Дата публикации: 01.10.1996 Источник: Газета "Завтра" No: 40 (148) |
19 сентября -- Калининградский губернатор Ю.Маточкин заявил,
что после заключения договоров о разграничении полномочий между
Москвой и регионами должен начинаться процесс дальнейшей передачи
полномочий от Центра субъектам Федерации.
23 сентября -- По данным социологических исследований, число
граждан РФ, ориентированных на коллективистские ценности, за
последние 5 лет снизилось вдвое.
25 сентября -- А.Лебедь после Северокавказского совещания по
Чечне заявил, что тем, кто не созрел для мира, нельзя оставаться
руководителем республики, края или области.
-----
В сегодняшние дни трехлетнего юбилея трагических событий осени
1993 года у многих оппозиционных политиков самого разного толка
от коммунистов до ультралибералов появляется искушение строить
далеко идущие аналогии. Кризис власти, экономическое
"пикирование", социальный протест... Но аналогии эти крайне
поверхностны.
Три года назад в России функционировала, во всей полноте
вертикали от Верховного Совета до сельсовета, СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ.
Огромные массы людей, которые выросли при этой власти и другой не
представляли, оказались готовы отстаивать законный и реально
существующий порядок вещей. Указ Ельцина N1400 был для них не
просто идеологически неприемлем, но и нелегитимен, и свою
решимость в борьбе против него они черпали в действующей
Конституции. Очень многие из этих людей мыслили свою борьбу в
категориях именно советской идеологии, в категориях коллективного
"Мы" пролетариата, который должен разорвать новые "цепи
капиталистического рабства", навязываемые антинародным режимом.
За три года произошло очень многое. Советская власть как
реальность, требующая отстаивания, исчезла, и борьба за нее может
вестись лишь в русле РЕСТАВРАЦИИ. Новый режим, как бы он ни был
неприемлем социально-психологически, формально КОНСТИТУЦИОНЕН и,
вне зависимости от подтасовок на референдуме трехлетней давности и
грубости пропагандистских кампаний СМИ, освящен результатом
последних выборов. В думских и президентских выборных баталиях
существенно поменялись, сместившись к политическим и экономическим
данностям нового "капиталистического и либерального" времени,
главные оппозиционные идеологии. Но главное почти исчез или
необратимо изменился массовый социальный тип, который
выплескивался на улицы Москвы в ярости того октябрьского
противостояния.
В России уже почти нет того слоя или класса, который можно было
называть в широком смысле пролетариатом физического и умственного
труда.
Во-первых, этот слой размывается при нарастании массы
владельцев реальных и мифических акций приватизированных
предприятий. Манок номинального "собственника" подействовал на
многих, и отнюдь не только на тех, кому эти акции приносят
практические дивиденды.
Во-вторых, этот слой в ситуации скрытой "безработицы на рабочих
местах", когда людям не платят зарплату, а взамен не требуют
результата, деградирует как трудовой класс, но одновременно как-бы
и лишается тех самых многократно цитированных "цепей". Ему
оказывается уже действительно, без дураков, нечего терять.
В-третьих, утеряв "цепи", но сохраняя необходимость кормить
семьи, этот класс становится перед трагическим и жестоким выбором:
сможешь торгуй либо воруй, не сможешь подыхай. Для сделавших
этот выбор трудовые, а за ними и вообще конструктивно-
созидательные мотивации оказываются малозначимы, поскольку имеют
все меньше отношения к решению главных задач выживания. Это
касается как тех, кто вписался в обслуживание богатых, в челночный
"бизнес" или структуру криминальных "крыш", так и тех, кто в своем
искреннем желании "в поте лица добывать хлеб свой" все яснее
понимает, что не будет ни пота, ни хлеба.
И, наконец, постепенная утрата навыков коллективного труда и
императивы индивидуального выживания последовательно размывают
традиции и институты коллективности, ослабляя и съеживая до
уцелевших производственных групп то самое характерное для
советской эпохи самоощущение общего "Мы", которое три года назад
формировало отряды у здания российского парламента или бросало
стотысячные колонны в прорыв по Садовому кольцу. Громкие
забастовки и акции протеста на отдельных действующих предприятиях
базовых отраслей, способных шантажировать власть инфраструктурными
и ресурсообеспечивающими катастрофами (угледобыча, энергетика,
транспорт), сегодня лишь немногочисленные и очень локальные
исключения из этого процесса.
