Дата публикации: 22.04.1997 Источник: "Завтра" No: 16(177) |
1 апреля "Известия" перепечатали из французской "Монд" сообщение, что состояние Черномырдина составляет 5 млрд. долл.
3 апреля В Прокопьевске Кемеровской обл. учителя взяли в заложники руководителя Горуправления образования и требуют в качестве выкупа выплату задолженности по зарплате.
8 апреля "Независимая газета" называет главной целью "однопартийного правительства" Чубайса выдвижение Немцова кандидатом в президенты на будущих выборах 2000 года.
10 апреля Шахтеры Анжеро-Судженска в знак протеста против невыплат зарплаты перекрыли Транссибирскую магистраль.
11 апреля Ельцин в радиообращении провозгласил кампанию по борьбе с коррупцией во власти.
13 апреля Сванидзе назвал Немцова "белым лебедем", а его "хождение во власть" триумфальным.
17 апреля Чубайс в Совете Федерации заявил: бюджет-97 "чудовищный и неисполнимый" и требует секвестра.
20 апреля На съезде КПРФ зачитано приветствие Ельцина, призывающее партию к конструктивному сотрудничеству. КПРФ внесла в устав пункт о своем правопреемстве КПСС и решила готовиться к массовым акциям протеста 19 мая.
События последних недель, при всей кажущейся рыхлой хаотичности, уже проявляют свой политический стержень. И здесь вряд ли справедлива официозная версия о "триумфальном шествии молодых реформаторов" как главном явлении новой эпохи. Да, Чубайс кое-как имитирует "щенячий бонапартизм", "как бы дистанцируясь" (но кого это сегодня убедит?) от ответственности за "тяжелое наследство" предыдущего правительства, "как бы" начиная с "чистого листа". Да, в центре публичного политического процесса "как бы" новый любимец "демократической публики" Немцов. Антикоррупционный гром, пересаживание чиновников на "Волги", "борьба с монополиями" и прочие шумовые эффекты... И (ах!) "наезд" Немцова на "РАО ЕЭС", Газпром и МПС... Выдвигаются веские поводы, что нетрудно в каждой из этих уважаемых организаций есть (в наше-то беззаконное время!) уйма крупных и мелких законодательных нарушений, способных стать формальными основаниями для репрессивных мер и оргвыводов... И (ох!) ответный гневный пафос Дьякова, Вяхирева, Черномырдина и Госдумы, грудью вставших на защиту "станового хребта российского хозяйства" от посягательств коварных "расчленителей".
Вопросы вызывает, однако, не первое или второе, а явно "понарошечный" характер инвектив Немцова. Он-то не может не знать, что долги потребителей с лихвой перекрывают задолженности "естественных монополистов" Госбюджету и Пенсионному фонду, и что их расчленение в настоящее время невозможно чисто технически. Он, наконец, с удивительной легкостью меняет гнев на милость, чуть ли не на следующий день поясняя, что расчленять не собирался, и что с руководством этих компаний полюбовно договорился. О чем договорился, если основным "оргвыводом" оказалось подсаживание близких "молодому и кудрявому" вице-премьеру людей в руководство указанных монополий? Если же вдобавок учесть стремительное появление "друзей" Немцова на высоких госпостах, а также слухи о его коммерческом интересе в продажах продукции ГАЗа, то "подводка" Немцова к Ельцину и фантастическое по "ляповости" заявление Ельцина об образцовой некоррумпированности "двух Борисов" требуют специального и нетрадиционного рассмотрения.
Действительно, если политика прямо объявляют вероятным преемником нынешнего президента, сообщают, что его "хождение во власть" триумфально, рейтинг в считанные недели взлетел выше всех, а также любовно называют "белым лебедем" это уже "слишком много". Учитывая особое внимание Ельцина к возможным преемникам, а в особенности к тем, которые "лебеди", можно безошибочно заключить, что данный метод политической рекламы относится, по традиционной номенклатурной классификации, к категории "удушение в объятиях".
Но обратимся к более серьезным вещам. Очень крупное событие объявленная Чубайсом неотвратимость секвестра "чудовищного" бюджета. Из ныне действующих политиков реально ответственными за эту чудовищность оказываются премьер и Дума. Ясин еще в октябре заявлял, что бюджет невыполним. Куликов свои ограниченные полномочия по наполнению доходной части использует на полную катушку. Ельцин при подписании оговорил, что бюджет очень плохой, и что Дума его еще ухудшила по сравнению с предложениями кабмина, но без него нельзя и "Виктор Степанович утверждает, что его выполнит".
