Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

Вопросы без ответа
Тема: Россия
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 19.03.2008
Источник: Завтра
No: .12

Юрий Бялый

Вопросы без ответа

С 11 марта российская и мировая пресса бурно обсуждает заключенную в Москве договоренность между "Газпромом" и главами нефтегазовых ведомств Казахстана, Узбекистана и Туркмении о переходе с 2009 г. на европейские цены на поставляемый из этих республик газ.

В СМИ чаще всего делается акцент на том, что в результате Газпром и (не чуждые Газпрому) посреднические структуры лишатся основной маржи от поставок дешевого азиатского газа Украине. А также на том, что переход в расчетах с Украиной на европейские газовые цены (в таком случае совершенно неизбежный) – это "политическая дубинка" против последовательно антироссийского правительства Юлии Тимошенко, а заодно и возможность наращивания мощи России как "великой газовой державы".

Но перспектива газоснабжения Украины по ценам уровня 350 долл. за 1000 куб. м или даже выше – это сверхкритическое снижение конкурентоспособности продукции тяжелой промышленности Востока и Юго-Востока Украины на мировых рынках, плюс резкое ухудшение уровня жизни для большинства украинского населения. То есть, очень вероятный хозяйственно-экономический (а, значит, и политический) коллапс относительно пророссийского Востока и резкое усиление антироссийского Запада в украинской внутренней и внешней политике. И здесь не может не возникнуть важный вопрос: нужен ли России (не Газпрому!) такой (не исключено, решительный и окончательный) "геостратегический поворот" Украины?

Однако есть в данном "газовом" решении России и наших центральноазиатских соседей еще несколько "пластов", выходящих далеко за рамки коммерческих интересов сторон и "газовой войны" с Украиной.

Прежде всего, данное соглашение открывает путь к началу строительства (и возможному завершению к 2011 г.) "Прикаспийского газопровода", который направит через Россию на мировые рынки дополнительные 20 или даже 30 млрд. куб. м туркменского и казахстанского газа в год. Соответственно, обессмысливается проект "Транскаспийского газопровода" через Каспий, Азербайджан и Грузию в Турцию, призванный наполнить центральноазиатским газом лоббируемый США и Европой газопровод "Набукко". А заодно ставится под принципиальный вопрос и судьба самого "Набукко" – по крайней мере, до тех пор, пока в мире не произойдут масштабные политические трансформации, позволяющие наполнить "Набукко" иранским газом.

Но одновременно происходит и еще одно крупное "газовое" событие: объявлено, что Казахстан и Узбекистан создали с китайской корпорацией "Транс-Эйша гэс" совместное предприятие "Азиатский газопровод", причем "в стадии готовности" и аналогичное соглашение с Туркменией. "Азиатский газопровод" будет прокладывать "трубу" из Туркмении через Узбекистан и Казахстан для поставок в китайский Синьцзян еще 30 млрд. куб. м. центральноазиатского газа в год.

Эти события – индикатор очень крупного "геополитического разворота" в Центральной Азии. Ведь руководство всех трех республик, по сути, отвергло очень настойчивые "советы" США и ЕС вывести газовые ресурсы на мировой рынок не через Россию (по "Прикаспийскому газопроводу") и не в Китай (по "Азиатскому трубопроводу"), а по "Транскаспию" и "Набукко". А заодно поставлена под сомнение и американская попытка реанимации старого проекта "Южного газопровода" из Средней Азии через Афганистан в Пакистан.

Первые результаты этого "разворота" – резкое усиление критики "недемократических режимов" Центральной Азии в западных СМИ. Но и не только. Казахстан, например, уже с конца осени испытывает давление со стороны международных рейтинговых агентств, которые "вдруг" резко понизили рейтинги казахстанских банков и предприятий. А 9 марта премьер Казахстана Карим Масимов "скоропостижно отменил" свой визит в США. Поскольку там был вновь поднят вопрос о судебном решении по "казахгейту" (старое уголовное дело о взятках американских нефтяных компаний в 90-х годах высшим казахстанским чиновникам для приоритетного доступа к нефтяным активам республики).

И здесь возникает второй крупный вопрос: захочет ли, и сможет ли Россия реально и твердо поддержать такой (геополитически далеко не безопасный для центральноазиатских республик!) "разворот" своей совокупной "мягкой" и "жесткой силой"? Не окажется ли однажды, что Россия "пойдет на попятную", и данный альянс будет разрушен с далеко идущими стратегическими последствиями как для вступивших в него наших соседей, так и для самой России?

