В известном фильме
"Высокий блондин в желтом ботинке" один ас спецслужб спрашивает
другого: "Что это такое?" Ему отвечают: "Ловушка для
дураков". В нашей нынешней жизни таких ловушек несколько. И не обсудить их
значит просто признать, что интеллектуального достоинства в обществе не
осталось. И что нет тех, кто его отстаивает. Это значит сдаться без боя. Сразу
и окончательно. Под крики о "преступлениях режима". Под страстную
пустопорожнюю болтовню ни о чем. Сдаться? А вот, как говорят, "накося
выкуси"!
Анализируя ход
политической жизни после назначения Е.Примакова премьер-министром, я могу (и
даже должен) зафиксировать несколько уровней политической игры, ведущейся на
поле этого назначения и всего, что оно за собой уже "потянуло" (и,
несомненно, еще "потянет" в самое ближайшее время). Здесь и система
"вязких компромиссов" на поле
правительственных назначений. И очень важное выведение из игры такой структуры,
как Совет безопасности (ибо после долгого торга эту структуру решено оставить
фактически бесхозной). Это на поверхности. А под нею?
В "тихом
омуте" российской действительности много чертей. Сегодня главные
"черти", на которых хочется заострить внимание те, кто играет на
скачке валютного курса. Это узкий круг "особо привилегированных"
чертей. Их характеристикой я еще займусь. Вначале кое-что о других чертях и
важных темах, затронутых в сенсационном "открытом письме" господина
Тополя нашим "еврейским олигархам", опубликованном в "АиФ".
Замечания по еврейскому вопросу
В письме сказано
много справедливого. Но в нем есть, на мой взгляд, два фундаментальных дефекта.
Прежде всего
письмо написано с этноконфессиональных позиций в поликонфессиональном, а во
многом и просто светском обществе. Ставя во главу угла такой парадигмальный
подход, Тополь сразу выводит за рамки обсуждения весьма серьезные и
ответственные силы, которые этого подхода не разделяют, но готовы и
осмысливать, и прорабатывать, и вести стратегический диалог между русским и
еврейским народами, между Израилем и Россией. Только вряд ли можно назвать
наиболее широкой и благоприятной из всех возможностей для такого диалога
мессианскую парадигмальную схему. Даже в самых ее благородных и светлых
модификациях. Это ведь только в поговорке клин выбивают клином. А мессианство
мессианством только заклинивают. Мы ведь хотим не запутывать, а распутывать
узлы? Так что же, не ведаем, что творим?
Далее никакого единства в еврейском
сообществе России и в еврейском истеблишменте, в том числе и финансовом, по поводу
того, что знаменуют собой фигуры, перечисляемые господином Тополем, не
существует. В других же частях нашего истеблишмента нет
сосредоточенного желания рассматривать указанные фигуры через еврейскую призму.
Как нет этого желания и во всем российском обществе в целом. Это не значит, что
нет антисемитизма в России. Он есть. И он, конечно, подпитывается
фундаментальными ошибками (или чем-то большим) со стороны либерального
ультразападнического сегмента нашей элиты, носящего, что уж греха таить,
определенную этно-политическую окрашенность.
По этому поводу
один бытовой пример. У меня есть близкие друзья, один из них еврей, другой
русский. Что касается меня самого, то (внесу ясность в этот вопрос в связи со
спецификой темы) в моей крови очень много составляющих южных и северных, но
еврейской нет. Однако в случае эксцессов на еврейской почве (а они возможны, и
даже весьма, здесь я с Тополем согласен) я причислю себя к евреям. Потому, что
предки мои (сословные корни которых исключают причастность к обсуждаемому мною
этносу) завещали мне глубокое и фундаментальное отвращение к антисемитизму.
Завещали они и последовательно негативное отношение к организациям типа
"Союз русского народа". Комментируя родословные (в основном, как мы
понимаем, балтийские) родов, занимавшихся выстраиванием данной организации, а
также ее цели, мне всегда говорили: "Где появляется ЭТО, там разваливается
империя."
Поэтому у меня есть
генетически заданное отвращение к слову "жид" и всем его производным.
Тем более, что я знаю, что обсуждение различия между "евреями" и
"жидами" есть любимое занятие определенной части еврейского
сообщества, а также наших спецслужб, которые вкладывали в это деление очень
специальный смысл. Примерно тот же, что и Гиммлер, который говорил: "В
моем ведомстве только я знаю, кто у нас еврей".
