Дата публикации: 22.07.1997 Источник: "Завтра" No: 29(190) |
15 июля Р.Аушев обвиняет Владикавказ в провокациях, направленных на взрыв обстановки на Северном Кавказе в интересах московской "партии войны". Аналогичные обвинения повторяет А.Масхадов. А.Галазов в ответ обвиняет руководство Ингушетии в потворстве захватам заложников-осетин и митингам с требованиями вернуть "исконные ингушские земли" в Пригородном районе.
17 июля Сенат США проголосовал за блокирование американской помощи РФ в случае подписания Б.Ельциным закона "О свободе совести и религиозных объединениях".
20 июля На Ваганьковском кладбище в Москве поврежден взрывом памятный знак, посвященный убиению семьи Романовых. Ответственность взяла на себя организация, связанная с "Реввоенсоветом".
Одним из главных политических процессов последних месяцев оказывается массовое осознание того простого факта, что в "демократическом концерте Европейской цивилизации" наш голос слышать не намерены. Последние подчеркнуто-показательные "пинки" вроде заявлений на саммите НАТО в Мадриде, обещаний Олбрайт странам Балтии и отказов ЕС снять антидемпинговые меры в отношении российских товаров мало что добавляют к картине, которая уже доходит даже до самых неисправимо-западнических российских элит.
Сие означает, что демонстративно вставшая под либерально-рыночные знамена команда "молодых реформаторов" сталкивается с задачей "демократического обустройства России" во "враждебном капиталистическом окружении" именно в тот момент, когда этот самый рыночный либерализм почти полностью "протух" в качестве реформистской идеологии, а слово "демократ" становится, к сожалению, ругательным для все более широких масс.
Излет либерально-демократической риторики особенно ярко показывают итоги последних выборов в регионах, где в педалируемое почти всеми кандидатами "областничество" неизменно вплетается мотив негативного отношения к либерально-рыночной Москве. Одно из последних свидетельств заявление новоизбранного (в качестве идейного преемника Немцова) нижегородского губернатора И.Склярова о том, что он видел свою главную задачу в торможении разрушительных либерализационных процессов в экономике области, которые инициировал нынешний первый вице-премьер.
При этом, хотя публичные акции правительства почти полностью сосредоточены в сфере актуальной социально-экономической проблематики, даже обыденное сознание фиксирует тот непреложный факт, что проводимый с небывалой жесткостью, превосходящей амбиции "раннего Гайдара", политический курс явно буксует. В результате "правительство реформаторов" вползает в очередное, грозящее оказаться небывало мощным, обострение кризиса государственности почти без поддержки снизу и без инструментов его блокирования.
Наивные надежды на инерцию естественных центростремительных тенденций обрушились еще в эпоху внутрироссийского "парада суверенитетов", вынудившего федеральный Центр к подписанию множества "асимметричных" Договоров о разграничении полномочий и предметов ведения с национальными автономиями.
Попытка скрепить многонациональную страну по Бисмарку, "железом и кровью", рухнула с уходом из Чечни, и сегодня, в момент яростных коллизий вокруг реформирования армии, может показаться выходом из положения только уж очень "отстраненному" от реальности политику.
Упования на возможность склеить политическое пространство страны по Тютчеву, "любовью" после "десятилетки ненависти" и множества вспухших этнотерриториальных конфликтов представляются нынче прекраснодушными мечтаниями.
"Коммерческий прагматизм" реформаторской региональной политики, ставящий во главу угла трансферты, "свободные экономические зоны" и (как в случае Чечни) раздел доходов от совместных регионально-федеральных экономических проектов спотыкается и на катастрофической нехватке у Москвы "пряников" для такой политики, и на уже обозначенной возможности регионов напрямую обращаться за "пряниками" к добрым дядям из дальнего зарубежья.
Попытка чисто административного воздействия на субъекты Федерации, начатая "комиссарским" экспериментом в Приморье, пока провальна, и есть все основания считать, что ее подтвержденное президентским указом продолжение способно создать глубокий и патовый конфликт с сенаторами (которых, как известно, без стрельбы разогнать невозможно).
