Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ГОРЕ ПОБЕЖДЕННЫМ
Тема: Россия
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 07.10.1997
Источник: "Завтра"
No: 40 (201)




30 сентября — Использовав в качестве повода задержку его вылета в Баку, вице-президент Чечни В.Арсанов ультимативно потребовал вывода из Чечни представительств президента, правительства и Совета безопасности РФ.
1 октября — Арсанов заявил, что единственным выходом из ситуации является личная встреча Ельцина с Масхадовым, на которой будет признана независимость Чечни.
2-3 октября — Вице-премьер Чечни А.Закаев провел закрытые переговоры с В.Ардзинбой и Э.Шеварднадзе.
4 октября — И.Рыбкин подчеркнул, что, в соответствии с распоряжением Ельцина от 29 сентября, речь с руководством Чечни может идти только о договоре о взаимном делегировании полномочий.


На удивление вялая реакция российского общества и российской власти на последние события в Чечне и вообще на Кавказе — в очередной раз демонстрирует ту самую зловещую инерцию "синдрома благополучия", который почти неистребимо сидит глубоко внутри большинства граждан бывшей великой державы. До сих пор — даже после Чеченской войны и расширения НАТО — и локальные, и глобальные угрозы стране почему-то кажутся несоразмерно мелкими по сравнению с этим былым величием и не вызывают внутренней мобилизации.
Заявления США о Кавказе, Закавказье и Центральной Азии как зонах жизненно важных интересов Вашингтона означают, что поставлена задача убрать оттуда Россию. Единственная "хорошая" и не слишком издержечная возможность решить подобную задачу — "добровольное" признание Россией независимости Чечни, открывающее дорогу для уже хорошо разработанных и отчасти опробованных за полтора века (начиная с известной концепции лорда Пальмерстона) планов антироссийского реструктурирования Кавказа и Центральной Азии.
Диапазон инструментов и моделей здесь достаточно велик. От планов "Великой Ичкерии" до Каспия, уже неоднократно озвученных наиболее радикальными группами "вайнахской революции", — до заявлений о единых исторических корнях и единых целях вайнахского и адыгских народов, явно ориентированных на геополитический прорыв Чечни к Черному морю. От очередных призывов к созданию Конфедерации народов Кавказа — до попыток выстраивания некоей отдельной Кавказской ОБСЕ. От намеков на возможность оказания полномасштабной военной помощи Баку в "справедливом разрешении" Карабахского конфликта — до усилий по созданию давно пропагандируемой Бжезинским "иранской воронки", через которую Кавказ, Закавказье и Центральная Азия получат полностью независимый от России выход на мировые рынки.
Когда мы два года назад, во времена странной любви отечественных демократических СМИ к "отстаивающему независимость свободолюбивому чеченскому народу", оценивали Чечню как становящееся пиратское королевство, способное поглотить Россию, нас обвиняли в гипераналитической несолидности и безответственной "торговле страхом". Сегодня такая оценка незаметно становится "общим местом" в рассуждениях недавних чеченолюбов-правозащитников.
Когда мы год назад предупреждали о катастрофических последствиях "миротворчества" генерала Лебедя для судеб российского присутствия в огромном регионе, нас убеждали, что платится неизбежная и минимальная цена за выход России из войны, и что нескольких месяцев достаточно для того, чтобы чеченские лидеры осознали реальную цену "независимости" и пошли на попятную. Сегодня начинаются констатации нарастающего пожара на всем Северном Кавказе, постулируется якобы уже бесспорный факт состоявшейся чеченской независимости, и раздаются призывы искать политические формы, в которых Россия должна эту независимость признать.
А явные провокации последнего месяца: от прямых угроз в адрес российской власти до громких похищений и выдворения российских представительств,— призваны блокировать возможности немногих групп в Чечне, ориентированных на мир и диалог с Россией, и поставить Москву в условия патового выбора между признанием чеченской независимости — и войной.