Теперь, когда секвестр неизбежен (ясно, что любые новые кредиты МВФ и ВБ проблемы не решат) и окажется очень болезненным для всех, от отраслевых лоббистских групп до населения, следует ожидать громогласного называния "виновных" в каждом рубле, который будут "отрезать с мясом" от промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. Главными в перечне виновных окажутся Черномырдин с его вроде бы пятимиллиарднодолларовым состоянием, и коммунистическое большинство Госдумы, опрометчиво связавшее с поддержкой премьера (бюджет, заявление по Газпрому, согласие на перенос отчета Кабмина) свои ближайшие политические перспективы. Ведь Явлинский, напротив, постоянно повышает градус критики бюджета, а НДР все отчетливее дистанцируется от патрона-премьера.
Чубайс не без оснований полагает, что секвестровая комбинация позволит ему "свалить" (или по крайней мере, существенно ослабить) Черномырдина и политически изолировать Думу. Но под его креслом греется "сковородка" в виде документированных "мемуаров" Коржакова и закрытого не вполне корректно "дела о коробке". Немцов упивается открывшимися возможностями и красуется в телеящике, почему-то не чувствуя опасностей своего "лебединого" нарциссизма. Черномырдин решает газпромовские проблемы в Болгарии, Молдавии, Чехии и тягостно размышляет о о прозрачных в данной ситуации перспективах (личных, газпромовских, партийных и т.д.). Ельцин привычно устраивается "над схваткой" и набирает очки на "мудрых рекомендациях" по борьбе с коррупцией и патриотических призывах покупать отечественные товары. Но ему уже готовят, помимо внутриполитических счетов по вопросам реституции и "соглашательства с НАТО", международные счета за "армянгейт" (якобы финансирование избирательной кампании на деньги от незаконных оружейных сделок), за дружбу с "террористическим Ираном", а также за Чечню (что внятно продемонстрировали "стихийные демонстрации немецкой общественности" во время вручения премии в Баден-Бадене). КПРФ проводит съезд, где объявляет себя правопреемницей КПСС, и ищет возможности, не теряя лица, дистанцироваться от кабмина и вернуть электоральное доверие протестных масс. Но на ее плечах груз думского соглашательства, а над головой дамоклов меч роспуска Думы и малоперспективных для коммунистов новых выборов.
А протестные массы, похоже, верят уже только самим себе. У нас за последние годы притупилась способность удивляться. Шахтеры на рельсах уже видели, этим не проймешь. Но "комитеты спасения", устанавливающие в поселках свой, альтернативный федеральному, порядок под красными знаменами и лозунгами "вся власть Советам", или "педагоги-террористы", берущие в заложники собственное начальство с требованием выкупа в виде зарплаты это та политическая новизна, которая вряд ли разрешится очередным "самолетом с деньгами" (которых нет) или очередным подкупом профсоюзных лидеров.
Температура в протестном котле на этот раз действительно приближается к критической. Удивительно синхронные призывы Ельцина и Подберезкина к "согласию и примирению конструктивных сил" запоздали на год и сегодня, увы, безадресны. Но обращает внимание тот факт, что наиболее резкий протест проявляется, как уже бывало на нашей памяти, в регионах, с начала перестройки удостоенных особого внимания отечественных спецведомств. А одновременно нарастает взаимная грызня в силовых структурах и СМИ, заставляющая подозревать, что готовится, как в 91-м и 93-м годах, провокационное использование массовых протестных энергий для борьбы за власть.
Демарш Лебедя в Лондоне: "С этой властью все ясно, проблема в том, как ее свалить так же аккуратно, как в 91-м, как старый сарай, чтобы она не залила страну кровью" сегодня уже не следует рассматривать как очередную риторическую фигуру эпатажного генерала. "Политическое фехтование" между Думой, президентом и правительством, обостряющее конфронтацию и дезавуирующее призывы к "конструктивному взаимодействию" действительно адресует к ситуациям 91-го и 93-го года. Участившиеся совещания глав некоторых субъектов Федерации и их заявления о необходимости конституционных изменений для передачи реальных полномочий "на места" (Рахимов, Шаймиев, Николаев) слишком напоминают осень 93-го с ее "Советом регионов". В 91-м году, любезном сердцу Лебедя, один "старый дом" уже завалили, налепив из его досок "независимые сараи", один из которых поболее и покрепче остальных вселял некоторые надежды. Теперь же, после очередной попытки валить и этот "большой сарай" по имени РФ, не обнаружит ли себя (еще раз провокационно разыгранная "втемную") российская протестная массовка в конфедерации независимых собачьих будок? А спешка основных игроков наводит на серьезные подозрения, что "валить сарай" собираются, не дожидаясь осени, и что хозяева будущих будок уже получили инструкции насчет цепей, на которые следует сажать самых заполошных "заваливателей".
|