Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

РИСКИ И КОМБИНАЦИИ
Тема: Россия
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 01.04.1997
Источник: "Завтра"
No: 13 (174)


13 марта — В Минске 3-я сессия Парламентского собрания Сообщества России и Белоруссии поддержала идею конфедеративного Союза двух республик.
20 марта — Кабмин РФ направил в Госдуму проект Устава Союза России и Белоруссии.
27-28 марта — Состоялась встреча глав государств и правительств стран СНГ.
2 апреля — На встрече между Ельциным и Лукашенко ожидается подписание Договора о преобразовании Сообщества РФ и РБ в Союз.

Хотя прошедшая неделя была достаточно горячей в политическом смысле из-за всероссийской акции протеста 27 марта, наиболее важным ее событием все же следует считать состоявшуюся в эти же дни встречу глав СНГ. Встреча эта, в особенности в связи с ожидаемым подписанием договора о союзе России и Белоруссии, высветила ряд проблем, от решения которых будет зависеть как судьба России, так и судьба многих постсоветских стран в XXI веке.
Лейтмотив отзывов о саммите СНГ — неуспех, поражение, пробуксовывание. Результаты действительно скромные: подписание концепции экономического интеграционного развития, ничего внятно не определяющей и никаких конкретных согласованных мер не предусматривающей. Не густо, особенно, если учесть, что все, кроме России, заявили о передаче данной концепции своим правительствам и парламентам на доработку. И на фоне данного явного неуспеха с новой силой звучит тезис о невозможности поспешных интеграционных действий, о необходимости следования проверенным путем "цивилизованной Европы", о целесообразности использования опыта Евросоюза: от таможенных союзов через наращивание экономических связей к интеграции политической.
В этом тезисе есть явная неправда. Его сторонники как бы забывают, что мы в рамках СССР совсем недавно были интегрированы неизмеримо плотнее, чем любые страны ЕС, и что бы ни говорилось о "состоявшемся цивилизованном разводе", и по сей день связаны гораздо глубже, чем подавляющее большинство стран Евросоюза.
Тезис о пути "через экономический союз к интеграции политической" почти всегда сопровождается и дополняется возглашением безусловности и неотчуждаемости суверенитетов интегрируемых республик. Это — просто грубая (хотя, возможно, и не всегда сознательная) логическая ловушка, де факто, препятствующая любой интеграции. Интеграция, по определению, есть последовательное и добровольное отчуждение суверенитетов в пользу суверенитета и дееспособности возникающего интегрированного образования.
К нарастающему употреблению в СМИ указанных антиинтеграционных тезисов следует добавить серию провокационных действий субъектов СНГ, предваряющую "встречу глав". На первое место в череде этих действий следует поставить предъявление многими субъектами СНГ многочисленных альтернатив интеграции и самому СНГ как ее инструменту. К числу подобных альтернатив относится, например, проектирование и реализация двусторонних и многосторонних связей между республиками СНГ: к существующему с 1994 года Центральноазиатскому союзу добавляется союз Азербайджана, Грузии и Украины, а также таможенный союз Украины и Молдавии. Ничем иным, как стремлением к подрыву предстоящей встречи, не объяснить и многостороннее (отнюдь не от России исходящее) наращивание плотности заявлений о том, что сотрудничество внутри "бедного" СНГ бесперспективно, а единственное средство экономического рывка — инвестиционная и прочая интеграция с "богатым" дальним зарубежьем. Особая провокационная двусмысленность подобных заявлений еще и в том, что сегодня большинство стран СНГ должны России от десятков до многих сотен миллионов долларов.
Следует, однако, признать, что в преддверии саммита и сама Россия "отличилась" рядом провокационных жестов крупного символического значения. Началось с раздувания скандала с поставками вооружений в Армению. Ведь известно (и не менее скандально, но "почему-то" не слишком отражено в СМИ), что такие поставки шли и в Азербайджан, и не только от России. Известно, что на сегодня подобные поставки, увы, являются нормой международной политики, чему примером — действия США по вооружению боснийских мусульман через "третьи страны" в обход эмбарго ООН.
В этом же ряду самоподставок России находится и "сдача" Азербайджану Сурета Гусейнова. Да, данный азербайджанский политик вряд ли может быть назван пророссийским, сильно криминализован и весьма специфически "самореализовывался" на территории РФ. Да, Муталибов и ряд других, чьей сдачи требовала азербайджанская сторона, сданы не были. И все же... Общество травмировано подобными сдачами, и любая новая сдача усугубляет травму. Ибо серия "сдач своих", начиная от Хонеккера, отчетливо предъявляет РФ как ненадежного партнера в крупной международной игре. И "добровольная повинная" с оружием в Армению, и Гусейнов — существеннейшие знаковые индикаторы поведения России в неафишируемой, но используемой всеми без исключения странами мира "подводной" политике. А тип подобного поведения есть крайне важный фактор партнерского рейтинга любой страны — заметим, зачастую более важный, чем рейтинг в кредитной иерархии Всемирного банка или военный потенциал.
