчеты стоимости
собственных затрат стран-кандидатов на интеграцию (для Польши
более 60 млрд. долл.) существенно охладили энтузиазм. По оценкам
американских социологических опросов, в Чехии и Венгрии однозначно
одобряют интеграцию в НАТО соответственно лишь 8% и 9% населения,
а 67% поляков против увеличения военных расходов ради
североатлантического членства. Кроме того, внутри
восточноевропейского "клуба кандидатов" уже наблюдаются явные
трения (например, между Венгрией и Румынией, Словенией и
Хорватией) из-за неравноправия НАТОвских обещаний.
Разумеется, очень неодинаково отношение к расширению НАТО и на
Западе. Наиболее осторожно ведут себя традиционно нейтральные
страны (Финляндия, Швеция, Австрия, Ирландия). Германия, напротив,
активнее других, поскольку именно в расширении НАТО видит
возможность легального наращивания собственного влияния в Европе и
наведения военно-политических мостов из Бонна в республики ЦВЕ.
Кроме того, роль "европейского локомотива расширения" позволит ФРГ
пытаться перейти в дальнейшем на позицию полномочного военно-
политического заместителя "старшего американского брата" на
европейской арене.
Франция, которая в течение 30 лет имела возможность "наблюдать
со стороны" усилия своих европейских НАТОвских коллег, заявила о
возвращении в североатлантическую военную организацию и также
проявляет повышенную активность в процессе расширения блока. Но
одновременно в противовес НАТО (где безраздельно доминируют США)
настойчиво конструирует европейский военно-политический кулак
Западноевропейского союза (ЗЕС), способный и правомочный проводить
собственные операции без американского участия. Объединенные
оперативно-тактические группы ЗЕС детище Франции должны стать
инструментом ее политического европейского паритета с
усиливающейся Германией. А для Великобритании дипломатия
расширения НАТО основание для попыток вернуть прежние и
завоевать новые позиции в Восточной Европе.
Однако главный автор и режиссер "расширительной пьесы"
конечно же, США. Вашингтон уже ясно дал понять, что НАТО тот
инструмент, который, ввиду безусловной незаменимости американской
техники, разведки и вооружений в обеспечении операций альянса и
ЗЕС, надолго обеспечит военно-политическое присутствие и
доминирование США на континенте, а также (даже в случае ухода
крупных контингентов американских войск из Европы) наращивание
этого присутствия. Два условия такого присутствия: зависимость
НАТО и ЗЕС от американской техники и "поголовная необходимость"
НАТО для Европы планомерно обеспечиваются американской
политикой. Для выполнения первого условия американцы уже
неоднократно оказывали неявный нажим на европейские программы
разработки и производства новейших вооружений (разведспутники,
авиация, высокоточное оружие), приводя к их свертыванию. Для
выполнения второго условия США активно трудятся над вовлечением в
блок нейтралов, форсируют "вступительно-примирительную" программу
"Партнерство во имя мира" и одновременно провоцируют (пример
Босния) возникновение в Европе вооруженных конфликтов, затем
(разумеется) требующих силового международного вмешательства. Есть
весомые основания полагать, что по мере расширения НАТО такие
конфликты могут "случайно" сдвигаться к нашим границам.
Но развитие ситуации в последнее время показывает, что в
североатлантической политике США есть и более глубокие цели.
Первая и наиболее очевидная из них "тихое" но неуклонное
расширение зоны интересов НАТО на территорию СНГ. Все более
откровенное заигрывание в этом смысле с Украиной и Молдавией
(напрямую), с Азербайджаном и Узбекистаном (по-преимуществу через
Турцию) прямо соотносится с заявленной американской
администрацией задачей "укрепления независимости новых демократий
на территории бывшего СССР". А "мозговые центры" республиканцев
формулируют задачу гораздо яснее: Украина как основное препятствие
новой имперской интеграции, Азербайджан как ключ к каспийской
нефти и Узбекистан как главный противовес влиянию России в
Центральной Азии должны быть зонами приоритетного внимания
американской политики.
Вторая неафишируемая цель США при расширении НАТО создать на
территории Европы новое противостояние "Восток-Запад", новую
самоподдерживающуюся военную конфронтацию, которая будет истощать
в противоборстве гонки вооружений обе стороны заново разделенной
Европы. Такая конфигурация не только гарантирует на длительную
перспективу многие тысячи рабочих мест в американском военно-
промышленном комплексе, не только даст Вашингтону крупную фору в
гонке за мировое экономическое лидерство, но и сделает "привычно
необходимым" постоянный арбитраж и патронаж США в европейских
делах. Чем жестче удастся разделить Европу, тем проще будет
властвовать США.
Наконец, третья скрытая цель США в расширении НАТО накопление
"политического товара уступок" для торговли с Россией за ядерное
разоружение. Ратификация и дальнейшая реализация договора СНВ-2
поставят РФ в настолько слабую военно-стратегическую позицию в
отношении США, что дальнейший разговор с нашей страной на любую
тему можно будет вести с позиций откровенного диктата. Ради
уничтожения единственно опасных для Вашингтона тяжелых российских
МБР уже сделаны и еще могут быть сделаны довольно крупные
"уступки": ослабление фланговых ограничений для России по договору
ОВСЕ, задержка расширения НАТО, обещание не размещать ядерное
оружие на территории новых членов, отсрочка приема или даже
снижение статуса в блоке прибалтийских республик, и многое другое.
Интонация полемики по НАТОвской проблематике в российской
прессе показывает, что Россию пытаются разыгрывать по схеме
европейской конфронтации. В то же время в Европе уже довольно
многие крупные политики осознали истинную цену
"североатлантической игрушки" для европейского будущего как в
аспектах военно-политической стабильности и безопасности, так и в
аспекте экономических перспектив. Не случайно голоса против
расширения блока все громче раздаются из Лондона, Парижа, Рима,
Хельсинки, Стокгольма, Праги, Софии и т.д. Российской дипломатии
нужно и можно проявлять последовательную настойчивость и искать
союзников, которых тяготит странная роль в чужих играх.
Но одновременно российской власти точно нужно понимать, что
расширение НАТО и требования ратификации договора СНВ-2, при всех
их сладко-демократических и миротворческих словесных упаковках
явная и недвусмысленная военная угроза стране. А на угрожающую
демонстрацию военных игрушек не бывает иного ответа, кроме
предъявления менее дорогих, но не менее впечатляющих собственных
"игрушек". Такая уж это игра.
|