Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы суда времени
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

Развитие из-под плинтуса
Тема: Россия
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 02.04.2008
Источник: Завтра
No: 14

Юрий Бялый

Развитие из-под плинтуса

Широко ныне обсуждаемый в СМИ проект долгосрочной концепции социально-экономического развития России сообщает, что улучшение социально-экономической ситуации в стране создает реальные предпосылки для быстрого развития. А сводки МВД показывают, что в России быстро растет уровень преступности среди молодежи и подростков – вроде бы, главного человеческого ресурса нашего развития.

А еще я недавно просмотрел старую и новую статистику беспризорности. В Советской России после страшнейшей гражданской войны было около 7 млн. беспризорных. В СССР после Великой Отечественной – около 2 млн. В последние советские годы, по разным данным, – от 300 до 400 тыс. А сейчас (сошлюсь на цифру, приведенную Председателем Конституционного суда РФ В.Зорькиным в октябре 2007 года на международном форуме по конституционному правосудию в Москве) – 5 млн.! Причем лишь небольшая их часть "охватывается" государственной опекой (нередко сомнительного качества) в детских домах и интернатах Минобразования (их уже почти 2,5 тыс.) и приютах Минздравсоцразвития, которые множатся в стране с каждым годом.

И еще, оказывается, в России ежегодно отказываются от своих новорожденных детей многие тысячи молодых мам. Эти несчастные дети попадают на три года в Дома ребенка, а затем – в те самые детдома, интернаты и приюты. Некоторых – кому повезет – усыновляют, а остальные проходят в непростом детском коллективе такую социализацию, которая, как признают все специалисты, НЕ ДАЕТ навыков самостоятельной взрослой жизни.

А отказываются от собственного ребенка не только мамы из бедных и неблагополучных семей. Есть и другие, которые знают, что рожать молодой женщине полезно для здоровья, но растить и воспитывать дитя не намерены. Мне памятен рассказ знакомого врача о "кредо" такой мамы, отказавшейся от новорожденной дочери: "Я еще молодая, пожить хочу. А с ней я себе закрою все жизненные перспективы". Причем эта мама для своих родов потребовала и оплатила отдельную палату.

Это, как и огромная часть сегодняшней уличной преступности, – уже не "социально-экономическое дно". Это другое. Это катастрофическая утеря социальной нормативности.

Видимо, почти каждый из нынешних взрослых мужиков когда-то участвовал в уличных драках. И помнит, что в этом уличном поведении – при любой юношеской агрессивности с ее выбросами адреналина – были правила ("до первой крови", "лежачего не бить", "двое дерутся – третий не суйся" и т.д.). Правила были примерно одинаковые на Украине, где я рос, и в России, куда я позже переехал. И там, и здесь была еще и "околоблатная" среда с ее повышенной жестокостью. Но и в ней были свои "нормы", которые как-то соблюдала сама эта среда.

И криминальные сводки, и многое из того, что происходит на улицах России на наших глазах, показывают, что для огромной части сегодняшнего населения страны – норм и правил вообще НЕТ. И тогда нельзя не задаться вопросом: откуда нормы брались и куда делись?

В любом обществе, если оно общество, нормы и правила задает культура. Писаное право – лишь собранные в кодексы культурные нормы, которые испытывались и отбирались веками и тысячелетиями для того, чтобы отделить в "гомо сапиенс" звериное от человеческого. При этом Ф.Ницше не случайно писал, что культура – "лишь тонкая кожура над раскаленным хаосом" этого самого звериного. А христианский философ Н.Бердяев всячески подчеркивал, что в основе любой культуры лежит религиозный культ.

Ленин, который считал своей главной целью быстрое развитие новой Советской России, не случайно, при всем своем воинственном безбожии, очень даже пекся о том, чтобы молодая власть вместе с культом не сбросила с "корабля современности" основополагающие культурные нормы. И именно потому требовал направлять последние скудные ресурсы страны на ликвидацию неграмотности, и именно потому адресовал этим самым "сбрасывателям" статью "От какого наследства мы отказываемся?".

Гораздо позже советская партийная верхушка (опять-таки не случайно!) почти дословно вписала в "Моральный кодекс строителя коммунизма" основные христианские заповеди. То есть, восстанавливала в фундаменте советской морали некий, наследующий христианскому, "квазикульт" с его нормами. И не случайно одной из ключевых сфер советского идеологического контроля была "нормативная" цензура культуры во всех ее проявлениях – от издаваемых книг до допуска на сцену и на экран новых спектаклей и фильмов.

Многие художники (в том числе большие художники) жаловались, что идеологический контроль "не дает дышать". И это была правда. Но культурный поток, с которым соприкасался советский читатель и зритель, при всей его (иногда бесстыдно навязчивой) идеологичности, – все же был КУЛЬТУРНЫМ. И задавал – "от Москвы до самых до окраин" – культурные стандарты. И воспитывал – почти с пеленок – на этих стандартах молодежь. И пока была культура, была и этика, были правила и нормы. И были жесткие табу на все, что эти нормы нарушает.

Новая посткоммунистическая "культурная элита" начала свою "реформу" с последовательной атаки на советскую культуру вместе с ее нормативностью и табу. И в этом очень даже преуспела. Большинство людей не слишком всматривается в собственную память, сравнивая сегодняшнее отсутствие норм, подаваемое как "культурный плюрализм", с нормативностью 20-летней давности. Но любой непредвзятый мыслящий человек не может не признать, что основной вектор "новой демократической культуры", предъявляемой российскому гражданину, сводится ко все более грубому и настойчивому сдиранию той самой ницшевской "культурной кожуры" со звериного в человеке.

