Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

РОССИЙСКИЕ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Тема: Россия
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 30.05.1996
Источник: Газета "Деловая неделя" Алма-Ата
No:

Ответы на вопросы газеты "Деловая неделя"

1. Кто и как победит на выборах президента России?

Исходя из формального анализа динамики реальных рейтингов кандидатов, а также содержания и эффективности их предвыборных кампаний, можно прогнозировать следующее.

К выборам приблизительно сохранится нынешний уровень ориентаций на Зюганова и Жириновского. Ельцин доберет еще 4-6% потенциальных голосов, Явлинский потеряет почти столько же, а Лебедь утратит 1-3% избирателей. Явка на избирательные участки в первом туре будет на уровне 73-78%, и во второй тур выйдут Зюганов с 35-38% и Ельцин с 29-32% проголосовавших. Во втором туре явка будет несколько ниже, но основной электорат выбывших кандидатов распределится между фаворитами с резким смещением в пользу Ельцина, который и выиграет с перевесом 4-7% голосов.

Однако приведенный формальный прогноз предполагает спокойный, неконфликтный ход кампании и не может учесть крайне сложных и неоднозначных "подводных" выборных тенденций, которые приобретают в последний месяц небывалую остроту. Главные, в порядке перечисления, из таких тенденций:

- нарастание идеологической (именно идеологической, а не только и не столько социальной) конфронтации в обществе, что, при любом исходе выборов, не сможет примирить проигравших с поражением. Наиболее опасна здесь возможность выплескивания накопленных к выборам политических энергий в острых и крайних формах уличного противостояния;

- ощущение и во власти, и в оппозиции небесспорности и неустойчивости шансов на президентский пост, что создает "синдром упускаемой победы" и может еще до выборов толкнуть каждую из конкурирующих политических групп на использование технологий провокации или силового подавления конкурентов;

- наличие в "партии власти", в особенности в некоторых регионах России, определенных групп, решающих в ходе выборов президента свои особые задачи. Эти задачи — изъятие у федерального центра реальных политических и экономических властных рычагов в пользу финансово-промышленных кланов и региональных элит. Данные группы могут сильно "подставить" Ельцина в кампании, обоснованно полагая, что Зюганов, как президент, окажется слабее и потому сговорчивее по части регионализма и уступки президентских полномочий;

- наконец, все более отчетливое понимание частью российских элит того простого факта, что выборные "бодания" стремительно ослабляют и общество, и элиты, и что любая выборная победа в сегодняшних политических реалиях России обернется угрозой гражданской войны, т.е. поражением и распадом страны.

Борьба этих тенденций может существенно изменить ход и результаты избирательной кампании как в позитивном (компромиссном), так и в негативном (конфронтационном) направлении.

2. Если на выборах победит Зюганов, будет ли это означать гражданскую войну и сворачивание реформ?

Кто бы ни победил на выборах, он сразу после них встанет перед необходимостью выполнять предвыборные обещания и оправдывать социальные ожидания. Эти необходимости поднимутся в полный рост — в отсутствиe финансово-хозяйственных ресурсов и при расколотом обществе. Однако вообще никакие серьезные реформы в ситуации социально-политического раскола проводить нельзя, поскольку они будут саботироваться несогласными на всех этажах реализации — от Кремля до цеха или фермы. Ропот начнется уже через 2-3 месяца, а к зиме ситуация достигнет предельной остроты.

Заметим, что для Ельцина этот процесс будет "растянутым" и не столь болезненным, поскольку исполнительная вертикаль — его, и кредитные линии Запада сохранятся. Но масштаб проблем от этой затяжки во времени нисколько не снижается.

Для Зюганова внутренний саботаж новых собственников и сокращение западного кредитования — очень быстро поставят на повестку дня либо вопрос форсированной передачи производительной собственности иностранцам (т.е. полного отказа от собственной предвыборной программы и тем самым возбуждения тотальной ненависти "преданных" избирателей), либо проблему "экспроприации экспроприаторов", пусть даже вначале в относительно мягких формах, что не может не взорвать страну в течение полугода.