Господин Тополь,
возможно, был движим самыми лучшими чувствами, когда рекомендовал нашим
олигархам быть "настоящими евреями" и "не жидиться". Но
реакция моя (и еще многих) на подобную лексику в связи с очень острой и больной
темой не может не быть сосредоточенно негативной. Почему поясню на том
примере, который мне пришлось предварить данной короткой справкой.
Мой еврейский друг
очень патриотичен, в меру консервативен, сдержанно коммунистичен. И таким был
всегда. Всегда не любил демократов, всегда любил СССР, гордился прошлым страны,
всегда скептически относился к так называемым реформам. Мой русский друг,
напротив, был очень демократичен, ужасно "вибрировал", когда кто-то
ставил под сомнение "священные фигуры" Ельцина и Сахарова. И тот, и
другой занимаются бизнесом и нельзя сказать, что бедствуют. И тот, и другой
были учеными (и неплохими) и в меру тоскуют об этом прошлом.
И вот праздник.
Выпили пару рюмок, начинаем обсуждать политику. И русский друг на одну тему
вдруг "впиливает": "А, тут одна жидовня!" Потом на другую,
на третью. Еврейский друг молчит. Я крайне жестко говорю своему русскому другу:
"Ты при мне этих слов не употребляй!" Возникает конфликт. Потом
конфликт разрешается. Друг этот отличный парень и вовсе не антисемит. Но
тайну мне открыла его жена. Она сказала: "Сергей, ты же его знаешь. Он как
губка. Что плывет в том потоке, который его несет, то он и впитывает. Будет в
этом потоке одно дерьмо отожми губку, это и получишь. Будет там что-нибудь другое
отожми и получишь это."
Подобное объяснение
впечатлило меня больше самого конфликта, который разрешился достаточно быстро и
безболезненно. И больше, чем данные социологических опросов, на которые в
дискуссии с Тополем сослался Березовский. На научном языке это, кажется,
называется "референтная группа". Но мне плевать, как это называется
на научном языке. Я всей этой пакости своих друзей не отдам. Ни русских, ни
еврейских, ни каких бы то ни было еще.
И, кстати, видя, как
американское общество с начала 80-х годов рассыпается на этнические группы, я хочу
дожить до времени, когда в России в более высоком и подлинно духовном смысле
будет реализован высший американский идеал идеал политической нации. Тот
идеал, который в США загубили (кто отдельный вопрос) с помощью
развертывания одного из самых зловредных лозунгов пересмотра истории задним
числом через пресловутое покаяние.
Спасение России
зависит от того, сумеем ли мы реализовать этот идеал. Ибо альтернатива ему
очень страшна. И работать надо на это. Не загрубляя вопрос всякого рода дурно
пахнущими словечками или предложением скинуться кому-то на бедность.
Справедливость восстановите! Правду верните в общество! А не скидывайтесь,
чтобы вас больше или меньше любили. Как все-таки все запуталось! Как деградировало!
И как часто даже в лучших, живой болью болеющих людях начинает спутываться
лексика мессианства и "откидняка".
Но это все
отступления. Хотя... впрочем, нет. Об это чуть позже.
А пока о расколе в
еврейском истеблишменте России, еврейской части российского общества,
российском обществе в целом. И о пресловутом "русско-еврейском
диалоге". На уровне элиты в первую очередь.
Здесь надо указать
на несколько обстоятельств.
Первое. Миф о том, что
еврейский капитал управляет Россией (имеется в виду как бы внутренний компонент
капитала) это именно миф.
Вяхирев не еврей.
Алекперов не еврей. Потанин не еврей. Виноградов не еврей. Я могу продолжать
эти перечисления до второго пришествия.
Второе. Я не специалист, но
я сомневаюсь, что еврейский капитал управляет миром. Возможно, есть совсем уж
закрытый аспект финансов, который я не знаю. Но я точно знаю, что этот аспект
не знают и все доморощенные "абличители" всемогущества еврейского
капитала. А вот что я знаю, и для чего я достаточно специалист так это какова
мощь исламского капитала, японского капитала, азиатского капитала в целом. Как
трудно и в какой острой борьбе делятся те потоки "товаров", которые
являются источниками сверхприбыли. Как напряжены даже отношения между капиталом
англо-саксонским и еврейским. И как все это переплетено. Как трудно тут
расставить внятные индексы.
