Ответы на вопросы газеты "Деловая
неделя"
1. Кто
и как победит на выборах президента России?
Исходя из формального анализа динамики
реальных рейтингов кандидатов, а также содержания и эффективности их
предвыборных кампаний, можно прогнозировать следующее.
К выборам приблизительно сохранится
нынешний уровень ориентаций на Зюганова и Жириновского. Ельцин доберет еще 4-6%
потенциальных голосов, Явлинский потеряет почти столько же, а Лебедь утратит
1-3% избирателей. Явка на избирательные участки в первом туре будет на уровне
73-78%, и во второй тур выйдут Зюганов с 35-38% и Ельцин с 29-32%
проголосовавших. Во втором туре явка будет несколько ниже, но основной
электорат выбывших кандидатов распределится между фаворитами с резким смещением
в пользу Ельцина, который и выиграет с перевесом 4-7% голосов.
Однако приведенный формальный прогноз
предполагает спокойный, неконфликтный ход кампании и не может учесть крайне
сложных и неоднозначных "подводных" выборных тенденций, которые
приобретают в последний месяц небывалую остроту. Главные, в порядке
перечисления, из таких тенденций:
- нарастание идеологической (именно
идеологической, а не только и не столько социальной) конфронтации в обществе,
что, при любом исходе выборов, не сможет примирить проигравших с поражением.
Наиболее опасна здесь возможность выплескивания накопленных к выборам
политических энергий в острых и крайних формах уличного противостояния;
- ощущение и во власти, и в оппозиции
небесспорности и неустойчивости шансов на президентский пост, что создает
"синдром упускаемой победы" и может еще до выборов толкнуть каждую из
конкурирующих политических групп на использование технологий провокации или
силового подавления конкурентов;
- наличие в "партии власти", в
особенности в некоторых регионах России, определенных групп, решающих в ходе
выборов президента свои особые задачи. Эти задачи изъятие у федерального
центра реальных политических и экономических властных рычагов в пользу финансово-промышленных
кланов и региональных элит. Данные группы могут сильно "подставить"
Ельцина в кампании, обоснованно полагая, что Зюганов, как президент, окажется
слабее и потому сговорчивее по части регионализма и уступки президентских
полномочий;
- наконец, все более отчетливое понимание
частью российских элит того простого факта, что выборные "бодания"
стремительно ослабляют и общество, и элиты, и что любая выборная победа в
сегодняшних политических реалиях России обернется угрозой гражданской войны,
т.е. поражением и распадом страны.
Борьба этих тенденций может существенно
изменить ход и результаты избирательной кампании как в позитивном
(компромиссном), так и в негативном (конфронтационном) направлении.
2.
Если на выборах победит Зюганов, будет ли это означать гражданскую войну и
сворачивание реформ?
Кто бы ни победил на выборах, он сразу
после них встанет перед необходимостью выполнять предвыборные обещания и
оправдывать социальные ожидания. Эти необходимости поднимутся в полный рост в
отсутствиe финансово-хозяйственных ресурсов и при расколотом обществе. Однако
вообще никакие серьезные реформы в ситуации социально-политического раскола
проводить нельзя, поскольку они будут саботироваться несогласными на всех
этажах реализации от Кремля до цеха или фермы. Ропот начнется уже через 2-3
месяца, а к зиме ситуация достигнет предельной остроты.
Заметим, что для Ельцина этот процесс
будет "растянутым" и не столь болезненным, поскольку исполнительная
вертикаль его, и кредитные линии Запада сохранятся. Но масштаб проблем от
этой затяжки во времени нисколько не снижается.
Для Зюганова внутренний саботаж новых
собственников и сокращение западного кредитования очень быстро поставят на
повестку дня либо вопрос форсированной передачи производительной собственности
иностранцам (т.е. полного отказа от собственной предвыборной программы и тем
самым возбуждения тотальной ненависти "преданных" избирателей), либо
проблему "экспроприации экспроприаторов", пусть даже вначале в
относительно мягких формах, что не может не взорвать страну в течение полугода.
