Дата публикации: 17.06.1997 Источник: "Завтра" No: 24 (185) |
16 мая Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) подписали заключительное соглашение по финансированию проекта Тенгиз Новороссийск до ввода в 1999 г. в объеме 2,5 млрд. долл.
19 мая Президент госкомпании "Казахойл" Балгимбаев заявил, что Казахстан не будет экспортировать нефть, добываемую на шельфе Каспийского моря, по нефтепроводу КТК, а направит ее через Каспий, Азербайджан, Грузию и Турцию к Средиземному морю.
23 мая Президент компании "Тенгизшевройл" Ник Зана заявил о готовности участвовать в строительстве нефтепроводов на территории Азербайджана и разработке шельфового месторождения "Тагиев".
13 июня В Сочи в ходе переговоров В.Черномырдина с руководством Чечни окончательное соглашение о транзите азербайджанской нефти не достигнуто. Чечня настаивает на заключении трехстороннего соглашения о транзите совместно с Азербайджаном и РФ. Глава компании ЮНКО Яриханов заявил, что для ввода в действие чеченского участка магистрали достаточно 30 дней и 2 млн. долл.
В последние месяцы в связи с приближением намеченного выхода каспийской нефти на мировой рынок по трубопроводу Баку Грозный Новороссийск (август 1997 г.) тема "нефтяных" взаимоотношений на Кавказе и в Закавказье оказалась одной из центральных в СМИ. Особенно бурно ее обсуждают в контексте проходящих в Москве, Сочи и Грозном переговоров с Чечней по транзиту этой нефти. Вновь в печати возникают заявления о том, что проблема "трубы" являлась главной и чуть ли не единственной пружиной чеченской войны, что мир с Чечней оказался результатом заключенного, наконец, "подковерного" коммерческого соглашения по этой "трубе", что наличие или отсутствие этой трубы как главного направления транзита азербайджанской нефти чуть ли не судьбоносно для России в смысле ее экономического будущего и т.д. и т.п.
Попробуем разобраться "от печки".
Во-первых, современная ситуация на мировых нефтяных рынках характеризуется заметным превышением предложения над спросом и снижением удельного значения крупных нефтекартелей в общих объемах добычи. По экспертным оценкам, при сегодняшнем уровне мировой добычи около 3,9 млрд. тонн в год резервы ее форсированного наращивания составляют не менее 0,3 млрд. тонн. Уроки кризиса 1973 г., когда в считанные недели цены на нефть взлетели в 4 раза, не прошли даром. Ведущие страны-потребители постарались максимально обезопасить себя от подобных неожиданностей как разведкой и вводом в эксплуатацию месторождений в различных регионах мира, так и коммерциализацией нефтяного рынка.
В результате выход нефти Каспия на этот рынок (в обозримом будущем максимум 70-80 млн. тонн в год или 2% от мировой добычи) не может "поколебать устои" и привести к сколь-нибудь серьезным потрясениям. Но раз определяющим фактором нефтяного рынка является конкуренция продавцов за покупателя, такой выход для главных нефтепроизводителей невыгоден. И именно такой конкуренцией, видимо, прежде всего обусловлена и та парадоксальная для "арабской солидарности" поддержка, которую страны Персидского залива оказали и антииракской коалиции во время войны в Кувейте, и режиму экономических санкций ООН против Багдада. И именно и прежде всего с такой конкуренцией, подчеркнем, связаны и "загадочные" причины, по которым инициатор Каспийского трубопроводного консорциума Оман чуть не пять лет "динамил" (или, скажем прямо, саботировал) строительство нефтепровода от крупнейшего месторождения Тенгиз в Казахстане до Новороссийска, и не менее "загадочные" причины поддержки нефтедобывающими монархиями залива чеченской войны и прочих инициатив, препятствующих становлению Каспийского бассейна как мирового нефтеэкспортера.
Во-вторых, реальная прибыль прикаспийских нефтедобывающих государств (всех вместе), с учетом себестоимости и издержек, даже при максимальном планируемом уровне добычи (напомним, на условиях "раздела продукции") в 70-80 млн. тонн вряд ли превысит в годовом исчислении 1,5-2 млрд. долл. А кампаниям операторам нефтетранзита в этом случае достанется раза в три меньше. Цифры, как видим, не столь грандиозные, чтобы из-за них шел такой громкий шум. Стоит ли после этого воспринимать всерьез расхожий тезис о необходимости любой ценой "подружиться с Азербайджаном" ради экономических приобретений от транзита азербайджанской нефти через нашу территорию? Явно дурят нас с этой "трубой"...
Таким образом, проблема нефти Прикаспия прежде всего (а в определенных случаях и почти исключительно) политическая.
Видимо, главный политический аспект нефти Каспия следует искать в оценке, данной Госдепом США еще в 1993 г. В меморандуме по странам СНГ тогда было заявлено, что сырьевые, и в первую очередь нефтяные, ресурсы стран Центральной Азии и Закавказья есть главный потенциал сохранения их независимости и главная гарантия от восстановления Советской Империи. В конце 1994 г. эту мысль развил З.Бжезинский, который указывал на недальновидность политики США в регионе и призывал "замириться" так или иначе с Ираном с тем, чтобы кардинально решить проблему транспортировки нефти (и, шире, вообще транспортных коммуникаций Прикаспия) мимо и независимо от России (южный Иранский маршрут труб) и, таким образом, окончательно и навсегда вырвать все страны региона из зоны российского влияния.