В любом случае попытки форсированного проведения любых масштабных социально-политических и экономических изменений вызовут массовое, на уровне по крайней мере трети населения, общественное недовольство, иногда принимающее крайние формы. Подавление недовольных в этом случае потребует использования репрессивного аппарата (также идеологически расколотого), что будет прямым путем к гражданской войне.

Раньше других данные обстоятельства поняли крупнейшие банкиры, которые в конце апреля выпустили "Обращение 13-ти" с призывом еще до выборов договориться о содержательном властном компромиссе между основными политическими силами страны и обеспечить минимальное общественное согласие. Эта идея (паритета власти и ответственности) — пожалуй, единственная здравая альтернатива худшим силовым сценариям развития событий. Кстати, это сразу понял и ваш Президент Н.А.Назарбаев, который в Москве встречался с авторами "Обращения 13-ти" и отнесся к их инициативе очень одобрительно. Заметим, что хотя бы частичный успех данной инициативы может в корне изменить и сценарий, и исход выборов.

3. Как будут развиваться интеграционные процессы в постсоветском пространстве после президентских выборов в России?

Заявления о том, что интеграции нет альтернатив — безответственные лозунги. К сожалению, альтернативы есть.

То, что интеграция является насущной необходимостью для всех республик, понимают теперь уже почти все (кстати, опять-таки одним из первых понял Назарбаев). Однако вовсе не всем по душе и такое понимание, и возможные результаты интеграционного процесса.

Внутри СНГ противодействие интеграции связано как с наличием подчеркнуто антироссийских групп в некоторых республиках (это прежде всего касается части новой государственной бюрократии, опасающейся потери собственного статуса в процессе интеграции), так и с изоляционистским национализмом части российских политиков. Но в российских элитах (и некоммунистической, и коммунистической ориентации) противников интеграции не слишком много, а массовый настрой — практически полностью за интеграцию. Однако моделей интеграции — множество, и двигаться к ней возможно лишь методом последовательных приближений. В то же время опасения в республиках, что Россия в случае прихода Зюганова способна резко изменить политический и экономический курс (в том числе в связи с нашумевшим эпизодом односторонней денонсации Беловежья) — оказываются очевидным тормозом интеграционных инициатив.

Но, кроме того, есть и мощные внешние антиинтеграционистские силы. Главный (но, разумеется, не единственный) фактор этого рода — конечно, США. Относительно "мягкую" форму противодействия постсоветской интеграции обозначает клинтоновская администрация. Так, пресс-секретарь Белого Дома Николас Бернс недавно откровенно заявил: "Мы положительно смотрим на то, что одна страна распалась на 15 стран, и хотели бы, чтобы так оставалось и в дальнейшем".

Республиканский конкурент Клинтона — Доул — выступает против любых форм интеграции в СНГ гораздо резче и агрессивнее, заявляя, что для противодействия интеграции необходимо срочно прекращать американскую помощь России и наращивать все формы воздействия на другие республики СНГ. А представители американского разведывательного сообщества, связанные с радикальным крылом республиканской партии США, выражаются еще более определенно: "Мы не для того потратили столько сил и долларов на уничтожение главного геополитического противника, чтобы сегодня спокойно взирать на его возрождение в новом качестве".

Сейчас, после опубликования ряда подробных исследований о механизмах тайной войны США против СССР, примерно ясно, каковы могут быть технологии и интенсивность американского противодействия интеграции постсоветских республик. Известно, что уже существуют планы ответа на интеграционный процесс усилиями по расчленению как России, так и других республик. Есть также очень весомые основания полагать, что в случае победы Доула незамедлительно будут включены на полную мощность инструменты давления Турции на Центральноазиатский регион, Закавказье, Кавказ, тюркские республики Поволжья и Украину, давления Германии на Молдавию, Украину, Белоруссию и Прибалтийские республики, давления Японии на регионы Сибири и Дальнего Востока, а также собственно американского давления по всем азимутам. Так что перспективы интеграционных процессов у нас зависят не только от результата президентских выборов в России, но и в большой мере — от исхода осенних президентских выборов в США.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)