Действительно, перевести Чечню на "мирные рельсы" вообще невероятно трудно, а сейчас, после того, как несколько лет наиболее высокий социальный статус имел "человек с ружьем",— трудно в особенности. Сегодня, когда интерес к "мирной" Чечне крупных мировых субъектов существенно упал, а ее "благородный" героико-военный имидж потускнел из-за непрекращающейся волны терактов, похищений людей и пугающих западного обывателя публичных казней, ручеек "братской" зарубежной помощи заметно оскудел. Одновременно в ходе войны многие чеченские позиции в международном криминальном бизнесе оказались заняты конкурентами.
В этих условиях значительная часть чеченской верхушки, умеющей только воевать и грабить, очень надеется на возможность вернуть стрелку отношений с Россией на любимое поле собственной игры, к открытому военному противостоянию. Важно, что в России есть достаточно активные силы, мечтающие о том же; свидетельством тому — злорадное заявление не пожелавшего назваться крупного российского властного чина "Полет "голубей мира" над Чечней закончился".
Но это возвращение к войне, если оно, не дай Бог, произойдет, состоится в гораздо худшей для России ситуации, чем даже год назад.
Во-первых, началась (и требует сверхусилий для гашения) детонация кавказской мины, заложенной несколько лет назад законом о территориальной реабилитации депортированных народов. Конфликт в Пригородном районе, чуть приглушенный недавним подписанием соглашения между Галазовым и Аушевым, по сути, "висит" лишь на освященной авторитетом Ельцина воле лидеров республик и может быть заново раскручен на полную мощь любой крупной провокацией. Проблема чеченцев-акинцев в Хасавюртовском районе обостряется с каждым месяцем и осложняется иными внутридагестанскими межобщинными противоречиями. На юге Дагестана все более сложная ситуация с разделенными госграницей лезгинами. Отнюдь не "рассосались" ни внутренние противоречия в Кабардино-Балкарии, ни проблема казачьих районов Чечни.
Во-вторых, экономическая ситуация в большинстве республик Северного Кавказа катастрофична даже по сегодняшним российским меркам. Проблемы мизерных подушевых доходов и колоссальной безработицы осложняются за счет уменьшения возможностей местного населения жить полукриминальными промыслами (подпольное спиртное, контрабандный транзит, браконьерство и т.д.). Криминальные группы уже перенимают заразительный пример Чечни — расползается "торговля людьми". Все это, с учетом резкого усложнения работы федеральных правоохранительных органов (вспомним лишь недавний эпизод с похищением руководителей управления ФСБ в Назрани), накапливает в регионе взрывчатый материал для крупных политических провокаций.
В-третьих, под лозунгом "возврата к шариату" намечается тотальный выход региона за пределы правового поля. Провозглашается верховенство "закона Аллаха", но на деле шариат не возникает. Нет ни институтов, ни бесспорных авторитетов, ни, главное, желания: в расколотом по тейповым и родовым принципам обществе, при обилии созданных на территориально-родовых принципах банд, — шариата боятся, как легитимации власти одной банды. Поэтому реально происходит не замена нормативности российского права на нормативность исламского, а отмена единой нормативности вообще, с возвращением в средневековье конкуренции частных трактовок родового права — адата. А одновременно — узурпация права толковать адат теми, кто сильнее — то есть полевыми командирами или их ставленниками. В связи с этим поражает хитроумная подмена понятий российскими СМИ. Вместо постановки проблемы неправосудности грозненских казней и выявления отношения граждан именно к этой неправосудности — СМИ и "службы общественного мнения" ставят совершенно другой вопрос — о публичности казней, — с явным и оправданным расчетом на ответ, устраивающий Грозный.
В связи с последним особенно тревожными выглядят попытки Чечни обрести международную легитимацию через ислам. Не может не наводить на размышления сходство наименований географически очень далеких явлений — "Нации Ислама" американского политического диссидента Луиса Фаррахана (год назад сотрясшей США "маршем миллиона мужчин"), и "Исламской нации" М.Удугова. Это сходство становится особенно актуальным после недавнего дружественного визита к Фаррахану лидера Союза Мусульман России Н.Хачилаева, одновременно высказывающего особые симпатии к исламским тенденциям в Чечне.
