Сегодня в столице
Ирана начинает работу двухдневный саммит замминистров иностранных дел России,
Ирана, Казахстана, Туркмении и Азербайджана, на котором в очередной раз будет
решаться вопрос о статусе и разделе Каспия. Даже сейчас аналитики затрудняются
в определении, чего больше в так называемой проблеме статуса Каспия экономики
или политики. Очевидно, там есть и то и другое, помноженное на стратегические
интересы не только государств Каспийского бассейна. Необходимо начать с того,
что в Тегеране российскую сторону представляет мощный десант из политиков и
бизнесменов во главе со спецпредставителем президента по Каспию в ранге
замглавы МИДа Виктором Калюжным, который с момента назначения на эту должность
курсировал по странам Каспийского бассейна и пытался привести интересы сторон к
общему знаменателю. Справедливости ради надо сказать небезуспешно. Фактически
сегодня в Тегеране рассматривается российский вариант дележа несметных
каспийских энергобогатств.
Комментарий:
вице-президент Международного общественного фонда
"Экспериментальный творческий центр" Юрий Бялый
Нынешняя встреча может означать попытку согласования точек зрения в
связи с тем, что по-прежнему нет никакого намека на консенсус по поводу раздела
Каспия. Все участники этого процесса неоднократно меняли свои позиции. И
Россия, которая длительное время была солидарна с Ираном в неприятии идеи
раздела Каспия, в последние два года эти взгляды изменила и готова на раздел.
Все годы, пока шел спор, проблема России заключалась в том, что у нее
не было единой фокусированной государственной позиции по Каспию. Была отдельная
позиция Минобороны, которое считало, что нужно ввозить грузы в Иран и в Армению
на определенных условиях. Была позиция Комрыболовства, позиция Миннефти,
Миннаца и МИДа. И, наконец, была своя позиция у крупнейших нефтяных компаний,
прежде всего у ЛУКОЙЛа, который с самого начала активно вошел в целый ряд
каспийских консорциумов. Эта разноголосица не позволила создать устойчивую
позицию России. Ее нет до сих пор, и г-н Калюжный, как мне кажется, за
последнее время никаких кардинальных успехов не добился.
Сейчас Россия, согласившись на те или иные варианты раздела и даже
занявшись конкретными процедурами согласования раздела с Казахстаном в северной
части Каспия, уже не имеет тех возможностей для жесткой игры на проблеме
раздела Каспия, которые имела ранее.
Кроме того, у России сейчас существует проблема укрепления и расширения
диалога с Ираном. Этого требует ряд крупных коммерческих и геополитических
интересов. Но для того чтобы эти интересы соблюдать, Россия должна и с Ираном
договориться относительно раздела Каспия. А это не так-то просто.
Наконец, здесь есть достаточно крупный игровой пласт, связанный с тем,
кто хочет вывода каспийской нефти на мировые рынки, и кто не хочет. Не секрет,
что, за некоторыми исключениями, мировой нефтяной рынок каспийской нефти не
жаждет. Выход каспийской нефти на мировые рынки означает необходимость делиться
с каспийскими странами куском мирового валютного нефтяного пирога. В первую
очередь не хотят этого, конечно, основные нефтедобывающие страны Персидского
залива. Прежде всего саудиды, именно они наиболее жестко оппонируют этим
проектам. Не хотят и крупнейшие американские компании, которые имеют мощные
акционерные пакеты в нефтяных компаниях Персидского залива, прежде всего в
саудовских, в кувейтских, в Объединенных Арабских Эмиратах.
Так что здесь достаточно сложный мотивационный клубок. И именно поэтому
думаю, что последние бомбовые удары по Ираку непосредственно связаны с системой
нефтяных интересов, которые развернуты вокруг Каспия. Вероятно, это будет
предметом обсуждения и на нынешней встрече. Но пока я не вижу внятных
стратегических позиций, которые могли бы кардинально изменить ту картину,
которую я описал. Поэтому никаких принципиальных крупных решений от этой
встречи я не жду.