Мне скажут, что в нынешней России любой желающий может приобщиться к высоким образцам российской и мировой культуры, покупая хорошие книги, аудиодиски и видеофильмы. Да и на экране телевизора иногда появляется вполне качественная культурная "продукция".

Но в том то и дело, что сегодня эти высокие культурные образцы уже почти некому воспринимать. Почти некому смотреть хорошие фильмы и читать хорошие книги. В том числе и потому, что теперь, после отмены обязательного выпускного экзамена по литературе (такое вот нововведение Минобрнауки!) у российских школьников фактически исчезает даже необходимость учиться читать. Это – на фоне того, что, как обнаружил ряд исследований, чуть не четверть выпускников школ вообще не может правильно понять элементарный русский художественный текст, – поскольку в нем, видите ли, встречаются метафоры!

И что тогда? Тогда почти единственные "культурные родники", к которым может прильнуть этот самый школьник – передачи по "телеящику" и содержание Интернета.

Сейчас в прессе бурно обсуждается предупреждение, вынесенное телеканалу 2x2 за показ американских мультсериалов, "пропагандирующих насилие и жестокость". Справедливое предупреждение или нет – судить не берусь. Смотреть этого рода продукцию пытался, но не смог: вызывает сильный рвотный рефлекс.

Но ведь проблема гораздо глубже! Она в том, что подавляющая часть отечественной телепродукции, подчиненной его величеству Рейтингу, воинственно антикультурна. Она даже не пытается "подтянуть" наличную телеаудиторию к высоким культурным образцам. Она, напротив, опускает эту аудиторию ниже любого культурного "плинтуса" – в первую очередь, за счет все более грубых нарушений разного рода культурных и этических табу. По простой коммерческой причине: такая политика вещания, потакающая низшим, звериным вкусам массовой аудитории, обеспечивает высокий рейтинг и большие рекламные деньги. А в развлекательном сегменте Интернета – планка этого "культурного плинтуса" еще ниже!

Мне скажут, что это проблема не только российская, что это – неотъемлемые издержки рыночной экономики и демократии с ее обязательной "свободой слова". А что, мол, вы хотите вернуться в эпоху советской идеологической цензуры?

Во-первых, в обществе, которое хочет жить и РАЗВИВАТЬСЯ, свобода слова – это, прежде всего, свобода СЛОВА. Не любого слова, а соразмерного тому, которое "было у Бога, и которое было Бог". А насчет "любого слова" там же сказано "горе тому, кто соблазнит малых сих".

Во-вторых, в эпоху советской цензуры я не хочу. Но должен заметить, что недавно избранный президент Франции Н.Саркози (как бы к нему ни относиться как к политическому деятелю) одним из первоочередных пунктов своих реформ назвал фундаментальную ревизию политики двух главных национальных телеканалов. А именно, потребовал полностью убрать с них рекламу и насытить сетку вещания высокохудожественной и научно-познавательной телепродукцией (которой, кстати, на нашем телевидении нынче НЕТ ВООБЩЕ).

И еще должен заметить, что в подавляющем большинстве развитых (и, тем более, быстро развивающихся!) стран есть гораздо более жесткое, чем в России, законодательство, детально определяющее пределы допустимой культурной "нормы". А кроме этого, в большинстве таких стран (назову хотя бы Великобританию, Германию, Норвегию, США) активно работают своего рода "наблюдательные советы" из высокоавторитетных культурных деятелей. К рекомендациям таких "советов" (в отличие от слабого гласа нашей Общественной палаты), хозяева телеканалов и даже голливудские продюсеры очень даже прислушиваются. Поскольку публичные вердикты этих "общественных культурных цензоров" вполне весомы и могут "обвалить" рейтинг канала или предопределить неуспех фильма в прокате.

Это – хоть какая-то культурная политика. И хоть какой-то тормоз на пути скатывания общества к полузвериному "культурному опрощению".

Сейчас у нас очень много говорится о развитии, о его демографическом и интеллектуальном потенциале. Но в проекте долгосрочной концепции развития России в отношении культуры формулируется следующая цель: "создание экономических условий для сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа".

Авторы концепции всерьез полагают, что "для сохранения и умножения" достаточно "создать экономические условия"? Они всерьез надеются, что реализовать амбициозные программы развития и новую инновационную экономику способен серийно выпускаемый таким вот образованием и такой культурной политикой "полузверек", функционально неграмотный и лишенный любых культурных и моральных табу?..




Вверх
   15-06-2012 19:00
�A crisis for political journalism... [Washington Post]
Совет Федерации присоединится к митингам оппозиции // Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
Сенаторы проверят, как выполняется одобренный ими закон о массовых акциях [Коммерсант]
В пятницу спикер Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы будут посещать оппозиционные митинги и отслеживать возможные судебные разбирательства по их итогам. Таким образом, Совет федерации попробует проконтролировать выполнение одобренного им же закона, ужесточающего наказание за нарушение на массовых акциях. Оппозиционеры считают, что наблюдение сенаторов не решит проблемы, и продолжают настаивать на отмене закона. [Коммерсант]
Итальяно-французское взаимопонимание меняет формулу борьбы с еврокризисом- меньше строгой экономии и больше роcта экономики. [Независимая Газета]
Clouds of Europe crisis hang over G20 summit [The Sydney Morning Herald]
Libya descends into militia chaos as hostages still held [The Sydney Morning Herald]
Debt Crisis [CBS News]
U.K. acts to insulate itself from euro crisis [Washington Post]
Greek health system crumbles under weight of crisis [Reuters]


Markets

 Курсы валют Курсы валют
US$ (ЦБ) (0,000)
EUR (ЦБ) (0,000)
РТС 1518.54 (+4,150)