В этих условиях двусмысленная страусиная политика России особенно губительна. Восстановление трубопровода в Чечне и одновременные заявления Немцова об альтернативной трубе в ее обход могут быть эффективны лишь с позиции уверенной в себе силы. Но они теряют смысл, когда секретарь Совета безопасности угрожает "адекватным ответом" на высылку российских представительств из Грозного, но одновременно произносит дипломатическую бессмыслицу вроде "чрезвычайно широких прав Чечни в пределах ТЕРРИТОРИИ РФ", а затем едет к изгнанным представителям России обсуждать технологии выплаты денег чеченским пенсионерам.
Ни независимости, ни войны, выждем, авось рассосется — стратегия для России не только унизительная, но и проигрышная. Осмысленной и оправданной может быть лишь одна стратегия: борьба за свои цели другими, не менее эффективными средствами, и на тех полях, где у чеченских радикалов нет на руках козырей. Если это политическая и экономическая блокада, о которой так громко кричит в последнее время Удугов,— то блокада реальная и эффективная. Если это экономическая помощь и политическая поддержка — то поддержка такими механизмами, которые выгодны России, и тем силам, которые готовы на конструктивный диалог.
Но для такой политики — и вообще для любой осмысленной политики — необходим ее Субъект. Необходимо, чтобы внутри верхушки российской власти был минимальный консенсус относительно целей — хотя бы перед лицом Общей, подчеркнем это обстоятельство, и Сверхкрупной Угрозы. И в связи с явным отсутствием такого Субъекта, такого консенсуса и даже действительного осознания Угрозы зададимся очередными тягостными вопросами.
Не есть ли новый виток кавказского и чеченского обострения следствие тревоги определенных групп вне России и в ее властной элите, связанной с возможным действительным усилением централизованной российской государственности? Не является ли нынешняя кавказская напряженность результатом опережающих действий на ослабление и развал этой государственности?
Не оказывается ли чеченское и кавказское обострение "побочным синдромом" действий президента по возвращению баланса между группами, "слишком активно" сегодня вошедшими во власть, и группами, отодвинутыми от власти год назад во время президентских выборов? И не пытаются ли эти "новые старые" группы вернуть одновременно с властными позициями прежний (и сегодня намного более выгодный) имидж "партии войны"?
Не есть ли кавказское обострение в значительной мере просто технология, при помощи которой некоторые отодвинутые от управления региональными процессами фигуры и кланы пытаются доказать, что без них ничего не получается и что они воистину незаменимы?
И не является ли, наконец, провокационное конструирование крупной властной сшибки в Москве, уже очевидное даже неискушенному обывателю, прежде всего красочной декорацией для отвлечения публики от действительно судьбоносных для России проблем уровня Кавказа, договора СНВ-2, соглашений по ПРО и т.п.?
Список подобных вопросов можно и должно множить. Ибо лучше блуждание в лабиринте аналитических подозрений, чем романтическое ухарство в компании квалифицированных шулеров. Ибо цель — выйти из этого аналитического лабиринта на простор реальной политики. Политики, базирующейся на ресурсно-целевой адекватности, на сочетании деликатности и разумной (всегда минимальной, если это политика, а не фарс) государственнической жесткости.
А прорыв к реальной политике, что всем понятно, может осуществить лишь тот Субъект, которого пока нет. И также понятно, что если этот Субъект не появится, Россию очень скоро вышвырнут с Кавказа, а сразу вслед за этим — с Черного и Каспийского морей. И не менее понятно, что на этом процесс не остановится.
И тогда — горе побежденным. А ими будут не "Борисы кровавые" или "недобитые милитаристы", а вся Россия. И вся ее погрязшая в комплексах и амбициях элита. Которая ВСЯ и ответит. ЗА ВСЕ!
Ю.БЯЛЫЙ




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)