Юрий Бялый
Вопросы без ответа
С 11 марта российская и
мировая пресса бурно обсуждает заключенную в Москве договоренность между
"Газпромом" и главами нефтегазовых ведомств Казахстана, Узбекистана и Туркмении
о переходе с 2009 г. на европейские цены на поставляемый из этих республик газ.
В СМИ чаще всего делается
акцент на том, что в результате Газпром и (не чуждые Газпрому) посреднические
структуры лишатся основной маржи от поставок дешевого азиатского газа Украине.
А также на том, что переход в расчетах с Украиной на европейские газовые цены
(в таком случае совершенно неизбежный) это "политическая дубинка" против
последовательно антироссийского правительства Юлии Тимошенко, а заодно и
возможность наращивания мощи России как "великой газовой державы".
Но перспектива газоснабжения
Украины по ценам уровня 350 долл. за 1000 куб. м или даже выше это
сверхкритическое снижение конкурентоспособности продукции тяжелой
промышленности Востока и Юго-Востока Украины на мировых рынках, плюс резкое
ухудшение уровня жизни для большинства украинского населения. То есть, очень
вероятный хозяйственно-экономический (а, значит, и политический) коллапс относительно
пророссийского Востока и резкое усиление антироссийского Запада в украинской
внутренней и внешней политике. И здесь не может не возникнуть важный вопрос: нужен
ли России (не Газпрому!) такой (не исключено, решительный и окончательный)
"геостратегический поворот" Украины?
Однако есть в данном
"газовом" решении России и наших центральноазиатских соседей еще несколько
"пластов", выходящих далеко за рамки коммерческих интересов сторон и "газовой
войны" с Украиной.
Прежде всего, данное
соглашение открывает путь к началу строительства (и возможному завершению к
2011 г.) "Прикаспийского газопровода", который направит через Россию на мировые
рынки дополнительные 20 или даже 30 млрд. куб. м туркменского и казахстанского
газа в год. Соответственно, обессмысливается проект "Транскаспийского
газопровода" через Каспий, Азербайджан и Грузию в Турцию, призванный наполнить
центральноазиатским газом лоббируемый США и Европой газопровод "Набукко". А
заодно ставится под принципиальный вопрос и судьба самого "Набукко" по крайней
мере, до тех пор, пока в мире не произойдут масштабные политические
трансформации, позволяющие наполнить "Набукко" иранским газом.
Но одновременно происходит и
еще одно крупное "газовое" событие: объявлено, что Казахстан и Узбекистан
создали с китайской корпорацией "Транс-Эйша гэс" совместное предприятие
"Азиатский газопровод", причем "в стадии готовности" и аналогичное соглашение с
Туркменией. "Азиатский газопровод" будет прокладывать "трубу" из Туркмении
через Узбекистан и Казахстан для поставок в китайский Синьцзян еще 30 млрд.
куб. м. центральноазиатского газа в год.
Эти события индикатор
очень крупного "геополитического разворота" в Центральной Азии. Ведь руководство
всех трех республик, по сути, отвергло очень настойчивые "советы" США и ЕС вывести
газовые ресурсы на мировой рынок не через Россию (по "Прикаспийскому
газопроводу") и не в Китай (по "Азиатскому трубопроводу"), а по "Транскаспию" и
"Набукко". А заодно поставлена под сомнение и американская попытка реанимации
старого проекта "Южного газопровода" из Средней Азии через Афганистан в
Пакистан.
Первые результаты этого
"разворота" резкое усиление критики "недемократических режимов" Центральной
Азии в западных СМИ. Но и не только. Казахстан,
например, уже с конца осени испытывает давление со стороны международных
рейтинговых агентств, которые "вдруг" резко понизили рейтинги казахстанских
банков и предприятий. А 9 марта премьер Казахстана Карим
Масимов "скоропостижно отменил" свой визит в США. Поскольку там был
вновь поднят вопрос о судебном решении по "казахгейту" (старое уголовное дело о
взятках американских нефтяных компаний в 90-х годах высшим казахстанским
чиновникам для приоритетного доступа к нефтяным активам республики).
И здесь возникает второй
крупный вопрос: захочет ли, и сможет ли Россия реально и твердо поддержать такой
(геополитически далеко не безопасный для центральноазиатских республик!)