Третье. Все рейтинги
экономического веса наших "олигархов", приводимые респектабельными
американскими изданиями, блеф, основанный не на информации, а на пересудах
или голом вранье. Базироваться на сплетнях бессмысленно, а реальная информация
вообще не оставляет камня на камне от упомянутых рейтинговых мифов.
Четвертое. У нас нет власти
еврейского капитала. Еврейской олигархии как верхушки этого капитала. У нас
есть несколько информационных империй, сочетающих в себе
либерально-прозападническую окраску с этно-политической. И "мальчики для
битья".
Пятое. И главное ради
чего нужна была эта преамбула. ИМЕННО ЛЮДИ С АБСОЛЮТНО РУССКИМИ ИМЕНАМИ И
ФАМИЛИЯМИ, ГОРДЯЩИЕСЯ СВОИМИ РОДОСЛОВНЫМИ, НАСТОЙЧИВО ТИРАЖИРОВАЛИ В
"УМЕРЕННО УЗКИХ КРУГАХ" ОМЕРЗИТЕЛЬНУЮ И СВЕРХПАГУБНУЮ ДЛЯ РОССИИ
ФОРМУЛУ: "БАБКИ ДЕЛАТЬ ЗДЕСЬ, АЭРОДРОМЫ НА ЗАПАДЕ". И я возвращаюсь к
тому, что сейчас творится. К той основополагающей черте суперразврата,
рассмотрение которой и увлекло меня (уверяю вас, более чем оправданно) в очень
нелюбимые мною дебри этно-политики.
Анатомия суперразврата
Поговорка карточных
шулеров гласит: "Знал бы прикуп жил бы в Сочи". Не вдаваясь в
детали обсуждения всегда непрозрачного вопроса о том, кто жил и живет в Сочи
(как метафорически, так и буквально), я обращаю внимание на одну достаточно
простую вещь.
Подлинные российские
"хозяева жизни" развращены многими обстоятельствами. Но есть только
одно действительно решающее обстоятельство, которым они развращены страшно,
ПОЧТИ необратимо и ПОЧТИ окончательно. Говоря ПОЧТИ, я оставляю открытой дверь
для того подлинно человеческого, что не может не существовать в самых циничных,
самых ФУНДАМЕНТАЛЬНО ПОГУБЛЕННЫХ людях. Это единственное действительно решающее
обстоятельство экономический суперразврат.
Суперразврат это
стремление любой ценой делать здесь "бабки" легко и в особо крупных
размерах. Делать их, прикрываясь идеей ускоренного строительства капитализма в
России ("первоначальное накопление, как вы понимаете не бывает
чистым" и т.д. и т.п.).
Первый этап делания
супербабок с помощью халявы созданная на закате 80-х система перекачки
"безнала" в "нал", к которой были допущены проверенные и
избранные "свои".
Второй этап
инфляционный период с 1992 по 1995 год. Инфляция, к примеру 300% в год.
Кредит дается в рублях (разумеется, привилегированному кругу лиц и за
соответствующий "откид") под 20-30%. На год. Потом кредит
возвращается. Обесцененными рублями. Тут надо шевелить мозгами, рисковать
жизнью, "пахать" сутки напролет? Нет! Тут надо подставить руки. И
"смазать" нужным образом нужных людей.
Третий этап
суперразвратной "халявы" ваучерно-денежная приватизация, плавно
перетекающая в залоговые аукционы. Опять-таки, нужно лишь договориться с
властью, "откинуть" кому надо, и получить завод стоимостью 500 млн
долл за 10 млн рублей.
Четвертый этап
делания супербабок с помощью халявы ГКО. И здесь все просто. Бери у населения
под 20% или у государства под 50%, и покупай ГКО под 150%. Государство ведь
гарантирует! В чем тут был прокол? В том, что к пирогу халявы ГКО допустили
слишком много людей. Слишком многие получили возможность жить в этом самом
Сочи.
Потом за кредиты,
данные на другое, из самой сердцевины этого "сочинского круга" вывели
избранных. Остальных "кинули". Дальше что? Дальше ведь надо не
опомниться, не взять голову в руки, не заниматься страной, а искать новый
способ делать супербабки именно на этой территории в суперкрупных масштабах без
всякого труда. И резко ограничив круг допущенных, чтобы на дольше хватило.