Следует упомянуть, что (в точности накануне встречи глав СНГ) в "Независимой газете", которую внимательно читают элитные группы во всех постсоветских странах, вышел огромный анонимный аналитический доклад. Доклад этот представлял подробный анализ ситуации в СНГ с точки зрения рисков и угроз для России, а также обсуждение возможных конвенциональных и (что в данном случае особо значимо) неконвенциональных инструментов воздействия России на эту ситуацию. Такие закрытые служебные доклады никак не являются чем-то необычным и регулярно представляются спецслужбами и аналитиками всех стран своим правительствам.
Но открытая публикация подобного доклада именно в данный момент не может быть расценена иначе как угроза российским противникам в СНГ. Подобные шаги — тоже не новость в дипломатии. С одной лишь оговоркой: они делаются, как правило, только в порядке крайней меры, только с позиции силы и только в комплексе с внятным, массированным и согласованным давлением МИД, военного ведомства, правительства и СМИ. Именно о такой ситуации говорят "угроза, которая страшнее исполнения". В данном же случае, не будучи ничем подкреплена, публикация была справедливо расценена как провокация с позиции слабости, вызвала требование осуждения со стороны всех глав стран СНГ, и вынудила МИД РФ извиниться и отмежеваться, в очередной раз продемонстрировав раскол российских элит.
С учетом описанного провокационного фона подготовки и недвусмысленного внешнего международного давления на саммите в Москве случилось то, что и должно было случиться. Ярко продемонстрировано, что СНГ как слабое и рыхлое политическое образование не обеспечивает даже потребностей реально существующей на сегодняшний день плотной хозяйственно-экономической взаимозависимости республик, и в таком качестве действительно постепенно теряет позиции. Здесь следует подчеркнуть крайне важное обстоятельство: в таком деле, как интеграция, не идти ежедневно вперед — значит просто идти назад. И отметим, что даже соглашение "четверки" (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), дав в начале своей реализации довольно эффективный толчок экономическим процессам во всех входящих в него республиках, в своем сегодняшнем состоянии близко к исчерпанию политического потенциала.
В данном контексте проблема "двойки", то есть союза России с Белоруссией, приобретает особо важное значение. Способность или неспособность России быть притягательной хоть для кого-то на постсоветском пространстве является не просто рациональным индикатором материального потенциала страны. Она становится еще и "онтологическим знаком", знаком мертвости или жизненности того, что именует себя сейчас Россией. При этом качество нынешнего Кремля выносится за скобки. А знаки отвращения от России или притяжения к ней превращаются в "знаки отчаяния и надежды", "знаки судьбы". Кому-то это покажется иррационализацией реальной политики. Но на самом деле речь идет о роли в данной политике "невещественных", "нематериальных" сущностей. Начиная интеграцию ФРГ и ГДР, канцлер Коль (весьма рациональный политик!) прекрасно понимал значение подобных сущностей и строил на этом всю политическую стратегию своей страны.
Итак, "да или нет" российско-белорусской интеграции — это тот знак (и даже тот символ), весомость которого не измеряется рублями и килограммами.
Но как нельзя недоучитывать знаковый, рациональный компонент в политике, так нельзя и абсолютизировать значение чистой семантики и символики. Ибо речь идет о ставках в такой игре, что, "купившись" на семантическо-символическую наживку, можно потерять все (или почти все) Реальное Содержание. И может быть, некто планирует, что знаково-символическая инерция вытянет Россию в ту зону, где Содержание окажется проигранным бесповоротно и окончательно. Содержанием же является в данном случае Интегративная модель. Тип подобной модели меняет в корне Содержательность российско-белорусских альянсов. Фактически сегодня интегративных моделей две — конфедеративная и федеративная.
Кажется очевидным, что стратегический интерес государства требует федеративной интеграции. Но на этот интерес накладываются другие. Более мелкие, но и более острые.
Во-первых, это интересы элит, конвертирующих свои позиции в собственность. Конвертировать выгоднее в суверенных анклавах. Потеря суверенитета стоит дорого. А партнер (речь идет о российской генерации "конвертаторов") достаточно ненадежен, зачастую враждебен. Потеряешь суверенитет — а затем на новом пространстве тебя банально "кинут". Хотим мы или нет, но эта низкая мотивация доминирует в сознании сегодняшних интеграторов, что вообще ставит под сомнение возможность "союза элит" и особенно "союза элит в обществе, раздираемом уже почти непреодолимыми межэлитными противоречиями". Проблема острейшая. И решаться она должна не Пастуховым и Серовым, и даже (о, крамольная мысль!) не Ельциным и Лукашенко, а отсутствующим на сегодня Субъектом взаимогарантий, Субъектом стратегической дипломатии.