Кавказский кризис отмечен как нарастающим вайнахо-осетинским противостоянием (волна террора и захватов заложников, заявления Аушева, Масхадова и Галазова, выход Басаева из правительства Чечни и создание с его участием некоей частной "охранной ассоциации" из бывших полевых командиров и боевиков), так и резким повышением градуса внутридагестанских конфликтов (аварцы, кумыки, чеченцы-аккинцы). Он усугубляется решениями правительства РФ о ликвидации СЭЗ в Ингушетии и безлицензионного производства водки в Северной Осетии. Все это ставит население глубоко кризисного региона с "лежачими" предприятиями и огромной безработицей в почти безвыходную ситуацию и грозит "новой кавказской войной" гораздо более крупного масштаба, чем чеченская.
Амбициозная заявка на форсированное "реформирование" армии, не обеспеченная концептуально, идеологически и ресурсно, встречает нарастающее противодействие думской оппозиции, генералитета, директората ВПК и офицерского состава. В то же время фактический провал конверсии и невозможность закрытия ряда крупных градообразующих военных предприятий будет постоянно требовать от казны расходов на поддержание, в том числе и "незапланированных" в реформах направлений оборонного заказа.
Учитывая, что жизнь будет постоянно "подбрасывать", как любил говорить предыдущий президент, все новые проблемы, стиль "пожарной команды", в котором работает нынешнее правительство, очень скоро обнаружит свою бесплодность даже для нынешней, уже и так недопустимо узкой, базы социальной поддержки реформаторов. Объективные ограничения того волюнтаризма (отметим, что именно это подзабытое слово употребил в своем интервью генерал Рохлин), который был реальным содержанием российской власти в последние годы, сегодня уже самоочевидны.
Одно из таких иллюстративно-хрестоматийных ограничений "подброшенная жизнью" необходимость решения по закону "О свободе совести и религиозных объединениях". Действительно скороспелый и непродуманный закон после утверждения Думой внезапно оказался далеко за рамками отношений между законодательной и исполнительной властью. Ельцину уже предъявлены обращения Патриарха (с требованием подписать), а также Папы и конгресса США (с требованием не подписывать). РПЦ вряд ли сегодня пойдет на компромисс, поскольку иерархи, вдохновленные примером грузинских собратьев (вышедших из Всемирного совета Церквей) и поддержанные паствой, наращивают радикальность антиэкуменических и антипрозелитических требований. Поддержка Патриархии президенту сейчас совершенно необходима. А конфликт с США и Ватиканом сегодня также явно не с руки.
Куда ни кинь, что называется, всюду клин. И бесплодны упования на появление в результате стажировок на Западе новой генерации "суперменеджеров", и не помогут ни административная сверхэффективность Чубайса, ни финансово-комбинационные способности Березовского. Другой класс проблем и другой, "непожарный" формат возможных решений.
Понимают это уже очень многие. И не случайно из стана недавних горячих сторонников Ельцина и реформ все чаще звучат заявления наиболее авторитетных идеологов о необходимости смены курса.
Но поменять курс значит признать, что предыдущий был ошибочным, и безусловно сменить накрепко спаянную с этим курсом властную команду. Конечно, страна большая и образованная, и новая команда молодых "реформаторов реформации" для "реформирования нареформированного" найдется. Но учитывая, что нынешняя команда накрепко спаяна не только с либеральным курсом, но и с огромным пластом собственности кланово-корпоративных структур и их нешуточных интересов, обросла мощной "шкурой" международных и криминальных связей, подобная властная "хирургия" представляется предельно сложной и опасной не только для оперируемых (не о них речь), но и для страны. И возникают серьезные сомнения, что такую "хирургию" способен безболезненно для себя свершить нынешний, также накрепко связанный с командой и курсом "рулевой".
Однако даже если вообразить, что описанная хирургия возможна, ее ведь нельзя совершать молча! Обществу должно быть сказано: что произошло, почему, "кто виноват и что делать", должны быть предъявлены новые цели и "правила игры". То есть должен быть кардинально ИЗМЕНЕН ЖАНР ПОЛИТИКИ. Но где субъект нового жанра, и как, в каких технологиях этот самый жанр менять?
Хорошо, когда одни не хотят, а другие не могут. А вот когда и те и другие не могут и не хотят?.. Хорошо, когда кто-то заявляет: "Есть, мол, такая!" А когда все кричат: "Что вы, что вы! Мы не такая, мы просто ждем нового политтрамвая"!?... Хорошо, когда хоть трамвай в наличии. А если и трамвая "нэма"?.. Вот реальный масштаб ПРОБЛЕМЫ, которую "подбрасывает" уже не оппозиция, а идущая вперед жизнь. Проблемы, которую России предстоит решать очень скоро.
|