И вся видимость политической борьбы, все
эти театральные склоки между окончательно проституированными политиками
прикрывают собой только одно обсуждение о том, как будут делаться супербаки
на новом этапе, кто к этому будет допущен, а кто нет, будут ли воровать только
прежние банки, или кто-то подойдет поближе к кормушке, а кто-то отойдет от нее.
И в эту мерзопакостность вклеен на пакостных основах изгаженный еврейский
вопрос.
Обмусоливанием этого
конфликта нам хотят замутить реальные больные вопросы нашей экономики,
политики, культуры. Всей нашей жизни в целом. Нас покупают на эту дешевую
игрушку. На эту ловушку для дураков.
Ибо на самом деле мы
просто вступили в очередной круг делания суперприбыли из ничего. Круг под
названием "колебания валютного курса". Я уже говорил, что зная
прикуп, можно жить в "Сочи". Понимающие (и знающие подоплеку
"черного вторника" 1994 года) имеют дополнительные возможности
расшифровывать мою метафору. Но и те возможности, которыми располагает любой
думающий член нашего общества, более чем достаточны. (см. рис.1)
Амплитуда колебания биржевого
курса
|
|
А
А1 А2
24 р/д
Периодичность колебания
биржевого курса
|
|
3 раза
8
р/д
В В1
"Сочи", или
новый способ легкого делания суперприбыли
Итак, у вас есть
миллион долларов. В верхней точке А вы меняете его на 24 миллиона рублей. В
нижней точке В получаете за 24 миллиона рублей 3 миллиона долларов. В верхней
точке А1 меняете 3 миллиона долларов на 72 миллиона рублей. В нижней точке В2
меняете 72 миллиона рублей на 9 миллионов долларов. За 15 дней от А до В1 полтора периода биржевого колебания вы
сделали из миллиона долларов 9. За месяц так вы делаете из миллиона долларов
80! 8000% в месяц!
Разумеется, это
идеализированная схема. Но реальные цифры не так далеки от нее. Что нужно,
чтобы играть в эту схему? Нужно точно знать колебания курса, то есть создавать
эти колебания. Что и делает узкий круг биржевых игроков. Это новое
"Сочи".
А поскольку основная
биржа закрыта, и все происходит на уровне электронных торгов, то круг игроков
может быть очень узким. И управляет этим кругом система лиц, допущенных к
главным финансовым терминалам. То есть система главных биржевых политических
игроков. Борьба идет не за то, чтобы поломать эту машину, а за то, кто и в
каких долях будет допущен к сумасшедшим сверхприбылям на новом этапе.
Но поскольку биржа
закрыта, игроки должны иметь доступ к меновой валютной торговле. К узкооптовой
и розничной сети валютного обмена. В том числе (а теперь в первую очередь)
ТЕНЕВОЙ. Отсюда сращивание двух элементов: политической биржи и теневиков. И
третий элемент очевиден торговля. Пока качаются биржевые качели, цены только
растут. Они уже растут и в долларовом эквиваленте. Понятно, какие сумасшедшие
прибыли делают импортеры?
Кому-то кажется, что это можно длить
долго. Вряд ли. Через два, максимум три месяца такие "качели" в
сочетании с уже подчеркнутой еврейской адресацией к "делателям бабок"
могут привести к первым погромам. И к резкому фашистскому сдвигу страны.
О национальной повестке дня
Либо Примаков,
Геращенко и другие разорвут этот порочный круг, и тогда речь идет о серьезной
политической борьбе борьбе за новую парадигму, в которой исчезает гнусное
"бабки здесь а аэродромы на Западе". В которой Россия перестает
быть последним местом сумасшедших суперприбылей для узких групп с весьма
двусмысленными выходами на мировую арену. Либо все будет вписано в эту
парадигму. И тогда все программы, все идеи, все политическое суесловие только
ловушка для дураков.
Тогда на следующем
этапе нас опять ввергнут в инфляционную игру. И сумасшедшие бабки будут
делаться на инфляции так же, как в 1992 году. Замкнется чуть ли не десятилетний
цикл воровства, надругательства над страной и народом. И пока болтают
литераторы, изображают политическую борьбу политические актеры и лепечут
политические менеджеры на глазах мира идет это издевательство, этот гнусный
кураж.
