Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

ЗАТЯЖНОЙ ПРЫЖОК В ШИРИНУ
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 25.03.1997
Источник: "Завтра"
No: 12 (173)





7 марта — А.Чубайс назначен первым вице-премьером РФ.
9 марта — Генпрокуратура РФ сообщила, что лишь 6 из 89 регионов выполнили свои налоговые обязательства перед бюджетом.
11 марта — В.Юмашев стал главой администрации президента РФ.
14 марта — Госдума приняла законы "О повышении минимальной пенсии", "Об объявлении 4 октября днем памяти защитников Конституции", "О непрерывном исполнении полномочий президента РФ".
— Ельцин заявил, что следует обсудить возможность выноса из Мавзолея и захоронения тела Ленина.
15 марта — А.Лебедь подчеркнул, что во время акции протеста 27 марта возможны кровавые провокации для введения ЧП.
17 марта — Б.Немцов назначен первым вице-премьером.
20 марта — У посольства Албании в Москве состоялся митинг обманутых вкладчиков российских "пирамид".
23 марта — А.Чубайс отверг возможность формирования коалиционного правительства, заявив, что сейчас с ситуацией сможет справиться только единая команда.
27 марта — Пройдет всероссийская акция протеста, в которой ожидается участие 20 млн. человек.

На фоне робких отдельных писков о "годе национального согласия" в последнюю неделю все яснее, что в российском обществе и элитах резко нарастает конфронтация. Все чаще напоминания об аналогиях с весной 1993, и все серьезнее основания для таких аналогий. Оценка "глубокий системный кризис" здесь, к сожалению, скрывает за своей сухой терминологической оболочкой прежде небывалый в постсоветской России комплекс тяжких проблем. И уже раздаются очень тревожные и многозначительные намеки на то, что за весной последует осень — время путчей.
Главная вина, конечно, у власти. Она, и никто другой, взяла на себя полноту ответственности за Россию, и от этой ответственности не откреститься ни ссылками на тяжкое наследие советского прошлого, ни киванием на происки всяческих оппозиций. Именно власть загнала в угол себя и страну просчетами своей политики. В данном случае, не прибегая к риторике типа "преступный режим", вполне уместно сослаться на классический афоризм — "это хуже, чем преступления, это ошибки".
Именно власть постаралась вычеркнуть у народа все советские общезначимые мотивации деятельности, заменив их пресловутым "обогащайтесь". Именно власть в ходе приватизации, необдуманной либерализации экономики и коррупционной политики налоговых, тарифных и таможенных льгот в сочетании с монетаристским прессом свела до невозможного минимума способность центра регулировать экономические процессы. Именно власть через регионализм cубъектов Федерации (берите суверенитета, сколько сможете осилить) и последние губернаторские выборы добровольно выпустила из рук большинство кнутов и пряников управления федеральной политикой.
В результате мы получили реальное воплощение мечты либеральных реформаторов — "минимальное государство". Настолько минимальное, что оно не в состоянии справиться со своими ключевыми функциями, перечисленными в любом учебнике по политологии. Сегодня оно, скажем прямо, не может ни организовать жизнь общества и самое себя, ни стать источником права и правоприменения, ни защитить общество и человека от внешних и внутренних угроз, ни даже обеспечить свою неотъемлемую монополию легитимного политического насилия. И сегодня власть в этом минимальном государстве растерянно оглядывается в поисках утерянных возможностей влияния на пускающиеся вскачь процессы политической, экономической и социальной деструкции.
Увы, приходится признать, что время отстраненной критики и противопоставления "мы-они" для граждан России уже кончается. Осмысливать происходящее и его причины придется еще долго, а обрушиваться в случае катастрофы будем все вместе и очень глубоко. Сейчас главная проблема, к сожалению, не в поисках национальной идеи или общих либо конкретных врагов, а в срочном обеспечении исполнения минимального набора ключевых государственных функций — федерального и регионального управления, сохранения силового потенциала, спасения хозяйства, реализации первоочередных социальных обязательств. И две ключевые проблемы этого исполнения — Конституция и возможности федерального бюджета.