"разворот" своей совокупной "мягкой" и "жесткой силой"? Не окажется ли однажды,
что Россия "пойдет на попятную", и данный альянс будет
разрушен с далеко идущими стратегическими последствиями как для вступивших в
него наших соседей, так и для самой России?
То есть, все перечисленное
очень важные события. Но "газовая" проблема для России в принципе стоит гораздо
шире. В борьбе за перспективные позиции на европейском, азиатском и прочих
газовых рынках мы рискуем утратить или "проесть" тот наш огромный национальный
потенциал, который на языке экономистов называется "страновыми преимуществами".
Речь идет и о ресурсных запасах, и об инфраструктурных коммуникационных
возможностях, и о территориях, и о многом другом, что будет в решающей степени
определять перспективы развития и глобальную конкурентоспособность страны через несколько десятилетий.
Даже если говорить только о
природном газе, в короткой статье невозможно детально осветить те проблемы,
которые Россия обязана решить, если намерена действительно развиваться, а также
восстановить и сохранять высшие позиции в мировой "табели о рангах". И потому
пока ограничусь постановкой еще нескольких надеюсь, не вполне риторических
вопросов.
Нужно ли нам сейчас
форсировать добычу и экспорт природного газа в условиях, когда мировой
"энергетический дефицит" непрерывно растет, и когда уже очень скоро этот ресурс
будет иметь и для России, и для мира гораздо более высокую ценность? Каков баланс
стратегических (в том числе, геополитических и геоэкономических) приобретений и
потерь, связанных с нынешним наращиванием "газовой великодержавности"? Тем
более, что в СССР, например, об этом думали очень
давно (еще с эпохи Сталина). И даже в скудные времена острой нехватки
"сырьевых" доходов нередко сознательно откладывали освоение и разработку уже
разведанных нефтяных и газовых месторождений, как "ресурса будущих
поколений".
Следует ли нам
продолжать делать ставку на трубопроводные системы доставки газа в условиях,
когда удаленность основных потенциальных рынков сбыта, а также вероятные резкие
изменения спроса на этих рынках, предопределяют более гибкую и прибыльную
перспективу торговли сжиженным природным газом (СПГ), доставляемым
танкерами-метановозами? Каковы могут быть совокупные системные результаты
развития в России промышленности СПГ, а также связанных с ней перерабатывающих,
портовых и танкерных мощностей? Результаты технологические, инфраструктурные,
территориально-демографические и т.д.?
Нужно ли продолжать
наращивать экспорт газа в условиях, когда решающую долю прибылей мировой
газовый бизнес получает от глубокой переработки газа, и когда Россия вынуждена
импортировать большинство продуктов переработки газа и товаров из них? Каковы возможные
приобретения и издержки, связанные с опережающим развитием промышленности
глубокой переработки природного газа (и, заодно, попутного нефтяного газа,
который до сих пор в громадных объемах сжигается на нефтепромыслах в
"факелах")?
В какой мере наши
долгосрочные программы в сфере газодобычи соотносятся с обостряющимися
инфраструктурными, хозяйственными, демографическими, оборонными и т.д.
потребностями России в развитии Севера, Дальнего Востока и Сибири? И как углубляющийся
кризис российского Севера соотносится с уже идущей "конкуренцией за ресурсы
Арктики"? Которая о чем прямо говорят высшие чиновники ЕС и НАТО вскоре
неизбежно приведет к крупным международным конфликтам?
Как упомянутый
комплекс российских "северных проблем" связан с тенденциями начавшегося
глобального климатического цикла, в котором идет быстрое таяние полярных льдов
и появляется перспектива использования Севморпути как всесезонного
стратегического трансконтинентального транспортного маршрута? И как здесь может
быть использован опыт СССР, который был пионером в освоении этого маршрута?
Что делается в
России в сфере исследований возможности использования газа из так называемых
"газовых гидратов" (природный минерал, представляющий собой кристаллическую
структуру из молекул метана, окруженных молекулами воды)? По существующим
оценкам, мировые запасы газа в газогидратах превышают разведанные собственно
газовые запасы в 30-100 раз, причем значительная часть запасов газогидратов
сосредоточена на российском полярном шельфе. И ведь именно отечественным ученым
принадлежит приоритет в исследованиях газогидратов.
Вопросы можно множить.
Понятно, что это стратегические вопросы национальной безопасности и
перспектив развития России. И понятно, что эти вопросы не к Газпрому, а к
российской власти, элите и всему обществу.