То есть, все перечисленное – очень важные события. Но "газовая" проблема для России в принципе стоит гораздо шире. В борьбе за перспективные позиции на европейском, азиатском и прочих газовых рынках мы рискуем утратить или "проесть" тот наш огромный национальный потенциал, который на языке экономистов называется "страновыми преимуществами". Речь идет и о ресурсных запасах, и об инфраструктурных коммуникационных возможностях, и о территориях, и о многом другом, что будет в решающей степени определять перспективы развития и глобальную конкурентоспособность страны через несколько десятилетий.

Даже если говорить только о природном газе, в короткой статье невозможно детально осветить те проблемы, которые Россия обязана решить, если намерена действительно развиваться, а также восстановить и сохранять высшие позиции в мировой "табели о рангах". И потому пока ограничусь постановкой еще нескольких – надеюсь, не вполне риторических – вопросов.

Нужно ли нам сейчас форсировать добычу и экспорт природного газа в условиях, когда мировой "энергетический дефицит" непрерывно растет, и когда уже очень скоро этот ресурс будет иметь и для России, и для мира гораздо более высокую ценность? Каков баланс стратегических (в том числе, геополитических и геоэкономических) приобретений и потерь, связанных с нынешним наращиванием "газовой великодержавности"? Тем более, что в СССР, например, об этом думали очень давно (еще с эпохи Сталина). И даже в скудные времена острой нехватки "сырьевых" доходов нередко сознательно откладывали освоение и разработку уже разведанных нефтяных и газовых месторождений, – как "ресурса будущих поколений".

Следует ли нам продолжать делать ставку на трубопроводные системы доставки газа в условиях, когда удаленность основных потенциальных рынков сбыта, а также вероятные резкие изменения спроса на этих рынках, – предопределяют более гибкую и прибыльную перспективу торговли сжиженным природным газом (СПГ), доставляемым танкерами-метановозами? Каковы могут быть совокупные системные результаты развития в России промышленности СПГ, а также связанных с ней перерабатывающих, портовых и танкерных мощностей? Результаты технологические, инфраструктурные, территориально-демографические и т.д.?

Нужно ли продолжать наращивать экспорт газа в условиях, когда решающую долю прибылей мировой газовый бизнес получает от глубокой переработки газа, и когда Россия вынуждена импортировать большинство продуктов переработки газа и товаров из них? Каковы возможные приобретения и издержки, связанные с опережающим развитием промышленности глубокой переработки природного газа (и, заодно, попутного нефтяного газа, который до сих пор в громадных объемах сжигается на нефтепромыслах в "факелах")?

В какой мере наши долгосрочные программы в сфере газодобычи соотносятся с обостряющимися инфраструктурными, хозяйственными, демографическими, оборонными и т.д. потребностями России в развитии Севера, Дальнего Востока и Сибири? И как углубляющийся кризис российского Севера соотносится с уже идущей "конкуренцией за ресурсы Арктики"? Которая – о чем прямо говорят высшие чиновники ЕС и НАТО – вскоре неизбежно приведет к крупным международным конфликтам?

Как упомянутый комплекс российских "северных проблем" связан с тенденциями начавшегося глобального климатического цикла, в котором идет быстрое таяние полярных льдов и появляется перспектива использования Севморпути как всесезонного стратегического трансконтинентального транспортного маршрута? И как здесь может быть использован опыт СССР, который был пионером в освоении этого маршрута?

Что делается в России в сфере исследований возможности использования газа из так называемых "газовых гидратов" (природный минерал, представляющий собой кристаллическую структуру из молекул метана, окруженных молекулами воды)? По существующим оценкам, мировые запасы газа в газогидратах превышают разведанные собственно газовые запасы в 30-100 раз, причем значительная часть запасов газогидратов сосредоточена на российском полярном шельфе. И ведь именно отечественным ученым принадлежит приоритет в исследованиях газогидратов.

Вопросы можно множить. Понятно, что это – стратегические вопросы национальной безопасности и перспектив развития России. И понятно, что эти вопросы – не к Газпрому, а к российской власти, элите и всему обществу.




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)