Но нужно признать, что ответственность с властью неизбежно приходится разделить оппозиции и прежде всего — той ее части, которая объявила себя ответственной и представлена в Госдуме. Именно Дума спровоцировала процесс поправок в Конституцию, чреватый фундаментальной опасностью прецедента: однажды начавшись с невинных, на первый взгляд, проблем структуры и взаимных обязательств ветвей центральной власти, этот процесс неизбежно пойдет дальше, к перекройке политической карты страны. Именно Дума затеяла заранее обреченные на неудачу игры с импичментом больного президента — "сильные жесты слабого", и оскорбительные, и одновременно вдвойне унизительные. Именно Дума, наконец, приняла заведомо невыполнимый бюджет на 1997 год, и затем еще стала вдогонку вклеивать в него тем более невыполнимые довески в виде повышения минимальных пенсий.
А выздоровевший Ельцин (в очередной раз "надув" своих политических противников, предрекавших ему как минимум инвалидность) с привычных позиций "Государство — это я" ринулся в борьбу за сохранение власти. Начал он с Конституции, объявив ее, вопреки Строеву и иным посягателям, своей собственной "иконой" и для наглядности слегка "врезав" удмуртским нарушителям. А затем занялся любимым делом — кадрами.
Перетасовка кабинета министров, затеянная Ельциным, была неизбежна. Во-первых, за время отсутствия главы государства в Кремле "команда" слегка распоясалсь и напозволяла себе слишком много властных вольностей. В этом уличен и премьер, пытавшийся уж очень наглядно демонстрировать свои возможности преемника (отметим, впрочем, что здесь во многом вина слишком откровенно игравшей короля "свиты"), и даже некоторые министры. Во-вторых, выздоровевший Ельцин обнаружил, что вожделенное "национальное согласие" под его чутким руководством в элите "почему-то" никак не складывается, но, ввиду заметного перераспределения сил за последние полгода, грозит развалиться выстроенная с таким трудом система клановых балансов, сдержек и противовесов. В-третьих, наконец, президент не мог не отметить свое возвращение в очень бурную нынче политическую жизнь крупными властными жестами, из которых по российской традиции наиболее эффектным и убедительным для масс, ежедневно ограбляемых хроническими невыплатами пенсий, зарплат и стипендий, является сброс "на копья стрельцов" кого-либо из заметных бояр.
Бояре сброшены, поставлены новые. Каковы шансы на успех у нового кабинета Черномырдина-Чубайса-Немцова? Думается, нулевые.
Отечественные проповедники минимального государства не признаются в том хорошо известном факте, что во всем "цивилизованном мире", на опыт которого они любят ссылаться, через госбюджет распределяется минимум 35–40 процентов объема валового внутреннего продукта. Данную простую истину понимали уже в глубокой древности везде, в том числе на Руси, уделяя в государственной политике налоговым и таможенным процедурам особое внимание (отраженное, кстати, в негативном эмоциональном окрасе таких старых русских слов, как "фискал" и "мытарь").
Сегодняшняя "минимальная" Россия сократила эту величину до примерно 15 процентов ВВП, тем самым лишив государство главного инструмента экономического, социального и, следовательно, политического управления. Именно в этом простом и трагическом обстоятельстве корни и большинства пресловутых невыплат, и бедственного положения армии, и инвестиционного голода, и многих иных "прелестей" сегодняшней нашей жизни. У любого правительства остаются лишь две возможности: либо поднять хотя бы до 25 процентов ВВП свой федеральный ресурс экономического управления, либо объявить об отказе государства от исполнения ряда своих ключевых обязанностей.
Путь к первой возможности уже обозначен наступлением на корпорации на налоговом, тарифном и таможенном фронте (ВЧК, функции Куликова, дискуссия о льготах) и озвучен в президентском послании: перевод бюджетных потоков из комбанков в отделения Федерального казначейства, борьба с льготами и внебюджетными фондами, конкурсное кредитование, налоговый кодекс и т.д. Суть прекращения разворовывания бюджетных средств, а также проведения жесткой фискальной политики для наполнения бюджета — "отхватить у богатых". Однако для такой политики (на которую будет нацелена часть правительства) после нескольких лет бюджетно-налогового беспредела нужно особенно жесткое и особенно централизованное государство, способное не только "привести в покорность" регионы, корпорации и директорат предприятий, но и строго выполнять обязательства перед ними. Главным подспорьем части кабмина, получившей такое задание, окажется усиление "президентской вертикали" (что уже обозначено, в частности, переводом под администрацию Юмашева очень важного дела утверждения высших воинских званий, а также планами усиления роли представителей президента в регионах).