Нарастающая "приватность" мышления и действий в широких
народных массах оказывается симптомом последовательного
разрушения остатков специфически превращенной в советскую эпоху
российской коллективистской социальности, симптомом МАССОВОГО
СОЦИАЛЬНОГО РЕГРЕССА К "СМУТНОМУ ВРЕМЕНИ".
Процессы социального разрушения в верхушечных слоях общества
происходят, в силу малочисленности и большей подвижности этих
слоев, быстрее и нагляднее. После крушения КПСС и системы Советов,
соединявших обручами власти и ответственности крупную и мелкую
"номенклатуру", идет неуклонная "приватизация" властных и
экономических возможностей в административных аппаратах,
политических организациях и хозяйственных структурах. И если в
экономической сфере подобные процессы оправдываются официозными
лозунгами "деловой активности", "эффективного менеджмента" и т.п.,
то в сфере власти все откровеннее "приватизация" государственных
функций, институтов и регионов.
Открытое и ненаказуемое использование чиновниками ресурсов и
возможностей своей должности для накопления личного
экономического, политического и властного капитала, а также для
конвертации этого капитала из одной формы в другую не что иное,
как современная форма изрядно подзабытых на Руси воеводских
"кормлений". То есть СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГРЕСС ВЛАСТИ В ПОЗДНЕЕ
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, со всеми отсюда вытекающими угрозами для
политической стабильности и государственной целостности. Отнюдь не
случайно в недавнем выпуске парижской "Фигаро" патриарх
антисоветской "советологии" Элен Каррер Д'Анкосс в связи с
перспективами борьбы за власть "после Ельцина" многозначительно
пишет: "...не следует забывать, что за последние годы на
бескрайних российских просторах появился ряд губернаторов,
действующих, как подлинные главы государств, в регионах, не
уступающих по площади Франции". Д'Анкосс имеет в виду в первую
очередь феномены Татарии, Башкирии, Якутии и т.д. Однако действия
Лебедя, без оглядки на государственные последствия "прибирающего к
рукам" политический капитал контроля за разными сферами российской
жизни от чеченского "миротворчества" до армии, Черноморского
флота, атомных станций, внешней политики и "северного завоза"
еще более яркая иллюстрация этого процесса.
Разрушенная снизу доверху старая структура социального действия
не сменилась ничем иным. В классической терминологии Макса Вебера
традиционного и ценностно-рационального действия уже нет, а
целе-рационального еще нет. Какая там "власть закона"!
Нарастающая асоциальность мстит за эти утраты и огромной
коррупцией, и уличной преступностью, и яростной клановой дракой за
власть и собственность, и все более криминальным стилем
российского бизнеса. "Приватность" в сегодняшней России прорастает
аффективной и теряющей тормоза "приватизацией" социальных ролей,
чреватой регрессом к досоциальным стадиям человеческих отношений.
Сквозь расползающуюся социальную ткань все страшнее проглядывает
темный лик БУНТА всех против всех.
А идущее параллельно социально-имущественное расслоение
знаменуется отнюдь не становлением вожделенного нашими
либеральными реформаторами "среднего класса", призванного
обеспечить стабильный и процветающий буржуазный строй. Полюса
богатства и бедности быстро расходятся, адресуя к классовым
обществам прошлых столетий. И тем многочисленным певцам
"приватности", которые вослед за западными неолибералами грезят
рождением чудесного рыночно-демократического порядка из приватно-
индивидуалистического хаоса, не следует перескакивать через эпохи
и прозревать богатые витрины и зеленые газоны "общества
потребления". Сначала приходится ожидать гуситских войн, бунтов
луддитов, восстаний лионских ткачей и пушечных залпов
отечественных "генералов Галифе", с непредсказуемыми в XXI веке
историческими результатами для России и для мира.
|