Юрий Бялый
О Сталине и эпохе
В телепередаче В.Соловьева "К
барьеру" 6 марта прошла "дуэль" Александра Проханова и Николая Сванидзе. Тема
отношение к личности и исторической роли Сталина не случайна. Социологические
данные, которые накопились за время подготовки к думским и президентским
выборам, показали, что "проблема Сталина" в нынешней России очень даже актуальна.
Жанр программы и
приглашенные (подчеркнуто полярные по политическим взглядам) оппоненты
разумеется, предопределили "черно-белый", без полутонов, характер аргументации
сторон. Сыграла свою роль и "модерация" Соловьева, вынуждающая Проханова и
Сванидзе к предельно радикальным высказываниям.
"Счетные" результаты
программы очень показательны. Из четырех судей в студии трое отдали предпочтение
Сванидзе, один Проханову. Причем оценки судей относились в основном не к
спорившим фигурантам передачи, а именно к Сталину. А вот зрительская оценка
оказалась совершенно иной: около 87 тысяч за Проханова (то есть, опять, таки,
за Сталина), и около 62 тысяч за Сванидзе. И это, пожалуй, самое интересное.
Если совсем коротко
суммировать аргументы споривших, то Проханов подчеркивал, что главные заслуги
Сталина модернизация России и победа в войне с фашизмом, и напоминал, что мы
до сих пор живем многими результатами сталинской эпохи от инфраструктуры до
самолетов. А Сванидзе, Соловьев и большинство судей твердили о десятках
миллионов жертв Сталина, о том, что Гитлер уничтожал чужих, а Сталин своих, а
также о том, что мы вправду живем наследием Сталина в виде неуважения к
закону, беспредела бюрократии и коррупции.
И поскольку Проханов
оказался в меньшинстве и перекричать оппонентов не мог, хочу кое-что добавить
по теме.
Все мировые модернизации
проходили через железо, пот и кровь. Были ли это войны католиков и гугенотов
(которые открыли первый этап европейской модернизации), или знаменитые
"огораживания" старой Англии, выбрасывающие в бездомность (и выбор между
голодной смертью и виселицей за разбой) сотни тысяч людей, или модернизационная
империя Бонапарта, обильно полившая кровью Францию и Европу, или гражданская
война в Америке, ликвидировавшая рабство.
Беда России была в том, что
ее модернизации всегда были форсированными и догоняющими будь то при Петре I или при Николае II и Столыпине. И всегда
проводились при отчетливом понимании того, что "сейчас или никогда, иначе нас
сомнут".
Сталинская модернизация в
особенности форсированная и догоняющая. Потому что действительно проводилась в
беспрецедентно враждебном окружении. Потому, что требовалось "иначе сомнут"
совершить почти мгновенный исторический прыжок от сохи до глобальной военно-промышленной
конкурентоспособности этому враждебному и уже вполне модернизированному
окружению. И потому сталинская модернизация, действительно, была страшной и
кровавой.
Кстати, о ее жертвах. Они
были огромны. Тем более подло десятилетиями долдонить о цифрах погубленных
репрессиями и голодом, многократно превышающих реальные. Западные вполне антисоветские,
но добросовестные исследователи после обрушения СССР ринулись "искать правду
о Гулаге". Они провели "перекрестную сверку" архивов НКВД, Наркомпрода,
Наркомата железных дорог, бухгалтерских ведомостей "великих строек" и т.д. И обнаружили,
что железные дороги не могли перевезти и не перевозили такого количества
депортированных и зэков, которое называют Солженицын и его последователи, и что
если бы от голода погибло столько людей, сколько описывают в картинах "голодомора",
то некому было бы жить в новых городах и поселках, и некому строить электростанции,
рудники и заводы. И они, эти западные исследователи, честно написали о той
(повторю, очень страшной) цене, в которую обошлась сталинская модернизация.
И они же честно писали о том,
что кроме "кнута репрессий", о котором с обличительным пафосом говорили оппоненты
Проханова, сталинская модернизация предлагала народу и очень многое другое. Метафизические
(вполне, между прочим, религиозно окрашенные) перспективы построения Нового
мира. Открытые каналы вертикальной социальной мобильности. Конкретику великих (от
Магниток и Днепрогэсов до трансатлантических перелетов и полярных станций) и малых
(включая электричество в доме и трактора на деревенских полях) свершений. Сверхзадачи
страны как лидера мирового прогресса плюс возможность личной сопричастности
каждого к их решению.
Но для того, чтобы этого
добиваться, у Сталина не было "другого народа", "других чиновников" и "других
писателей". Когда Соловьев говорит о "сталинской номенклатуре с сытыми харями",
он говорит часть правды. Но и Сванидзе, и Соловьев молчат о другой правде
правде Курчатовых, Чкаловых, Ферсманов, Завенягиных, Вернадских и многих
других, известных и безвестных, которые вынесли на своих плечах эту
модернизацию. И предъявили такой ее несомненный и непреходящий исторический
результат, как спасение мира от фашизма победой в Великой войне.
Все это вместе давало
важнейшее для человека понимание, что жертвы и лишения не напрасны. И веру в
то, что завтра будет лучше. Поскольку, как вполне искренне пел Высоцкий, "...было
время, и цены снижали, и текли куда надо, каналы, и в конце, куда надо,
впадали.". И страна, и человек ВОЗВЫШАЛИСЬ. И верили, что будут возвышаться
дальше.
И это был мощнейший импульс
модернизации государства и прогресса общества. Что не отменяет и не позволяет
забыть те страшные (и нередко безвинные и бессмысленные) жертвы, которые были
принесены Сталиным на алтарь этой модернизации и этого прогресса.
Но я от лица моих погибших
в сталинских лагерях родных не приемлю обвинений в адрес Сталина и сталинизма
со стороны авторов и защитников постсоветского регресса. Обвинений со стороны тех,
кто вверг страну в глубочайшую постсоветскую политическую, социальную,
экономическую, научную, культурную деградацию. Обвинений со стороны тех, кто
вместо высоких целей предлагает нынешней молодежи миф о "светлом всеобщем потребительском
будущем".
И одновременно я задаюсь
главным для меня вопросом: за какого Сталина и какой сталинизм сегодня голосует
Россия, в большинстве сегодняшних поколений не имеющая собственного опыта
сталинской эпохи?
За сталинизм "стабильности",
который обрекает страну на безверие в перемены к лучшему и покорность любой
власти, обещающей отсутствие перемен к худшему?
За сталинизм массовой личной
безынициативности?
За сталинизм "порядка",
который метлой показательных репрессий дочиста вымел любых оппонентов,
обескровил элиту, уничтожил возможности идеологического и интеллектуального
поиска и оставил вокруг себя кадровую пустошь и атмосферу концептуального бесплодия?
Все это вместе с далеко не бесконечной инерцией государственного величия и
народной веры, которая вела страну (хотя с каждым годом все хуже) еще несколько
десятилетий?
Или, все-таки, за сталинизм
модернизации и массового осмысленного самоотверженного героизма, который
страшным рывком бросил страну вперед и вверх, и этим ее в значительной мере
спас? И создал то государственное величие, которое мы почти полностью проели в
годы застоя и либеральных реформ?
Очень хочется верить, что
основная доля тех, кто сегодня голосует за Сталина это, все-таки, не постсоветский
обыватель-потребитель, уставший от перемен и мифологизирующий "стабильность
сталинского порядка".