Вторая возможность (которую, вероятно, назначено использовать части кабмина во главе с Немцовым) явственно просвечивает в дискуссиях о "самофинансировании" реформы армии, а также в части президентского послания, касающейся социальных льгот, пенсионной реформы и реформы жилищно-коммунального обслуживания — "недодать бедным". Какие бы благие слова здесь ни звучали, попытка переложить часть расходов по пенсиям, коммунальным расходам и реформированию армии на "самих утопающих" парадоксальным образом лишь ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет. Например, просто потому, что население, способное сейчас хоть кое-как оплачивать недотируемую часть коммунальных расходов, в случае повышения тарифов перестанет платить вообще. И не просто перестанет, а вдобавок лишится еще одной иллюзии насчет возможности мирно уживаться с "этой властью", и заодно потеряет большую толику и так не слишком надежной инерции законопослушания, без которой до "войны всех против всех" в духе идеологов раннего капитализма останется лишь один шаг.
Все сказанное значит, что разным частям одного правительства приказано решать прямо противоположные задачи: усиления государства и одновременно его ослабления. Результат — понятен. Но это, увы, не единственное противоречие в новом кабмине. Второй конфликтный фактор — сохранение застарелого кланового антагонизма "старономенклатурной" его части (в определенной мере олицетворяемой Черномырдиным) и "ново-реформаторской" (Чубайс, Немцов). Но и это не все. В ходе торговли за министерские портфели с блоком "Яблоко" становится все яснее, что в стане "реформаторов" будут бороться между собой два "курса": Чубайса (подпираемого неформальным проектно-модельным спонсорством Гайдара), и Немцова, за спиной которого будет "незримо присутствовать" команда Явлинского.
А все это значит, что новое правительство, византийски упакованное Ельциным в очередной баланс внутренних "сдержек и противовесов", окажется стратегически не способно ни на что большее, кроме как на очередные попытки "прыгнуть в ширину". И тогда не столь важно, насколько ловко удастся расколоть протестное движение и блокировать акции 27 марта, и посредством каких "непопулярных мер" сумеют отдать пенсионерам и рабочим часть бюджетных долгов. Приватизируя "по частям" страну, борющиеся элитные группы и их "конфликтизатор" Ельцин как будто не понимают, что их упоительное "приватизаторство" очень скоро может кончиться единственным и непоправимым: всех "грохнут", и не в ходе изменения весов и влияния их собственных групп, а самым простым и радикальным способом — "грохнув" Россию как целое вместе с ее олигархическими кланами, оседлавшими собственность, СМИ и властные ниши. В этой, без преувеличения, трагической для страны ситуации трудно понять, чем руководствовались Дума и президент, обменявшись крайне болезненными символическими ударами: принятием закона о "Дне защитника Конституции — 4 октября" и тезисом о возможности выноса тела Ленина из Мавзолея.
Уже предельно ясно, что в "расклиненной" кланами и идеологической конфронтацией стране вернуть государству его ключевые функции не удастся, глубина социального и регионального раскола будет нарастать, и в конце концов (к лету или, возможно, к зиме) президент, будучи не в силах загасить протест отдельными боярами, начнет сбрасывать на копья стрельцов целиком правительства. Так ведь и это эффектное зрелище — опять-таки "прыжок в ширину", хлеба не добавит, и значит, ненадолго. А появление в прессе удивительно плотного потока сообщений и аналогий на тему "албанского сценария" должно заставить играющие вокруг Кремля группы задуматься о будущем — причем, судя по тенденциям, о будущем уже вовсе не таком отдаленном.

Ю.БЯЛЫЙ




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)