Во-вторых, интеграция по той или иной модели является ставкой в идеологической, шире — этнополитической игре. Все последние передачи центрального телевидения говорят об этом уже чуть ли не прямым текстом. Как для одной, так и для другой страны интеграция по той или иной модели — это изменения весов своих и чужих "этнополитических и идеологических групп". И вот державники, которые ох как внимательно следили бы, например, за конфедеративным договором России и Казахстана, совсем другими глазами начинают смотреть на государственнический подрыв через конфедерацию в случае, когда речь идет о "своем Лукашенко" или "своих белорусах". Противоположная сторона делает то же самое. Но поскольку нас интересуют державники, то возникает вопрос — сколь далеко они могут пойти в подрыве реального Державного Содержания ради изменения этнополитических и идеологических весов. Ибо (кто бы что бы ни говорил) в нынешней очень дрянной ситуации существует реальный, зачастую неформализуемый Риск развала остатка федеративности РФ за счет конфедеративных интеграционных моделей. Риск этот — в невозможности исчерпывающего и доказательного объяснения иерархии конфедеративности в Союзе РФ и РБ, образуемом согласно подготовленному к подписанию проекту Устава. Чем Белоруссия, которая оказывается в данном варианте интеграции "гораздо более равной России", принципиально отличается, например, от Татарии или Краснодарского края? Вопрос этот не становится менее существенным от того, что его задают Киселев и Сванидзе. Более того, именно этот вопрос, способность адекватно оценить объективные государственнические риски, выведя за скобки всю конфронтационную мерзость и пакость, определяет адекватность российской патриотической элиты, ее верность провозглашаемым лозунгам и приоритетам.
Будучи однажды задан, Большой Конфедеративный Вопрос уже не уйдет с политической сцены до тех пор, пока новообразованный Союз не превратится в рыхлую и необязательную конфедерацию суверенных республик, краев и областей, неизбежно приводящую к уничтожению целостной государственности России. Кончится это не победой Лукашенко над Ельциным (чего боятся Сванидзе и Киселев, и чего хочет Бабурин), а подрывом всех властных оснований на российско-белорусской территории, то есть хаосом, который хотят оседлать многие, но на самом деле не оседлает никто.
Есть и еще один вопрос. Сегодня централизованная власть в России становится опорой деструктивных реформ Чубайса. Но завтра, при другом развороте дел, эта же власть станет обязательным условием любых конструктивных преобразований. А вот борьба за/против конфедерализации, став надолго одной из главных проблем всех уровней и ветвей власти, лишит страну последних надежд на централизаторский базис, без которого социально-экономическое и политическое выздоровление В ПРИНЦИПЕ НЕВОЗМОЖНО. В итоге мы рискуем получить вместо объявляемой цели интеграции — сильной и единой страны — запоздалое и ухудшенное издание горбачевского "союза суверенных государств", обреченное на самораспад и являющееся не только образцово-показательным негативным примером для других республик СНГ, но и легкой добычей для любых внешних "доброжелателей", давно примеривающихся к дележу "русского наследства".
Вот почему, как ни заманчивы для многих кажущиеся и действительные возможности и перспективы конфедеративного пути интеграции, риски этого пути слишком велики, ибо могут, за счет эксплуатации тяги наших народов к воссоединению, привести к одновременному разрушению и России, и Белоруссии.
Единственным возможным принципом надежного и устойчивого объединения наших республик, по-настоящему прочным и эффективным, может быть только и исключительно Федерация. И естественно, в рамках этой Федерации, как бы она ни называлась, веса России и Белоруссии должны быть адекватны их реальным экономическим, территориальным, демографическим и т.д. возможностям, и никакие варианты "одна страна — один голос" здесь неприменимы. То, что об этом сегодня говорят "демократы" — не должно мутить голову и лишать рассудка. В данном случае вопрос "кто говорит" не является решающим, так же, как и вопрос, зачем они это говорят. Ясно, зачем — для того, чтобы не потерять свою власть, свой потенциал деструкции. Они хотят разменять интеграцию, кажущуюся им "пешкой", на безумно значимого "слона" укрепления власти Ельцина. Таково их понимание политических шахмат. А патриотическая оппозиция? Понимаем ли мы, что, тупо и лобовым образом играя "против", мы рискуем потерять Россию? А вот остановив (вместе с проклинаемыми "демократами"!) конфедеративную интеграцию и одновременно настаивая на федеративной, мы приобретаем КАЧЕСТВО уже в миттельшпиле и получаем реальный шанс выигрывать Большую Российскую Партию.


Ю. БЯЛЫЙ




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)