В любом случае попытки форсированного
проведения любых масштабных социально-политических и экономических изменений
вызовут массовое, на уровне по крайней мере трети населения, общественное
недовольство, иногда принимающее крайние формы. Подавление недовольных в этом
случае потребует использования репрессивного аппарата (также идеологически
расколотого), что будет прямым путем к гражданской войне.
Раньше других данные обстоятельства
поняли крупнейшие банкиры, которые в конце апреля выпустили "Обращение
13-ти" с призывом еще до выборов договориться о содержательном властном
компромиссе между основными политическими силами страны и обеспечить
минимальное общественное согласие. Эта идея (паритета власти и ответственности) пожалуй, единственная здравая альтернатива худшим силовым сценариям развития
событий. Кстати, это сразу понял и ваш Президент Н.А.Назарбаев, который в
Москве встречался с авторами "Обращения 13-ти" и отнесся к их
инициативе очень одобрительно. Заметим, что хотя бы частичный успех данной
инициативы может в корне изменить и сценарий, и исход выборов.
3. Как
будут развиваться интеграционные процессы в постсоветском пространстве после
президентских выборов в России?
Заявления о том, что интеграции нет
альтернатив безответственные лозунги. К сожалению, альтернативы есть.
То, что интеграция является насущной
необходимостью для всех республик, понимают теперь уже почти все (кстати,
опять-таки одним из первых понял Назарбаев). Однако вовсе не всем по душе и
такое понимание, и возможные результаты интеграционного процесса.
Внутри СНГ противодействие интеграции
связано как с наличием подчеркнуто антироссийских групп в некоторых республиках
(это прежде всего касается части новой государственной бюрократии, опасающейся
потери собственного статуса в процессе интеграции), так и с изоляционистским
национализмом части российских политиков. Но в российских элитах (и
некоммунистической, и коммунистической ориентации) противников интеграции не
слишком много, а массовый настрой практически полностью за интеграцию. Однако
моделей интеграции множество, и двигаться к ней возможно лишь методом
последовательных приближений. В то же время опасения в республиках, что Россия
в случае прихода Зюганова способна резко изменить политический и экономический
курс (в том числе в связи с нашумевшим эпизодом односторонней денонсации
Беловежья) оказываются очевидным тормозом интеграционных инициатив.
Но, кроме того, есть и мощные внешние
антиинтеграционистские силы. Главный (но, разумеется, не единственный) фактор
этого рода конечно, США. Относительно "мягкую" форму
противодействия постсоветской интеграции обозначает клинтоновская администрация.
Так, пресс-секретарь Белого Дома Николас Бернс недавно откровенно заявил:
"Мы положительно смотрим на то, что одна страна распалась на 15 стран, и
хотели бы, чтобы так оставалось и в дальнейшем".
Республиканский конкурент Клинтона Доул выступает против любых форм интеграции в СНГ гораздо резче и агрессивнее,
заявляя, что для противодействия интеграции необходимо срочно прекращать
американскую помощь России и наращивать все формы воздействия на другие
республики СНГ. А представители американского разведывательного сообщества,
связанные с радикальным крылом республиканской партии США, выражаются еще более
определенно: "Мы не для того потратили столько сил и долларов на
уничтожение главного геополитического противника, чтобы сегодня спокойно
взирать на его возрождение в новом качестве".
Сейчас, после опубликования ряда
подробных исследований о механизмах тайной войны США против СССР, примерно
ясно, каковы могут быть технологии и интенсивность американского
противодействия интеграции постсоветских республик. Известно, что уже
существуют планы ответа на интеграционный процесс усилиями по расчленению как
России, так и других республик. Есть также очень весомые основания полагать,
что в случае победы Доула незамедлительно будут включены на полную мощность
инструменты давления Турции на Центральноазиатский регион, Закавказье, Кавказ,
тюркские республики Поволжья и Украину, давления Германии на Молдавию, Украину,
Белоруссию и Прибалтийские республики, давления Японии на регионы Сибири и
Дальнего Востока, а также собственно американского давления по всем азимутам.
Так что перспективы интеграционных процессов у нас зависят не только от
результата президентских выборов в России, но и в большой мере от исхода
осенних президентских выборов в США.