Если резюмировать эти заявления простыми словами нефть Каспия призвана максимально "разрыхлить" южную часть СНГ в связях с Россией и одновременно консолидировать ее вокруг общих антироссийских интересов. Именно этот процесс мы отчетливо видим в событиях последнего времени в Азербайджане, Грузии, Казахстане, на Украине. Каспийская нефть оказывается "яблоком раздора", провоцирующим конфликты в СНГ и ослабляющим даже те с трудом сохраняемые политические и хозяйственные коммуникации в нем, которые унаследованы от СССР. Причем главные инструменты антироссийской консолидации региона опять-таки нефтемаршруты, альтернативные российскому Баку Грозный Новороссийск.
Второй политический ракурс проблемы каспийская нефть как инструмент "разрыхления" и, при возможности, разрушения собственно России. Эта тема, что не раз открыто декларировалось, доминировала в отношении США, Турции и ряда государств Европы к войне в Чечне и поддержке "чеченской независимости". Эта же тема имеет существенное значение в отношении ряда крупнейших российских сырьевых компаний, тесно вошедших в каспийский регион. Учитывая, что значительная часть коммерческих интересов этих (сегодня уже практически частных) компаний связана с международными каспийскими нефтяными проектами и что они одновременно являются структурообразующими факторами российской экономики, нельзя исключить их становления в качестве проводников интересов, противоречащих интересам российской государственности. Включение, например, ЛУКойла в каспийские проекты, торпедирующее позицию России по статусу Каспийского моря, делает такие опасения небезосновательными.
Следующий политический ракурс проблемы Каспийской нефти связан с вопросом о соотношении целей крупнейших ТНК и мировых центров сил в нефтяной политике. Очевидно, что сырьевым ТНК выгодно повышение мировых цен на нефть, влекущее за собой повышение нормы прибыли. В то же время целый ряд этих ТНК активно работает в Каспийском регионе, стремясь наращивать (на первый взгляд, в противоречии со своими экономическими интересами) мировое предложение нефти.
Указанное противоречие легко разрешается, если предположить, что эти ТНК (большинство из которых работает вне зоны основного нефтепроизводства Персидского залива) готовы начинать экспорт из Каспийского бассейна одновременно с его резким снижением из Залива. Условие создания такой ситуации крупная политическая дестабилизация в Заливе, по крайней мере частично блокирующая нефтедобычу и/или танкерный транспорт с Ближнего Востока. Поскольку в данном накаленном регионе всегда достаточно "пороха" для самопроизвольного взрыва (примеры ирано-иракская война, аннексия Ираком Кувейта, затяжной арабо-израильский конфликт и т.д.), дестабилизация в Заливе вряд ли является вопросом неразрешимым.
Для нефтяных ТНК подобный сценарий с повышением цен дает счастливую возможность "поставить на место" обрабатывающую промышленность в собственных странах, прикупив ее часть за появившиеся сверхприбыли. А для государств, способных восполнить дефицит энергоносителей (в первую очередь для США, контролирующих ряд крупнейших альтернативных нефтедобывающих бассейнов мира), такой ход дела означает возможность поставить в условия энергетического голода своих основных конкурентов из "первого мира", и прежде всего Германию и Японию.
При разворачивании подобного сценария моментом "старта" должен быть выход на проектную мощность нефтеэкспорта из Каспийского бассейна. И в свете данного сценария оказывается вполне объяснимой настойчивость, с которой США, а также ряд других стран объявляют район Каспия и Закавказье зоной своих стратегических интересов. Получает объяснение и негативное или скептическое отношение большинства нефтяных ТНК и операционных компаний к вариантам нефтетранзита в направлении Персидского залива, и их упорство в лоббировании "западного" варианта трубопроводных маршрутов одновременно мимо будущего "узла нестабильности" и мимо России.
Описанный сценарий создает предельный уровень политических рисков для нашей страны. Очевидно, что в условиях неуклонно падающей собственно российской нефтедобычи и снижающихся экспортных возможностей "навар" РФ от повышения мировых цен будет крайне незначителен. Но в то же время резко возрастет "политическая цена" как нефти Каспия (что означает, что РФ из этого региона будут "вышибать" гораздо более жестко и настойчиво), так и доступа "обделенных" стран (в первую очередь Германии и Японии) к российской нефти Сахалина, Западной Сибири, Тимано-Печоры. А это обстоятельство в условиях нарастающей федеративной неустойчивости РФ способно стать спусковым крючком к провоцированию региональных сепаратизмов и согласованных с "областническими" элитами действий международных субъектов по расчленению России. Добавим, что "разогрев" Залива не может не вызвать исламский разогрев юга СНГ и Кавказа...
В свете изложенного попытаемся ответить на ряд вопросов. Выгоден ли России выход каспийской нефти на мировой рынок?
Выгоден, но лишь через "наши" трубы Тенгиз-Новороссиск и Баку-Новороссийск.
Есть ли у России союзники, заинтересованные в таком развитии ситуации? Есть, и это в первую очередь Армения, Иран и... как это ни парадоксально, Чечня.
Есть ли у России инструменты воздействия на ситуацию? Есть. Совместная с Ираном и (пока) Туркменией позиция по статусу Каспия, ставящая под вопрос юридические гарантии каспийской нефтедобычи без согласования с РФ. Государственные возможности "убеждения" российских компаний, вовлеченных в каспийские проекты. И... кавказские связи и возможности (в том числе специфические) Чечни, для которой доля в оплате за прокачки по новороссийской трубе оказывается очень значимым фактором послевоенного восстановления. Последнее лишь в том случае, если в сегодняшнем торге с Чечней за нефтяной транзит российская власть сумеет остановить поток непрерывных "сдач" всего и вся и проявит необходимую (и возможную с учетом нынешнего внутричеченского властного "пата") политическую и не будем фарисействовать коммерческую жесткость.
Сумеет ли Россия воспользоваться своими возможностями, или ее вновь "обдурят" с трубой? Это покажет лишь время, но очень скоро.
|