Обозначенные мною
контуры системы экономического суперразврата ясны для всех, кто не чужд
реальному политическому анализу. И эти контуры, видит Бог, не отделены
непроницаемой стенкой от трюка с "киданием" мирового финансового
сообщества. И нужно не рвать на себе тельняшку, не прятать голову под крыло, а
считать и действовать, действовать и считать. Если хочешь что-то изменить и
имеешь для этого разум и мужество.
Ясно, что круг игроков
сужается, и игра близится к завершению. Но никто не хочет отказаться от главной
поганой формулы. Никто не хочет перестать беспощадно выжимать соки из
несчастной страны и несчастного народа, никто не хочет заняться делом,
но все хотят развлекаться сказками разного рода. В том числе и теми, которые я
описал выше.
Однако и это еще не
все. Есть
вещи пострашнее биржевых качелей. Это качели смысловые. Здесь тоже нас хотят
всех поместить в тот самый "сочинский" порочный круг и заставить в
нем вращаться до умопомрачения.
Не так трудно
вычислить все политические игры, который сейчас ведутся, расчленить уровни этих
игр, указать на межуровневые связи, дать оценку значимости каждого уровня...
Стоп! Значения в точки зрения чего? С точки зрения реальной политики?
Как при назначении
Евгения Максимовича, так и сейчас, я задаюсь одним основным вопросом не
обманываем ли мы себя, концентрируя все внимание на перипетиях "реал
политик"? Не обманываем ли мы общество, вовлекая его в эти перипетии?
Может быть, главное происходит все-таки не там? И даже не в мороке описанной
биржевой карусели?
Всмотритесь в
происходящее! Общественному сознанию навязывается (и с какой силой, с какой
агрессивностью!) новый политический миф. Миф о геронтократии, об дряхлых
замшелых академиках, тянущих в социализм. И противоречащих этой злой силе
"прозападных рыночниках".
Это та же ловушка
для дураков. То же возвращение в порочный круг, где мы вращаемся десять лет. Но
это то возвращение, которое еще страшнее описанной мною финансовой карусели.
Это уже не материальный, а смысловой морок. Настоящий привет из неоднократно
мной упоминаемого Зазеркалья нашей и мировой политики.
Дать втянуть себя в
этот морок значит капитулировать уже не аналитически, а идеологически. И
именно ради того, чтобы помешать подобной капитуляции, началось движение
интеллектуальных клубов пока очень робкое и неуверенное. С их манифестом. С
подписями очень разных и по-разному видящих вещи людей. И с общей
ответственностью за подписание. Почему я говорю о мифе про борьбу двух сил?
Мифе, отдававшем тухлятиной еще десятилетие назад, а сегодня уже истлевшем
окончательно?
Первое. Нельзя дать идейным
лидерам всего, что творилось в течение этого десятилетия, уйти от дискуссии, от
объяснения с обществом, с его интеллектуальной составляющей в том числе. Нельзя
длить этот "заговор умолчания". И нельзя сводить крупную дискуссию к
частностям, нельзя в очередной раз целостную оценку ситуации разменивать на
лобовые экономические сшибки.
Второе. Нельзя
недопустимо, преступно в условиях уже свершившейся беды уйти от осмысления
исторического опыта целого десятилетия. Это не значит, что этот опыт надо
растаптывать. Но просто не проанализировать его по-настоящему унизительно.
Унизительно для тех, кто делал моду в это десятилетие, унизительно для всех
нас.
Третье. Подобное осмысление
требует диалога интеллектуалов. Нельзя превратить такой диалог в
"бодание" политиков (тем более в связи со всем, что было сказано
выше). Политики могут войти в это пространство после того, как оно будет
создано. Если они сумеют и захотят войти. Не сумеют? Не захотят? Найдутся
другие политики! Но сейчас речь идет о формировании национальной интеллектуальной
повестки дня и о национальной дискуссии по вопросам, включенным в эту повестку
дня. А это не вопросы монетаризма или кейнсианства. Это как минимум вопрос о
модернизации как таковой и ее альтернативах. А как максимум... Как максимум я
просто не хочу предрешать.
Не будем опускать
руки. Ситуация сложнейшая, но не безвыходная. И безвыходной ее может сделать
только наша апатия. Мы не должны попадаться в ловушки для дураков, и мы не
будем в них попадаться. Правда ведь?